Шел 1240 год от Рождества Христова. Несметные монгольские полчища кровью заливали Землю Русскую, разоряя цветущие города, сжигая селения. Золотой Ордой разрушена была столица наша, мать городов Русских – Киев. Воинства отдельных князей русских, решавшиеся вступать в сражения с завоевателями, гибли одно за другим. Население бежало в леса, горы и степи, ожидая себе поминутно смерти от меча варварского. То было лютое время полного торжества на Руси злой ордынщины. Родина наша, Русь, находилась в беспомощном положении. Ордынцы стремились к ее физическому порабощению.
Но мало этого: католические народы Запада, с благословения римского папы, решили воспользоваться русской слабостью, чтобы сломить на Руси уже окрепшее к тому времени Православие, считая русских людей «еретиками» и чуть ли еще не язычниками, якобы нуждающимися в «новом крещении». Римский папа призвал своих рыцарей на крестовые походы против Руси. К числу этих рыцарей примкнули и остатки крестоносцев, созданных в свое время римским двором для завоевания Святой Земли. В папскую гвардию входили немцы, шведы, французы, итальянцы и мелкие народы Прибалтики.
На остриях своих мечей шведы и рати тевтонских и ливонских рыцарей несли Руси беду более страшную, чем Орда: они жаждали завладеть не только нашей землей, но и душой русского народа, чтобы телом русский человек был порабощен иноземной власти, а душой – римскому престолу. Казалось, молодому государству пришел конец.
Но милостив был Бог тогда к Родине нашей. В Новгороде княжил благочестивый Александр Ярославич. Князь Александр отличался необыкновенной красотой и умом. Он был благочестив и справедлив. Знал, что вера Православная есть истина, ради которой всем нужно жертвовать. Он-то и спас Русь Святую. Мудрый князь заключил нестрашный для духовной жизни русских людей союз с ордынцами и отразил противника страшного по духу, с его ядом воинствующего латинства, угрожавшего самой сути Православного Царства Российского. Было то на реке Неве, где он разбил шведов, в 1240 году и на льду Чудского озера, где он разбил ливонских и тевтонских рыцарей-меченосцев, в 1242 году, да еще в 1245 году одержал победу над грабительскими ратями диких литовцев. И родилась, воссияла на Руси всенародная и немеркнущая слава нашей светозарной Звезды Северной, Архистратига Земли Русской святого и благоверного князя Александра, именуемого с тех пор Невским. Князь Александр отличался исключительным благородством, у него была по-детски чистая и при этом мужественная душа. Он всегда обнажал свой меч в защиту Православия, твердо веруя, что, как сам и говорил, «не в силе Бог, а в правде».
Перед битвой со шведами, получив их надменный вызов, Александр «разгорелся сердцем». Приказав собраться своей малочисленной дружине, он горячо молился в соборе Святой Софии: «Боже хвальный, Боже праведный, Боже великий и крепкий, Боже превечный! сотворивший небо и землю и поставивый пределы языкам, и жити повелевый, не преступая в чужие части... И ныне, Владыко прещедрый! слыши словеса гордого варвара, похваляющегося разорити Святую веру Православную и пролити хоща кровь христианскую. Возбрани борющихся со мною, и приими оружие и щит и стани в помощь мне».
«Ни огнь, ни вода, ни меч и никакая сила не принудит меня отступить от учения Православной Восточной Церкви», – сии достопамятные слова произнес он западным обольстителям, когда папа римский, не сумев одолеть силой, предложил святому князю лучше ознакомиться с католичеством. Пережив гнев после поражения рыцарей-монахов, папа попытался своими обращениями привлечь князя Александра в латинство. Святой Александр ответил: «От Адама и до потопа и до разделения язык и от разделения язык и до начала Авраамля и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова и до страсти и Воскресения Его, а от Воскресения Его и на небесе Восшествия и до царствования Великого Константина и до Первого Собора и до Седьмого Собора – сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».
В 1252 году он вступил на великокняжеский престол и вышел тем самым на широкие просторы национальной русскости и православной церковности всей Земли Русской. Князь Александр Невский был бесстрашным исповедником, самоотверженным и доблестным защитником Православной веры на Родной Земле, насажденной в ней его равноапостольным предком князем Владимиром.
Тем временем на Русь надвигались с Востока новые ордынские полчища. Но не страшился их благоверный князь: татаро-монголы, облагая русское население данью, не вмешивались в уклад его жизни. Учитывая силу Орды и видя, что бороться с ними было пока невозможно, он радел о сохранении православной души русского народа. Нелегко было унижаться перед ханом славному Невскому победителю. И при этом ему приходилось терпеливо переносить упреки тех россиян, которые нетерпеливо призывали к немедленному освобождению от ига. С болью в сердце, с нравственными мучениями успокаивал князь этих «кипятков самоваровичей», прытких не по разуму горячих патриотов, необдуманно и рискованно бунтовавших. Успокаивая одних и спасая других, Александр Невский в то же самое время постепенно укреплял положение церковной иерархии и великокняжеской власти. И мудрая его политика вполне оправдалась.
Пройдут годы, и его праправнук святой князь Димитрий Донской разобьет ордынцев на Куликовом поле в 1380 году, а правнук святого Димитрия Донского Иван Васильевич разорвет и растопчет ханскую басму и окончательно освободит Россию от ига в 1480 году.
Знает история наша и еще об одном подвиге князя Александра. Когда слава о его чудесных победах над немцами, шведами и литовцами распространилась во всем мире, хан Батый пожелал устроить в честь победителя крестоносцев прием в Орде и милостиво отнесся к князю Александру. Князь Александр ездил в Орду, но никогда не делал уступок ордынцам в вопросах веры. Когда зловерный хан потребовал от него совершить языческий обряд, он ответил: «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари. Я поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо и землю и все, что в них». Мужественный защитник Православной веры, из млада избранный Господом сосуд благочестия, мог ли он поступить иначе! Александр твердо был убежден, что святая вера есть единственный залог жизни вечной, для которой он и подвизался на земле ко благу вверенного ему Богом народа. Он решился лучше умереть, чем стать неверным пред Богом: «Огню и идолу кланяться не буду, – сказал, – я христианин и лучше приму смерть, чем отвергнусь веры пред людьми». Свирепый хан Батый уважил тогда мужество исповедника Христова и, вопреки своему обычаю, принял и отпустил его с честью.
По возвращении из Орды на Русь Великий князь Александр восстанавливал разрушенные храмы и монастыри.
И радуется поныне русское сердце, осознавая в своем родстве князя Александра Невского, ставшего теперь одним из небесных покровителей русского воинства и всего народа русского. Во всю жизнь свою земную имел пред очами своими князь Александр Господа и все творил во славу Божию. Знаем мы теперь на его примере, что сила русская – в мудрости его православного сердца, ибо красоты и глубины веры нашей не найти ни в холодной расчетливости католицизма, ни в сухости протестантизма. Собираясь в поход, бывало, воодушевлял себя князь, обращаясь к себе же, такими словами: «Пойди на них, Александр, в ярости мужества своего, уповая на Святую Троицу!» Увидев перед битвой с ливонскими рыцарями вблизи врагов своих, воздел руки к небу и воскликнул громко: «Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!» «О, дорогой и честный наш княже! – воскликнула тогда его рать. – Мы все положим за тебя свои головы!» После той жестокой битвы лед Чудского озера побагровел от крови, но вернулся во Псков победителем русский князь. Не на жизнь, а на смерть были войны те святого князя Александра Невского с армиями папы римского между Православием и католицизмом. Защищал святой князь чистоту Христовой веры, правое русское дело, Дом Пресвятой Богородицы на Руси. Пламенная вера его воодушевляла и воспламеняла патриотическим огнем мужества и храбрости все его христолюбивое воинство. И снискал он себе неувядаемую небесную славу, и Церковь наша Святая Православная чтит его в сонме святых своих.
Святой князь Александр умер в 1263 году, приняв перед кончиной схиму с именем Алексия. Вся Русь оплакивала его как доброго страдальца за Русскую Землю. При самом погребении его, когда митрополит Кирилл приблизился к его гробу, чтобы вручить ему разрешительную грамоту, рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту. Погребен был святой Александр Невский во Владимире, при гробе его совершались многочисленные чудеса. И по смерти своей князь Александр остается защитником Православной веры, но теперь из мира горнего.
Имя его носили три славных Государя Всероссийских: Александр I Благословенный, Александр II Освободитель и мученик, Александр III Миротворец. Он был их небесным покровителем в славные времена их Царствований.
Из глубины седой старины в наши дни, к нам несется пламенный клич святого благоверного князя Александра Невского: «Сыны мои милые! Поднимите нить исторического строительства Великой России! Возьмите в ваши богатырские руки знамя Православия и русскости! Окружите все живой оградой, непроницаемым кольцом верности наше Святое Святых – Россию! Выходите на освященный веками «Всероссийский шлях» единения, труда и славы великих славянских предков!» Услышь этот вещий клич, Россия, услышь воинство русское!
«Не в силе Бог, а в правде!»
источник |