От Невы до Днепра, а оттуда до Двины, я проехал Россию во всех направлениях и во все времена года, и на всех многочисленных дорогах со мной ни разу не приключился несчастный случай, который можно было бы списать на счет небезопасности. Темными осенними и зимними ночами проезжал я огромные расстояния по густым лесам, сотни верст через всевозможные глухие места как днем, так и ночью. Но никогда я не встречал ни одного разбойника, ни недоброжелателя, которые бы угрожали моей безопасности. Из тысяч путешествующих, что я встречал и с кем я говорил, ни один не знал такого случая, о котором можно было бы рассказать. И все же, какие глупости и абсурдные сказки подаются нам каждый день от лжецов и невежд, какие бессмысленные вещи говорят они о трудностях путешествия по России, о небезопасности на дорогах и опасности для жизни, которой подвергаются постоянно! Они утверждают, что видели даже сотни волков, жаждущих крови несчастного путешественника! С 1846 по 1850 год я постоянно путешествовал по России и видел только трех волков, двух я заметил в очень большом лесу перед Киевом, а третьего в Орловской губернии, недалеко от города Мценск. И эти животные выглядели настолько добродушно, что они не вселили в меня абсолютно никакого страха. Когда мои люди увидели их, они начали громко кричать и издавать разные совершенно негармоничные звуки, после чего эти добрые лесные жители бежали гигантскими прыжками в свои одинокие норы. Я не хочу ни в коем случае заявлять, что в России нет волков, это было бы так же нелепо, как и широко распространенная сказка о том, что вы рискуете на каждом шагу подвергнуться их нападению и быть разорванными на куски. Волки нападают на людей только тогда, когда их вынуждает к этому сильный голод, или если они идут в большой стае. Первого не надо бояться, потому что леса России настолько богаты всякими кореньями, а снега очень много, так что волки могут всегда утолить голод и жажду. Большие стаи встречаются очень редко, потому что, если охотники нападают на след большой стаи, они будут сразу истреблены. Стая из 15 волков - это уже редкость.
Конечно, здесь не идет речи о дремучих лесах, здесь они могут быть в очень больших количествах, но туда и нет пути для путешественников. Конечно же, время от времени они утаскивают лакомый кусочек для себя, и съедают на завтрак жирного поросенка или молодую лошадку, но это не убыток, так как у крестьянина живности много, и это для него не имеет большого значения.
Это действительно пустая иллюзия - представлять себе путешествие по России таким опасным и сомнительным. Можно поспрашивать у других путешественников, а затем оспорить фактами, если это происходит по-другому, чем так, как говорю я.
Острый и порочащий язык злонастроенных клеветников кажется мне даже в самых цивилизованных и свободных странах гораздо более опасным, чем стая голодных волков в густых лесах России! Мои читатели не того же мнения?
С момента назначения графа Клейнмихеля главным управляющим по дорожным сообщениям и общественным зданиям, в России стало в этом отношении совсем по-другому, и произошли изменения в лучшую сторону. Его предшественник граф Толь был одним из самых достойных мужей, но в последние годы своей жизни возраст и немощь мешали ему действовать с неутомимым рвением и железной деятельностью, которые отличали его раньше в этом важном для государства департаменте. В период правления графа Клейнмихеля, чья энергия, знание дела и усердие в сочетании с высоким управленческом талантом делает его образцом государственного служащего, Россия сделала огромные успехи в развитии дорожных коммуникаций, строительстве дорог и мостов в такой короткий промежуток времени (примерно 10-11 лет). Эта главная потребность России была устранена путем введения новых и совершенствования старых средств коммуникации в полном объеме.
Дороги из Санкт-Петербурга в Варшаву, Ригу и Москву являются, по всей вероятности, лучшими в Европе. Из Москвы в течение нескольких лет были открыты дороги во всех направлениях, и с каждый годом они все дальше уходили вглубь страны, и, таким образом, было улучшено соединение внутренней части страны с Москвой. После того, как железная дорога оттуда в Санкт-Петербург - это великое, трудное дело - будет завершена (полагают, в этом году), вся страна должна, в частности в отношении торговли и коммерции, пользоваться преимуществами от этого.
Все дороги очень хорошо продуманы, и в этом отношении, как и вообще в России, во всех государственных секторах экономики без исключения, царит самый большой порядок. Прилегающие к дорогам станционные здания построены со вкусом. Их конструкция очень удобна и комфортна, а внутреннее убранство можно даже назвать элегантным. Вся мебель сделана из полированной древесины дуба, сиденья на пружинах и обиты зеленым сафьяном. В этих зданиях царит такая чистота, какую еще надо поискать. Отслуживший солдат или отставной унтер-офицер следит за порядком каждого здания станции, которая находится под особым контролем старшего должностного лица Департамента дорожных сообщений.
Как приятно холодной и темной осенней ночью, утомленным от путешествия остановиться в этой уютной маленькой комнатке, и с началом дня, после хорошей чашки чая продолжить свое путешествие снова!
Станционные здания между Санкт-Петербургом и Москвой еще более впечатляющие, и гостиницы, где можно по пути остановиться, чтобы выпить чаю или пообедать - это маленькие дворцы в полном смысле этого слова: мебель обита шелковыми тканями, комнаты оклеены элегантными обоями, и не увидишь ничего другого, кроме паркетных полов. Еда вкусная, вина хороши.
Скорость, с которой ездят в России, известна, поэтому путешествия за границей кажутся по сравнению с этим невыносимыми: флегматичный, медленный характер немецких почтовых служащих и систематическое «ехать шагом», если же на дороге будет едва заметная кочка, не знакомо русскому человеку. С огнем и энтузиазмом гонит он лошадей полным карьером к следующей станции, где в кратчайшие сроки его ждут новые перекладные лошади.
Также и в этой части почтовой службы проведена явная и значимая реформа к лучшему. Больше не случится такого, как, например, раньше, когда приходилось ждать в течение нескольких часов на станции лошадей. Везде есть хорошие лошади в достаточном количестве. Возможность быть обманутым при оплате полностью исключена - на всех станциях висят печатные таблицы, из которых можно точно узнать цены и все, что путешественнику нужно знать в этом отношении.
На каждой станции лежит книга, в которой путешественник может оставить жалобы на надзирателя станции или почтовых служащих. Эта книга каждый месяц просматривается почтовым инспектором, жалобы доводятся до ведома начальства, и виновные будут затем строго наказаны. Что касается смотрителей станций, то в общих правилах дословно сказано: «Все законные требования каждого путешественника сразу соблюдать в вежливой манере, и смотрители не должны ни при каких обстоятельствах применять малейшую грубость. Строго следить за почтовыми служащими, и под страхом большой ответственности не позволять им доставлять какие-либо неудобства путешественникам».
Главный управляющий почтой, генерал-адъютант граф Адлерберг, один из самых выдающихся государственных служащих, показал большие способности во всех почтовых услугах в самом широком смысле этого слова. Эта трудная и важная для огромной Российской Империи административная область в настоящее время организована очень хорошо, принимая во внимание все разумные требования и пожелания. Почтовая служба, можно сказать с уверенностью, нигде в мире не устроена лучше, и я сомневаюсь, что где-то ещё есть настолько хорошие условия. Доставка почты чрезвычайно регулярная и быстрая, и почтовые расходы очень низкие. Пароходные линии между Санкт-Петербургом и Шецином запущены, путешествия во всех отношениях стали удобнее и дешевле, чем раньше.
Путевые расходы в России очень низкие. Стоимость на большинстве путей за милю составляет около 21 коп. серебром за лошадь. На второстепенных дорогах только половина этой цены; чаевые только по желанию. Только на некоторых дорогах они фиксируется в 6 коп. серебром для станции.
В Германии (например, в Пруссии), а также во Франции одни только чаевые больше, чем вы заплатили бы в России за весь период путешествия, причем не только законно существует очень высокий тариф для чаевых, но и почтовые служащие также просят личных чаевых. Четыре года назад я совершил путешествие из Санкт-Петербурга в Берлин на почтовых, и мог в достаточной мере подивиться этому надувательству – я обязан был на каждой станции платить значительные чаевые.
В каждом трактире в России, где останавливается почта, и путешественники хотят пообедать, цены на все продукты питания и напитки можно увидеть в печатной таблице, которые были проверены правительством, а сама таблица собственноручно подписана вице-губернатором; таким образом, совершенно невозможно, что путешественник, как это часто бывает за границей, будет обманут.
В небольшом местечке между Кенигсбергом и Берлином - я теперь уже не помню названия - я должен был заплатить 3 прусских талера за очень простой завтрак, состоящий из одной порции очень посредственного чая, небольшого количества холодного мяса и нескольких кусков хлеба, а за использование салфетки с меня взяли больше, чем она стоит совершенно новая!
Поистине, такие злоупотребления не встречаются в России, и люди даже не представляют, что они могут существовать. Трактиры в глубинках России, которые содержались ранее небрежными, приобрели совсем другой вид за последние несколько лет, они довольно-таки приличные и комфортно обустроены.
Время от времени находятся, конечно, исключения, особенно в трактирах, которые расположены на отдаленных дорогах; в губерниях и больших районных городах, напротив, есть все основания быть довольным в этом отношении. Проверка почтовых трактиров вменяется в обязанность специальным почтовым служащим.
В Санкт-Петербурге и Москве обустроено много прекрасных больших гостиниц, особенно за последние 5 лет. В Петербурге это Hotel du Nord, Hotel des Princes, Hotel Napoleon, Hotel de Londres. В Москве - Hotel de France, e Dresde, de Chevalier, de Wargin.
Все города губерний приобретают все более приветливый вид: главные улицы очень широки; как каменные, так и деревянные дома имеют очень приятные фасады, которые богато украшены балконами и колоннами.
Правительственные здания прекрасны все без исключения и построены солидно. Великолепные церкви, сады, большие площади особенно украшают города. Новгород, Тверь, Тула, Орел, Казань, Тамбов, Харьков, Одесса, Киев и многие другие - это всеми любимые и дружелюбные города. Особенно живописен Киев, верхняя половина города лежит на прелестной горе, нижняя - у берега Днепра; отвесные склоны горы, между верхней и нижней частями города обсажены деревьями, среди которых стоят маленькие приветливые домики. В 1846 году там шло строительство большой крепости. Городской сад в Киеве очень красив, ежедневно там играет военная музыка, а театр можно называть действительно хорошим. Киев был первым городом во внутренней части России, где я задерживался довольно долгое время; его великолепное положение и романтические окрестности произвели на меня глубокое впечатление. Примерно в 2 часах от Киева лежит принадлежащее господину Лукашевичу поместье, которое можно называть поистине обворожительным; густые аллеи высоких каштанов, виноградники в большом количестве, великолепное обилие цветов, - все создано в форме террасы и расположено на маленьком озере, под итальянским небом; что-то более прекрасное едва ли можно себе представить.
Этот великолепный город навсегда останется в моей памяти. Я надеюсь, что осуществлю свою мечту, и увижу его снова.
|