Решение о строительстве Великого Сибирского пути, крупнейшей в мире железной дороги, далось русскому правительству нелегко. Не единожды этот вопрос рассматривал Комитет министров. Разговоров, споров и бумаг было много, а дело десятилетиями не сдвигалось с мертвой точки. И так вплоть до 1886 года, когда появляется высочайшая резолюция императора Александра III. Сплошная через всю Сибирь железная дорога станет царской дорогой. И будет построена вопреки мнению большинства министров, членов Государственного совета и множеству самых разных обстоятельств.
История строительства Великого Сибирского пути позволит зрителю совершить путешествие во времени и пространстве, по действующему Транссибу и одновременно — по строящейся железной дороге. На рубеже ХIХ-ХХ веков сотни рабочих сооружали мосты через великие сибирские реки, прокладывали дорогу через степь, тайгу, болота, предгорья, горы, строили в отвесных скалах Саянского хребта Кругобайкальский участок дороги с его тоннелями и каменными галереями. Уникальные панорамы художника Павла Пясецкого, запечатлевшего сибирские пространства и основные этапы грандиозного строительства, добавят красок к этому путешествию — реальному и импровизированному.
В начале правления императора Николая II планы строительства Великого Сибирского пути существенно корректируются. Министр финансов Витте выступает сторонником спрямления дороги. Забайкалье с Владивостоком соединяют напрямую, по территории Китая, через Маньчжурию.
За несколько лет реализуется проект Китайско-восточной железной дороги с отдельной веткой до Порт-Артура, незамерзающего русского военного порта на берегу Желтого моря. К 1902 году становится ясно, что подобного рода «активная политика» на Дальнем Востоке оборачивается опасной политической авантюрой.
«Главным нервом» эпопеи создания Великого Сибирского пути являлся так называемый «переселенческий» вопрос. Массовое переселение крестьян из центральных губерний страны в Сибирь позволяет решить многие проблемы. В первую очередь – аграрную. В годы премьерства Столыпина (1906-1911) переселенческое дело организуется с необходимым размахом. На основных станциях Транссиба разворачиваются переселенческие пункты, по специальному графику следуют переселенческие поезда. Одновременно строится последний участок Сибирского пути – Амурская дорога.
|