Приобрести книгу в нашем магазине
Там, в не слишком далёком будущем, уже зарождается и слагается новая социальная идея – социально-братская, но не социалистическая. Человечество стоит перед новой социальной идеей и программой, перед новым правосознанием. Нам всем надлежит думать об этих новых путях жизни – денно и нощно.
И.А. Ильин
Идейная платформа ВСХСОН изложена в Программе, написанной Игорем Огурцовым в 1962–1963 годах. Само название организации – Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа – точно отражало её цели и идейную позицию: освобождение народа от тоталитарного социализма и возрождение России на основе христианства и социальности.
Ядро идеологии ВСХСОН составлял христианский персонализм. Социал-христиане рассматривали личность в качестве центра нравственной ответственности и духовного восприятия Божественной воли. Они ясно видели, что неотъемлемой чертой коммунистического учения является его антиличностный, антиперсоналистический характер, поэтому внутреннее освобождение от большевизма ставили во главу угла своей деятельности.
Программа ВСХСОН давала ответы на важнейшие вопросы, стоявшие перед страной. В первой её части был сделан всесторонний анализ теории и практики марксизма-ленинизма. Раскрывая антихристианский, бесчеловечный характер коммунизма, она показывала несостоятельность пропагандистских тезисов о «закономерности революции 1917 года» и «прогрессивности» общественно-политического строя, насильственно установленного на месте разрушенной большевиками Исторической России.
Идеологию коммунизма социал-христиане характеризовали как лжерелигию, сектантское мировоззрение хищнического класса, порвавшего с общечеловеческими идеалами.
Отрицая прогрессивность коммунизма, Программа ВСХСОН в то же время не идеализировала и капиталистическую систему, указывая на её негативные стороны, антихристианский характер многих её черт. Коммунизм рассматривается социал-христианами как «болезненное детище материалистического капитализма», развившее и завершившее все самые вредные тенденции, которые имелись в буржуазной экономике, политике и идеологии. В этом ВСХСОН видел источник поразительного сходства коммунизма с фашизмом.
И капитализм, и коммунизм, утверждали социал-христиане, могут быть преодолены только христианизацией всей жизни общества.
Описывая историческую обстановку, предшествующую большевицкому перевороту в России, Программа ВСХСОН резко противопоставляла большевизм – российскому революционному движению XIX – начала XX веков, что дало повод критикам Программы говорить о её «феврализме». Но социал-христиане отнюдь не были сторонниками февральской революции, ибо совершенно ясно понимали, что именно февраль 1917-го привёл Россию к октябрьской катастрофе.
Следует учитывать, что Программа ВСХСОН создавалась в определённых исторических условиях и рассчитана на уровень восприятия своих современников. А абсолютное большинство людей, выросших и воспитанных в Советском Союзе, в том числе и большинство тех, кто мыслил себя в оппозиции КПСС, не сомневалось в закономерности и прогрессивности октября 1917-го. Сам термин «революция» – будь то социальная или научно-техническая – ассоциировался в сознании современников со всем хорошим и прогрессивным. Не случайно РСДРП(б)-КПСС объявляла себя единственной истинно революционной партией, а партийные мифотворцы внедряли в общественное сознание убеждение, что и крушение российского самодержавия произошло в результате деятельности революционеров-ленинцев.
Ставя одной из своих задач разоблачение этих устойчивых мифов, Программа ВСХСОН показывала, что, напротив, большевики не имели отношения к свержению российской монархии (ни сил, ни возможностей у них для этого не было) и, более того, в октябре 1917-го они свергли именно революционный режим – демократический и слабый.
При этом Программа ВСХСОН ни в коей мере не рассматривала социал-христианство в качестве преемника российской революционной традиции. Об отношении социал-христиан к революции (в марксистском понимании этого термина) один из них, Леонид Бородин, впоследствии напишет:
«Более оскорбительного слова, чем “революционер”, для нас, членов организации в бытность её, не существовало. Мы были всего-навсего обычными русскими людьми, всерьёз озабоченными судьбой будущего страны и изъявившими готовность действовать во спасение тысячелетнего государства средствами, предложенными программой И. Огурцова. Слово «революционер» для нас было равнозначно слову «бес», и никак иначе. Русские революционеры начала ХХ века были для нас бесами, одержимыми сатанинской идеей воплощения Царства Небесного на Земле исконно сатанинскими средствами.
Безусловно, мы понимали, что бесы без причины в том или ином народе не объявляются, что именно глубокий кризис Православия, начавшийся в предыдущем веке, одна из причин революции» [i].
Именно поэтому ВСХСОН был далёк от идеализации и слепого копирования той политико-социальной модели, которая существовала в Российской Империи до 1917 года – с её недостатками, в конечном итоге приведшими и к кризису Православия, и к гибели государства. Программа ВСХСОН нацелена на творческое переосмысление российской политико-социальной модели, выведение её на новый уровень, при котором были бы устранены несовершенства и социальные анахронизмы дореволюционной России, но развиты её положительные стороны.
Важнейший тезис Программы – неизбежность крушения коммунистической системы. «Природа этой системы такова, – говорилось в написанном И.В. Огурцовым документе, – что она не может улучшаться, не подрывая тем самым своих основ. Всякое улучшение её вызвало бы лишение господствующего класса его права, незаконно присвоенного, монопольно владычествовать в экономике, политике или идеологии. Любая из этих отдельных свобод неизбежно вела бы к свободе полной, к ликвидации тоталитарной системы» [ii].
Социал-христиане подчёркивали, что паразитический класс партийной бюрократии без борьбы не уступит ничего – его свержения можно достигнуть только вооружённой борьбой. А если так, то народу необходима своя подпольная армия освобождения, которая уничтожит диктатуру и разгромит охранный отряд олигархии – КГБ.
[i] Бородин Л.И. Без выбора. С. 188.
[ii] Там же, С. 446. |