Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4746]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [855]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Защитник Церкви Христовой. К дню памятия Святителя Филарета (Вознесенского)

    Третий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей – Святитель Филарет, в миру Георгий Николаевич Вознесенский, происходил из благочестивой духовной семьи. Родился он в Курске 22 марта / 4 апреля 1903 г. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет. Его отец был священником и впоследствии архиепископом Зарубежной Церкви, Димитрием Хайларским (в Китае). Семья будущего владыки митрополита в 1909 г. переехала в Благовещенск – на Амуре, где он провел детство, а в 1920 г. окончил восьмиклассную гимназию.

    В 1920 г. вместе с семьей он переехал в Китай, в Харбин, где была огромная колония русских, бежавших от революции. Там он поступил в русско-китайский политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 г. В 1931 г. он окончил Пастырско-богословские курсы, переименованные затем в Богословский факультет, при институте св. князя Владимира. На нём он потом был преподавателем Нового Завета, Пастырского Богословия и Гомилетики. Рукоположенный в 1930 г. в сан диакона, он в 1931 г. был пострижен в монашество с именем Филарета и в том же году рукоположен в иеромонаха. В 1933 г. владыка Филарет был возведён в сан игумена, а в 1937 г. - в сан архимандрита.

    С юности о. Филарет изучал писания святых отцов, которые с самого начала наставили его на путь духовной жизни и были незаменимым руководством при отсутствии живых наставников. Святые отцы научили его не бояться одиночества в борьбе за истину - впоследствии святитель почти всегда в одиночку вставал на защиту правды Божией. Любовь о. Филарета к Слову Божию была такова, что он заучил все четыре Евангелия наизусть. В Харбине о. Филарет вел большую церковную и пастырско-проповедническую работу. Уже в первые годы своего служения в священном сане он привлек к себе множество людей, искавших духовного пути. Богослужения, которые он совершал с горячей верой, и его вдохновенные проповеди собирали полные храмы молящихся.

    Один из коллег Владыки по институту вспоминает: "Большая церковная и пастырско-проповедническая деятельность была проведена о. архимандритом Филаретом. Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православного населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской епархии. Он был добрым, доступным для всех, кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему, знали, что получат правильный совет, будут иметь утешение и помощь. О. архимандрит Филарет был весьма строг к себе; он был известен как истинный аскет. А какой редкой памятью обладал наш добрый, сердечный владыка. При встрече с ним, он выявлял большой интерес ко всем сторонам нашей жизни; ему не нужно было напоминать о своих нуждах или затруднениях, он уже сам развивал с вами тему разговора, давал готовые ответы".

     

     

    В 40-е годы в Харбине японцы поставили идола богини Аматересу напротив Свято-Николаевского Собора, чтобы русские люди, идя на богослужение, делали сначала поклон в сторону идола, а потом бы уже шли молиться Христу Богу. Особенно решительно возражал японцам архимандрит Филарет. Японцы схватили его и стали мучить. Они разорвали ему щеку и почти вывернули глаз, но он выдержал мучение. Тогда стали жечь раскаленным железом его спину. И, - о, чудо! - о. Филарет обонял запах горелого тела, а боли не чувствовал. Но мучения были настолько сильны, что о. Филарет был близок к смерти. Почти умирающего его выдали родственникам. Но Бог не дал ему умереть. И японцы больше не претендовали на поклоны православных людей.

    После оккупации советскими войсками Манчжурии, в Харбине настали трудные дни. Обманутый ложными сведениями о положении Церкви в России, престарелый митрополит Мелетий признал над собою и своим клиром власть Московской патриархии и таким образом о. Филарет невольно оказался в юрисдикции МП, как клирик Харбинской епархии. Это было для него чрезвычайно тяжело. Он никогда не допускал поминовения во время Богослужений безбожных властей, в каком бы приходе ни служил, и никогда не совершал молебнов и панихид по указке или в угоду советской власти. Он решительно отказался принять советский паспорт. Также он никого не благословлял брать советские паспорта и репатриироваться в СССР, несмотря даже на то, что его собственный отец, Архиепископ Димитрий Хайларский, поддался на советскую агитацию и в 1947 г. выехал в Союз (где и скончался).

     

    Когда к о. Филарету явился газетный репортёр для интервью, спрашивая, как он смотрит на "мудрый шаг советского правительства, предложившего русскому населению Харбина снова стать гражданами своей родины", то услышал следующий смелый ответ: "Я не считаю возможным принять и не приму советского подданства до той поры, пока не удостоверюсь фактически и несомненно, на 100%, в том, что преследование религии, антирелигиозная пропаганда и травля служителей Церкви совершенно прекращены, и Церковь, которая не "отделена", а изгнана из государства, снова заняла в нём подобающее ей положение". Архимандрит Филарет так до конца своего пребывания в Китае и не принял советского гражданства, несмотря на всю связанную с такой позицией опасностью.

    В другой раз архимандрит Филарет подвергался некоторым прещениям за свою смелость. Ознакомившись с номером "Журнала Московской Патриархии", в котором в числе гениев-благодетелей рода человеческого значился Ленин, архимандрит Филарет выразил своё возмущение в проповеди, получившей широкую известность.

    Твердая и непримиримая по отношению к МП и советским властям позиция о. Филарета повлекла за собой многократные вызовы на допросы, на одном из которых его даже избили. В конце концов его попытались убить: подожгли дом, в котором он жил, предварительно заколотив двери и окна нижнего этажа. Пожар был страшным, и о. Филарет едва успел спастись, выпрыгнув из окна второго этажа. Господь сохранил Своего избранника: хотя и с сильными ожогами, но он вышел живым из огненной ловушки. Вследствие пережитых допросов и ожогов, у него на всю жизнь остался небольшой наклон головы набок и некоторое искривление нижней части лица; также пострадали голосовые связки. Таким образом, святитель Филарет сподобился части исповедников и мучеников за веру.

    Архимандрит Филарет покинул Китай только после того, как почти вся его паства выехала из Харбина. "Стараясь оберегать свою паству от советской фальши и лжи,- рассказывал святитель, - сам я чувствовал себя иногда невыразимо тяжело - до того, что несколько раз подходил вплотную к решению вообще уйти - оставить служение. И останавливала меня только мысль о своей пастве: а как оставить малых сих? Уйду, оставлю служение - значит, им придется ходить на советскую "службу" и слышать молитвы о предтечах антихриста - "Господи, сохрани их на многая лета" и т.д. Это останавливало меня и заставляло нести свой долг до конца. И когда, наконец, с Божией помощью мне удалось вырваться из красного Китая, то первым моим делом было обращение к Первосвятителю Русской Зарубежной Церкви Митрополиту Анастасию с просьбой считать меня снова в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви. Владыка Митрополит ответил милостиво и с любовию, сразу благословив служить в Гонконге уже как пресвитеру Синодальной юрисдикции, и указал, что всякий священнослужитель, переходящий в эту юрисдикцию из юрисдикции Москвы, должен подать особое покаянное заявление о том, что он сожалеет о своем (хотя бы и подневольном) пребывании в московской юрисдикции. Это я сделал немедленно же".

    Архиерейский Синод долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу, и, судя по имеющейся переписке в архиве, почти каждая епархия Зарубежной Церкви надеялась получить его для себя. Только к 1962 г. Архиерейскому Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он довольно быстро переехал в Брисбен. В Австралии собралась значительная часть бывших прихожан о. Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении архимандрита Филарета епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда архиепископом Саввой, и в 1963 г. архимандрит Филарет, к радости своих бывших пасомых, стал епископом Брисбенским. Со смирением и со страхом пред высотой возлагаемого на него служения вступил святитель в новый период своей жизни.

    В 1964 г. Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Анастасий по состоянию здоровья и по возрасту подал Архиерейскому Собору прошение об уходе на покой. Возникли споры о том, кто будет новым Первосвятителем. Святитель Сан-Францисский Иоанн Чудотворец (Максимович) предложил сделать Первоиерархом самого младшего архиерея - епископа Филарета. Этот выбор поддержал и Митрополит Анастасий. 14/27 мая 1964 г. епископ Брисбенский Филарет был избран Архиерейским Собором РПЦЗ на Первосвятительский престол.

    В течение 21 года Митрополит Филарет управлял Русской Зарубежной Церковью. Как раз почти посередине времени его первосвятительства был созван третий Всезарубежный Собор. При Митрополите Филарете в РПЦЗ начались общецерковные прославления святых, чего не было при первых двух Первоиерархах: были прославлены праведный о. Иоанн Кронштадтский, преподобный Герман Аляскинский, блаженная Ксения Петербургская и, наконец, в 1981 г. – Собор Новомучеников и Исповедников Российских.

     

    Через год после этого в РПЦЗ было явлено чудо мироточения Иверской-Монреальской иконы Божией Матери.

    В годы первосвятительства Владыки Филарета экуменизм окончательно показал свое истинное лицо - личину страшной ереси, совокупившей в себе все прежде бывшие ереси и стремящейся совершенно поглотить Православие, уничтожив само понятие о Церкви Христовой и создав всемирную "церковь" антихриста.

    В декабре 1965 г. экуменическая деятельность вселенского патриарха Афинагора привела к взаимному "снятию анафем" между Православной церковью и римо-католиками. Афинагор признал католиков своими "братьями во Христе". Такое вопиющее антиправославное деяние Вселенской патриархии не могло оставить равнодушным святителя Филарета. 15 декабря 1965 г. он обратился к Афинагору, а в 1969 г. - к другому вождю экуменического движения - Американскому архиепископу Иакову - с посланиями, протестуя против их действий и указывая на их неканоничность и противность Православной вере. Однако, иерархи-отступники не внимали увещаниям. Экуменическое движение продолжало набирать обороты. Со скорбью взирал святитель Филарет на отпадение от истинной веры некогда великих Православных Церквей. Свои послания, с которыми он обратился ко всем архиереям Православной церкви, Владыка назвал "Скорбными Посланиями".

    Московская Патриархия вступив по приказу советской власти во Всемирный совет церквей в 1961 г., , в своё время осудившая экуменизм (в 1948 г., и тоже по приказу советской власти), в корне изменила отношение к нему и стала выполнять в ВСЦ «задания партии». Таким образом, в начале 1960-х сложилось сообщество экуменических церквей, или “официальное православие”, от которого РПЦЗ отошла в сторону. Все эти события послужили к тому, чтобы в 1969, 1972 и 1975 годах вышли в свет три Скорбных послания Митрополита Филарета, получившие такое название, по аналогии с названием Скорбного посланания письма от 4/47 февраля 1925 г. константинопольскму патриарху Константину VI, в котором Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий) выражал свой протест против обновленческих, неканоничных действий Вселенской патриархии, приносящих ужерб не только Русской Поместной Церкви, но и единства всей Православной Церкви.

    В Первом из них, написанном в 1969 г., св. Филарет цитирует различные экуменические заявления Всемирного совета церквей (ВСЦ) и ясно показывает, на основе святоотеческого учения и канонов, что ничего общего с Православием позиция ВСЦ не имеет, а следовательно, Православные Церкви не должны участвовать в работе этого совета. Также святитель Филарет подчеркивает, что голос МП не является голосом Истинной Российской Церкви, которая на родине гонима и скрывается в катакомбах. Владыка призывает всех православных иерархов встать на защиту чистоты Православия.

     

     

    Второе "Скорбное Послание" Владыка Филарет написал в 1972 г. В нем он отмечает, что за прошедшие два года, хотя и раздавались со стороны архиереев заявления о неправославии экуменического движения, однако, ни одна официальная Православная церковь не заявила о своем выходе из ВСЦ. Целью Второго Послания Владыка поставил - "показать ту бездну ереси против самого понятия Церкви, в которую влекутся все участники экуменического движения". Он напоминает грозное пророчество Апостола Павла, что тем, кто не примет "любви истины для своего спасения", Господь за это пошлет "действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (II Фес., 2: 10-12)".

    Третье Послание св. Филарета, написанное в 1975 г., посвящено так называемому "Фиатирскому Исповеданию" митрополита Афинагора, экзарха Константинопольского патриархата в Европе, - документу, написанному в совершенно еретическом духе, но не вызвавшему никакой реакции у предстоятелей "официальных церквей". В 1975 г. патриарх Димитрий и Синод Константинопольского патриархата приняли и всячески рекомендовали Фиатирское исповедание. Это исповедание, среди прочих, провозглашает, что "у Церкви нет стен, есть лишь врата"; что в результате "нового понимания" Церкви, "одни христиане теперь посещают и молятся вместе с христианами других традиций, с которыми они в прошлом не могли общаться из-за запретов, потому что тех называли еретиками"; и, как следствие, что взаимное причащение между католиками и православными возможно при определенных обстоятельствах.

    Очевидно, Владыка Филарет надеялся поначалу, что хотя бы кто-то из епископов "мирового православия" прислушается к его словам, поэтому в своих посланиях он обращался к ним как к истинным Архипастырям Церкви. Подобало, прежде принятия анафемы против отступников, попытаться обратить их от заблуждения. Увы, обращения не произошло, и экуменическое нечестие продолжало разливаться.

    В начале 70-х годов внутри Зарубежной Церкви возникло сильное движение в поддержку советских диссидентов. Когда в 1974 г. проходил Третий Всезарубежный Собор, значительная часть соборян выступила за то, чтобы РПЦЗ оказала безоговорочную поддержку диссидентам, несмотря на их членство в Московской патриархии и экуменическую идеологию, чуждую духу и учению Православной Церкви. Однако, другие архиереи РПЦЗ, хотя и отдавая должное уважение смелости диссидентов, возражали против их признания, которое могло бы ввести в заблуждение верующих в России, обесценив свидетельство истинных катакомбных исповедников и создав впечатление, будто можно быть истинным исповедником внутри еретической церковной организации. Среди противников этого признания был и святитель Филарет, разъяснявший, что деятельность диссидентов проходила внутри МП, т.е. вне Истинной Церкви, а в "церкви лукавнующих", и поэтому к хорошим результатом это не могло привести. Так святитель уже в то время выступил против ныне весьма распространенной идеологии "борьбы изнутри" за возрождение Церкви, когда "борцы за Православие" ведут свою деятельность внутри отпавших от Православия церковных организаций, сохранивших лишь внешнюю оболочку Истинной Церкви. Владыка Филарет всегда предостерегал свою паству и священников от какого бы то ни было общения с МП.

    На Соборе 1974 года раздавались также голоса за объединение РПЦЗ с раскольничьими Парижской и Американской юрисдикциями - "в духе любви", не подчеркивая разногласий. Но эти голоса вынуждены были смолкнуть, когда святитель Филарет подчеркнул, что любовь, которая не желает потревожить ближнего указанием на его заблуждения, - это не любовь, а ненависть, как писал об этом преподобный Максим Исповедник.

    В 1976 г. святитель Филарет принял под свой омофор четырнадцать иеромонахов Катакомбной Церкви, оставшихся без архипастырского окормления. Также и впоследствии немало катакомбных священников и мирян перешли под его святительский омофор. Владыка высоко ценил подвиг катакомбников, приводя всем в пример их твердое стояние в вере и истине Христовой.

    Решением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей от 19 декабря 1969 г./1 января 1970 г. была провозглашена именная анафема Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, по следующей форме: «Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовыя Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема».

    Со временем становилось все очевиднее, что православным невозможно иметь общения с какой бы то ни было из "официальных православных церквей", и тем более находиться в них: в начале 80-х годов произошел переход от межхристианского экуменизма к межрелигиозному. Самый большой скандал вызвала Ванкуверская Генеральная ассамблея ВСЦ 1983 г., на которой присутствовали представители всех "мировых" религий, и православные иерархи участвовали в религиозных церемониях вместе с мусульманами и язычниками.

    В том же году Архиерейский Собор РПЦЗ под водительством святителя Филарета провозгласил анафему экуменизму: «Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема».

    Анафема 1983 года подвела итог нескольких десятилетий, в течение которых шло по всему миру размежевание православных и новых еретиков: во всеуслышание было провозглашено, что экуменисты находятся вне Церкви Христовой и что, следовательно, всякое молитвенное и евхаристическое общение с ними для верных исключается. Также было осуждено любое оправдание или снисхождение к этой страшной ереси.

    Дело всей жизни Владыки нашло, таким образом, высшее выражение в историческом деянии, имеющем вселенское значение для всей Полноты Православия - в официальном анафематствовании экуменической ереси ересей и отступников нашего века.

    Святитель Филарет сохранил слово Господне и не отвергся имени Его и истинного православного исповедания пред лицом отпадения в экуменизм большинства православных иерархов, что уже само по себе было удивительным явлением стойкости и твердости, ведь когда вокруг нет почти никого, кто по-настоящему радел бы о Православии, то устоять в истине становится очень трудно... Владыка "удержал, что имел" – Православие, – и не лишился венца своего: Господь соделал его одним из столпов в Своей Небесной Церкви и "столпом огненным и облачным", указующим путь всем живущим на земле православным. Глубокая вера, пламенная молитва, доброта и благожелательность, забота о том, чтобы не нарушался духовный мир и непоколебимое стояние в исповедании Истины - вот характерные черты Первоиерарха владыки митрополита Филарета.

    Под председательством святителя митрополита Филарета (Вознесенского) проводились Архиерейские Соборы Русской Зарубежной Церкви в: 1967 г. (в Нью-Йорке), 1969 г. (в Нью-Йорке), 1971 г. (в Монреале), 1974 г. (в Нью-Йорке), 1976 г. (в Нью-Йорке), 1978 г. (в Нью-Йорке), 1981 г. (в Нью-Йорке), 1983 г. (в Мансонвиле), также был проведен в 1974 г. 3-й Всезарубежный Собор в Джорданвилле с участием клира и мирян.

    Исповедник Православия, защитник Церкви Христовой от ереси ересей, Митрополит Филарет преставился ко Господу в день Архистратига Божия Михаила, 8/21 ноября 1985 г.

    Известны случаи исцелений по молитвам к святителю, в частности, от раковой болезни и от других неисцельных недугов.

    В 1998 году было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда 10 ноября вскрыли гробницу, то мощи святителя оказались нетленны – были светлого цвета; полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение владыки, Евангелие, грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении.

    ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО):

    Большая часть его проповедей объединена в издании: «Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшаго Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви» в двух томах (Нью-Йорк, 1981, 1989).

    Отдельные издания:

    Конспект по Закону Божию для 6 класса Гимназий и Реальн. Училищ. (По кн. «Христианская Жизнь» прот. Н. Вознесенского). Харбин 1936.

    Можно ли православному христианину просить молитв инославных священников? // «Хлеб Небесный». 1940. № 5. С. 52-53.

    «Апокалипсическое» (Война 1940-1945 гг.). // «Православная Русь», 1967, № 14.

    Слово при наречении во епископа Брисбенского // «Православная Русь», 1963, № 12.

    Послание Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Филарета к братьям во Христе православным епископам и всем, кому дорога судьба Российской Церкви. // Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968. Нью-Йорк, 1968. Т. 1. С. 346-353.

    Послание Гонимым и преследуемым христианам – братьям нашим в России (декабрь 1966)

    Посланiе митрополита Филарета къ братьямъ во Христѣ Православнымъ Епископамъ и всѣмъ, кому дорога судьба Россiйской Церкви (1965) // «Православная Русь», 1965. № 22.

    Обращение к Его Святейшеству Кир Киру Афинагору Архиепископу Константинополя - Нового Рима и Патриарху Вселенскому (1965). // «Православная Русь», 1966. №3. С. 3-4.

    Архипастырское Послание Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей к русским православным архипастырям, пастырям, приходам и русским православным людям в Западной Европе и во всех странах рассеяния. // Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968. Нью-Йорк, 1968. Т. 1. С. 358-365.

    Послание Его Святейшеству, Святейшему Афинагору I, Архиепископу Константинопольскому и Патриарху Вселенскому (1969). // «Православная Русь», 1969. №12. С. 4-5.

    Открытое письмо Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Иакову, Греческому Архиепископу Северной и Южной Америки (1969). // «Православная Русь», 1969. №5. С. 3-5.

    Первое Скорбное Послание Святейшим и Блаженнейшим Главам Православных Церквей, Преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам Смиренного Филарета, Митрополита Русской Православной Церкви Заграницей (1969). // «Православная Русь», 1969. № 15. С. 1-5.

    Второе Скорбное Послание Святейшим и Блаженнейшим Патриархам, Преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам Святой Православной Церкви (1972). // «Православная Русь», 1972. №4. С. 3-8.

    Третье Скорбное Послание, о «Фиатирском Исповедании». Обращение к Предстоятелям Святых Божиих Церквей, Преосвященным православным Архиереям. // «Православная Русь», 1976, № 2. С. 1-3.

    Послание всем верным чадам Русской Православной Церкви Заграницей по случаю приближения прославления Новомучеников Российских (1981). // «Православная Русь», 1981. №11. С. 1-3.

    Письмо к Митр. Иринею (1975). // «Православная Русь»,1975, № 7.

    Беседа со студентами Св.-Троицкой духовной семинарии в день памяти Святых 40-а Мучеников 9/22 марта 1966 г. // «Православная Жизнь», 1971, №11, С. 7-16.

    Рождественское Послание (1976). // «Православная Русь», 1976, № 1. С. 1-2.

    Рождественское Послание (1981). // «Православная Русь», 1981, №24.

    Духовное Завещание. // «Православная Русь», 1985. №22. С. 1.

    Беседа на слова псалма: «Поглумляхся, и малодушствоваше дух мой...». // «Православная Русь», 1994. №18. С. 4, 15.

    Изъ Беседы о церковной правде. // «Православная Русь», 1994, № 19. С. 4.

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (21.11.2019)
    Просмотров: 589 | Теги: сыны отечества, даты, святые, церковный вопрос
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru