Web Analytics


Русская Стратегия

"Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба Русского народа за свободу и достойную жизнь на земле - продолжается. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею." И.А. Ильин

Категории раздела

История [3011]
Русская Мысль [338]
Духовность и Культура [476]
Архив [1338]
Курсы военного самообразования [101]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    «Только вера дает силу жить..» Профессор Андрей Сергеевич Вязигин (1867−1919). Ч.1.

    Андрей Сергеевич Вязигин родился 15 октября (по ст. ст.) 1867 г. в дворянской семье в родовом имении на хуторе Федоровка (Волчанского уезда Харьковской губернии), расположенном у самой границы Харьковского уезда. Огромную роль в воспитании А.С.Вязигина, выработке его миросозерцания, интереса к истории сыграла бабушка — М.А.Худашова, «умная старуха, крепкая в своих нравственных устоях. Она сумела внушить своему внуку с раннего детства твёрдые религиозные убеждения и непоколебимое чувство долга».

    С детства полюбив деревню, А.С.Вязигин впоследствии «всегда близко принимал к сердцу нужды и запросы крестьянской и мелкопоместной Руси». И, несмотря на то, что уже в ранние годы он оказался в Харькове, тем не менее, не только на каникулах, но и в другое свободное время он часто приезжал на хутор.

    Обучаясь в 3-й Харьковской гимназии, А.С.Вязигин обнаружил недюжинные способности к истории, нашёл поддержку в лице преподавателя прот. Тимофея Павлова и инспектора гимназии М.В.Алексеева, который называл гимназиста Вязигина «выдающимся учеником». В этом убедился и молодой приват-доцент Императорского Харьковского университета (а впоследствии университетский наставник А.С.Вязигина, известный профессор-антиковед) В.П.Бузескул, который тогда временно преподавал в гимназии.

    В 1886 г. А.С.Вязигин поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, где проявил такие выдающиеся способности, которые вызывали восторг у своего учителя — профессора В.К.Надлера. Сохранилось несколько тетрадей — конспектов лекций студента Вязигина, которые свидетельствуют о его старательности и аккуратности.

    В 1890 г. А.С.Вязигин был удостоен золотой медали за сочинение на предложенную факультетом тему: «Борьба Генриха IV с Григорием VII до избрания Рудольфа Швабского (По источникам)». Автор проявил себя здесь не только как талантливый историк, но и как знаток иностранных языков. В.К.Надлер в своём официальном отзыве констатировал: «Труд этот во всех отношениях выдающийся <…>: он обнаруживает в авторе не только необыкновенное прилежание, но и недюжинные способности. Напечатанный с небольшими изменениями он мог бы смело служить магистерской диссертацией». Ещё студентом А.С.Вязигин подготовил в павленковской серии «Жизнь замечательных людей» книжку «Григорий VII, его жизнь и общественная деятельность», которая вышла в свет в 1891 г. и быстро разошлась.

    Выдержав в том же году государственный экзамен с дипломом первой степени, А.С.Вязигин был оставлен с 1 января 1892 г. стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории. Это были годы напряженнейшего труда, когда появляется целый ряд его научных работ. В 1894 г. он выдерживает установленные экзамены на степень магистра всеобщей истории и получает звание приват-доцента по кафедре всемирной истории, где стал читать лекции по истории средних веков. Однако научная работа не только не затормозилась, но становилась всё более интенсивной. Причём, А.С.Вязигина признают (не только русские учёные, но и западноевропейские) как «выдающегося знатока вопроса с независимыми взглядами», выводы его считают «очень основательными», а критику «компетентной).

    В 1898 г. А.С.Вязигин блестяще защитил магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории папства в XI веке», которая, как и прежние труды, получила высокие оценки научной общественности, в том числе авторитетнейшего специалиста по средневековью Е.Н.Трубецкого (переписка с которым частично сохранилась), который отметил такие качества автора как: «богатая эрудиция, тонкое историческое чутьё и завидное умение пользоваться тем обширным материалом источников, которыми он располагает».

    И ещё нельзя не отметить одну отличительную сторону учёной деятельности А.С.Вязигина. В его трудах средние века не являлись чем-то мёртвым или чуждым современному человеку. «Наиболее жизненной стороной» в «возрождении средневекового настроения», с точки зрения автора, является «возврат к вере, признание за нею её прав и необходимости для разумного миропонимания». «Без веры, — констатирует он, — жизнь пустыня, наполненная ужасами, возбуждающая отчаяние». И он уверен, что «возврат к вере поведёт к возвращению блудных сынов в лоно любящей матери, св. Церкви, под руководством которой единственно может произойти полное обновление общества; иначе течение останется раздробленным на мелкие ручейки, вызовет частичные, местные улучшения, но не превратится в мощный поток, разносящий во все концы мира глубокую преданность заветам Спасителя и полную готовность осуществить свои верования на деле».

    Несмотря на активную научную деятельность и уже будучи магистром, А.С.Вязигин по-прежнему оставался приват-доцентом. В 1899 г. у него родился второй сын. В это время последовали предложения перейти в Юрьевский, а затем в Киевский университеты с гораздо лучшими для него условиями, но А.С.Вязигин остался в Харькове (хотя и.о. экстраординарного профессора он был утверждён лишь 22 декабря 1901 г.).

     

     

    + + +

     

     


    По переписи 1897 г. Харьков занимал 8-е место в Российской Империи (около 174 тыс. чел.), из них 89,09% составляли русские: 109 914 чел (63,17%) великороссы, 45 092 (25,92%) малороссы. В границах сегодняшней Украины это был город-стотысячник с самым высоким процентом людей, назвавших русский язык родным. Евреев было 9848 чел. (5,66%), 3969 (2,28%) поляков, 2353 немцев, более 1000 цыган, 760 магометан, 207 караимов и т. д.

    Рост населения города был скачкообразным и очень быстрым: 1903 г.- ок. 205 тыс. чел.; 1907 г.- ок. 220 тыс. чел.; 1916 — ок. 283 тыс., т. е. за 19 лет прирост населения составил около 109 тыс. чел. Между племенными (этническими) группами процентное соотношение в начале ХХ в. существенно не менялось. Но вот активность малых племенных групп в различных сферах никак не соответствовала их процентной доле.

    Важную роль в Харькове играли учебные заведения, особенно университет. И среди преподавательского, студенческого состава, и среди представителей так называемых свободных профессий всё заметнее становилось, что «инородцы ощутительно» проявляли «противоречащую исконно русским началам деятельность». В 1899—1901 гг. активизируются антиправительственные студенческие выступления. К этому времени в Харькове социал-демократами был уже создан комитет (1898 г.). Харьков был одним из центров эсеров. Здесь действовало ядро их боевой организации. Нельзя не вспомнить маёвку 1900 г. Городскую Думу возглавлял либерал.

    Эти и другие факторы привели к тому, что наиболее выдающаяся русская часть харьковской профессуры принимает решение более активно включиться в общественную деятельность. В 1902 г. они направили заявление в Совет Русского Собрания с просьбой открыть Харьковский Отдел.

    Вот как об этом рассказал один из инициаторов профессор-историк П.Н.Буцинский: «Основанием для возбуждения <…> ходатайства <…> послужила настоятельная необходимость в борьбе с надвигающимися силами космополитизма, влияние которого становится столь ощутительно в жизни русского провинциального общества».

    Весной 1902 г. во время Великого поста между студентами Харьковского университета образовалась группа лиц (около 50 чел.) «пожелавших противодействовать возникавшим в то время забастовкам учащейся молодёжи и успевших воспрепятствовать студенческим сходкам и прекращению учебных занятий. На этот добрый почин отозвались некоторые профессора университета, принявшие под своё покровительство благонамеренную группу студентов… Но для достижения существенных результатов как в области духовного воздействия на молодёжь», так и с целью влияния на общественные настроения, необходима была организация русских людей.

