К СТОЛЕТИЮ УБИЙСТВА АДМИРАЛА А.В.КОЛЧАКА
На приведенное нами в прошлом по́сте сообщение, опубликованное в 1968 г. в «Информационном бюллетене Российского Национального Объединения» и журнале «Часовой», в свое время почему-то не обратили должного внимания.
И это неспроста: тема была горячая. С начала 1920-х годов в связи с предполагавшимся отпеванием Царской Семьи не раз разворачивались споры как среди Членов Императорской Фамилии, так и в церковных кругах:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/249539.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/250780.html
В приведенном нами редакционном примечании журнала «Часовой» также чувствуется влияние полемики, но уже в связи с состоявшимся 17 июля 1968 г. в храме Святого Иова Многострадального в Брюсселе торжественным отпеванием Императора Николая Александровича со всей Его Семьей, о чем далее в журнальном примечании также упоминается:
Чин торжественного заочного отпевания Царской Семьи и верных слуг с Ними замученных наряду с заупокойной службой по всем жертвам коммунистического террора, лишенных отпевания и христианского погребения, перед Чудотворным Образом Божией Матери Курской-Коренной совершили архиепископы Вашингтонский и Флоридский Никон (Рклицкий) и Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич), епископы Нафанаил (Львов) и Штутгартский Павел (Павлов) с многочисленным духовенством.
В храме находились представители русских колоний Германии, Австрии, Бельгии, Канады, Соединенных Штатов, Франции, Голландии, Италии, Люксембурга, Швейцарии, Ирландии, Англии. Пел хор из трех русских церквей Брюсселя и эмигранты, приехавшие из Германии и Люксембурга:
http://www.egliserussememorial.be/Egliserusse/mobile/articles.php?lng=ru&pg=2#top
В виду такого грандиозного события сообщение генерала М.К. Дитерихса вольно или невольно хотели принизить рассуждениями о том, что речь, видимо, шла не об отпевании, а о панихиде.
Панихиды же сразу после убийства, пусть и не были столь широко распространены, но о служении их все-таки известно. Одну из, них, например, отслужили в Вознесенском Войсковом соборе в Новочеркасске по заказу генерала М.В. Алексеева и его семьи:
https://www.pravmir.ru/pochemu-belyie-ne-spasli-tsarskuyu-semyu/
Вопреки тому, что утверждает в этой статье историк Кирилл Александров, о службе панихиды в Войсковом Соборе, состоявшейся 9 июля 1918 г., объявлял в своем приказе сам генерал П.Н. Краснов. Служили их и в других местах России и за ее пределами:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/251983.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/252177.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/252437.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/252910.html
Однако, возвращаясь к генералу М.К. Дитерихсу, он был человеком глубоко верующим, церковным, письмо написал через непродолжительное время после описанного события, а потому пренебрегать им невозможно.
Итак, в Екатеринбурге служили не панихиду, а отпели Царскую Семью, исполняя волю Верховного Правителя адмирала А.В. Колчака. Ответственным за ее проведение был назначен генерал М.К. Дитерихс.
Верховный Правитель адмирал А.В. Колчак.
А теперь обозначим место события.
Кафедральным, начиная с 1833 г., считался освященный в 1774 г. Богоявленский собор – один из архитектурных и духовных символов города.
С.М. Прокудин-Горский. Екатеринбург. Богоявленский кафедральный собор. 1909 г.
После февральского переворота 1917 г. Кафедральная площадь стала средоточием всех революционных манифестаций. В это время был свергнут установленный рядом с собором в 1906 г. на пожертвования горожан памятник Императору Александру II; на опустевший постамент была водружена Статуя Свободы, уничтоженная, в свою очередь, освободившими город от большевиков белыми.
Богослужение в честь освобождения Екатеринбурга от большевиков перед Богоявленским собором. Август 1918 г.
В это время главная городская площадь становится свидетельницей парадов и принятия присяги белым воинством.
А в самом Богоявленском соборе, только что капитально отремонтированном в 1918 г., состоялось, как мы уже писали, отпевание Царской Семьи.
Благодаря изданной в 2001 г. в Екатеринбурге книге протоиерея Валерия Лавринова «Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы» (с. 130, 141, 151, 169, 170) можно установить, кто из соборного причта проводил то отпевание и мог участвовать в той службе.
Протоиерей Леонид Алексеевич Игноратов (1857–1922) – с 1889 г. священник собора, ключарь (1897). В 1907-1922 гг. настоятель собора. В 1918 г. при большевиках содержался в тюрьме в качестве заложника.
Протоиерей Павел Николаевич Троицкий (1872 – ок. 1937) – с 1917 г. священник, ключарь (1918).
Протодиакон Алексей Гаврилович Бакакин (1873–1939) – в 1914-1925 гг. служил в соборе; обладал самобытным могучим басом.
Протопресвитер Иван Николаевич Уфимцев (1872–1938) – в 1913-1917 гг. ключарь собора; с 1917 г. – священник; в 1918 г. взят большевиками в заложники; в 1919 г. соборный протоиерей; расстрелян.
Протоиерей Вениамин Николаевич Макушин (1878 – ок. 1935) – в 1916-1921 г. священник собора.
Вновь ворвавшиеся 15 июля 1919 г. в Екатеринбург красные решительно взялись за переделку под себя города. Уже в 1919-м Кафедральная площадь стала именоваться площадью 1905 года, каковое название она безсменно носит и до сей поры.
На пустующий постамент памятника Императору Александру II взгромоздили голову Карла Маркса. Вскоре, видимо осознав всю нелепость ее вида, основоположника удалили, переместив на площадь Народной Мести перед Ипатьевским домом.
Для освободившегося места на царском пьедестале Екатеринбургский губнаробраз 18 марта 1920 г. заказал скульптору Степану Эрьзе монумент «Освобожденный труд».
Как оказалось подходящая мраморная скульптура уже который год пылилась в его мастерской. Создана она была еще в 1914 г. в Италии; прототипом ее стало одно из творений Микеланджело, находящееся во Флоренции. Что касается самой статуи Эрзи, то первоначально она предназначалась для католического собора в Феццано и представляла из себя фигуру …Иоанна Крестителя:
https://www.e1.ru/news/spool/news_id-55363201.html
Таким образом, выходит, что – через первоначальный замысел скульптора – сей «Освобожденный труд» причудливым образом рифмовался (пусть и неявно) со стоявшим рядом собором Богоявления Господня. Ведь одним из главных участников праздника, в честь которого храм был назван, был, как известно, как раз Иоанн Предтеча.
Екатеринбуржцы всех этих тонкостей, конечно, не знали, памятник не приняли, прозвав непонятную статую «Ванькой Голым». Это народное отторжение в конце концов привело к тому, что памятник демонтировали. Простоял, таким образом, монумент недолго: с 1 мая 1920 года по 11 июля 1926-го.
Однако самые большие перемены ожидали площадь да и сам город в 1930 году: зимой были закрыты 9 из 11 православных храмов, а весной якобы для получения крайне необходимого «строительного материала» взорваны Богоявленский и Екатерининский соборы, а также Златоустовская и Спасская церкви. Это были не только одни из старейших построек, но и, учитывая привычные их силуэты, определявшие сам облик города.
Распоряжение о сносе подписала 17 февраля 1930 г. председатель Свердловского горсовета А.Н. Бычкова (1886–1985):
https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65676261.html
Председатель Свердловского горсовета А.Н. Бычкова. Кадр из документального фильма «Главный проспект».
И этот приказ и сама личность Анны Николаевны были – в контексте истории города – не случайны. Происходя из старообрядческой семьи Пермской губернии, она вместе со своей сестрой Марией подпали во время учебы в Екатеринбургской женской гимназии под влияние подпольщицы Клавдии Тимофеевны Новгородцевой (1876–1960), дочери екатеринбургского купца-старовера, второй жены Якова Свердлова. Об этом знакомстве Бычкова потом напишет и в 1937 г. издаст книгу «Рядом с товарищем Андреем».
Вступив в 1904 г. в нелегальный кружок, уже в 1906-м Анна была арестована по делу Уральского областного комитета РСДРП. После полутора лет в тюрьме в 1909 г. ее отправили на вечное поселение в Сибирь. Далее был побег во Францию, а затем в Америку.
В Нью-Йорке она участвовала в работе группы российских эмигрантов (главным образом евреев), известной как «Социалистическая партия Америки», вышла замуж за революционера из Перми Александра Еремеевича Минкина (1887–1955) – уроженца Могилевской губернии, екатеринбургского боевика из окружения Свердлова (жена последнего Новгородцева писала, что тот входил в «надежный актив из опытных подпольщиков»). В Америке Минкин, более известный под псевдонимом Менсон, работал в тесном контакте с революционерами-эмигрантами в Чикаго, Бостоне и Нью-Йорке, состоял в редколлегии социал-демократической газеты «Новый Мiр», выходивший под руководством Бухарина, Коллонтай, Троцкого и Володарского.
В апреле 1917 г. супруги вернулись в Россию. Вскоре Минкин был направлен в Пермь, а Бычкова – в Екатеринбург. Тогда-то, по всей вероятности, состоялось знакомство Анны Николаевны с Янкелем Юровским. Именно по ее настоятельному совету писатель Яков Лазаревич Резник (1912–1988) написал о нем свою повесть «Чекист», вышедшую в Среднеуральском книжном издательстве в 1968 г. – к пятидесятилетию цареубийства:
http://book.uraic.ru/kraeved/04/007.htm
Помянутые нами богоборческие деяния А.Н. Бычковой относятся ко времени, когда она с марта 1929-го по ноябрь 1930-го занимала пост председателя Свердловского горсовета. Сотворенное ею за столь краткий срок навсегда останется черным пятном в истории города:
https://www.e1.ru/news/spool/news_id-66127459.html
Охотники за крестом. Подготовка к сносу Богоявленского собора. «Уральский рабочий» от 18 марта 1930 г.
https://www.e1.ru/news/spool/news_id-66402271.html
После взрыва собора на площади воздвигли громадную трибуну, дополнив в 1957 г. памятником Ленину.
Современный вид площади 1905 года, на которой стоял Богоявленский кафедральный собор и памятник Императору Александру II. Фото Артема Устюжанина.
С отпеванием Царской Семьи, о котором сообщал генерал М.К. Дитерихс в своем письме барону П.Н. Врангелю, не всё, однако, до конца ясно.
Михаил Константинович пишет, что произошло это 17 апреля 1919 г., после того, как следствие установило факт убийства не Одного только Императора, а всей Царской Семьи. Известно, кстати, что как раз 28 апреля М.К. Дитерихс докладывал адмиралу А.В. Колчаку о том, что этот факт «устанавливается следствием безусловно». По времени это совпадает с осмотром Н.А. Соколовым Ипатьевского дома, происходившим в период с 15 по 25 апреля.
Генерал Радола Гайда и Верховный комиссар и генеральный консул в Сибири Чарльз Элиот на параде войск Сибирской армии. Екатеринбург. Площадь у кафедрального Богоявленского собора. 30 апреля 1919 г. То есть как раз в то самое время…
При этом возникает также вопрос о том, что могло находиться в то время в ларце, стоявшем в соборе во время отпевания.
В статье в «Информационном бюллетене Российского Национального Объединения» (а не в комментариях журнала «Часовой», что принципиально важно, поскольку именно в последнем тексте упоминается письмо генерала М.К. Дитерихса 1922 г. с точной датой отпевания) говорится, что в ковчежце был «пепел и несколько обугленных костей» (в приводимом в журнале – в отличие от бюллетеня – тексте генерала об этом не сказано ни слова).
Однако мы знаем, что осмотр рудника, во время которого и были обретены частицы Царских мощей, происходил в период с 23 мая по 17 июня. Значит, либо в ларце находились другие Реликвии (Царская кровь, брызги которой были, как известно, обнаружены в Ипатьевском доме и сохранены) или отпевание происходило в другое время. Последнее менее вероятно, учитывая надежность свидетельства М.К. Дитерихса (хотя, повторяем, утверждать, что генерал сообщал в своем письме о ларце, у нас нет, строго говоря, никаких оснований).
Тем не менее, вероятность и этого также не исключена, учитывая сохранившееся свидетельство наставника Царевича Ч.С. Гиббса. В одном из своих писем из Омска тете Кейт от 21 июля 1919 г. он, описывая свое пребывание в Екатеринбурге, пишет: «В годовщину Их смерти в местном храме произошло заупокойное богослужение. Всё было чрезвычайно печально» («Наставник. Учитель Цесаревича Алексея Романова. Дневники и воспоминания». М. 2013. С 206). Формально речь в нем не идет об отпевании, а всё же…
Продолжение следует.
источник |