К СТОЛЕТИЮ УБИЙСТВА АДМИРАЛА А.В.КОЛЧАКА
Был в жизни Верховного Правителя и еще один не до конца ясный эпизод, трактуемый ныне по-разному и также связанный с иконой: с образом «Раненого Николы», которой, как считают некоторые, Патриарх Тихон благословил адмирала А.В. Колчака.
Расстрелянные большевиками во время вооруженного захвата власти в Москве в октябре-ноября 1917 г. Никольские ворота с образом Святителя Николая.
«Пострелять по Кремлю» предложила Розалия Самуиловна Землячка (Залкинд), партийная кличка «Демон», в 1920-1921 гг. организатор красного террора в Крыму, как выяснилось недавно, дальняя родственница (хотя и не прямая, но, по всей вероятности, кровная) современного левого политика Сергея Удальцова.
…В первый советский первомай на Красной площади в Москве на глазах тысяч людей было явлено чудо Божие: красное полотнище, закрывавшее икону Святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля, неожиданно, без посторонней помощи, расселось сверху донизу, а полоски материи стали отрываться и падать вниз. И открылся старинный образ чтимого всей Русью Святителя Николая Можайского: левая рука с крестом была отстрелена во время большевицкой бомбардировки Кремля; правая – с мечом – грозно занесена.
Демонстрация 1 мая 1918 г. на Красной площади: декорированная центральная трибуны и вид в сторону Никольской башни. Фото из американского архива.
Из вышедшей в 1917 г. в Москве книги епископа Камчатского Нестора (Анисимова) о расстреле Московского Кремля известно о поврежденной кощунниками иконе Святителя Николая, находившейся над воротами Никольской башни Кремля.
Очевидец вспоминал: «Весной 1918 года 15-летним мальчиком я прибыл из Тулы в Москву для хлопот о моей матери, сидевшей в Бутырской тюрьме. В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святителя Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, что эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу, и далее полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю…
Крестный ход у кремлевской башни с «Раненым Николой» перед началом Церковного Собора. 1918 г.
Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы – один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Он стрелял из ружья, метя в икону. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Очевидно, он стрелял в икону Святителя, исполняя чье-то распоряжение. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди.
Я видел, как в своей одержимости грешная Русь (но все-таки по “чьему-то распоряжению”! – С.Ф.) расстреливала свои святыни, а Русь Святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над мiром» (Архиепископ Иоанн (Шаховской). «Интервью по случаю 80-летия» // «Вестник Русского христианского движения». Париж. 1982. № 137. С. 279-280).
Фотография расстрелянной большевиками-безбожниками надвратной иконы Никольской башни Московского Кремля. 1917 г.
В память об этих событиях и появились иконы «раненого Николы» с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой – с крестом и сохранившейся правой, с мечом, – точные копии этого надвратного образа.
Святитель Николай Чудотворец (Никола Раненый). Москва. 1918 г.
Утверждают, что одну из таких икон Патриарх Тихон послал в 1919 г. в Омск адмиралу А.В. Колчаку с епископом Нестором Камчатским.
При этом, как правило, ссылаются на воспоминания личного адъютанта Верховного Правителя ротмистра Владимiра Васильевича Князева. В главе «Благословение адмирала А.В. Колчака Патриархом Тихоном» он пишет:
«В первых числах января 1919 г. к Адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля. Так как эта фотография была очень малого размера, с ноготь пальца, она была отдана в Пермь для увеличения.
Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа, с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт еще письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки. Мне удалось наскоро выхватить части прекрасного благословляющего письма Патриарха Тихона к Адмиралу:
“Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением ‘Спаси Господи люди Твоя!’ всеми молящимися на коленях. И вот 6го декабря 1917 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна, ставши на колени, запел: ‘Спаси Господи...’
Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.
В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой. Плотно прибит по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: ‘Смерть Вере – Опиуму Народа’.
На следующий год 1918 г. 6-го декабря собралось множество народу на молебен, который никем ненарушимый подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь ‘Спаси Господи!’ – флаг спал с Образа Чудотворца. Аура атмосферы молитвенного экстаза не поддается описанию!
Это надо было видеть, и кто это видел, он это помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдание, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые... и... место было очищено. На следующее раннее утро по Благословению Моему – Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря.
Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич – благословение – на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси.
Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевиком удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и является собой как бы показателем временного попрания веры Православной... Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви в России”.
Я помню, как Адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: “Я знаю, что есть меч государства, пинцет – хирурга, нож – бандита... А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе — против чудовища насилия!”
Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена Адмиралу Колчаку в Перми, как освященный и благословляющий Образ Чудотворца – Патриархом Мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета, иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне Иконы была сделана надпись следующего содержания: “Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей – Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его Угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы”. В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.» («Жизнь за всех и смерть за всех». Записки личного адъютанта Верховного правителя адмирала А.В. Колчака ротмистра В.В. Князева. Джорданвилль. 1971. С. 20-23).
Верховный Правитель с членами штаба Сибирской Армии. Екатеринбург. 17 февраля 1919 г.
Сидят слева направо: командующий армией генерал-лейтенант Р. Гайда, адмирал А.В. Колчак, начальник штаба генерал-майор Б.П. Богословский и уполномоченный по охране государственного порядка в Пермской губернии, полковник С.А. Домонтович.
Стоят (слева направо): капитан Соломодинцев, генерал-квартирмейстер штаба армии полковник А.П. Попов, полковник В.Н. Касаткин, личный адъютант Колчака ротмистр В.В. Князев и английский консул в Екатеринбурге Томас Престон.
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/235441.html
Владимiр Васильевич Князев (1886–?) происходил из дворян Тульской губернии. После окончания Орловского кадетского корпуса (1902) и Елисавтградского кавалерийского училища (1904) выпущен в 8-й драгунский Смоленский полк. К концу Великой войны ротмистр 3-го уланского Смоленского Императора Александра III полка. Старший личный адъютант Главнокомандующего Западным фронтом генерала А.Е. Эверта. С 1918 г. находился на службе в белых войсках Восточного фронта. С 18 ноября 1918 г. старший личный адъютант адмирала А.В. Колчака. В эмиграции в Монреале.
Одним из первых на этот текст обратил внимание покойный православный писатель и исследователь П.Г. Паламарчук, перепечатавший даже само приводившееся в воспоминаниях ротмистра В.В. Князева «письмо Патриарха» полностью, чего не скажешь о других, пытавшихся не раз использовать его, авторах (видимо, все-таки хорошо понимавших всю его несуразность).
Еще тогда Петр Георгиевич пришел к выводу: письмо, якобы написанное Патриархом Тихоном адмиралу А.В. Колчаку и приведенное в записках личного адъютанта Верховного Правителя ротмистра В.В. Князева, однозначно подложно («Москва». 1998. № 1. С. 203). После знакомства с полным текстом это, конечно же, ясно любому не лишенному вообще исторического слуха читателю.
Об этом «документе» мне несколько раз приходилось разговаривать и с самим Петром Паламарчуком в связи с исследованиями мною биографии митрополита Нестора Камчатского.
См.: Митрополит Нестор (Анисимов) «Моя Камчатка. Записки православного миссионера». Сост. С.В. Фомин. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995; «Божией милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского». Автор-составитель С.В. Фомин. М. «Правило Веры». 2002; С.В. Фомин «Апостол Камчатки. Митрополит Нестор (Анисимов)». М. 2004. С. 61), а также жизни генерала графа Ф.А. Келлера («Золотой клинок Империи».
Однако ставит ли это под сомнение получение адмиралом А.В. Колчаком такой иконы вообще, а также и миссию Владыки Нестора – в частности?..
Выходившие при белых церковные издания подтверждают, что при посещении Верховным Правителем освобождённой от большевиков Перми, временно управляющий Пермской епархией епископ Чебоксарский Борис 19 февраля 1919 г. «благословил его иконой Святителя Николая Чудотворца, представляющей собою точный снимок с чудотворного лика Угодника Божия на Никольских воротах священного Кремля» («Сибирский Благовестник». Еженедельный орган церковно-общественной жизни и мысли, издаваемый при Высшем Временном Церковном Управлении. Омск. 1919. № 2. С. 15).
Владыка Борис (Владимiр Павлович Шипулин, 1877–1938) – окончил Вологодскую духовную семинарию (1896) и Московскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия. Приняв монашеский постриг, рукоположен во иерея (1901). Инспектор Курской и Псковской духовных семинарий. Архимандрит. Настоятель Ново-Спасского монастыря в Москве (1906). Ректор Московской духовной семинарии (1909). Хиротонисан во епископа Винницкого (1912). Епископ Балтский (1914), Чебоксарский (1915). Участвовал в Поместном Соборе 1917-1918 гг. С марта 1919 г. временно управляющий Пермской и Кунгурской епархией. В 1920-1923 гг. епископ Киренский, викарий Иркутской епархией с местопребыванием в Вознесенском мужском монастыре.
То, что именно епископ Борис вручил адмиралу А.В. Колчаку образ «Раненого Николы», находит документальное подтверждение.
В описи бумаг, обнаруженных в поезде Верховного Правителя после его ареста, среди прочего фигурировали «Листовка от Святейшего Патриарха Тихона к Совету народных комиссаров», а также «Письмо архиепископа Сильвестра Колчаку от 8/21 марта 1919 г. о религиозно-патриотическом Крестном ходе, с приложением листка с изображением “иконы Св. Николая”, коей епископ Чебоксарский Борис благословил Верховного правителя в Перми 19 февраля 1919 г.»:
https://history.wikireading.ru/303969
Напомним, что епископ Борис был участником Поместного Собора 1917-1918 гг. Будучи викарием Казанской епархии, в сентябре 1918 гг. вместе с чехо-словацкими войсками оставил Казань.
19 февраля 1919 г. в кафедральном соборе Перми, временно управляющий в то время Пермской и Кунгурской епархией Владыка, в присутствии приехавшего в город Верховного Правителя, произнес слово. (В этот день в храм Архиерей приказал явиться всему духовенству.)
«Ваше Высокопревосходительство, Верховный вождь и Правитель возрождающейся Родины нашей – Руси Православной! От своего имени, от лица духовенства и православных людей г. Перми позвольте приветствовать Ваше прибытие в наш многострадальный град; позвольте выразить Вам чувства самой безпредельной любви и благодарности за освобождение наше от того кошмарного ужаса, который почти целый год давил и душил нас.
Леденела кровь в жилах, и, как раскаленные стрелы, вонзались в сердце вопросы: неужели окончательно пал могучий дух русский, неужели не найдется людей, которые готовы бы были душу свою положить за Родину-Мать, терзаемую острым клювом большевизма? Удушливыми газами окутывалось сознанье, безцельными казались наши муки за распинаемую и терзаемую православную русскую душу. Хотелось до боли кричать: проснитесь, богатыри духа, встаньте, идите спасать наш национальный облик, сотрите с него наносную грязь интернационала.
Но что это? Как раскаты далекого грома в весеннюю грозу, доносятся до нас вести о том, что не перевелись еще русские богатыри, что там, в далекой Сибири, куется из разбитых осколков новая сила новой Руси. И надеждой окрыляемся мы, мы ждем, мы верим, что освобождение близко, что и для нас придет свет с востока. С горных вершин седого Урала спустились к нам, как орлы боевые, воины Ваши.
Это Вы, Ваше Высокопревосходительство, кликнули клич о спасении градов и весей родины нашей. Это Вы, – первый, отбросив прочь нашу партийную рознь, которая, как гангрена разъедала организм народный, возвестили, что честь Родины выше всего, – и благо Родины – самое высшее благо. И вот, благодаря Вам, пробуждается русское сознание, крепнут и узы, связывающие Русь в единое целое, и снова мы – русские люди – начинаем чувствовать себя русскими людьми.
Так как же нам не приветствовать Вас и не благодарить Вас особенно нам, православным людям. Ведь была объявлена война Самому Имени Бога, Христова вера – признана была опиумом народа. Служителей алтаря Господня мучили в тюрьмах, расстреливали, топили в воде, живыми закапывали в землю. Идеалы вечной правды Христовой подвергались осмеянию, поруганию, осквернению. Многие священнослужители нашей епархии, во главе с приснопамятными Архипастырями, кровью и мученическою кончиною запечатлели свою веру в Христа.
А Вы, когда встали во главе Родины нашей, Вы первый в эти годины лихолетья указали, что только с помощью Бога возможно возрождение Руси и воскресения ее былого величия. Вы, как верный сын Церкви, взяли на себя тяжелый и ответственный крест служения Родине в годину лихолетья и несете этот крест по настоящее время.
Приветствую Вас; мы молим Господа Бога, да укрепит Он Вас молитвами Пресвятой Богоматери и Покровителя Пермской земли Святителя Стефана. Да укрепит Он, всемогущий, могущество вашей силы к возрождению Руси на основах православия и народности, как исторических устоях нашей русской жизни.
В знак молитвенного нашего с Вами общения и в молитвенную память о вас позвольте поднести Вам, Ваше Превосходительство, по русскому обычаю, кроме хлебсоли, Святую икону Великого Угодника Божия Николая Чудотворца, покровителя плавающих и путешествующих.
Образ этот, не блещущий богатством украшений, представляет точный снимок с чудотворного лика на Никольских вратах Священного кремля, который сохранился невредимым в великую Отечественную войну 1812 года, но который не пощадила рука вредителей Родины.
Да будет этот образ Вашим защитником и покровителем и в Ваших ратных подвигах и в Ваших делах государственного строительства».
«С последними словами, – говорится в публикации пермской газеты “Освобождение России”, – епископ благословил Верховного Правителя Святой иконою».
Вскоре после этого, в марте 1919 г. епископ Борис был назначен временным управляющим Пермской епархией.
Слово его было напечатано не только в местных газетах, но и в «Пермских епархиальных ведомостях», а потому уже 19 октября 1922 г. по запросу пермских чекистов их уфимские коллеги арестовали Владыку, в то время бывшего епископом Уфимским и Мензелинским.
Доставленный в Пермь, епископ Борис был обвинен в «организации белых банд, моральной и материальной поддержке правительства адмирала Колчака» и приговорен к семи годам заключения со строгой изоляцией. По амнистии срок был сокращен и уже к концу 1923 г. он вышел на свободу.
Всё это было, однако, лишь началом его скорбного пути. Впоследствии он неоднократно арестовывался. В последний раз летом 1937 г. На сей раз его, к тому времени уже архиепископа Ташкентского, обвинили в «монархической агитации среди церковников, высказывании недовольства советской властью и ее политикой», а также в связях с английской разведкой. 23 февраля 1938 г. Архиерея расстреляли.
Архиепископ Борис (Шипулин). Внутренняя тюрьма НКВД в Ташкенте. 1937 г.
Таким образом, имеющиеся достоверные факты никак не связывают появление иконы «Раненого Николы» с епископом Нестором (Анисимовым), а опубликованный текст письма Патриарха Тихона А.В. Колчаку – не является достоверным.
Но что же было на самом деле, если строго следовать фактам, ничего при этом не додумывая?..
Продолжение следует. |