Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4868]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [908]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Николай Жуковский: он научил самолеты летать (к 100-летию памяти)

    Человек, который научил самолеты летать, родился 17 января (5 января по старому стилю) 1847 года в имении Орехово неподалеку от города Владимир. Отец Николая Егор Иванович Жуковский - инженер-путеец, после отставки работал управляющим в имениях соседних помещичьих хозяйств. Мать с детьми постоянно жила в небольшом имении самих Жуковских.

    Семья считала очень важным дать детям хорошее образование детей. Мама учила ребят грамоте, музыке и рисованию. Остальные науки преподавали приглашенные учителя.

    А в одиннадцать лет Коля Жуковский поступил в московский гимназию. Точные науки ему давались великолепно - он радовал преподавателей на уроках по алгебре, геометрии и естественным наукам. Зато иностранные языки, которые должен был изучать каждый гимназист, давались ему трудно. Особенно латынь и немецкий.

    В 17 лет Николай окончил с серебряной медалью гимназию и был принят на математическое отделение физико-математического факультета Московского Императорского университета. В те времена успешно закончившие гимназию принимались без экзаменов.

    Николай учился в университете и бегал по Москве, давая уроки. Денег, присылаемых из дома, на оплату учебы, жилье, питание не хватало. А надо было еще помогать младшему брату, гимназисту.

    В 1868 будущий ученый окончил Московский университет и попытался поступить на второй курс Института инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. Этот вуз в свое время окончил его отец. Но Николай не смог справиться с черчением, не сдал экзамен по геодезии. Вот так счастливый случай подарил мировой авиации одного из великих ученых (хотя и лишил, видимо, железные дороги хорошего инженера).

    В 23 года Николай стал преподавать во Второй московской женской гимназии, а через год - в Императорском Техническом училище (сейчас это Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). В знаменитом техническом училище Жуковский проработал ровно полвека!

    Поначалу Жуковского увлекала гидродинамика. В 1877 году он стал членом Политехнического общества инженеров и действительным членом Математического общества. В том же году Николай Егорович впервые побывал в зарубежной командировке. В Берлинском университете он слушал лекции Германа Гельмгольца, Густава Кирхгоффа, Эрнста Куммера. Во Франции - Жана Дарбу, познакомился с Анри Пуанкаре. Его работы стали публиковать во французском «Журнале прикладной и чистой математики». Наука не может развиваться в замкнутом пространстве - процесс познания напоминает эстафету: один ученый сформулировал интересную идею, другой ее проверил, третий на этом основании сделал новые выводы. Поэтому всегда общение с коллегами дает настоящему исследователю толчок для собственного развития.

    Жуковский с удовольствием занимался наукой и с радостью преподавал. Его очень любили студенты, хотя Николай Егорович не отличался красноречием и был очень рассеян. Например, он запросто мог студентам второго курса прочесть лекцию для третьекурсников. Рассказывают, что он плохо считал в уме и часто пользовался арифмометром. Но брал он студентов другим - увлеченностью, добротой и невероятной энергией. Он редко ставил неудовлетворительные оценки, помогал на экзаменах.

    Николай Жуковский занимался множеством исследований. Он писал работы по (загибайте пальцы!):

    И о многом другом.

    Он считал, что правильная, продуманная теория - это то, что позволит решать практические задачи.

    Например, в конце 1880-х Жуковский интересовался гидродинамикой подземных вод и устройства водопровода. В конце XIX века население Москвы быстро росло, и значительно увеличился расход воды. Около 1890 года власти решили расширить Мытищинский водозаборный узел. Работы Жуковского показали: пользы от этого будет немного. В результате была построена новая, Рублевская водозаборная станция.

    Жуковский становился невероятно популярным ученым-инженером. Среди его учеников - известные архитекторы, строители, авиаторы и авиаконструкторы.

    Николаю Егоровичу было под пятьдесят, когда он увлекся проблемами полетов в воздухе.

