Андрей Воронихин — фигура в истории отечественной архитектуре знаковая, без каких бы то ни было скидок эпохальная.
Андрей Никифорович Воронихин родился в 1759 году в селе Новое Усолье Пермской губернии, вотчине Строгановых, в семье крепостных. Поговаривали, что он был внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова и девицы-вогулки Марфы Чероевой, выданной позже замуж за служившего у барона дворецким Никифора Воронихина. Предположение это ничем не доказано, но, тем не менее, имеет место быть и неизменно озвучивается в материалах, посвященных судьбе архитектора.
Счастливый билет Андрея Воронихина
Мальчиком Андрей Воронихин поступил в обучение к местному иконописцу Гавриле Юшкову, одному из последних мастеров некогда знаменитой строгановской школы. В 1777 году мы уже обнаруживаем его в Москве, среди учеников В. И. Баженова и М.Ф. Казакова.
В 1779 году Андрей Воронихин отправился в Петербург, в распоряжение графа Александра Сергеевича Строганова (тот приходился барону Александру Николаевичу Строганову двоюродным братом), которому суждено было сыграть важнейшую роль в судьбе самородка. Живя в его дворце на Невском проспекте, крепостной художник пользовался всеми правами домочадца и абсолютным доверием своего хозяина, даровавшего в 1785 году Воронихину вольную — аккурат перед тем, как отправить его вместе со своим сыном Павлом (Павел Строганов был тринадцатью годами моложе Андрея Никифоровича, но между ними сложилась преданная дружба) и его ученым гувернером Жильбером Роммом в путешествие по югу России.
В 1786 году «триумвират» пустился в новое путешествие — на этот раз по Европе; оно продлилось четыре года. В Париж они попали в 1789 году, к началу революции. Павел Строганов (под именем Поля Очера) и Ромм стали яростными якобинцами.
Русский революционер по указу разгневанной Екатерины II, узнавшей о его «проделках», в 1790 году был вызван в Россию. Вместе с ним, разумеется, вернулся и Воронихин. Для Андрея Никифоровича парижское «сидение» оказалось по-настоящему судьбоносным — революционные вихри его занимали мало, он с головой погрузился в изучение современной архитектуры, окончательно определившись в своем жизненном кредо: он будет архитектором!
А.Воронихин «Вид Строгановской дачи»
Прием Екатериной II турецкого посольства в Большом зале Зимнего дворца 13 октября 1793 года (акварель Воронихина)
Андрей Воронихин - мастер самоучка
В Россию в 1790 году приехал сложившийся зодчий — и это при том, что никакого систематического образования Воронихин не получил, так и оставшись гениальным самоучкой.
Вскоре ему представился случай применить свои знания на практике — сгорел великолепный Строгановский дворец в Петербурге. Александр Сергеевич Строганов поручил переустроить погибшие в огне интерьеры именно Воронихину. На все слова о неопытности последнего граф отвечал: «Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!» И тот справился, возродив внутреннее убранство в стиле классицизма.
В 1797 году ему было присуждено звание академика перспективной живописи, архитектором он был «признан» в 1800 году, а профессором архитектуры в Академии художеств стал в 1802 году, когда уже строился спроектированный им Казанский собор.
Казанский собор в Санкт-Петербурге — лучшая и самая известная работа Воронихина, в ней он показал себя непревзойденным мастером позднего классицизма, создав одно из самых запоминающихся зданий Петербурга, один из символов города.
Одновременно со строительством Казанского собора зодчий воплощал в жизнь еще несколько фундаментальных проектов; в 1800-е годы он оказался одним из самых востребованных русских архитекторов.
Много работал Воронихин для семейства Строгановых, с 1803 года реставрировал после пожара дворец в Павловске, где жила вдовствующая императрица Мария Федоровна, причем выполнял дизайн не только интерьеров, но и мебели,осветительных приборов, ваз и пр., создавая единый художественный образ.
К наиболее известным творениям Воронихина — не считая Казанского собора — относится комплекс Горного института на Васильевском острове, совершенный с точки зрения композиции памятник начала XIX века. К работе над этим зданием Андрей Никифорович приступил в 1806 году, следуя личному указанию императора Александра I: «Чтобы из боковых окон Зимнего дворца его было видно и чтобы при смотрении с Невы на здание слагалось у иностранцев представление о величии столичной архитектуры». В сущности, в этой монументальной постройке архитектор воплотил свое представление об античном храме. Представление вполне творческое, ни о каких копиях здесь речи не идет.
Воронихин в жизни
В личной жизни Воронихин отличался редкой скромностью и отзывчивостью. Печать «низкого» происхождения, отпугивавшая от него поверхностных людей, не помешала ему приобрести всестороннюю образованность и развить в себе такт, потребный в той сфере общества, в которой он вращался. Семья архитектора (а женат он был на чертежнице Мэри Лонд, дочери английского пастора) являлась едва ли не первым в нашем отечестве образчиком трудовой интеллигентной семьи.
Скончался Воронихин в 1814 году и был похоронен с почестями на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.
Источник
|