В этом музее собрана крупнейшая в мире коллекция нашего отечественного искусства. Русский музей — это еще и уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Он был первым. Решение об основании музея русского искусства и художественного творчества, с государственным статусом, было принято еще Государем Александром III. Но в конце 1894 г. он скончался в Крыму в Ливадийском дворце, и начинание отца продолжил сын. 13 апреля (25 по нов. ст.) 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало учредить в тогдашней столице «Русский музей имени Императора Александра III» и представить для этого приобретенный Михайловским дворцом со всеми прилежавшими к нему флигелями, службами и садом. В мае того же года под руководством архитектора В. Свиньина началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций.
Известно, что будущий Император Александр III увлекался искусством с молодости и даже учился живописи у академика и профессора Академии художеств Николая Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария Федоровна, и они уже вместе продолжили свои занятия под руководством академика Алексея Боголюбова, который сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России. К слову, в 1885 г. Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Александр III Александрович тратил внушительные суммы из казны на покупку произведений искусства, которые со временем перестали помещаться и в Гатчине, и в Зимнем, и в Аничковом дворце. Обнаружив, что для новых предметов искусства места уже недостаточно, Государь и задумался о создании музея.
Экспозиция, по его замыслу, включала бы шедевры русских живописцев, доступные для просмотра каждому и соответствовала бы престижу страны, поднятию патриотических настроений.
Считают, что впервые эту идею Император высказал после 17-й выставки Товарищества передвижников в 1889 г., где он приобрел картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» (авторскую копию этого полотна экспонирует и Харьковский художественный музей).
В положении о музее 1897 года подчеркивался его особый статус. Были закреплены особые правила создания коллекции, например, произведения современных художников должны были сперва пять лет находиться в музее при Академии художеств и только затем, по выбору управляющего, их могли поместить в Русский музей.
Предметы искусства, передаваемые в музей, должны были остаться там навсегда — их нельзя было забрать или передать в другое место. Управляющий назначался высочайшим именным указом и обязательно должен был принадлежать к Императорскому дому.
Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898 г. Основой первого собрания Русского музея послужили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар. Поначалу коллекция музея составлялась из картин, собранных Александром III, в частности, в нее вошло знаменитое полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». По решению Николая II в дальнейшем собрание пополнялось за счет казны, в которой была отведена отдельная статья для музея, и благодаря возможным пожертвованиям. Таковых, на удивление, оказалось много, размер коллекции стремительно рос и увеличился почти вдвое по сравнению с первоначальными полутора тысячами произведений и пятью тысячами экспонатов из Музея христианских древностей. В первый штат музея были зачислены самые выдающиеся ученые, искусствоведы и историки — А.П. Бенуа, П.А. Брюллов, М.П. Боткин, Н.Н. Пунин и другие.
Коллекция музея сегодня насчитывает около 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы более чем за тысячелетие — с Х по ХХI вв.
Основная ретроспективная экспозиция музея сегодня расположена в Михайловском дворце (архитектор Карл Росси, 1819–1825), построенном для Великого князя Михаила Павловича, сына императора Павла I, и в корпусе Бенуа, первоначально построенном как выставочный павильон Академии художеств (архитекторы Л. Н. Бенуа и И. С. Овсянников, 1914–1919).
Благодаря Государственному музейному фонду, работавшему в первые годы после Октябрьской революции, коллекция музея после 1917 года стремительно росла. Были восполнены большие пробелы в коллекции, например, какое-то время в музее вообще не были представлены некоторые течения русской живописи, а собрание некоторых было крайне скудным.
В 1922 г. экспозиция музея впервые была выстроена по научно-историческому принципу, что вывело музей на качественно новый уровень. Но здания Михайловского дворца было недостаточно для разросшейся коллекции, и постепенно музей начал «завоевывать территорию». В 1930-х годах занятые до той поры арендаторами корпус Бенуа и флигель России в Михайловском дворце были освобождены и перешли к Русскому музею, а чуть позже из родительского гнезда Русского музея «съехал» этнографический отдел, ставший Государственным музеем этнографии народов СССР. В 1940-х корпус Бенуа и Михайловский дворец соединили специальным переходом.
Общая площадь территории музея в настоящее время составляет более 30 га. Коллекция размещена в зданиях, являющихся выдающимися памятниками архитектуры XVIII–XIX вв.
В Михайловском, Строгановском, Мраморном дворцах и Михайловском замке. В состав музейного комплекса также входят Михайловский сад, Летний сад с Летним дворцом Петра I и домик Петра I.
В начале XXI века во владения Русского музея перешли Летний сад с коллекцией мраморных скульптур (в Летнем саду теперь стоят лишь копии), а также расположенные в нем Летний дворец Петра I, Кофейный и Чайный домики. Домик Петра I на Петровской набережной, который также принадлежит Русскому музею, сперва был построен из бревен, но через некоторое время укрыт каменным, а чуть позже — кирпичным чехлом.
Несмотря на то, что отбор картин для музея в первые два десятилетия его существования был несколько ограничен консервативными вкусами Совета Академии художеств, диапазон представленной в коллекции живописи постоянно расширялся. В этом огромная заслуга сотрудников музея — Альберта и Александра Бенуа, Игоря Грабаря, Петра Нерадовского и др.
В числе самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в Русском музее, можно назвать также иконы Андрея Рублева и Симона Ушакова, «Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова, «Потрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» кисти Валентина Серова, «Потрет Ф. И. Шаляпина» Бориса Кустодиева.
Говоря о Брюллове, сразу же думаем о его шедевре «Последний день Помпеи» (1833), который отнял у мастера четыре года подготовки и еще год непрерывной работы красками и кистями. Художник перенес в мастерской несколько обмороков. В результате создано полотно в 30 квадратных метров. Рассказывают, что люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть картину. Брюллова буквально носили на руках, называли ожившим Тицианом, а Император Николай I удостоил художника личной аудиенции. Не забудем и о хранящейся в ГРМ брюлловской картине «Итальянский полдень».
Если вспомним керченского жителя Айвазовского, то в первую очередь его большое полотно «Девятый вал» (221 х 332 см. 1850). Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. На них накатывает большая волна, девятый вал, а за ней следом ещё одна, и страшно вообразить, что ждет этих несчастных.
Знаменитая картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» (131,5 х 281 см., 1870-1873). В ней некоторые усматривают контраст между отрепьем бурлаков и идиллическим пейзажем. Помним горькую шаляпинскую «Дубинушку»: «То бурлаки идут бечевой…». В реальности, тяжело трудившиеся бурлаки не были совсем уж обездоленными. Их хорошо кормили, после обеда они всегда спали. За сезон им удавалось зарабатывать и на зимний прокорм. С каждым человеком в упряжке Репин был лично знаком, подолгу беседовал.
Ажиотаж вызвала с самого начала картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (105 х 144 см., 1880). Автор весьма эффектно представил ее публике. На персональной выставке было сделано затемнение, лампа направлена на единственную картину выставки. Яркий зеленоватый, неведомо откуда льющийся свет луны и лунной дорожки завораживал зрителей. Малоизвестно, что художнику создать мерцающую в полумраке краску помог Д. Менделеев. После выставки Куинджи поступил неожиданно: двадцать лет провел затворником, никому не показывая своих новых работ. А самая знаменитая его картина еще до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I), который так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. К сожалению, соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Но есть возможность полюбоваться авторскими, более яркими копиями в Третьяковской галерее или Симферопольском музее.
Запоминающийся жизнерадостный женский образ «Купчиха за чаем» создал в 1918 г. Б. Кустодиев. Сытый мир купечества — кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки, пузатый начищенный самовар, арбуз на богатом блюде. Можно подумать, что автор-жизнелюб знает толк в сытой жизни, любит пышных женщин. Однако следует задуматься над тем, что картина написана в революционные годы, когда художник с семьей жил крайне бедно, если не голодно, с тяжелым бытом, к моменту написания картины он уже три года был прикован к инвалидному креслу из-за костного туберкулеза.
У каждой картины — своя удивительная судьба. Хранители бесценных сокровищ Русского музея дают посетителям развернутые пояснения об истории наполнения экспозиционных залов.
Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок Исаака Левитана (в 1901 г. — посмертная), В. В. Верещагина (в 1905 г. — посмертная), Я. Ф. Ционглинского (в 1914 г. — посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (Станислава Жуковского, Николая Касаткина, Владимира Маковского), Нового общества художников (Бориса Кустодиева), от авторов (Александра Головина, Валентина Серова, Михаила Нестерова), от случайных частных владельцев.
Заметным вкладом в собрание живописи стали переданные музею в 1918 г. эскизы Михаила Врубеля и картины Константина Сомова из обширной коллекции В. Н. Аргутинского-Долгорукова. Затем на хранение в музей поступили собрание Н. И. и Е. М. Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX-начала XX в. (в том числе «Богатырь» и «Шестикрылый серафим» Врубеля), собрание А. А. Коровина, где были полотна кисти Серова, Малявина, Нестерова, К.А. Коровина, а также представителей художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет».
Пополнение коллекции живописи второй половины XIX-начала XX вв. не прекращалось и в 1930-е. Из Музея революции среди других работ было передано гигантское многофигурное полотно Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Из Третьяковки поступили полотна «Гитарист-бобыль» и «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева» Перова, «Автопортрет» Неврева, «Курсистка» Ярошенко, «Летящий демон» Врубеля и «Бабы» Малявина.
За последние два десятилетие в музей поступило около двухсот произведений живописи второй половины XIX- начала XX вв. Большая часть этих работ была подарена в 1998 г. братьями И.А. и Я.А. Ржевскими.
Обширное собрание картин русских художников, включающее полотна Айвазовского, Шишкина, Кустодиева, Крыжицкого и многих других мастеров, сейчас представляет постоянную экспозицию музея в здании Мраморного дворца. У одной из североамериканских компаний была куплена картина Репина «Портрет военного».
Весьма прозорливо Советской властью в 1926 г. в дополнение к Художественному отделу Русского музея было создано Отделение новейших течений и его фонды начали целенаправленно пополняться произведениями авангардных художественных направлений и творческих объединений первой четверти ХХ в.
В их числе работы Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Василия Кандинского, Петра Кончаловского, Павла Кузнецова, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Казимира Малевича, Владимира Татлина, Роберта Фалька, Павла Филонова, Марка Шагала и многих других.
К 1927 г. в экспозиции Русского музея были последовательно представлены многочисленные новейшие течения от постимпрессионизма до беспредметничества. Отделение новейших течений просуществовало всего три года, однако оно, по существу, положило начало Отделу советской живописи ГРМ (1932–1991), который на данный момент (в составе Отдела живописи второй половины XIX–XXI вв.) обладает постоянно пополняющимися фондами. Эти фонды, превышающие шесть тысяч единиц хранения, охватывают практически все направления, школы, тенденции, основные виды и жанры развития русского искусства ХХ-начала XXI вв.
Также в коллекции музея представлены работы художников — представителей значительных школ, существовавших в советское время (например, ленинградская школа пейзажной живописи 1930-х-1950-х).
Назовем еще хотя бы некоторые шедевры, которые глядят на нас со стен Русского музея. Уже само их перечисление вызывает волнение у поклонников нашей отечественной живописи.
Алексей Венецианов — «Девушка в платке» и «Гадание» (1842); этюды Александра Иванова к полотну «Явление Христа народу»; Павел Федотов, «Сватовство майора» (1848); Виктор Васнецов, «Витязь на распутье» (1882); Исаак Левитан, «Осенний пейзаж с церковью» (1890-е), «Поздняя осень» (1894–1898), «Ранняя весна» (1898), «Сумерки. Луна» (1899); Илья Репин, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880–1891), а также «Манифестация. 17 октября 1905 года» (1907, доработана в 1911), «Портрет В. В. Стасова», (1883); Константин Маковский, «Выбор невесты Царем Алексеем Михайловичем (эскиз, 1887); картины Зинаиды Серебряковой «Баня» (1912 и 1913); Казимира Малевича — «Черный квадрат» (1913), «Автопортрет» (1933) и др.; изобильно представлен Кузьма Петров-Водкин — «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914–1915), «Утро. Купальщицы» (1917), «Яблоки. 1917», «Портрет А. А. Ахматовой» (1922), «1919 год. Тревога» (1934), «Весна» (1935)...
Прекрасны и памятны также Николай Богданов-Бельский, «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «У дверей школы» (1897), Николай Рерих, «Заморские гости» (1902) и «Березы» (1905), Натан Альтман, «Портрет Анны Ахматовой» (1914), Константин Сомов, «Портрет С. В. Рахманинова» (1925).
И многое-многое другое.
Искусство социалистического реализма, демонстрирующее высокие художественные достоинства, сюжетную ясность, программную склонность к «большому стилю», отражено в ГРМ в полотнах Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Аркадия Пластова, Юрия Пименова и многих других советских художников.
В золотой фонд советского искусства вошли также находящиеся в собрании Русского музея произведения представителей «сурового стиля» и соприкасавшихся с ним направлений поисков советских живописи 1960-х-1970-х. В собрании музея находятся работы таких мастеров послевоенного искусства, как Николай Андронов, Дмитрий Жилинский, Гелий Коржев, Евсей Моисеенко, Павел Никонов, Петр Оссовский, Виктор Попков, Валентин Сидоров, братья Алексей и Сергей Ткачевы и другие мастера, работавшие в широком жанровом диапазоне — от исторической картины до натюрморта.
В ГРМ представлены художники, в 1970–1980-х работавших в русле «картины идей», связанной с метафорическим, многоплановым осмыслением окружающего мира и человеческой жизни — Ольга Булгакова, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Илья Правдин, Алексей Сундуков и другие.
В период «перестройки», с 1985 по 1991 г. собрание Русского музея пополнил ряд работ мастеров андеграунда.
Ныне коллекция современной живописи — весьма мобильная и быстрорастущая, продолжается и всестороннее формирование всего живописного собрания.
«Русский музей» cегодня — обширный музейный комплекс, крупнейший авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны.
Научная библиотека музея, организованная в 1897 г., сегодня в своем фонде насчитывает около 170 000 единиц хранения.
…А хорошо бы всё же вернуть музею изначальное название, связанное с именем Императора Александра III, его основателя.
Станислав Минаков
Специально для «Столетия» |