Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4732]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [850]
Архив [1656]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
Elena17

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    В.Л. Махнач. Ересь жидовствующих

    Что же происходит конкретно в 70-е годы, может быть, в самом конце 60-х и в начале 70-х в Новгороде? Происходит вот что. Новгородцы, прежде всего боярская аристократия, испытывая постоянное давление со стороны Московского великого князя и тяготясь, естественно, этим давлением, пытаются сначала сменить церковную власть. Напоминаю вам (мы этот материал проходили), что тогда, в конце XV века в Москве был автокефальный митрополит, и его независимость от Константинопольского патриарха уже признали на Востоке, признали восточные православные, а в Киеве был другой митрополит, то есть литовский митрополит, который вернулся в подчинение Константинопольскому патриарху. После упразднения Унии Константинопольский патриарх более униатом не был. Унию они разорвали, после того как турки на них свалились. Скончался святитель Иона Новгородский, последний архиепископ вольного Новгорода. Предстояли выборы. Потому была совершенно прекрасная возможность. Новгород соблюдал древнюю традицию, восстановленную в 1917 году при избрании святителя Тихона, и с тех пор больше не применявшуюся, что очень интересно. Согласно этой традиции собор, да еще в два тура избирает трех кандидатов на патриаршество. А дальше, после совершения литургии и специального молебна схимник вынимает жребий из ларца, то есть, окончательный выбор остается на волю Божью. И, кстати сказать, это совсем не шутка, это очень оправдано, потому что когда восстанавливали патриаршество, по числу голосов во втором туре Тихон был третьим, на него меньше всего подали голосов, но Господь решил иначе. И потом знаменитый митрополит Антоний Храповицкий, который набрал больше всех голосов, сказал: «То было чудо, потому что я бы не справился на месте Тихона». А был Антоний весьма знаменитый, достойный иерарх.

    Так вот, собирались по-прежнему выбирать архиепископа Новгородского с использованием жребия, но заговор был не в этом, заговор был в другом — послать новоизбранного архиепископа ставиться не в Москву, а в Киев. Все просто. Помощь со стороны Литвы оказалась настолько малозначительной, а давление со стороны православных столь большим, что новоизбранный архиепископ Феофил не рискнул ехать в Киев и все-таки поехал ставиться на Москву. Соответственно, еще будущая Россия и наш государь-основатель Иоанн Третий выиграли первый раунд. Но новгородские бояре нанесли второй удар. Здесь еще проще, ведь новгородцы «вольны во князьях». Они отказали Ивану в положении Новгородского князя. Вместе с тем Литовского великого князя новгородцы тоже побаивались, потому им совсем не хотелось испортить отношения с Москвой и попасть под влияние двойной гигантской державы — Литвы, за спиной которой Польша. Потому позвали не великого князя и короля Казимира, а одного из его вассалов — Киевского князя Михаила. Михаил был князем номинальным, тем не менее был аристократом Рюрикова рода. Годился. Михаил приехал откормиться на новгородских хлебах, и откармливался с размахом, окруженный приехавшей с ним нищей шляхтой.

    Как только наметилась угроза со стороны Иоанна Третьего, Киевский и Новгородский князь сбежал обратно, сбежал в Литву, пообещал быстро вернуться, и не вернулся. Он просто испугался. А новгородские войска были разбиты в сражении на реке Шелони, одном из притоков Ильменя. И сейчас существует речка Шелонь, только теперь по ней в ладьях уже не походишь, все реки северо-запада жутко обмелели.

    То не было присоединение Новгорода, не была победа полная. Иван только производил впечатление. Четырех неосторожных новгородцев, которые приняли московские пожалования в свое время, казнили, многих увезли в плен в Москву, в заточение. Зацепка, крючочек такой был — я тебя боярином московским пожаловал, а ты благодарил, и теперь ты мой боярин, и я тебя буду судить и казнить как изменника, что и было сделано. Через несколько месяцев всех отпустили. Иван произвел впечатление, он никогда не делал ничего лишнего. Новгороду пришлось откупаться землями в пользу великого князя и другими подарками немалыми, в том числе за счет Дома святой Софии, то есть огромных владений епископа Новгородского.

    Вот в этой-то неразберихе и оказались несколько, по традиции семеро основателей секты, о которой мы говорим, семеро ученых старцев иудеев. Возможно эта цифра легендарная, условная, потому что точно мы знаем, что был один Схария или Захария, что одно и то же, а были ли остальные, мы не знаем. Основав свой кружок, Схария исчез, скорее всего, просто уехал обратно в Литву. Вот так в этих бурных событиях, когда Новгород воюет с Москвой, было положено начало «ереси жидовствующих». Название условно. Во-первых, не очень жидовствующих, точнее, жидовствующих, но не только. Во-вторых, не ересь, конечно. Разумеется, не ересь, потому что ересью мы называем уклонение от вероучения. Еретик во всех отношениях православный христианин, а в чем-то одном нет. Так обычно возникают ереси. А здесь мы имели дело с законспирированной шайкой, имевшей далеко идущие планы искажать, засорять вероучение и русскую культуру, с ним связанную.

    Еще раз вернемся к принципу разрешенности лжи. Прежде у нас были ереси. Например, были стригольники. От них ничего не осталось, мы изучаем стригольничество только по обличительной православной литературе, прежде всего по посланиям митрополита святителя Фотия Московского и святителя Стефана Великопермского. А вот от кружка жидовствующих, в отличие от более ранних ересей, мы имеем не только великолепную книгу Иосифа Волоцкого «Просветитель», но также их собственные сочинения.

    И вот что особенно интересного попало к нам из этого кружка. Во-первых, попала Библия (Ветхий завет), переведенная по древнееврейскому масоретскому тексту. На фронтисписе ссылка на то, что книга издана благословением митрополита Филиппа. Разумеется, не второй Филипп, которого мы все знаем, священномученик времен Ивана Четвертого. Это митрополит Филипп Первый, который к тому моменту скончался и благословить ничего не мог. Кроме того, совершенно очевидно, что ни один митрополит не решился бы без созыва собора на такое серьезное деяние, как изменение textus receptus — принятого текста. Имя усопшего митрополита было чрезвычайно удобно, он уже ничего не опровергнет, он не может возмутиться и сказать: «Я вам благословения не давал». Вот сейчас ситуация повторяется. Умирает всероссийский известный батюшка с острова Завет, и тут же выясняется, что он был большим почитателем «несомненно святого» Ивана Четвертого и даже о Распутине хорошо говорил. Но почему-то это выясняется тогда, когда он скончался. Таким образом, это был подлог, агентурное издание.

    Но вторая книга, которая от них дошла, еще интереснее. Это Псалтырь. Организована она так, как обычно организована православная славянская Псалтырь, то есть поделена на кафизмы и славы. Потому все знакомо, человек еле грамотный и не ученый распознает, увидит Псалтырь. Все начинается в ней, как положено. Затем вторая страница, третья страница, а затем между псалмами появляются тексты, совершенно иного происхождения, одни синагогального использования, другие, видимо, сочинены в самом этом кружке жидовствующих. Есть еще их сочинения оккультистского свойства.

    Почему ересь жидовствующих не ересь, я объяснил. Кстати, это прекрасно понимал Иосиф Волоцкий. Преподобный заявляет в «Просветителе»: «Это не ересь, а прямое отступничество». Термина «антисистема» в XV веке еще не было. Иосиф как раз детально знал эту публику, он главный обличитель. А почему не просто жидовствующих, то есть иудействующих. Если бы то было стремление перетащить как можно больше русских людей в талмудический иудаизм, то была бы конкурентная борьба. Думаю, их призвали бы к порядку, потому что Мономахова норма все-таки не нарушалась, иудеям жить в великорусских землях было запрещено. То могло бы кончиться отпадением только единиц. Ну, чем особенным можно соблазнить для перехода в талмудический иудаизм? Тем, что лишаешься Нагорной проповеди, причащения. Цель была совсем не в том, чтобы сделать христиан иудеями, а испортить их как христиан.

    Как я уже говорил, они были оккультисты, они поколдовывали. И для продвинутых учеников в этом было вероятно нечто привлекательное. Академик Лихачев был прав. Он написал в их оправдание, что в сущности этот новгородский кружок был типично ренессансный ученый кружок. Он прав, но только дело в том, что в Западной Европе в Средние века колдовали редко и мало, а в эпоху Возрождения — много и со вкусом. Да, это ренессансный кружок, вполне оккультистский и антихристианский.

    Кроме того, обратим внимание вот еще на что. Они уделяли много внимания толкованию Священного Писания. На тайных собраниях они хулили Троицу и Святой Крест, они отвергали тринитарный догмат и отвергали Крест. И вот интересно, как достойно ответили русские люди на появление такой проповеди, если можно это назвать проповедью. Ответили в архитектурных формах. Долгое время не было, а тут появились трехглавые храмы, появились храмы с крещатым (крестчатым) сводом (чисто наша, русская разработка конца XV века), храмы с крестообразным сводом без столпов. Две такие церкви стоят в Москве. Одна обычно закрыта, но когда-нибудь она же бывает открыта. Это Трифон в Напрудной слободе возле Рижского вокзала, очень красивенький храм. А второй всем известен, он часто открыт днем, целый день, это церковь Зачатия Анны в Углу Китай-города. Это единственная маленькая церковь на Набережной у гостиницы «Россия». Есть еще в Ростове, в Коломне, в Подмосковье. Вот эти храмы появляются как раз тогда. Ах, вы осмелились поносить Крест! Тогда мы вам сделаем его пространственным, в храме над головой у вас будет зримый образ креста. Это очень интересно. Вот собственно что произошло.

    Появление этой секты вызвало церковные споры, вызвало церковные соборы, о которых я уже говорил, и полемику о монастырском землевладении. Я просто хотел выделить историю жидовствующих отдельно. В итоге то дало избавление от антисистемы. Это не гарантия на будущее, разумеется. Следующая антисистема будет совершенно не похожа на первую. Это опричнина.

    В обоих случаях можно видеть весьма печальное подтверждение того факта, что <b>все хорошо известные антисистемы были уничтожены только мечом, только военной силой</b>, практически все.

    Тамплиеров перебили. Те, которые остались за Пиренеями, в Испании и Португалии, вероятно, никакого отношения к этому кружку не имели, они там сражались с маврами, им хватало своей работы.

    Ассасины. Казалось бы, ничего нельзя было сделать с ассасинами. Но наступил XIII век, появились монголы. И «Старец Горы», разумеется, отдал приказ. Ассасин бросился исполнять и зарезал видного монгольского военачальника. Они не учли только одного, монголы были твердо убеждены в том, что их убивать нельзя. И хотя крепости ассасинов считались неприступными, они все были взяты, и недорезанных при штурмах ассасинов побросали в пропасть с башен. Ассасинов вообще не стало.

    Ересь жидовствующих была почти уничтожена. Правда, казнили только четырех человек. Приговор 1504 года. Всех остальных разослали по монастырям под строгое начало. Подозреваю, что оттуда они уже не могли разлагать русский народ. Все ядро опричнины было перебито, тоже уничтожено, притом самим Иваном. Видимо, оно даже для него становилось опасным. Можно привести также другие примеры.

    Если того не делать, а решиться на такое кровопускание трудно, особенно христианам, то антисистема остается, но в благоприятных условиях она сжимается в капсулу, капсулируется. Были манихеи, я упоминал их. Иранские власти про манихеев поняли все, потому истребляли их физически, поголовно. Самого Мани сожгли. Римские власти все-таки становились уже христианскими, потому перебить всех манихеев было как-то немилосердно, но Рим тоже умел работать. Он их в бараний рог сгибал, имущество конфисковал, запрещал городские должности занимать, преподавать, служить в легионе. У государства есть и другие средства. И заметьте, манихеи совершенно исчезают из источников, около двух веков их нету. А потом, в конце IX века они вдруг начинают вылезать отовсюду, как поганые тараканы из щелей. Секты были, правда, разные, но у всех прослеживается манихейский хвостик. Каким образом? Книжечку где-нибудь закопали? Нет, конечно. Ну, какой историк обнаружит следы трех-четырех человек, которые злобствуют и ненавидят Божий мир, сидя на кухне? В источниках же ничего не будет. То есть, антисистема сжимается до крошечных кружков, до тех пор, пока не приходит время распрямиться.

    Что было в начале XIX века, в начале царствования Александра Первого? Второй раз уже в русской истории вышел указ, запрещающий служащим людям принадлежать к тайным обществам (к ложам, понятно). Всех офицеров и чиновников обязали дать слово, что они того не сделают. Что происходит тут же, немедленно? Мастера стула, то есть руководители низших лож объявляют молчание: в ложе никогда не состоял, с братьями никаких отношений не поддерживал, все, что было, не стало. Так что они сжимаются, или их уничтожают.

    Мы с вами можем отметить, Россия и русский народ успешно справились с жидовствующими и с опричниками. Не совсем, правда. Самые неудачный, может быть, государь в нашей истории, полностью профессионально непригодный в качестве царя и низложенный за то земским собором, князь Василий Иванович Шуйский вообще-то в юности был опричником. Об этом со временем забыли. Таким образом, мы видим и позитивные следы пребывания антисистемы жидовствующих в России. Как это может быть? Очень просто. Если бы не необходимость отвечать еретикам своей эпохи, Блаженный Августин не написал бы «О граде Божьем». Времени бы у него не было, был бы занят другими делами. А у нас вот новые типы храмов появились, мы всерьез начали заботиться о нравственной проповеди, о воспитании, о просвещении. Это блестящая эпоха Ивана Третьего, и она продолжается при Василии Третьем.

    Отрывок из лекции «Антисистемы». Москва. 2004.
    Отекстовка: Сергей Пилипенко, март 2015.

    источник

    Категория: История | Добавил: Elena17 (21.01.2021)
    Просмотров: 479 | Теги: владимир махнач
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2031

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru