Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [3562]
Русская Мысль [355]
Духовность и Культура [528]
Архив [1455]
Курсы военного самообразования [101]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Владимир Невярович. БЕЛЫЕ РЫЦАРИ РОССИИ. ТЮТЧЕВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ (11.10.1860-9.02.1916)

    В современных энциклопедиях и словарях про этого удивительного человека обычно значится примерно следующее: «русский офицер, журналист и писатель, герой Первой мировой войны. Незаконнорожденный сын поэта Ф.И.Тютчева».

    Данных кратких определений вполне достаточно, чтобы заинтересоваться личностью этого одаренного русского человека, безусловно, талантливого, героического и по каким-то причинам пока для широкой публики малоизвестного. Федора Федоровича Тютчева нередко именуют еще русским беллетристом. Однако понятие «беллетристика» несет в себе (начиная с Белинского) подчас некий уничижительный смысловой оттенок эдакой «второсортности» и «несерьезности», с намеком на не самый высокий уровень литературного мастерства. Поэтому именовать очень многогранного, самобытного и глубокого по содержанию писателя Ф.Ф.Тютчева в чистом виде беллетристом едва ли правомерно. Его, конечно, нельзя назвать однозначно гением и даже великим писателем Земли Русской (хотя в некоторых аспектах он и велик, и по- настоящему гениален). Но поставить в ранг наших замечательных русских национальных авторов, продолживших пушкинско-лермонтовские традиции русской классической литературы, можно, правомерно и должно. Мне лично Ф.Ф.Тютчев показался очень близким по стилю и восприятию к А.И.Куприну. Обоих писателей объединяло профессиональное военное образование и несомненный литературный талант, а также и само время, в которое они творили свои прекрасные произведения. Знакомясь с критикой творчества Ф.Ф.Тютчева, я наткнулся на интересную мысль одного из авторов (жаль, что не отметил у себя его имени), согласно которой, проза Ф.Ф.Тютчева − это как бы заплаченная России дань, восполнившая недостающее звено в творчестве его отца, знаменитого русского поэта и государственного деятеля Федора Ивановича Тютчева. Надо отметить, что Ф.Ф.Тютчев был не только писателем, но и талантливым публицистом, сотрудничал со многими русскими журналами и газетами («Новое Время», «Русский вестник», «Военный сборник», «Исторический вестник», «Разведчик» и другие). Обладал он и поэтическим талантом, пробуя себя в молодые годы в этом возвышенном жанре, в котором столь преуспел его отец. Но поэтические опыты у молодого стихотворца не были удачными, и Ф.Ф. быстро понял, что предназначение его несколько иное. И это «иное» он смог не только найти, но и взрастить, приумножить, усовершенствовать, представить читателям во всей своеобразной красе и силе. Ф.Ф.Тютчева еще нередко называют военным бытописателем, но это лишь одна из многих граней в его творчестве. В тютчевских произведениях, имеющих способность «цеплять» читателя, захватывать, завладевать вниманием, увлекать остротой сюжета, – немало страниц философского плана, рассуждений касающихся семейной жизни, любви, смысла жизни и смерти. Писателем великолепно представлены и очень точные и яркие психологические портреты, включая патопсихологические типажи его литературных героев, в описательном плане весьма детализированные, почти как у Достоевского. Некоторые сцены из его повестей, романов и рассказов потрясают своей реалистичностью и точностью, что свойственно только настоящим художникам слова. Меня, например, как профессионального врача поразило описания сцены угасания и умирания главной героини (Мани) в романе «Кто прав?» А чего стоят эпизоды, свидетельствующие о прекрасном познании народного языка. Каков язык у одного из главных героев рассказа денщика Степана! (рассказ «Денщик»). Также замечательно передает автор разговорную речь малороссов, горцев, евреев, представителей разных сословий России.

    И отца и сына Тютчевых объединяло одно общее качество: это скромность. Скромность при даровитости, несомненном таланте и отсутствие какой-либо дополнительной саморекламы, превозношения и возвеличивания. Так, долгие годы Федор Иванович стеснялся своей поэтической славы, а Федор Федорович, дабы не быть замеченным в качестве сына своего прославленного отца, в публицистике подписывался чаще анонимно буквами Ф.Т. или ЭФТЭ. Но вернемся теперь к жизненному пути Федора Федоровича Тютчева. Постараемся охватить его предельно кратко и по существу.

    Федор Федорович Тютчев, рожденный 10 октября 1860 г в Женеве, испытал в своей жизни немало ударов судьбы и горьких разочарований. Будучи плодом последней любви пожилого гениального русского поэта и его молодой возлюбленной Елены Александровны Денисьевой(1826-1864), мальчик после смерти родителей хлебнул сполна: и сиротскую долю, и отчуждение со стороны родственников, и унизительность своего социального положения. Дело в том, что как незаконнорожденный, он был приписан к Петербургскому мещанскому сословию, что было, конечно, очень обидно. Тем более, что род отца (Тютчевых) принадлежал к древнейшим российским боярским родам, один из представителей которого, Захарий Тутчев, был, как повествуют летописные источники, посланцем Димитрия Донского к Мамаю(1380) и пал смертью храбрых на Куликовской битве. Потомственными дворянами были и Денисьевы (по материнской линии). Они происходили от черниговского воеводы Ивана Шаина, внук которого Денис Юрьевич, был боярином великих князей рязанских Ивана Федоровича и Ивана Васильевича. Отцом Елены Александровны был отставной майор участник Отечественной войны 1812 года Александр Димитриевич Денисьев. Девочка рано лишилась матери и воспитывалась у тетушки, инспектрисы Смольного института Анны Димитриевны. Позже Елена стала обучаться в Смольном институте, где воспитывались дочери Ф.И.Тютчева Дарья и Екатерина. Анна Димитривна и Елена были вхожи в дом к Тютчевым. Знакомство с Еленой в какой-то момент переросло во взаимные чувства. В июле 1850 года состоялось объяснение уже пожилого поэта с молоденькой девушкой, положившее начало «незаконному союзу» двух влюбленных, длившемуся 14-ть лет. Тютчев продолжал состоять в браке, так что его роман с Денисьевой был очень негативно воспринят в светском обществе, особенно безжалостно и со злобой обрушилась людская молва на Елену Александровну. Она умерла от чахотки, когда ей было всего тридцать восемь лет, всю себя без остатка отдав любимому. За два года до смерти в одном из писем она признавалась: «Я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой»…

    Несмотря на превратности судьбы и раннее сиротство, воспитание мальчика все же было, судя по автобиографическим страницам в его романах, элитным, аристократическим, хотя без родительской любви и ласки. Когда умерла от чахотки его мать (в августе 1864 года), Федору не было еще и четырех лет. Та же болезнь унесла в мае на следующий год старшую сестру Елену в возрасте 14-ти лет и младшего брата годовалого Николая. Мальчик первое время жил у тетушки своей матери Анны Димитриевны, которая очень его любила и баловала, что вызвало даже недовольство у отца ребенка. По настоянию Ф.И., мальчика вскоре отдали сводной сестре, Анне Федоровне (от первого брака Ф.И.Тютчева с Э.Ф. Петерсон), фрейлине Императорского Двора, которая вскоре вышла замуж за известного литератора и славянофила Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886), глубоко проникнувшись идеями мужа и став ему верной соратницей. Своих детей у Аксаковых не было. Но и искренней любви и привязанности к мальчику-сироте у супругов, как видно, не нашлось. Так что заменить родителей они не смогли.

    Ф.Ф.Тютчева по настоянию отца, который видел сына после смерти Денисьевой всего несколько раз, определили сначала в привилегированный Московский лицей имени Цесаревича Николая. Это заведение было создано на личные средства известного публициста М.Н. Каткова и его друга профессора П.Н.Леонтьева. Особых успехов там Федор не добился. Деньги на обучения сына выделял отец (см. письмо Ф.И.Тютчева дочери А.Ф.Аксаковой от 14 января 1871г). Некоторое время учился Ф.Ф. также в Лейпциге, позже проживал в Праге в семье известного в православном мире богослова и священнослужителя протоиерея А.А. Лебедева(1833-1898), обучаясь богомыслию, любви к ближним и терпению. Судя по творчеству Ф.Ф.Тютчева, да и самой его жизни, уроки те не прошли даром. Литературные задатки у юноши Тютчева, отмечал еще Иван Сергеевич Аксаков, полагая что Федор, быть может, станет писателем или поэтом, но «разочаровавшимся». Однако лучшим вариантом для юноши Аксаков видел в выборе военной стези. Так оно и случилось. В июне 1879 года Ф.Ф.поступил вольноопределяющимся в Первый Московский драгунский полк, а 1 сентября того же года был зачислен в Тверское Кавалерийское юнкерское училище. По выходу из училища он был определен в лейб-драгунский Московский полк. Однако ярко вспыхнувшие литературные увлечения, привели его к решению всецело посвятить себя литературе, и в 1881 году он ушел в запас в чине подпрапорщика. Ф.Ф. начинает работать в редакции новой петербургской газеты «Свет» в должности секретаря. В 1886 году в журнале «Звезда» появляется его первая публикация: рассказ «Лесник», вскоре там же рассказ «Репортер», обративший на себя внимание читателей. Работа в редакции оказалась очень напряженной, почти катаржной, литературные заработки были мизерные, не способные обеспечить полноценное существование семьи Тютчевых (у Ф.Ф.была уже к тому времени семья). В 1888 году впервые был издан разножанровый сборник его стихов, повестей и рассказов под названием: «Сочинения Ф.Ф. Тютчева (Стихотворения, исторические повести и рассказы из военного быта). СПб.: Тип. и лит. В.В. Комаров». Произведения, опубликованные в книге, такие, как историческая повесть «Кровавые дни», рассказ «Денщик», характеризовали автора как тонкого психолога и мастера глубоких и остросюжетных драматических сцен. Первая публикация была серьезной заявкой на профессионализм и читательское признание, но в том же 1888 году Тютчев, испытывая серьезные затруднения в материальных средствах, решает вновь поступить на военную службу. В сентябре он был определен в Отдельный корпус пограничной стражи в чине корнета Ченстоховской пограничной бригады на границе с Пруссией(1888-1894). В январе 1894 года Ф.Ф. был переведен в Эриванскую пограничную бригаду, где командовал пограничными отрядами на границе Западной Грузии с Ираном и Турцией. Дальнейшая его военная карьера в хронологическом порядке согласно воинским чинам выглядела так: поручик(1893), штабс-ротмистр(1897), ротмистр(1901), есаул(1901), войсковой старшина(1904), подполковник(1904), полковник(1915). Дослужившись до полковника, по законам Российской Империи Ф.Ф.Тютчев вернул себе и своим потомкам право на потомственное дворянство. Итак, в финале все же восторжествовала справедливость в его законных сословных правах, утраченных не им самим за какие-либо провинности и недостойные проступки, а по грехам родителей его.

    Но, конечно же, не эта цель была главенствующей и первостепенной в его героической жизни, которую он без остатка положил за Веру, Царя и Отечество.

    Уникальность Федора Тютчева-младшего состоит в том, что он сумел стать вкупе: прекрасным офицером, командиром с большой буквы, уважаемым среди солдат и офицеров, великолепным организатором и знатоком своего дела; внес большой вклад в теорию и практику Пограничного дела (в недавно организованном Российском музее пограничной службы, его имя присутствует среди отцов корифеев пограничников). Он геройски проявил себя в боях, будучи участником Русской-японской и 1-ой Мiровой войн. И все это при параллельном многогранном профессиональном литературном творчестве, отнимающем так много сил и времени. И по всем направлениям своей деятельности Ф.Ф.Тютчев достиг немалых высот благодаря исключительно личному самоотверженному труду и таланту...

    В конце XIX-начале XX века, уже вернувшись на военную службу, Тютчев много пишет, создавая зрелые произведения классического образца и стиля. К 1892 году относится его роман «Кто прав?» (Из одной биографии). В 1902 году Ф.Ф.заканчивает одно из наиболее известных своих творений: роман «Беглец», созданный в стиле остросюжетного приключенческого жанра. Некоторые сцены в романе, такие как охота в камышах, описание суджинского ханства, переправа через горную реку - восхищают своей реалистичностью, яркостью и высокой талантливостью. Просто поразительно, что подобные сюжеты пока еще не попали в поле зрения наших кинематографистов. Современные критики отмечали у Тютчева «безупречный русский язык, безпретенциозность, красоту, пластичность изображения и редкую простоту замысла, рассказа» (о простоте замысла, конечно, можно было бы и поспорить! –В.Н.)

    В апреле 1898 года Тютчев награждается первым орденом – Станислава 3-й степени, а через год он был переведен в Петербург, в штаб Отдельного корпуса Пограничной стражи. Петербургский период способствовал расширению контактов с издательствами и новым публикациям.

    С началом русско-японской войны Ф.Ф., просится на фронт в действующую армию, и вступает есаулом в Аргунский полк Забайкальской казачьей бригады доблестного генерала Павла Ивановича Мищенко(1853-1918), обожаемого солдатами и офицерами. Во главе сотни казаков Тютчев осуществляет ряд атак. Однажды ему удается отбить у врагов (японцев) крупную группу раненых русских, уже потерявших всякую надежду на освобождение. За боевые заслуги на фронте Ф.Ф. был удостоен следующих наград:

    • Орден Святого Станислава 2-й ст. с мечами (1904); Орден Святой Анны 4-й ст. (1904);

    • Орден Святого Станислава 2-й ст. с мечами (1904);

    • Орден Святой Анны 2-й ст. с мечами (1904);

    • Орден Святого Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1905);

    • А также получил чин войскового старшины (за отличие!)

    По окончании войны возвратился обратно в Пограничную стражу и был одно время в Новороссийске. Хронология дальнейших событий была такова: «В июле 1906 года вернулся в штаб ОКПС. Командовал отрядом Скулянской пограничной бригады (1906), отделом и отделением штаба 6-й Таурогенской пограничной бригады (1906—1911), отделом 25-й Черноморской бригады в Батумском округе (1911—1914). В первые месяцы Первой мировой войны командовал 2-м эксплуатационным батальоном Кавказской парковой железнодорожной бригады» (Википедия).

    Свои впечатления от Русско-японской войны Тютчев воплотил в повестях «На призыв сердца» и «Сила любви». Эти произведения наполнены горечью и душевным потрясением автора, непосредственного участника крайне неудачной для России военной компании. Причину наших неудач он видел в засилье бездарных военачальниках генеральского ранга в Русской армии, а также в многочисленных стратегических просчетах правительства. На этом фоне ярко рисуется героизм русских женщин, не побоявшихся добровольно выехать на фронт в качестве сестер милосердия вслед за своими мужьями-воинами. В романе «Финал или увертюра» революционные события в России периода 1905-1907 переплетаются у Тютчева с окончанием русско-японской войны. Эшелоны фронтовиков – солдат и офицеров – попадают в Россию, охваченную революционной кровавой стихией, реально угрожающей всем устоям государства. По пути следования одного из эшелонов с востока на запад разгорается конфликт между солдатами и офицерами, приведший к трагическим событиям. На мой взгляд, это одно из самых спорных произведений Тютчева. Немаловажное значение сыграли здесь, без сомнения, трагические обстоятельства, ибо роман писался в сложнейший исторический период России, обусловленный поражением русских в войне и широким ростом революционных настроений в обществе, охвативших фактически все слои населения, включая военное сословие…

    С началом Первой Мiровой войны пятидесятичетырехлетний подполковник Федор Федорович Тютчев, несмотря на преклонный возраст, просится на фронт и в октябре 1914 года переводится в действующую армию. Он назначается командиром 3-го батальона 36-го Орловского полка (1914—1915). За проявленную доблесть в боях был награжден Георгиевским оружием, «за то, что 8 декабря 1914 г. в бою у местечка Бжестека, став во главе своего батальона, бросился в штыки на австрийские окопы и, выбив противника, далеко преследовал его». Удивительная скромность Ф.Ф. бросается в глаза при чтении одного из писем своему другу некоему Сергею Яковлевичу. В том письме Тютчев в ответ на просьбы друга подробнее описать свои подвиги на фронте, за которые он получил Георгиевское оружие, пишет: «… но прошу тебя не думать, что я и в самом деле герой. Ничуть не бывало. Я не больше герой, как десятки тысяч наших офицеров, и только исполнил, как умел, свой долг, и если меня нашли достойным так щедро наградить, то это я приписываю исключительно счастливому для меня случаю». И далее в письме в том же духе…

    В мае 1915 в бою у местечка Бергомет он был контужен снарядом, но остался в строю. За бои 8-го июля 1915 года у сел Ржавинцы и Баламутовка был произведен в полковники. Полковник Федор Федорович Тютчев неожиданно скончался в феврале 1916 года в полевом госпитале в Бердичеве от старых боевых ран. Его похоронили на Волковском кладбище в Петербурге.

    О семейной жизни нашего героя известно немного. Он был дважды женат. Первый раз на некоей Марии Николаевне. Она умерла, как и мать Ф.Ф.Тютчева, от чахотки в молодом возрасте (в 1890 году).

    От первого брака Ф.Ф. имел двух дочерей: Елену(1884 г.р.), названную в честь матери, и Надежду (1886). Обе дочери умерли в 1950-х годах в Советском Союзе, не оставив потомства, пережив гонения, ссылки и тюремные заключения. Дочь Елена носила в замужестве фамилию Гирс. Ее муж, в прошлом офицер-пограничник, был расстрелян новой властью в тридцатые годы...

    К заслугам Ф.Ф.Тютчева следует отнести еще важный вклад в сохранение памяти о своем отце гениальном русском поэте Ф.И.Тютчеве. Сын посвятил отцу замечательное эссе» Федор Иванович Тютчев», вышедшее к столетнему юбилею поэта. Ф.Ф. Тютчеву обязаны мы и сохранением всех стихотворений так называемого «Денисьевского» любовного цикла» Ф.И.Тютчева.

    Творческое наследие Ф.Ф.Тютчева еще подлежит тщательному исследованию и переосмысливанию. Представляют интерес его военные неопубликованные дневники, а также публикации, разбросанные по многочисленных журналам. Совершенно ясным становится одно: мы очень мало еще знаем о русском национальном сокровище в лице многих ее героев, ушедших в воды забвения вместе с Белой Россией!

     

    01.12.2018

     

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (10.10.2020)
    Просмотров: 92 | Теги: владимир невярович, сыны отечества, голос эпохи, русское воинство, даты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1746

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru