Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [3520]
Русская Мысль [353]
Духовность и Культура [523]
Архив [1452]
Курсы военного самообразования [101]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Н.Д. Тальберг. Светлой памяти возлюбленного Государя. Ч.4.

    Приобрести книгу в нашем магазине: http://www.golos-epohi.ru/eshop/

    Заказы можно также присылать на orders@traditciya.ru

    Величайшей заслугой государя было стремление его пробудить духовные силы любимого им народа, привести их к живительным церковным источникам. Для этого старался император Николай II вести и воспитание молодого поколения в отечестволюбивом духе, составлявшем испокон веков силу России. Тем самым молодежь все более приближалась к Церкви. Заботился царь и о разумном и здоровом физическом развитии молодой смены. По почину государя успешно насаждались в среде учащихся «потешные». Помню то большое впечатление, которое производил их парад, происходивший 1 сентября 1911 года в Киеве в присутствии монарха.
    Ярок и правдив образ Государя, изображенный понявшим его владыкой Антонием (Храповицким). Приводим выдержки из его, тогда епископа Волынского, слова, сказанного в Житомирском кафедральном соборе 21 октября 1905 года, через несколько дней после манифеста 17 октября.
    «Сегодня окончился одиннадцатый год царствования нашего монарха, и настает двенадцатый год с несколько изменившимися условиями, обозначенными в последнем манифесте. Оглянитесь же, русские люди, на сей закончившийся первый период царствования нашего Государя, оглянитесь на себя насколько вы за это время оправдали данную вами перед Крестом и Евангелием присягу, и ныне, когда густая тьма бессовестной лжи и разнузданного себялюбия обложила небосклон нашей жизни, воззрите мысленно на Того, Кому так мало вы подражаете в добродетели и Кому столь неблагодарными оказались многие. Наш Государь вступил на отеческий престол в юном возрасте, но оказался мудр пред искушением власти. Большею частью цари и другие высокие начальники, достигая власти, стараются о том, чтобы сразу выдвинуть перед глазами всех свою личность в противовес личности предшественника, чтобы показать ожидаемые преимущества своего управления сравнительно с предшественником... Подобные приемы действия особенно свойственны Государям молодым, как это было при первых царствованиях в народе библейском. Не так, совсем не так поступил наш, тогда еще юный Государь, сделавшись властителем величайшего в мире царства. Он обещал следовать во всем примеру и указанию своего в Бозе почившего родителя и постоянно ссылался на его авторитет. Он сохранил при себе его советников и не только не старался о том, чтобы выдвигать самолюбие, свою личность, но, напротив, постоянно смирялся пред своим Отечеством, исповедовал свою сердечную привязанность к старинной Москве и первый из Русских Императоров не усрамился распространять свои изображения в старинной русской одежде».
    «Смирение это первая заповедь Евангелия, это первая ступень из девяти блаженств, через которые открывается нам Господень рай, - сколь редкая, сколь ценная эта добродетель в наш горделивый, изолгавшийся век. И если мы справедливо ценим ее так высоко среди простых смертных, то как она вожделенна в могущественнейшем Императоре. Учись же, русский народ, у своего Царя этой великой мудрости быть смиренным... Как же сохранить в себе дух смиренномудрия? Как сохранил его в себе наш Государь? Хранить такой дух может лишь тот, кто боится Бога, кто всем сердцем верит во Христа, кто благоговеет пред святыми угодниками. И сему учитесь у своего Царя, русские люди».
    «Наш Государь начал царствовать в сегодняшний день 21 октября, причастившись в храме Св. Таинств Тела и Крови Христовых. Вторично причастился Он Божественных Таинств через три недели, в день своего бракосочетания. Сие необычно земным царям, которые, хотя и стараются всегда показать, что они не чужды веры, весьма опасаются прослыть слишком благочестивыми... Такая раздвоенность совершенно чужда нашему Монарху: Слава Божия являлась главным направляющим началом Его деятельности. Ревнуя о прославлении святых угодников с тем же бескорыстным упованием, с каким относится к ним народное сердце, Он с радостью разрешил открытие мощей св. Феодосия Черниговского в год своей коронации, а затем приложил старания к тому, чтобы провозглашена была Церковью святость другого угодника Божия - преп. Серафима Саровского. Но и на сем не упокоилось сердце Царево: оно повлекло Его с Царицей Супругой и Царицей Матерью в далекую Саровскую пустынь и побудило Его собственными руками поднять священный гроб Чудотворца и вместе со своим народом, собравшимся сюда, в количестве трехсот тысяч, проливать слезы умиления, открывать свою совесть духовнику монаху и причащаться Святых Таинств у одной чаши с простолюдинами».
    «Слышал ли ты что-либо подобное, о русский народ, за последнее столетие и более? Часто ли встречал такую силу веры среди людей знатных и богатых и укажешь ли мне во всей вселенной нечто подобное в жизни царей, именующих себя христианскими? Учись же у своего Царя вере, умилению и молитве. Искреннее благочестие остается неполным, если не украшается любовию и состраданием к ближним. И сию любовь наш Государь проявил в первые же месяцы по своем воцарении, когда, по примеру всероссийского праведника отца Иоанна Кронштадтского, начал повсюду учреждать дома трудолюбия для бедных, ибо именно в этом нуждается городская беднота».
    Наряду с прославлением свят. Феодосия Черниговского и преп. Серафима Саровского, в царствование Государя последовали причисления к лику Святых: в 1897 году - пресвитера юрьевского Исидора и 72 им пасомых, утопленных в 1472 году в р. Омовже латинянами за стойкое исповедание Православия; в 1909 году - окончательное прославление св. мощей преп. Анны Кашинской, супруги св. вел. кн. Михаила Тверского; в 1910 году - перенесение мощей преп. Евфросинии, княжны Полоцкой из Киева в Полоцк; прославления: в 1911 г. - св. Иоасафа епископа Белгородского; в 1913 г. - святейшего патриарха Гермогена; в 1914 г. - свят. Питирима, епископа Тамбовского; в 1916 году - свят. Иоанна, митрополита Тобольского.
    Через девять лет после пламенного слова владыки Антония звучал душевно и выразительно в Екатеринбургском соборе голос замечательного проповедника о. Иоанна Сторожева. Прославлял он память «избранного и дивного Сибирские страны Чудотворца», Праведного Сѵмеона Верхотурского. «Какое, братие, великое, какое неизъяснимое утешение знать и видеть», говорил он, «что Державный Вождь народа Русского, коему вверены Богом судьбы отечества нашего, в основу всего в своем царстве полагает не иное что, как благочестие, Сам лично подавая пример глубокого, чисто древлерусского благочестия, любви к благолепию служб церковных, почитания святынь русских, заботы и усердия к прославлению памяти великих подвижников святой благоугодной жизни». Государь пожертвовал сень над ракою преп. Сѵмеона.
    Преосвященный Серафим, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, благословляет ведомый о. Иоанном крестный ход. Несут в Николаевский монастырь к гробу Преподобного дар города - икону Святой великомученицы Екатерины. По большой, извилистой дороге, в глуби лесов и гор Уральских двигаются к Верхотурью богомольцы. Радостно разносится пение паломниками канона. Идет народ и, как рвущиеся с горных вершин ручьи превращаются в бурный поток, а затем и реку, так расширяется все больше и больше числом небольшая группа паломников. Божие дело творят благочестивые русские люди.
    Замечательно, что о. Иоанн Сторожев, с юных лет росший вблизи Сарова и Дивеева, совершил 1/14 июля 1918 года в Екатеринбурге, в доме Ипатьева, обедницу и давал последнее пастырское благословение, так верно понятому им Помазаннику Божию.
    Сказанное владыкой Антонием, впоследствии митрополитом Киевским и Галицким, первым кандидатом в патриархи при выборах на Всероссийском Церковном Соборе в 1917 году, потом Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, и о. Иоанном Сторожевым, воскрешают в памяти картины подлинной Руси:
    1903 год, 18 июля. Саровская обитель. В Успенском соборе совершается ранняя обедня. Храм полон. Из Тамбовской и Нижегородской губерний, а также из далеких краев стеклись русские люди всех сословий помолиться у прославляемых мощей Преподобного Серафима, преставившегося в 1833 году.
    Вдруг в храме произошло движение. Тихий шепот пронесся вокруг. В церковь одни, без свиты, вошли Царь и Царица и заняли места на левом клиросе. Вместе с народом молятся они за Божественной литургией, приобщаются Пречистых Таин Христовых.
    Послеобеденные часы того же дня. Гудит народный говор вокруг стен монастыря. Но вот загремело могучее «ура», пошло дальше в лес, полный богомольцами. Это народ восторженно приветствовал Императора Николая Александровича, который, в сопровождении великих князей, следовал пешком по пыльной дороге, под горячими солнечными лучами, помолиться в тех местах, где подвизался благодатный Старец. Государь побывал у источника, у камня, где Преподобный тысячу ночей возносил молитвы в его дальней пустынке.
    19 июля. Только что начало появляться раннее летнее солнце. Государь, в сопутствии князя Алексея Ширинского-Шихматова (тогдашнего управляющего московской сѵнодальной конторой), удаляется в лес. Кругом тихо и жизнь еще не началась. Прийдя к источнику, Царь опускается в его воды, глубоко уповая на помощь смиренного Старца.
    В тот же день, тогда ставший великим русским праздником. Окончилась литургия, совершенная сонмом святителей и иереев. Государь, с духовенством и великими князьями, обносят вокруг храма гроб со святыми мощами Преподобного Серафима. Народ горячо молится вновь прославленному Святому и радуется благочестию Помазанника Божия.
    Сбылось в те дни пророчество преп. Серафима, так крепко чтившего государей: «Вот какая радость то будет! Среди лета запоют Пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся Фамилия».
    Народ - в течение столетия притекавший со всех концов России в Саровскую и Дивеевскую обители - в сердце своем давно прославил дивного Старца.
    Царь, - столь чутко понимавший православную душу своего народа и слившийся с нею - проявил почин в деле прославления великого Прозорливца и Молитвенника.
    Церковь, - долгое время отмечавшая чудеса им совершавшиеся, - причислила Преподобного Серафима к лику Святых.
    Сорок семь лет тому назад - в июльские дни 1903 года - у честных мощей новоявленного Святого, соединились в молитвенном горении те могучие животворные силы, которые, в продолжение почти тысячи лет, совместно созидали Российское государство: Русский Народ, Церковь, Помазанник Божий, - верный их сын.
    1911 год. Сентябрь. Берега извилистой Десны полны празднично разодетым народом. От древнего Чернигова движется по реке пароход, на котором находится Самодержец Всероссийский, возвращающийся с богомолья. Исполняя обет Свой, Государь Император Николай Александрович поклонился святым мощам Святителя Феодосия Углицкого, прославленного в Его благочестивое царствование... Пароход приближается к мосту. Там в облачении стоит с духовенством архипастырь земли Черниговской, преосвященный епископ Василий и крестом благословляет Царя верного сына Православной Церкви. Пароход движется дальше среди массы народа, восторженно приветствующего своего Государя.
    В 1912 году в Москве торжественно праздновалось столетие Отечественной войны. 30 августа, в день перенесения мощей св. вел. кн. Александра Невского, народ в огромном числе заполнил Красную площадь и прилегающие к ней улицы. На площади на отведенном месте были расставлены учащиеся. По окончании литургии в Успенском соборе, на которой присутствовал Государь с Августейшим Семейством, из храма двинулся крестный ход. Через Спасские ворота крестный ход направился к царскому павильону на Красной площади. По пути следования, вплоть до павильона, расположились более 200 хоругвеносцев. Когда духовенство и все Особы, участвовавшие в крестном ходе, заняли свои места в павильоне и около него, протодиакон Большого Успенского собора Розов громко прочитал Высочайший манифест, данный 26 августа в Бородине. Митрополитом Владимиром, соборе, совершено было благодарственное молебствие за избавление от нашествия двунадесяти языков. После многолетия Их Величествам и всему царствующему дому, протодиакон возгласил вечную память императору Александру I и почившим вождям и воинам. Войска находившиеся в строю отдали честь; произведена была пальба из орудий. Во всех церквах раздался колокольный звон. Возглашено было многолетие державе Российской и победоносному всероссийскому воинству.
    1916 год в столицах заговорщики и попавшие в их сети безумцы, подрубавшие ветви, на которых держатся, подготовляют переворот, ожесточенно поносят Государыню Александру Феодоровну. Древний же Новгород 11 декабря восторженно встречал Царицу, прибывшую с великими княжнами поклониться святыням. Софийский собор. Архиепископ Арсений (через год второй кандидат в патриархи) приветствовал благочестивую Государыню. Окончены литургия и молебен. На глазах у умиленного народа Царица, Царевны, князья Иоанн Константинович и Андрей Александрович истово прикладываются к святыням. Деревяницкий монастырь, Юрьев монастырь, Знаменский собор, часовня с чудотворным образом Владимирской Божией Матери - принимают в своих стенах Царскую Семью. Народ счастлив был лицезреть праведность Царицы.

    * * *
    Всеобще теперь почитание приснопамятного о. Иоанна Кронштадтского. Вся Православная Русь молится 20 декабря об упокоении Его души. Государю принадлежит почин в этом. 12 янв. 1909 года Царь, в рескрипте на имя митрополита Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского), писал:
    «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник Земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник о. Иоанн Кронштадтский. Всем сердцем разделяя великую скорбь народную о кончине любвеобильного пастыря и благотворителя, Мы с особым чувством обновляем в памяти Нашей скорбные дни предсмертного недуга в Бозе почившего Родителя Нашего, Императора Александра III, когда угасавший Царь пожелал молитв любимого народом молитвенника за Царя и Отечество. Ныне вместе с народом Нашим утратив возлюбленного молитвенника Нашего, Мы проникнемся желанием дать достойное выражение сей совместной скорби Нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины о. Иоанна, а в нынешнем году приурочив ее к сороковому дню оплакиваемого события. Будучи и по собственному духовному влечению Нашему и по силе Основных Законов первым блюстителем в Отечестве Нашем интересов и нужд Церкви Христовой, Мы со всеми верными и любящими сынами ее ожидаем что Св. Сѵнод, став во главе сего начинания, внесет свет утешения в горе народное и зародит на вечные времена живой источник вдохновения будущих служителей и предстоятелей алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания».
    В царствование государя развивалась церковная жизнь. Под Высочайшим покровительством работали православные братства. Продолжало развиваться миссионерское дело, особенно необходимое вследствие вредной деятельности всякого рода сектантов, часто направлявшихся из-за границы. Благочестивый Государь понимал значение исторической древности церковной и проявил заботы о ней. В 1901 году был Высочайше утвержден Комитет попечительства о русской иконописи, под председательством графа С. Д. Шереметева. Государь очень ценил древние иконопись и церковное зодчество, и в Его царствование, в особенности с 1911 года, все более ширился интерес к ним. В 1912 году в Царском Селе был освящен Государев Собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери, вовне и внутри выявлявший красоту древних храмов. Россия продолжала украшаться новыми храмами и монастырями, что так радовало Государя.
    Император Николай Александрович, как и его отец, очень ревновал о развитии церковно-приходских школ, против которых вела потом кампанию Государственная Дума. В 1912 году в этих школах воспитывалось 1.988.367 детей. Государем был утвержден устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам.
    Шла с 1915 года подготовительная работа по созыву Церковного Собора. По высочайшему повелению образовано было в январе 1906 года предсоборное присутствие. Председателю такового, митрополиту Петербургскому Антонию, Государь писал: «С глубоким вниманием слежу Я за подготовительными работами к предстоящему Поместному Собору Русской Православной Церкви. Да благословит Господь ваши труды к обновлению нашей церковной жизни». Присутствие выработало ряд важных постановлений, которые были представлены на благоусмотрение Государя. В 1912 году учреждено было предсоборное совещание для дальнейшей разработки этих вопросов. Наступившая в 1914 году война задержала созыв Собора.
    В 1913 году, когда праздновалось 300-летие Дома Романовых, Государь, подчеркивая важность высшего духовного образования, наименовал Духовные Академии Императорскими. Государь даровал полную свободу исповедания старообрядцам. Поощрял Он всячески развитие деятельности Императорского Палестинского общества, дававшего возможность большому числу богомольцев из всей России совершать дешево и удобно паломничество в Святую Землю.

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (02.08.2020)
    Просмотров: 212 | Теги: книги, РПО им. Александра III, николай тальберг, императорский дом, даты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1728

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru