К сожалению, о Крещении Руси рассказывают массу нелепостей. И чрезвычайно распространено представление о насильственном характере Крещения святым Владимиром. Некоторых это даже устраивает. Вот, мол, какой у нас был замечательный Владимир, вот какие мы были замечательно смиренные! Да вовсе не были мы смиреннее, чем другие народы! Князей, знаете ли, в русской истории даже за меньшие прегрешения, чем посягательство на веру отцов, изгоняли, а случалось, и убивали. И приказать креститься Владимир мог только своей дружине, и то при одном условии. Почитайте летописи, там это описано. Он мог сказать, что тот, кто не хочет быть христианином, тот ему не люб. Он мог сказать: «Или ты становишься христианином, боярин, или убирайся на все четыре стороны». Такое мог он сказать. Но горожанам, смердам земледельцам он и такого сказать не мог.
Ох, учились бы мы у своих предков славян чувству глубочайшего собственного достоинства, особенно в отношениях с правителями, куда как лучше жили бы в XX веке, теперь уже в XXI веке!
Но как же произошло Крещение? Что же тогда совершил святой Владимир? За что мы почитаем его? Пойдем хронологически назад в историю! Мы знаем с вами, что его бабка, святая Ольга уже была христианкой. Значит, она поддерживала христиан, популярная, могущественная княгиня. Храмы помогала открывать, книги привозила.
Дальше, IX век, 860 год. Крещение Аскольда и Дира, о котором мы говорили в прошлый раз. Посчитайте, от 860 года до 988 года, до Владимирского крещения, прошло 128 лет. Столько лет миссионерства — это много или мало? Думаю, что очень много, можно просветить любую страну.
Но ученые полагают, что уже в VIII веке христианство проникало на Русь через чешские земли из германских, что уже в VII веке христианство проникало к нам через Балтику с ирландскими миссионерами. Именно ирландцы, величайший христианский народ Запада уже после нас сумеет крестить последних язычников Европы – скандинавов.
Первые христиане Причерноморья появились в I веке. И то отражено в нашей литературе сказанием о Прихожении на Русь апостола Андрея Первозванного, первого ученика Христа.
Вспомните, послы святого Владимира рассказывают о пребывании в Константинополе, что они не знали во время богослужения в Софийском храме, на земле ли они находятся или уже на небе. Да чтобы я поверил, что пожилой киевский боярин, который участвовал за свою жизнь в десятке сражений, в двух десятках посольств, снес не один десяток голов в стычках, не чувствовал пола под ногами? Нет, просто славяне, несомненно, обладали обостренным эстетическим чувством, и то помогло нам избрать византийское православие.
А что же Владимир? Его роль колоссальна. Но он никого не крестил, разве что дружинников. Зато он просвещал. Он мог построить великолепный огромный собор в Киеве с мраморными колоннами, и построил его. Больше никто не мог. Да византийцы не поехали бы строить в эту варварскую страну. Но другое дело — ехать к родственнику самого василевса, самого царя. Он мог завести школы, и он их завел. Более того, большая Киевская соборная школа при святом Владимире была не просто школой. То была высшая школа, чего на Западе тогда не было. То была одна из школ такого размаха, которые существовали только у восточных христиан, она была предшественница университетов.
И с полным основанием, в полной мере мы можем быть благодарны Владимиру и благоговейно чтить память нашего христианского государя.
Нет, не крестил Русь святой Владимир, но основал христианскую Россию. Задумайтесь об этом, хотя бы потому, что нам с вами предстоит восстанавливать христианскую Россию, которую мы так бездарно утратили.