    Естественно, что А.С.Вязигин не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило в университете и городе. Тем более, что он имел и организаторский талант и определённый организационный опыт (29 декабря 1899 г. его отправили в Москву на заседания предварительного комитета по устройству XII Археологического съезда в Харькове). Отличаясь широким историческим кругозором, «удивительно тонким критическим чутьём», свободно владея художественным словом, он пользовался «исключительным успехом у своих слушателей как лектор». Благодаря этим достоинствам преподавания аудитория А.С.Вязигина в конце года была «столь же многочисленной, как и вначале».

    Первоначально предполагалось образовать в Харькове самостоятельное общество. Однако некоторые члены Русского Собрания, проживающие в Харькове, предложили создать отдел уже существующего Русского Собрания. Это позволяло ставить одни цели и получать поддержку из центра.

    Учитывая местную специфику, решили выработать и некоторые особые положения. Для того чтобы не дать возможности провокаторам проникнуть в организацию, было решено просить Совет Русского Собрания:

    «1) чтобы лица, проживающие в Харькове, могли быть принимаемы в действительные члены Русского Собрания не иначе, как по предложению Совета Харьковского Отдела, и 2) чтобы члены Совета Харьковского Отдела избирались из действительных членов Русского Собрания, а из числа членов названного Совета и председатель и делопроизводитель утверждались Советом Русского Собрания». Впоследствии к вышеназванному была добавлена просьба и об утверждении товарища председателя Отдела. Кроме этого право решения о закрытии Харьковского Отдела предоставлялось Совету Русского Собрания.

    23 февраля 1903 г. Совет Русского Собрания в Петербурге получил разрешение учредить в г. Харькове первый Отдел, который должен был действовать на основании Устава «Русского Собрания» и «Особого к нему Добавления». Этот почин привел к тому, что вскоре отделы РС возникли практически во всех крупных центрах России. Ходатайство было одобрено и Харьковским губернатором И.М.Оболенским, на которого, кстати, в 1902 г. было совершено покушение.

    22 марта 1903 г. учредители выбрали из своей среды для управления делами Отдела Совет из 6 профессоров: председателем был избран Вязигин, товарищем председателя — Яков Афанансьевич Анфимов, делопроизводителем — Яков Андреевич Денисов, казначеем — Василий Иванович Альбицкий, членами Совета Петр Никитич Буцинский и Николай Константинович Кульчицкий.

    Следует обратить внимание, что Совет Харьковского Отдела Русского Собрания (ХОРС) состоял из выдающихся профессоров университета. Н.К.Кульчицкий, например, в 1897—1901 гг. был деканом медицинского факультета, а в 1916 г. стал последним министром народного просвещения Российской Империи; а профессор Я.А.Анфимов — возглавлял медицинские общества и т. д.

     

     

    + + +

     

     


    С 1902 г. А.С.Вязигин начал издавать журнал «Мирный труд», ставший со временем лучшим провинциальным «толстым» журналом правого толка. Первый номер вышел в феврале 1902 г. Он открывался программной вступительной статьей редактора-издателя, которая представляла собой своего рода манифест. В полном соответствии с учением классиков славянофильства автор писал: «Вне народности нет мышления, нет познания, нет творчества. Стало быть, и каждый русский не может отрешиться от своей национальности, ибо еще ребенком, с первым своим лепетом, начал проникаться ею, постепенно все теснее и неразрывнее сливаясь всем существом с родной стихией». Причем, как и славянофилы, Вязигин специально оговаривался: «Нам нельзя поворачиваться спиною и к Западу стране святых чудес, по выражению родоначальника нашего славянофильства А.С.Хомякова». Редактор призывал читателя не предаваться унынию и пессимизму, стеная по поводу утраты русским народом самобытности: «Наш великий народ не утратит своего облика и своей духовной самобытности, пока на земле будет звучать живая русская речь».

    В статье давалось объяснение и названию журнала. Редактор писал: «Не пустые и звонкие слова, не боевые кличи и громкие речи, способные сладким дурманом опьянить юные головы, нужны нашей дорогой, терзаемой столькими общественными недугами, родине… Наше отечество прежде всего нуждается в скромных тружениках, делающих свое „маленькое дело“ ради подъема общего культурного уровня, являющегося следствием настойчивой работы каждого из нас над самим собою, а не туманных стремлений к насильственным и коренным переворотам, заранее осужденным историей на полную неудачу: единственной зиждущей силой, выдержавшей вековые испытания, был и остается мирный труд».

    В течение первого года вышло 5 выпусков журнала. Подводя итог первого года издания, в 5-м номере А.С.Вязигин отмечал, что журнал достиг своей цели, сплотив разрозненных доселе национально мыслящих представителей русского образованного слоя в Харькове. Свидетельством успеха, по мысли редактора, является, прежде всего, поход против нового журнала представителей либерального лагеря. Однако А.С.Вязигин был чужд победных реляций и откровенно говорил об ошибках. Во-первых, изначально ошибочно были ограничены только научно-литературными проблемами рамки журнала, что не позволяло высказываться по актуальным общественным вопросам. В результате журнал не мог иметь того звучания, какое нужно. Во-вторых, нужно было внести коррективы в периодичность издания. Чтобы быть эффективным органом печати, журнал должен быть ежемесячным.

    В связи с этими соображениями редактор-издатель объявлял, что для решения этих вопросов он берет паузу и приостанавливает выпуск журнала, но с 1 января 1904 г. журнал станет выходить в обновленной форме с постоянным штатом сотрудников (за этот год журнал «содержал в себе 2405 стр. убористого шрифта»). В письме к К.П.Победоносцеву от 10 октября 1904 г. по поводу статьи Д.А.Хомякова «О классицизме» Н.М.Павлов высоко отзывается о А.С.Вязигине, как о «достойном всякой поддержки» редакторе «очень симпатичного по направлению, журнала «Мирный труд», «гонимому многокрайними недоброжелателями русского = православного направления».

    В 1904 — 1906 годах «Мирный труд» выходил 10 раз в год, а с 1907 г. и до конца 1914 г., когда издание было прекращено, выходил стабильно 12 раз в год, даже в то время, когда редактор-издатель А.С.Вязигин был депутатом Государственной Думы III созыва. В первые годы журнал печатался в типографии Губернского правления. В 1907 г. начала работать электропечатня журнала «Мирный труд».

    Издателю удалось привлечь к сотрудничеству многих видных правых публицистов и ученых, причем, не только из Харькова, но и всей Империи. О русских древностях писал акад. А.И.Соболевский, барон М.Ф.Таубе публиковал философские трактаты, помещал свои сочинения проф. В.Ф.Залесский, депутаты Государственной Думы Г. Г.Замысловский и Г. А.Шечков регулярно высказывались по актуальным вопросам в контексте русской самобытности, А.П.Липранди исследовал национальные и окраинные проблемы. В журнале также сотрудничали Н.И.Черняев, депутат III Государственной думы И.И.Балаклеев, педагог Н.Н.Родзевич, проф. Ф.С.Хлеборад, генерал М.М.Бородкин, проф. Я.А.Денисов, проф.-прот. Т.И.Буткевич, Н.М.Павлов, Д.А.Хомяков (сын А.С.Хомякова) и др. известные люди.

    Один из инициаторов создания ХОРСа М.А.Остроумов — заслуженный ординарный профессор по кафедре церковного права Харьковского университета, с марта 1903 г. по апрель 1906 г. являлся редактором «Харьковских губернских ведомостей», которым, по его же словам, «придал строго консервативный характер». За время М.А.Остроумовым здесь было опубликовано более 230 собственных статей.

    25 января 1904 г. в Харькове открывается религиозно-просветительное общество «Братство Озерянской иконы Божией Матери», которую А.С.Вязигин приветствовал как «новый оплот Православия в Харькове». В этом же году при епархиальном училище было создано Братство святой Великомученицы Варвары. К исходу 2-го года существования ХОРС насчитывал 273 члена, из них 54 были иногородними.

    Несмотря на рост активности русских людей в 1905 г. в Харькове происходят довольно бурные события. В октябре 1905 г. университет на несколько дней был захвачен вооружёнными студентами и рабочими и окружён баррикадами.