    В 1889 году он принял участие во Всемирном конгрессе воздухоплавателей в Париже. А в начале 1890 года выступил с докладом «К теории летания» на съезде русских естествоиспытателей. В нем Николай Егорович впервые задался вопросом о происхождении подъемной силы. Потом были написаны работы по динамике полета. В 1890-х годах Жуковский на эти темы опубликовал более сорока исследований. Одним из первых стал труд «О парении птиц», в котором исследовались механизмы парения с набором и потерей высоты, изучались траектории передвижения центра тяжести птицы, приводились результаты экспериментов по измерению подъемной силы, рассматривались возможности исполнения летательными аппаратами сложных маневров, в том числе и мертвой петли, которую через 21 год выполнил русский летчик Петр Нестеров.

    В сентябре 1900-го Жуковский участвует в Воздухоплавательном конгрессе в Париже и поднимается над землей в воздушном шаре.

    Жуковский был знаком с одним из пионеров авиации, немецким инженером Отто Лилиенталем. Он видел его полеты и даже получил от него экземпляр крыльев, которые потом передали в Музей авиации.

    В 1902-м Жуковский создает одну из первых аэродинамических труб - «галерею для искусственного потока воздуха». А в 1904-м в подмосковном Кучине открывается аэродинамический институт. Николай Егорович пишет работы, посвященные подъемной силе.

    Пожалуй, если бы не исследования Жуковского, его громадная педагогическая работа, в России не появилась бы целая плеяда выдающихся авиаконструкторов - Туполева, Илюшина, Сухого, Микояна, Лавочкина.

    Большую часть своей жизни Жуковский прожил в Москве в доме Соколовой в Мыльниковом переулке (сейчас это дом 8 по улице Жуковского). Мама, Анна Николаевна, управляла домашним хозяйством. Она умерла в 1912 году, когда ей было уже 95 лет. А лето ученый вместе с родней проводил на малой родине - отдыхал в Орехове.

    У Жуковского было двое детей. Дочка Елена родилась в 1894-м, сын Сергей - в 1890-м. Сергей скончался от туберкулеза в 1924.

    Елена окончила математическое отделение Московских высших женских курсов.

    Елена и Николай Егорович были очень близки. Дочь сопровождала ученого в заграничных поездках, на ученых заседаниях, при посещениях лабораторий и аэродромов. Они вместе ходили в театры, на выставки, на прогулки.

    Когда началась Первая мировая война, Жуковский стал руководителем Авиационного расчетно-испытательного бюро, работал в Комиссии чугунных снарядов над определением устойчивости полета новых снарядов, участвовал в расчетах зажигательных авиационных бомб. Курсантам Военной школы авиации он читал лекции по курсу аэродинамики и динамике полета.

    После революции 1917 года Жуковский участвует в укреплении Красной Армии. Он инициатор создания Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) (сегодня ведущей научной организации, занимающейся исследованием летательных аппаратов) и Военно-воздушной академии. Сегодня и институт, и академия носят его имя.

    Напряженная работа, тяжелые условия жизни в Москве зимой 1919 - 1920 годов подорвали здоровье ученого. В феврале 1920-го он заболел воспалением легких. Болезнь у 73-летнего ученого протекала очень тяжело. А тут еще один удар судьбы - 15 мая от туберкулеза скончалась дочь Елена. 29 июня Жуковский перенес инсульт, часть тела была парализована.

    И все же он много работает. В 1920-м продиктовано несколько серьезных научных работ по гидродинамике и о свойствах тел в полете, курс механики для Технического училища и Института инженеров воздушного флота. Затем он составил свою автобиографию и завещание, отписав свою богатую технической литературой библиотеку Техническому училищу.

    17 марта 1921 года Николай Егорович Жуковский скончался. Похоронен ученый в Донском монастыре в Москве.

    Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/26342/3226073/

    Категория: История | Добавил: Elena17 (16.03.2021)
    Просмотров: 736 | Теги: даты, сыны отечества, ученые
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru