Генерал Гедеонов, управляющий императорскими театрами обеих резиденций, очень почетный и опытный человек, приложил все усилия, чтобы возвести их на такую высокую ступень в искусстве, и, будучи сам большим ценителем искусства, постоянно стремится к тому, чтобы самым лучшим представителям искусства Европы предоставить сцену. Итальянская опера, исполняемая в Санкт-Петербурге, является одной из лучших, существующих в наше время; немецкая - очень хороша (пока там проходят только комедии и спектакли, так как присутствие итальянской оперы притягивает к себе основную публику); балет, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, относится к самым лучшим в Европе, костюмы восхитительнее, чем в каких-либо других столицах; французская комедия великолепна, а русские оперы и водевили, в их неповторимой манере, просто совершенны. Во время шестинедельного поста перед Пасхой, когда не дается ни одно театральное представление, устраиваются представления живых картин и концерты различных отечественных и зарубежных исполнителей. Даже во многих губернских городах существуют свои довольно высокого качества частные театры, особенно в таких городах, как Рига, Тамбов, Казань, Харьков, Киев, Одесса, Тула и во многих других.
Князь Воронцов, губернатор и главнокомандующий на Кавказе, основал в Тбилиси французский и итальянский театры, которые мне очень рекомендовались и расхваливались местными жителями. В Тбилиси вообще царит очень живая и приятная атмосфера, которую большей частью создают многочисленные военнослужащие высоких чинов, живущие там со своими семьями. Князь Воронцов, принадлежащий к старейшему и знатнейшему боярскому русскому роду, живет там с поистине великокняжеским размахом.
В уездных городах дают театральные представления странствующие труппы, от которых, правда, не стоит многого ожидать, некоторые их таких трупп достаточно неплохо выступают, но найти хороший ансамбль – трудная задача.
Несомненно, ни в одном государстве мира не почитается искусство в такой мере, как в России. И нигде больше не ценится так талант, нигде больше деятель искусства так не поощряется, как в России. С обходительностью приветствуется каждый артист, осыпается вниманием и почитается с энтузиазмом.
Спросите у любой знаменитости нашего времени: у господ Тальберга, Листа, Дёлера, Гензельта (русский императорский камер-пианист), господ Серве, Оле Булл, Чарльза Майера, Леопольда Майера, Дрейшока, Вьетана (действующий русский императорский концертмейстер), Рубини, Тамбурини, Марио, Сальви, дам Виардо-Гарсия, Фрэцолини, Альбони, Персиани, Грифи, Таглиони, Эльслер и многих других, и вы услышите, как в России умеют ценить искусство, как здесь встречают и чествуют артистов, и насколько публика Санкт-Петербурга, Москвы и других больших городов любит музыку.
Русские очень восприимчивы к музыке; она соответствует их характеру и чувствам.
Сам император является большим поклонником искусства, с особым почтением и признательностью он принимает и чествует каждый выдающийся талант. Вышеупомянутые художники имели почти все всевозможные знаки восхищения императора. Гораций Верне охотно расскажет любому, как любезно, милостиво и великодушно каждый раз относится к нему сам император лично. В ателье знаменитого русского художника Брюллова очень часто заглядывал совершенно неожиданно лично император, присутствовал при работе, вел многочасовые беседы с ним о живописи и искусстве.
Господин фон Монферран, архитектор всемирно знаменитого Исаакиевского собора, получил многочисленные доказательства царской благосклонности и расположения.
В России всегда открыты двери перед деятелями искусств - дворцов ли, или же домов почтенных людей государства. При дворе их поощряет всяческим образом сам император и члены его семьи, в салонах они украшение общества, публика их уважает и ценит их талант.
Здесь знают разницу между коммерческим моментом и самим искусством, что, к сожалению, за границей так часто не различимо. Чаще же, если артист знаменит и имеет европейскую славу, все толпятся перед ним, чтобы отдать дань собственному тщеславию и похвастаться этим перед всем миром: само искусство редко когда почитается, только уровень славы артиста. В России умеют ценить каждого деятеля искусства – ради его таланта, а не славы.
Сам император, возвышенный господин, поощряет и содействует всему возвышенному! Как бы процветало искусство без милостей и благосклонности императора? Только завистники могут отрицать это.
В России имеются таланты и деятели искусства среди представителей всех классов.
Из русского дворянства среди многих других самыми известными, знаменитыми и почитаемыми художниками были барон Клодт, первый скульптор нашего времени (в основном лепил скульптуры лошадей), граф Толстой, известен и почитаем как медальер, скульптор, живописец и гравер, профессор Брюллов, известный как живописец, писавший исторические сцены (его картина „Последний день Помпеи“, выставленная в Академии Санкт-Петербурга, произвела фурор). Пейзажист Оватовский, живущий в Крыму, является одним из самых выдающихся талантов современности. Графы Виельгорские (из которых один недавно умер), генерал Львов, Глинка, и многие другие всемирно известны как музыканты и виртуозные композиторы.
Чтение французской, английской, немецкой литературы относится к излюбленным занятиям высших классов русского общества. Русские поэты и писатели Лермонтов, Пушкин, Марлинский, Кукольник, Жуковский, Полевой, Карамзин, Греч, Булгарин, Крылов, Метлев и многие другие - широко известные литераторы.
Любой иностранный ученый и писатель приветствуется в России от всего сердца. Кроме как, и абсолютно по праву, французский маркиз де Кюстин, подло использовавший оказанное ему гостеприимство, издав недостойные писания о России, после чего утратилось доверие к иностранным писателям, и кое-какие ученые и литераторы с этого времени так и будут вызывать недоверие и разочарование – но кто в этом виноват? В подобных случаях всегда невиновные должны страдать из-за одного клеветника!
Россия, стоящая выше подобных издевательств и клеветы, справедливо презирая их, будет делать себе же во вред, если без тщательной проверки станет и дальше оказывать всем чужеземцам безраздельное гостеприимство и доверие, рискуя пригреть на груди змею. |