    Часть студенчества, поддерживаемая либеральной профессурой, решила бойкотировать членов ХОРС Т.И.Буткевича, А.С.Вязигина, М.А.Остроумова, Я.А.Денисова, не посещать и не записывать их лекции и требовать изгнания их из университета. Была выделена группа студентов, которые срывали лекции названных профессоров. Члены ХОРС подвергались различным притеснениям: отказ в приёме на работу, в кредите, в приёмке к оплате векселей и т. д. Требовались срочные активные меры.

     

     

    + + +

     

     


    В декабре 1905 г. А.С.Вязигин выступил инициатором учреждения в Харькове отдела Союза Русского Народа, и уже 15 января 1906 г. Харьковский отдел СРН (ХСРН) был торжественно открыт. На то время в ХСРН насчитывалось около 1100 чел. Под правление Отдела на первых порах Вязигин предоставил помещение в своём собственном доме, а затем правление разместилось в Покровском монастыре. ХСРН благодаря усилиям А.С.Вязигина (хотя он не был его председателем, а только членом Совета) действовал весьма энергично. Стали поступать пожертвования. Союз начал издавать газету «Чёрная сотня», брошюры, листовки.

    В первый год было осуществлено более 20 различных изданий общим тиражом 544 тыс. экз. Распространялись различные монархические издания. Стали открываться чайные-читальни, отделы в губернии. На всё это требовались немалые средства, поэтому в июле 1906 г. А.С.Вязигин выдвинул идею о самообложении русских людей хотя бы одной копейкой в день. Впоследствии эта идея приобрела всероссийскую известность, вылившись в стройную систему сборов «Мининской копейки». В 1906 г. активизируется деятельность «Кружка русских студентов». Открывается в декабре 1906 г. Кружок ревнителей православия при Харьковском обществе русских людей под рук. членов ХСРН прот. П.Н.Скубачевского и прот. И.П.Знаменского.

    Андрей Сергеевич открывал Отделы СРН в Харьковской губернии, был активным участником практически всех всероссийских монархических форумов этого времени. На 1-м Всероссийском съезде Русских Людей в Санкт-Петербурге (8−12 февр. 1906 г.) он выступил с приветствием от имени ХОРС, в котором заверил делегатов, что в Слободской Украине нет сепаратизма, в его пользу здесь раздаются лишь отдельные голоса, но «древняя половецкая степь не думает и не желает отделения». На 2-м Всероссийском съезде Русских Людей в Москве (6−12 апреля 1906 г.) Вязигин был избран товарищем председателя Съезда. На 3-м Всероссийском съезде Русских Людей в Киеве (1−7 октября 1906 г.) он был одним из самых активных участников, избирался членом двух комиссий — по выработке проекта постановления по вопросу об избирательном законе и по вопросу об объединении монархистов. Выступая в прениях по вопросу об объединении патриотических союзов, А.С.Вязигин заявил: «Наша история знает формы объединения: община и Собор. По этому типу возможно и наше объединение. Европейские партии с их дисциплиной нам невыносимы; да и кто будет у нас вождем нашей партии. У нас есть один — Самодержец Всероссийский. Никому другому мы при нашем свободолюбии подчиняться не можем, и нет никакой принудительной силы для такого подчинения. В нашем деле одна общая команда невозможна… Я предлагаю организовать девять, так сказать, военных округов в крупных центрах, как Петербург, Киев, Одесса и т. д., которые и служили бы средоточиями, а не командами». По вопросу об объединении 3-й Съезд принял схему, близкую той, что предлагал вождь харьковских монархистов.

    Деятельность ХСРН поддерживал генерал-губернатор Н.Н.Пешков. Правящий архиерей — архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений (Брянцев) в октябре 1906 г. освятил хоругвь Совета в честь св. вмч. Георгия Победоносца и стал почётным членом ХСРН. Почётными членами также стали св. прав. Иоанн Кронштадский, знаменитый генерал Е.В.Богданович и председатель Главного Совета Союза детский врач А.И.Дубровин, который в ноябре 1906 г. посетил Харьков.

    Такая деятельность не могла не дать результатов. И если во время выборов в I Гос. Думу победу в Харькове одержали кадеты, правда с нарушением действующего законодательства, то в Государственный Совет (май 1906 г.) прошёл как представитель кадетов, так и представитель правых — протоиерей Т.И.Буткевич. Зато выборы во 2 Гос. Думу (нач. 1907 г.) кадеты в Харькове проиграли.

    На выборах в III Гос. Думу А.С.Вязигину удалось грамотно организовать предвыборную кампанию. В частности, он привлек к составлению листовок и прокламаций для крестьян и рабочих черносотенцев из простонародья, которым были понятны чувства и мысли представителей своих сословий (вот где и понадобилось знание деревенской жизни, приобретенное на хуторе Федоровка!). На стадии избрания выборщиков выборной кампании победили представители правых организаций. 19 октября 1907 г. Вязигин одержал убедительную победу и был избран в Думу. Победа кандидата от монархистов в крупном городе была редким явлением, поэтому известие об этом вызвало бурю энтузиазма.

    Победа правых в Харькове была обеспечена ещё и тем ещё, что с конца 1906 г. ХОРС и ХСРН совместно выступили против красносотенцев. К концу 1907 г. в губернии действовало 26 отделов ХСРН с численностью не менее 10 тыс. чел.

    22 октября 1907 г. в день Казанской иконы Божией Матери состоялось чествование члена Государственной Думы А.С.Вязигина, превратившееся в крупную патриотическую манифестацию. Членом Государственного Совета прот. Т.И.Буткевичем в сослужении с о. П.Н.Скубачевским был отслужен молебен, по окончании которого о. протоиерей от имени Харьковского СРН благословил А.С.Вязигина образом Озерянской Божией Матери и сказал напутственное слово, отметив: «Мы знаем какую веру и какое благоговение Вы питаете к Матери Божией, теплой Ходатайнице нашей пред Богом».

    С приветственными речами выступили председатель Харьковского СРН Г. К.Уткин, член Совета Харьковского РС проф. Я.А.Денисов, харьковский судья, член СРН И.М.Бич-Лубенский, который передал А.С.Вязигину завет харьковчан: «Не отдавать ни пяди родной земли ни внешним, ни внутренним врагам». Вязигина приветствовали также ораторы от русских женщин, студентов, рабочих и др. А один из активистов монархического движения И.А.Аносов прочитал стихотворение «Вождю», в котором сравнил лидера харьковских монархистов с «гранитным утесом»:
    Была пора, и подлый враг
    В чаду слепого озлобленья
    Чернил твой каждый смелый шаг,
    Грозил невзгодами отмщенья!..
    На смену дням бежали дни —
    Враги злорадно ликовали…
    Но день настал, — и вот они, —
    Теперь уже они — в печали!
    И этот день, как все, пройдет…
    И много в будущем быть может,
    Таится горя и невзгод…
    Но нас сомненье не тревожит:
    Укор толпы, укор людей
    Души высокой не печалит!
    Пускай шумит волна морей, —
    Утес гранитный не повалит!..

    На патриотическом вечере были зачитаны также поздравительные телеграммы от епископа Белгородского Иоанникия (Ефремова), председателя Совета РС князя М.Л.Шаховского, Н.Н.Родзевича, А.С.Шмакова, Д.А.Хомякова, руководителя Тамбовского Союза Русских Людей М.Т.Попова, прот. Сергия Городцова (будущего митрополита Варфоломея) и др. видных политических и общественных деятелей.

    Растроганный проявлениями уважения и любви, Андрей Сергеевич написал в своем прощальном послании: «Моя дорогая, многотысячная харьковская Черная Сотня! Еще раз шлю тебе свой низкий поклон и сердечную благодарность за ласку, за любовь, за неизменную поддержку и усердно прошу верно пестовать наше общее детище — „Харьковский Союз Русского Народа“. Ведь он еще не имеет и двух лет от роду, хоть и приобрел почетную известность по всей Руси Великой и Святой. Необходимо младенца-богатыря холить и лелеять, чтоб он стал славным и могучим богатырем, сокрушителем всякой неправды, смирителем всех темных сил — современных Соловьев-разбойников, Змеев-Горынычей и Жидовинов поганых». Вязигин просил своих соратников следовать завету апостольскому, — быть единомысленными и единодушными. Он выражал уверенность в конечном успехе борьбы монархистов: «Россию ждет много испытаний, но и конечное торжество, если все мы окажемся достойными сынами наших предков и сомкнутыми рядами дадим грозный отпор наглым притязаниям супостатов и недругов. Многократно они поднимались на Святую Русь, но каждый раз ложились под ее пяту, повергнутые в прах. Та же участь ждет их и ныне».

    В III Гос. Думе А.С.Вязигин играл заметную роль. 1 января 1908 г. он был награжден вторым орденом — св. Владимира 4-й степени, а 22 октября того же года после смерти гр. В.Ф.Доррера Андрей Сергеевич, как один из самых авторитетных правых деятелей, был избран председателем фракции правых. От имени правых он резко выступал против посягательств Думы на права Монарха, против принятия законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое, внесенного октябристами и левыми и принятого Думой, за укрепление религиозного образования. Наиболее важными из его выступлений в Государственной Думе стали: «Незыблемость Самодержавия — основа государственного строя России», «Незаконность решения Государственной Думой религиозных вопросов», «Задача русского народного просвещения», «Цель похода против церковно-приходских школ». Во время одного из выступлений, когда Вязигин проводил анализ национального состава студенчества, отмечая непропорциональное преобладание в нем еврейского элемента, слева раздался выкрик, что выяснение национальности — это мракобесие, на что Андрей Сергеевич спокойно ответил: «Если до меня говорили представители различных национальностей и отстаивали свои интересы, то мне, как русскому человеку, можно отстаивать интересы того народа, к которому я принадлежу».

    В период работы в III Государственной Думе А.С.Вязигин входил в Бюро для взаимной осведомленности и совместных действий правых деятелей, которое состояло из трех членов Думы (А.С.Вязигин, Г. Г.Замысловский и гр. А.А.Бобринский) и трех членов Государственного Совета (А.С.Стишинский, М.Я.Говоруха-Отрок и кн. А.Н.Лобанов-Ростовский) под председательством члена Гос. Совета кн. А.А.Ширинского-Шихматова. Во время своего пребывания в составе Гос. Думы под влиянием В.М.Пуришкевича Вязигин наряду с другими правыми думцами сблизился с Русским Народным Союзом им. Михаила Архангела (РНСМА). В 1909—1912 гг. он был членом Главной Палаты РНСМА, в 1913 г. членом редакционной комиссии «Книги русской скорби» и членом Комиссии РНСМА для подготовки празднования 300-летия Дома Романовых. 8 ноября 1909 г. читал лекцию «Об основных законах Российской Империи» для членов 1-го Российского Экономического Рабочего Союза, созданного при Союзе.

    Несмотря на активную общественную деятельность А.С.Вязигин продолжал заниматься и научной, преподавательской деятельностью. Так в 1906—1908 гг. он обработал, дополнил и издал второй том (в 2-х частях) «Лекций по всемирной истории» своего покойного коллеги М.Н.Петрова. Как подчёркивал проф. Я.А.Денисов, «обработка чужого труда является делом неблагодарным и невидным и требует известного самопожертвования от того, кто за него берётся. И эту жертву А.С.Вязигин принёс и, несмотря на исключительно неблагоприятные обстоятельства <…> справился со своей задачей блистательно».

    А.С.Вязигиным была опубликована целая серия научных статей по истории попыток осуществить на практике идеи Августина Блаженного (идеи Царства Божия на земле). Эти статьи должны были стать основой докторской диссертации. Но избрание автора в Гос. Думу помешало её завершению. А.С.Вязигиным было написано и немало публицистических статей.

     

    Александр Дмитриевич Каплин, доктор исторических наук, профессор, Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина
    Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор ИА «Русская линия«

    https://rusk.ru/st.php?idar=103874

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (24.09.2019)
    Просмотров: 44 | Теги: преступления большевизма, деятели русского движения, красный террор, даты, россия без большевизма, сыны отечества
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1510

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru