Приобрести книгу в нашем магазине: http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15569/
Заказы можно также присылать на е-мэйл: orders@traditciya.ru
Родился я 30 ноября 1901 года в доме бабушки на хуторе в низовьях Дона.
Позже мне рассказывали: была очень холодная ночь - лютый мороз расписывал окна. На улице - минус 25 градусов по Цельсию. К тому же была сильная пурга. Ветер наметал сугробы. Мой дед торопился в ту ужасную погоду из Ростова домой.
Только я появился на свет, как открылась дверь и вошел мой дед. Холодный морозный воздух с ним ворвался в комнату. Я закричал. По народным приметам это могло бы значить, что жизнь моя пройдет неспокойно.
Но тем не менее время шло, а его пушистые усы, шуточки и замечательные конфетки помирили нас. Увы, наша дружба была недолгой - вскоре дед умер.
В то лето родители, брат и сестра были как раз у бабушки. Ее двухэтажный дом стоял на берегу Дона и как все дома в этих местах, был построен на сваях. Приблизительно в семи футах от земли начинался первый этаж. Во время весеннего половодья весь хутор заливало. Вода иногда доходила до отметки 12 футов. Лодки и каюки (плоскодонная лодка) свободно сновали между домами, а рыболовные сети забрасывались прямо с крыльца. Кроме куреня, у бабушки были землянка, конюшня, хлев и другие строения.
Как обычно, мы в тот прекрасный летний день сидели под тенью деревьев и завтракали. После завтрака дед встал и пошел в дом, в свою комнату. Бабушка пошепталась с моей мамой и тоже отправилась в комнату деда. Через несколько минут она вернулась во двор и что-то негромко сказала моим родителям. Нас попросили не шуметь и не шалить.
Смерть свою дед принял необычно. Он прошел в комнату, нашел силы переодеться в темный костюм. Затем вытащил из-под кровати заранее приготовленный гроб, лег в него и заснул сном праведника. За несколько дней до кончины он исповедался и причастился. По старому обычаю, старики тогда на Дону заранее хранили у себя гроб.
В три с половиной года у меня уже были успехи в чтении и письме. Моей первой учительницей была мама. Ей первой и последней принадлежало мое письмо о любви. Это письмо я хранил в маленьком карманчике штанишек и все не знал - как его передать. Мама, конечно, нашла письмо, но ничего не сказала. Случайно я узнал, позднее, что она хранила мои признания в особой коробочке.
Приблизительно в тот же период я попытался и «плавать». Было большое наводнение. Помню, как огромная лодка причалила к крыльцу бабушкина дома, как раз на Пасху.
В апреле, в низовьях Дона ломался лед. Ломка льда сопровождалась оглушительным шумом - будто сотни пушек стреляли одновременно. Большие льдины в три-четыре фута толщиной лезли одна на другую, выползали на берега и образовывали гигантские заторы. Приходилось их взрывать, чтобы дать простор движению льда и спасти дома, стоявшие близко к берегу. Эта грандиозная, страшная и сказочная картина продолжалась несколько дней - долгих дней людской тревоги. В это время и начиналось наводнение.
Когда с крыльца в лодку сели мой отец и брат, я тоже попытался попасть в нее, но меня почему-то не брали. Лодка уже отчаливала, а я вырвался из маминых рук и прыгнул, но в лодку не попал, а угодил в воду. Старик, хозяин лодки, не растерялся и успел выхватить меня.
Поначалу мы купались летом в близкой маленькой речушке. Когда подросли, стали переплывать на лодке Дон, где берег был отлогий, и там плескались в свое удовольствие. Однажды я чуть было не утонул, если бы не брат Петр. Мне было семь, а ему десять лет. Мы переправились через Дон на маленькой лодке - «душегубке». Не добравшись до берега, я нырнул. Попытался достать ногами дно. Дна не достал, а плавать еще, конечно, толком не умел, и поэтому стал захлебываться. Брат крикнул: «Бери воздух в легкие и ныряй в сторону берега». Я сделал это, нелепо двигая руками и ногами, как лягушка, и вынырнул ближе к берегу. Так повторялось раз десять, пока ноги нащупали дно. Конечно, воды я изрядно наглотался, не обошлось и без испуга, но понял на всю жизнь, к чему может привести спешка. Тот день научил меня плавать.
С детства я любил животных. Видно, от того, что в каждом дворе на хуторе и в станице имелось изобилие кур, гусей, уток, цесарок, индюков. У всех были овцы, коровы, быки, лошади, собаки. Чего только не было! У бабушки был большой огород за домом, большой сад и цветник. Цветник славился своими розами. Тогда каждое подворье имело сады, огороды, а вдали от дома каждый имел бахчу. За бахчами густой стеной стоял камыш высотой до семи метров. Камыш использовали в качестве топлива и строительного материала.
Он занимал площадь в тысячи гектаров - заросли тянулись вдоль Азовского побережья по гирлам Дона. Это были настоящие джунгли. Попавший в них человек рисковал никогда не выбраться. Но какое богатство жизни таилось здесь! Заросли прорезались узкими, чистыми и глубокими речушками, полными рыбы и раков. Открытые берега таких несметных речушек полны дикой клубники, ежевики. Здесь можно было найти мед диких пчел, росли китайские орешки (арахис обыкновенный). Водилось великое множество дикой птицы - лебедей, кур, уток, гусей, дудаков, а также мелких животных. Все это жило и плодилось. Природа была щедра к этим краям, а люди, их населяющие, ценили это богатство, оберегали и ухаживали за ним.
Между хуторами Р. и О. возвышалось несколько курганов - остатков монгольского нашествия. Я часто копался в этих курганах и находил медные наконечники стрел. Передавал находку отцу, который собрал большую коллекцию предметов, найденных в этих курганах. Память моя сохранила легенду, посвященную тайне этих курганов.
...Так оно было, так оно и будет. Во век басурманина Дон Тихий не покорить. А было тяжко. Навалился басурманин на Донскую землю, а за ней - Русь Православная. Огнем запылали городки и станицы. Забрали басурмане немалую добычу, порубили не счесть казаков. И раскинули басурманские богатыри на родной и кровью политой нашей земле шатры. И было их семь шатров, семь богатырей, начальников-язычников. Делили они добычу, спорили. А как дошли до иконы Николая Угодника Божьего, в ризах златокованных и самоцветными камнями усыпанной, так совсем заругались. Один хочет, другой хочет - спорили, спорили и порешили икону не семь частей поделить.
А как раскололи да порасхватали - курганы разверзлись и шатры с басурманами поглотили. И сидеть в тех курганах басурманам до Страшного Суда.
В страхе разбежались орды поганые, орды семи язычников. А степь зацвела цветом лазуревым, и воспрянули казаки... Из-под курганов с той поры стоны слышатся. А над курганами песни Господу ввысь несутся. То души казаков полегших Господу Богу поют славу...
Эх ты Дон, наш батюшка... Казаки вы, рыцари...
Я часто думал, - откуда на Дону «китайские орешки»? Ответ простой - от монголов.
С детства любил ловить рыбу. Ловили удочками, шнурами (переметами), сетками-бреденьками и т.д. Рано утром, с восходом солнца мы с отцом шли на берег Дона и забрасывали перемет. Он еще не ложился как следует, а «каборожный» (сазан) или карп, хватал наживку. Бывало, посидишь с утра минут 15-20 и поймаешь пять-шесть больших сазанов.
Нет ничего красивее, когда рыба «играет» - сазан выпрыгивает из воды и водяные капельки-брызги при утренних лучах солнца отражаются тысячами маленьких бриллиантов, сверкающих кристальной чистотой. Рыбы было много. Как и всего прочего в природе. Дети ловили диких птиц руками. Делали это так. Осенью, когда косили жито, птицы собирались полакомиться у снопов. Мы раскладывали сетку вокруг снопа и гусь ли лапчатый или утка, увлекаясь зерном, запутывались в ней. Не помню, чтобы мы убивали птиц - поймав, мы отпускали их. Такая вот у нас была забава.
Особенно памятно с детства «ночное». Идти в «ночное» значило пасти лошадей. Иногда это была отдаленная от хутора степь, иногда бахча. Взрослые треножили лошадей и пускали их в разнотравье. Мы учились разводить костер, варили кандер (густой суп с пшеном, заправленный салом или сваренный на сухой рыбе), пекли картошку. Если вблизи была речка, то ловили рыбу и раков. Бросишь раколовки и через некоторое время с полмешка раков шевелится на берегу. То же самое и с рыбкою. Что только не попадало в бредень.
Сидя у костра и следя за приготовлением ухи, старики делились воспоминаниями о своих похождениях, потерях и победах. Немало довелось услышать мне от наших казаков - ветеранов Русско-турецкой и Японской войн. Много говорили о доблести командиров и сослуживцев- одностаничников. Конечно, рассказчики и себя не обижали. Помню, один говорил, что он очень хороший стрелок. Нам рассказывал, как охотился на диких гусей - выстрелил в стаю одной дробинкой и убил десять гусей. Мы очень серьезно относились к рассказам взрослых. Но больше запомнились рассказы о графе Платове, генерале Бакланове и других донских героях. Пели, конечно, у костра и казачьи песни.
Ночи летом на Дону ясные, теплые. Миллиарды звезд сверкают в это время на небесах. Сияет луна и ее луч серебрит водную гладь реки. Природа, словно восхищенная таинственной прелестью ночи, хранит покой и тишину. Иногда очарование ночной тишины прерывает похрапывание лошадей или далекий вскрик ночной птицы.
Во время ужина распределялась очередь - кому и когда сторожить лошадей, следить за костром, а потом все замолкало.
Нельзя забыть эту чудесную страну Россию, Императорскую Россию - страну свободы и Православия. Самые замечательные воспоминания детства у меня связаны с праздниками. О Рождестве Христовом и Пасхе хочу рассказать особо.
За несколько недель до Рождества люди постились. Не разрешалось есть ничего мясного, даже яиц. Рыба разрешалась только в среду и пятницу. Не было громких веселий, пения светских песен. В канун Рождества Христова голодали целый день, а с появлением первой звездочки - путеводительницы волхвов к яслям Новорожденного, собирались за стол в последний раз поесть постное. Обед состоял обычно из ухи или постного борща, пирога с рисом, картофелем, капустой, рыбой жареной с гарниром и узвара. Тихо пообедавши, молодежь со старшими украшали елку. Потом дети шли спать, а родители распределяли подарки.
Помню на Рождественский обед в нашем доме - мясной борщ, гусь лапчатый, поросенок запеченный с яблоком во рту, пирог, сладости. И это не было признаком роскоши - таким был стол почти во всех домах. Гусь на базаре стоил 3 или 5 копеек, десяток яиц - 1 копейка (иногда хозяйки давали яйца бесплатно), ягненок - 75 копеек.
В первый день Рождества Христова мы ходили колядовать. Пели песни по дворам, а нам давали вареники и копейки. Помню, как-то мой приятель, получив порцию вареников «с жару», укусил один из них и обжег язык. «Дядя! - закричал он хозяину дома, - вареник горячий! Я обжегся». «А ты его, малыш, в снег, в снег, вот и будет хорошо», - смеялся хозяин. Нередко хозяева в какой-нибудь вареник клали гривенник. Он попадал счастливцу, который обязательно говорил, что чуть не сломал зуб.
В последующие дни до Нового года народ также веселился - организовывались скачки, джигитовка. Гулянье шло по всей Руси.
Празднование Пасхи было особенно торжественным. Пасха завершала Великий пост, во время которого все было строго-печально. Мужчины чинили конскую сбрую, готовились к весеннему севу, поправляли постройки. Женщины занимались домашними делами, из овечьей шерсти пряли нить, ткали материал. Но вот подходит Пасха. Пекутся куличи, красятся яйца, приготовляется сырная пасха. Каждая хозяйка желает похвалиться своими куличами, и в некоторых домах можно увидеть выпеченные куличи до метра высотой. На последней неделе мы говели. Занятия в школе на Страстной неделе прекращались. Говели мы чинно и, когда причащались, то поздравляли друг друга с принятием Святых Таинств. К этому обычаю мы относились с благоговением.
В ночь на Пасху мы не спали. Все ожидали перемен от смирения и тишины к веселью. Нас ждали вкусные кушания. По всему дому разносились с кухни аромат куличей.
Красива картина освящения куличей. Ночью вокруг церкви стоят куличи с зажженными свечами, обложенными яйцами, салом. Примерно за полчаса до полуночи делается троекратный обход церкви с иконами и хоругвями, и ровно в 12 ночи все собираются у церковных дверей. Двери закрыты. Священник стучит в дверь, она открывается и изнутри церкви возвещается благая весть: «Христос Воскресе!» Все молящиеся отвечали: «Воистину Воскресе!» После начиналась утренняя литургия, и затем шло христосование. Каждый прихожанин подходил к священнику, христосовался с ним и давал ему яйцо. Священник тоже давал прихожанину яйцо (символ вечной жизни). Затем освящались куличи и прихожане расходились по домам. Иногда устраивалось общее разговение при церковном доме. В это время звонили колокола.
Я любил наблюдать, как бережно несли прихожане из церкви освященные куличи с зажженной свечой. Среди темной ночи сотни огоньков Христова Очага разносились по домам людей.
Особо радостным был пасхальный обед. Общее состояние радости, возникшее и от причастности к великому чуду, и от пришедшей весны, дополнялось сознанием, что теперь мы можем веселиться, баловаться и делать то, что нам хочется. За обедом вначале мы съедали по кусочку всей той пищи, что была освящена в церкви - куличи, сырная пасха, яйца, сало... Сам обед был столь же богат, как и Рождественский, с той лишь разницей, что на месте поросенка был барашек. На сладкое пекся лапшевник и подавали узвар.
Какие замечательные обычаи были у православных христиан в России. В течение 40 дней после Пасхи люди на улице приветствовали друг друга словами «Христос Воскресе!» и троекратно целовались. И даже враги не смели уклоняться от этого обычая. Император посещал тюрьму и христосовался с узниками.
Другой обычай - поздравление визитеров. Служащие обычно посещали своих высших начальников, христосовались с ними и получали подарки (как правило - деньги). В течение долгих дней звонили колокола и, казалось, сам воздух станиц и городов был пронизан колокольным звоном. Некоторые звонари были подлинными виртуозами. Они могли на колоколах исполнять Российский гимн, мотивы увертюры П.И. Чайковского «1812 год» и многое другое. Приятно и радостно было слушать перезвоны - благоухание цветущей жизни.
Это была Россия, это была моя страна. |