Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [3334]
Русская Мысль [351]
Духовность и Культура [510]
Архив [1424]
Курсы военного самообразования [101]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    К 895-летию Владимира Мономаха. А.О. Ишимова. Владимир Мономах от 1113 до 1125 года

    Владимир Мономах в любом возрасте умел заслужить любовь всех его окружавших. В детстве он был послушным сыном; в молодости — смелым на поле битвы, приветливым — дома, почтительным к родителям, которые в знак особой любви к нему и за храбрость, назвали его Мономахом; в зрелые годы он был добрым государем в своем наследственном владении, умным советником великого князя, сострадательным благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов Отечества.

    Слава его еще больше увеличилась в последние годы княжения Святополка: он уговорил в это время всех князей идти на жестоких Половцев, разорявших Русскую землю. Владимир говорил так увлекательно о счастье избавить от опасности жизнь своих соотечественников, о славе умереть за родину, что все князья забыли на время свои ссоры и с благородным усердием собрали воинов во всех княжествах. Согласие их давало им надежду победить, и эта надежда исполнилась: они победили Половцев и заключили с ними самый выгодный мир. Всей славой этой победы, всеми выгодами этого мира Россия была обязана Мономаху. Народ знал это и при всяком удобном случае старался проявить благодарность и особенную любовь к Владимиру. Эта любовь была так велика, что, когда великий князь Святополк умер, жители Киева объявили, что не хотят слышать ни о каком другом государе, кроме общего любимца всех Русских — знаменитого Мономаха. Сначала он отказывался, потому что были другие наследники престола ближе его: Олег Черниговский и его братья — дети старшего Владимирова дяди Святослава; но потом, видя, что в Киеве происходят ужасные беспорядки от безначалия, согласился с желанием Киевлян, тем более, что и сам Олег, его старинный неприятель и главный наследник великого княжения, не спорил с народом и своим молчанием подтверждал его выбор. Такой поступок Олега показывает, как велики были и его достоинства: надо иметь очень доброе сердце, чтоб не спорить, когда нашу собственность отдают другому, да еще нашему врагу! Может быть, причиной этого были слабость и старость; но как бы то ни было, мы обязаны благодарить его за то, что он не начал новой войны за свое наследство, и согласился видеть на великокняжеском престоле Владимира.

    Мономах во все время своего княжения отличался храбростью. Несмотря на свою старость, он еще раз усмирил Половцев и два новых народа, появившихся на Руси, — Торков и Берендеев. С того времени эти грубые народы уже не были так страшны для Русских. Многие из них покорились Владимиру и поселились на берегах Днепра. Их наши предки называли Каракалпаками, или Черными-Клобуками. Это название произошло от того, что они носили черные шапки.

    Кроме побед над чужими народами и над непокорными удельными князьями, Мономах славился и другими делами. Он старался усовершенствовать законы, строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города, закладывал новые. В числе последних был основан на реке Клязьме в Суздальской области город Владимир, названный Залесским, для отличия его от другого Владимира, на Волыни. Не забудьте названия этого нового города, дети: он со временем будет очень примечателен.

    Но чтобы вы окончательно поняли, каков был Владимир Мономах, прочитайте его духовное завещание своим детям. Я выписала для вас некоторые из этих наставлений. Счастливы бы были потомки Владимира, если бы последовали им! Не худо и вам хорошенько запомнить их: Русские дети найдут много полезного в умных советах старинного государя. Читайте же:

    «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также людей. Не пост, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и помните, что все, что вы имеете, принадлежит Богу, и поручено вам только на время. Будьте отцами сирот; судите вдовиц сами; не давайте сильным обижать слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны. Не призывайте напрасно имени Бога; дав же клятву, не преступайте ее. Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: все умрем. Принимайте с любовью благословение священников и не удаляйтесь от них; делайте им добро, чтоб они молились за вас Богу. — Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце и думайте: мы не вечны, сегодня живы, а завтра в гроб! Бойтесь всякой лжи. — Почитайте старых людей, как отцов, любите младших, как братьев. — В хозяйстве сами за всем смотрите, чтобы гости не осудили ни вашего дома, ни обеда. — На войне будьте деятельны. Тогда не время думать о праздниках. Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду княжеским отрокам. Больше всего почитайте гостя и знаменитого, и простого, и купца, и посла: гости распускают в чужих землях и добрую, и худую славу о нас. Кланяйтесь каждому человеку, когда идете мимо. — Все хорошее узнав, вы должны помнить; чего не узнаете, тому учитесь. — Леность — мать пороков; берегитесь ее. — Старайтесь, чтоб солнце никогда не заставало вас в постели! Идите рано в церковь принести Богу утреннюю молитву: так делал мой отец, так делали все добрые люди. Когда озаряло их солнце, они хвалили Бога с радостью. Потом садились думать с дружиной, или судить народ, или ездили на охоту. Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку: на охоте и на войне, днем и ночью, в жар летний и в холод зимний не знал покоя, не надеялся на посадников, не давал бедных и вдов в обиду сильным; сам смотрел за церковью и за божественным служением, за домашним порядком, конюшнею, охотою, ястребами и соколами. Всех моих походов было восемьдесят три; а других маловажных не упомню. Я заключил с Половцами девятнадцать мирных договоров, взял в плен и выпустил из неволи более ста лучших князей их, а более двухсот казнил и топил в реках… Господь хранил меня. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых, но будьте мужественны во всяком случае, посланном от Бога. Если Господь определит, кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Бог лучше сохранит, нежели люди».

    1 Идол — статуя или другое изваяние, которому поклонялись язычники.

    2 Бард — поэт и сказитель у древних кельтов.

    3 Сонм (др. — рус.) — множество.

    4 Се (др. — рус.) — вот, это, сейчас.

    5 Перст (др. — рус.) — палец на руке.

    6 Забряцать (др. — рус.) — зазвенеть, загреметь чем-либо.

    7 Варяги-Русь — древнерусское название народов и племен, живших по берегам Варяжского (Балтийского) моря. Наемные дружины варягов находились на службе у русских князей. Варягом был и Рюрик — основатель Древнерусского государства, а также основатель правившей на Руси княжеской династии Рюриковичей.

    8 Норманны («северные люди») — общее название племен и народов, населявших Скандинавию, а также потомков скандинавов-переселенцев, основавших свои поселения в Англии, Исландии, Северной Франции (Нормандии), Сицилии.

    9 Державин Гаврила Романович (1743–1816) — русский поэт, драматург, переводчик. Автор торжественных од («Фелица» и др.), стихотворных трагедий и сценических постановок о героическом прошлом русского народа.

    10 Перси (др. — рус.) — грудь человека.

    11 Рдяный — ярко-алый, отливающий светлыми оттенками красного цвета.

    12 Значение слов отмеченных * можно посмотреть в словаре, находящемся в конце книги.

    13 Росс (также: русич, россиянин) — книжное и поэтическое название русского человека.

    14 Тризна — языческий обряд-пиршество у древних славян в память об умершем.

    15 Боян (также: Баян) — герой славянского эпоса, легендарный вещий (то есть мудрый, предвидящий будущее) певец и сказитель.

    16 Боярин — в древней Руси старший член княжеской дружины. Бояре служили князю по своей воле, поэтому могли свободно переходить от одного князя к другому. За службу они получали доход от части княжеских владений.

    17 Вече (от ст. — сл. вет — совет) — народное собрание на Руси, сход всех жителей города и его окрестностей. На Руси вече как высший орган власти дольше всего сохранялось в Новгороде.

    18 Челн — лодка, выдолбленная из ствола дерева.

    19 Ветрило — ветер, парус.

    20 Печенеги — кочевой тюркоязычный народ, обитавший в причерноморских степях в IX–XI веках. Печенеги неоднократно совершали набеги на русские земли. Они были разгромлены князем Ярославом Мудрым в 1036 году под Киевом.

    21 Дань (подать) — налог, взимаемый князем, военачальником с населения подвластных или покоренных земель.

    22 Патриарх (греч. родоначальник) — глава самостоятельной (автокефальной) православной церкви, избираемый собором митрополитов и епископов. В России патриаршество было установлено в 1589 году. Первым русским патриархом был митрополит Иов. При Петре I патриаршество было ликвидировано и в 1721 году заменено чисто правительственным учреждением — Священным Синодом. Вновь оно было восстановлено в 1917–1918 годах.

    23 Константин Багрянородный (905–959) византийский император, автор исторических сочинений, содержащих важные сведения о Руси и Византии X века.

    24 Шатер — большая походная палатка.

    25 Доростол — название болгарского города Силистра до конца XIV века.

    26 Наместник — глава местного управления, правитель города и его округи, доверенное лицо князя, царя.

    27 Галиция — историческое название части современных западно-украинских и польских земель. В настоящее время это Иваново-Франковская, Львовская и Тернопольская области Украины и Краковское воеводство Польши.

    28 Вира — в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. Разновидностью этого наказания была так называемая «дикая вира», которую платила община, если убийца, совершивший преступление на ее земле, не был найден.

    29 Апостол (греч. «посланник») — каждый из двенадцати учеников Иисуса Христа, посланных им проповедовать Святое Учение. Апостолами были: братья Петр (Симон) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот.

    30 Пестун — воспитатель, наставник.

    31 Басурман (басурманин, бусурман) — иноверец, иноземец, человек другой веры (чаще всего мусульманин).

    32 Праща — древнейшее ручное метательное оружие. Состоит из ремня (кожаного или из плотной ткани) с расширяющейся средней частью, в которую вкладывался камень или кусок свинца. Пращу надо было вращать над головой, а затем резко отпустить один из концов ремня, после чего камень летел в противника.

    33 Русалка — в славянском эпосе демоническое существо, обитательница речных и озерных вод.

    34 Леший — в славянском эпосе злой: лесной дух, хозяин деревьев и зверей. Леший заманивает людей в лесную чащу и губит их.

    35 Чертог — огромное великолепное здание, дворец. Чаще всего так называли места обитания: богов и волшебников.

    36 Станица — казачий отряд, высылаемый в степь для ведения разведывательной и сторожевой службы; депутация казачьих войск в Москву; большое казацкое поселение.

    37 Сыканская земля — древнерусское название острова Сицилия.

    38 Сеча (др. — рус.) — сражение, рукопашный бой.

    39 Секира — старинное оружие в виде топора на длинной рукояти.

    40 Язычник — приверженец нехристианских верований, многобожества. Древние славяне были язычниками до крещения Руси князем Владимиром Святым в 988 году.

    41 Кудесник — волшебник, колдун.

    42 Чудь — в Древней Руси общее название эстов (эстонцев) и некоторых других угро-финских племен.

    43 Чело — лоб.

    44 Мономах — (греч. единоборец) — так назывался Византийский император Константин. Он был дедом русского князя Владимира (1053–1125), прозванного поэтому Мономахом.

    45 Удел — часть, область государства, управляемая младшим (удельным) князем.

    46 Половцы (кипчаки) — кочевой народ, в XI веке переселившийся в Причерноморье из Заволжских степей. Орды половцев неоднократно нападали на русские земли. Они также принимали участие в междоусобных войнах русских князей, помогая тем из них, которые породнились с половецкими ханами, женившись на ханских дочерях.

    47 Маркграф — правитель пограничных земель во Франкском государстве в VIII–IX веках. В средние века в Германии так назывался владелец княжества.

    48 Хоругвыя (хоругвь) — священное знамя церкви в Древней Руси; полотнище с изображением Христа, святых; принадлежность церковных шествий; стяг.

    49 Роптать — выражать недовольство, обиду.

    50 Митрополит — высшее духовное звание в православной церкви.

    51 Стан — в XI–XVII веках название походного военного лагеря и места расположения войска на отдых. Обычно стан устраивался на открытом возвышенном месте.

    Категория: История | Добавил: Elena17 (18.05.2020)
    Просмотров: 70 | Теги: даты, сыны отечества
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1673

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru