Говоря о русской живописи второй половины 19-го и начала 20-го века, невозможно не упомянуть о Репине. Репин и русское искусство неразрывно связаны.
В настоящем очерке не приходится говорить о таланте этого выдающегося художника, уже потому, что автор не обладает ни достаточными знаниями, ни способностями, чтобы критиковать творчество Репина. К тому же, о Репине так много написано известными знатоками искусства, что не было бы смысла касаться этого вопроса.
Дело в том, что в СССР за последние годы издано много альбомов с предисловиями о Репине и богато иллюстрированная монография о нем, составленная худ.Грабарем, известным искусствоведом.
Во всех изданиях проводится мысль, что Репин, если и не был коммунистом, то во всяком случае сочувствовал революционному движению и в своих произведениях преклонялся перед революционерам и ждал с нетерпением падения ненавистного ему режима.
Постараемся на основании его произведений разобраться в этом советском утверждении - был ли Репин таковым или нет? О правителях история судит по их делам, о писателях по их литературным трудам, о художниках - по их картинам. Репин был одним из самых продуктивных художников, им написано наибольшее количество картин и портретов, вошедших в историю русского искусства, а после его смерти Финский музей получил десятки альбомов с карандашными и акварельными зарисовками.
В былое время в России Репин был самым популярным художником. Репродукции с его картин "Запорожцы" и "Бурлаки" были чуть ли не в каждом, даже мало интеллигентном доме. Из многочисленных работ Репина можно выбрать некоторые, которые могли бы нам осветить личность знаменитого художника.
Так, к картинам на политические темы, революционного характера, следует отнести: "Крестный ход в Курской губернии", "Арест пропагандиста", "Сходка", "Отказ от исповеди", "Не ждали" и "17-ое октября" (1905 г.).
"Крестный ход в Курской губернии" написан в двух вариантах. Более известный второй написан в 1883 году. Картина написана молодым Репиным и безусловно под революционным влиянием. Талантливо изображена толпа, сопровождающая крестный ход, но, за исключением крестьян, почти все остальные персонажи смахивают на карикатуру.
Так, толстая, рыхлая помещица, несущая икону, вместе с глупой физиономией девушки и старушки, несущих пустой киот от иконы; обрюзгший с красным носом важный купец, львинообразный диакон; тут же становой, угрожающий кому-то палкой; справа - стражник на лошади, кого-то хлещущий нагайкой. Что такие типы, как стражник с нагайкой, были - всем известно, но чтобы в многочисленной толпе в крестном ходе не нашлось хотя бы одной смышленой физиономии - это уже ложно, и Репин умышленно переборщил: картина тенденциозная.
В картине "Арест пропагандиста" изображен арест в селе интеллигента, пошедшего "в народ". Лицо пропагандиста также не может вызвать к нему симпатии - лицо озлобленное, ненависть сквозит во всей его позе. В избе крестьяне - они смотрят на него с недоумением, даже с жалостью, не понимая, зачем "барин" надел поддевку и смазные сапоги, живет в избе, читает им непонятные брошюры; речи его им непонятны: "барская затея". Репин изобразил бесплодность и несостоятельность хождения интеллигента "в народ".
О картине "Отказ от исповеди" Машковцев в альбоме "Репин" так пишет: "...непреклонность, несгибаемость революционной воли Репин изобразил...". Смешно говорить о какой-то несгибаемости революционной воли. Старенький священник с крестом пришел напутствовать осужденного террориста; священник не думает вступать в политический диспут с революционером, он не думает его осуждать, он пришел с крестом и Именем Христа. Что же он встретил? Дерзкий взгляд, в глазах - самовлюбленность. Террорист горд тем, что что-то сделал. А что он сделал? Бросил бомбу, убил кучера, лакея, быть может, и того, кто сидел в карете. Тут же погиб постовой городовой, проходящий мелкий чиновник, рабочий... но это не важно - что значит для него смерть этих невинных людей? Главное - он бросил бомбу.
Посмотрите на революционера, призывающего к революции в картине "Сходка". На кого он похож? - Только не на человека, проповедзпо- щего "свободу, равенство и братство"!
Самая замечательная из работ Репина, связанных с деятельностью революционеров, - картина "Не ждали" (Машковцев).
В крестьянской одежде входит в комнату возвратившийся из ссылки политический. В комнате его мать, жена, дочь и сын. Он не бросается в объятия матери, не пытается обнять жену и детей - нет, на лице его не видно ни радости свидания, ни любви... Это чувствуют все его родные и даже горничная, стоящая в дверях. Он для семьи чужой. Его приход скорее испугал, но не обрадовал.
О картине "Манифестация 17-го октября" (1905 г.) говорить не приходится. Картина была на выставке и не имела успеха.
Освобожденного из тюрьмы революционера на плечах несет толпа, он размахивает кандалами. Тут же студенты, малолетние гимназисты, курсистки с безумными глазами поют марсельезу. Старый отставной генерал с недоумением смотрит на эту толпу. Репину не удалось изобразить торжество свободы, восторг толпы, да и как он - реалист - мог изобразить то, чего не было.
Наравне с этими картинами на политические темы мы находим у Репина другие, которые рисуют его с другой стороны. Одна из самых популярных его картин - "Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану". Уж к ней никак нельзя приложить революционную тенденцию. - "В Бога веруешь?" - спрашивает кошевой атаман всякого пришедшего в Сечь. "Прочитай Отче наш!" - Этого было довольно, чтобы быть принятым в семью запорожцев. Сам Репин в письме к Н.С.Лескову пишет: "Наши запорожцы меня восхищают своим рыцарским духом".
А как талантливо написана грандиозная картина "Заседание Государственного Созета"! Не менее талантлива картина, изображающая Императора Александра 3-го с семьей, принимающего сельских старост в Петергофе.
К картине "Св.Николай Мирликийский останавливает казнь" - художник Грабарь в монографии о Репине так описывает содержание картины. В его глазах св.Николай представляется, как бездумный старец, которого подошедший судья или начальник сейчас оттолкнет и казнь совершится. Если бы Репин думал так, как Грабарь, то молжно с уверенностью сказать, что он не написал бы подобной картины.
А "Воскрешение дочери Иаира", за которую Репин получил большую золотую медаль и заграничную командировку! А его картина об искушении Иисуса Христа - "Отойди от Меня, сатана"!
Кульминацией славы Репина была картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.". Советская критика пишет: "... картина эта в сущности была подлинной агитацией против самодержавия!" Непонятно, при чем тут самодержавие. Репин изобразил весь ужас убийства - отца, в пылу гнева смертельно ранившего сына и только после этого понявшего весь трагизм происшедшего. Картина написана настолько реально, что производит на посетителя потрясающее впечатление. Картина была приобретена известным Третьяковым и некоторое время находилась под запретом. Перед 1-й Великой Мировой войной нервно больной в порыве безумия выхватил нож и изрезал голову Иоанна Грозного.
Рассмотрев вышеназванные картины, можно прийти к заключению, что все то, что интересовало Репина, что было ему по душе, чем он сочувствовал, что он любил - все это явно было выражено в его произведениях; то же, что им писалось в угоду "общественному мнению", что было тогда модно, - то все это, написанное весьма талантливо, было тенденциозно, с чем художник не мог справиться. Репин, любивший жизнь, красоту народной жизни, будучи глубоко национальным и религиозным человеком, не мог писать так, как хотело бы революционно неустроенное общество, - поэтому критика не соответствовала действительности и Репину приписывалось то, чего не было и не могло быть.
Репин, начав свою художественную деятельность националистом, таким и остался до последних своих дней. Умер Репин 29 сентября 1930 года в Куокалле в Финляндии в глубокой старости, но с живым умом, верящим в воскресение своей Родины.
|