В день вечной памяти убиенного Государя Александра II Освободителя не забудем помянуть всех павших от рук убийц Государей Всероссийских и их верных слуг.
«Что они имеют против меня, эти несчастные?
Почему они преследуют меня, словно дикого зверя?
Ведь я всегда стремился делать все, что в моих силах, для блага народа!».
Александр II
Революционеры в течение пятнадцати лет неоднократно пытались убить Царя – Освободителя. Террор рассматривался ими как главное средство политической борьбы. 1 (14) марта 1881 года, в Воскресенье первой седмицы Великого поста, именуемой Торжеством Православия, в Петербурге произошло последнее, восьмое покушение на жизнь Помазанника Божия Государя Императора Всероссийского Александра II Николаевича, закончившееся его мученической смертью. Бомба, брошенная террористом Гриневицким, взорвалась у ног Царя, и он получил смертельное ранение. Из раздробленных ног хлестала кровь, но собрав последние силы Александр II прошептал: «Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть…». Через час с небольшим, в 3 часа 35 минут пополудни, Государь Александр II скончался в Зимнем дворце. 3 апреля 1881 года государственные преступники, организаторы и участники покушения - Перовская, Желябов, Рысаков, Кибальчич, Михайлов были повешены на Семеновском плацу в Петербурге.
«Погиб порфироносный страдалец. Государь России, стяжавший себе при жизни народное наименование «Царя-Освободителя», погиб насильственной смертью. Погиб после неисчислимых нравственных страданий, после горького сознания, что его чистейшие намерения... были часто искажены и обращены в тяжкое бремя для того самого народа, для которого они должны были служить источником счастья и благоденствия...» 2 марта 1881 года Газета «Молва».
Император Александр II был могущественным двигателем славных дел, свято и мужественно вершивший возложенное на него судьбою дело строения и возвышения великой монархии.
Русская Православная Церковь и Император Александр II.
Церковное понимание Царства и отношения к царственным особам искренно и ясно высказано было в речи митрополита Филарета по случаю совершения Священного Коронования Императора Александра II.
"Благочестивейший, Богом венчанный Великий Государь Император!
Бог венчал Тебя: ибо Его Провидение привело Тебя к сему законом престолонаследия, который Он же положил и освятил, когда, прияв Царя в орудие Своего Богоправления, изрек о нем Свое определение: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Псал. 131,11).
Бог венчал Тебя: ибо Он дает по сердцу (Псал.19,5), а Твое сердце желало не торжественного только явления Твоего Величества, но наипаче таинственного осенения от Господня Духа Владычняго, Духа премудрости и ведения, Духа совета и крепости. Мы слышали Твою о сем молитву ныне...
Возрадуйся и Ты, Благочестивейшая Государыня, о славе Твоего Супруга, свыше освещаемой и освящаемой, и лучом священным и Тебя озаряющей.
Светло возрадуйся, Православная Церковь, и твоя соборная молитва веры, любви и благодарности да восходит к Престолу Всевышнего, когда Он на Избранного от людей Своих полагает священную печать Своего избрания, как на вожделенного первенца твоих сынов, на твоего верного и крепкого защитника ...
Светися радостию, Россия... Что может быть вожделеннее, что радостнее, что благонадежнее для царства, как Царь, который царские намерения, деятельность желает освятить и освящает помазанием от Святаго?"
Император Александр II сделал много доброго для своего русского народа, торжественно провозгласив и начав осуществлять великую реформу освобождения крестьян от крепостной зависимости. Митрополит Евлогий (Георгиевский), вспоминая свои отроческие годы, говорит, что его сверстники по духовному училищу "особенно любили песню про освобождение крестьян: "Ах, ты, воля, моя воля, золотая ты моя". Это был отголосок духовного переживания народом недавно совершившейся крестьянской освободительной реформы... Я вспоминаю, как глубоко переживалась в народе эта реформа, как захватила она его душу... По России ходили легенды о "Золотой грамоте", которую Царь дал народу. Эта грамота была окружена светлым ореолом; ее изучали в школе с первыми зачатками грамотности, о ней горячо, с необыкновенным волнением говорили, спорили в семье и школе. Отражение этого настроения мы находим в чудном стихотворении А.Н. Майкова, где говорится, как при свете огонька в деревенской избе, при всеобщем напряженном внимании, с трудом от слова к слову пальчиком водя, по печатному читает мужикам дитя... про желанную свободу дорогую весть", т.е. читает манифест 19 февраля" (5,19-20).
Трагическая кончина Императора вызвала отклик скорби по всей Русской Православной Церкви.
Отрывок из речи в Исаакиевском соборе, произнесенной 2 марта 1881 года протопресвитером Иоанном Янышевым: "Мы не отстояли и не сохранили этой жизни, в которой радость и украшение нашей Святой Православной Церкви" (16, 1).
Из речи епископа Новгородского и Арзамасского Макария, произнесенной в нижегородском кафедральном соборе по случаю убиения Императора, 2 марта 1881 года: "Почивший Царь наш (мученик или Страдалец!) сделался как бы жертвой искупительной и умилостивительной за наши грехи — за наше неверие и нечестие, за наше уклонение и непослушание" (17, 6).
Из речи епископа Доната в Гродненском соборе: "Некогда Господь открывал через пророков, что Он отнимет добрых царей у народа за его нечестие. Не умножение-ли неверия между нами и развращение призвали на землю Русскую кару Божию. О, не упорствуй в них, родная наша с грана! Не испытывай крепкую десницу Всевышняго..." (18, 10).
Из речи епископа Дмитревского Амвросия, произнесенной в Архангельском соборе в Москве на панихиде 9 марта 1881 года: "Мы не желаем врагам почившего нашего Государя отчаяния и погибели Иуды... но желаем, чтобы и они, обличаемые совестью, сказали: согрешихом, предавши кровь неповинную! Нам же слезы, проливаемые над гробом нашего Государя, да будут "банею очищения и обновления" (Тит. 3,5). Благо народам, которые вразумляются и исцеляются подобными действами Божественного Промышления" (19, 14). |