ПРИОБРЕСТИ КНИГУ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ:
http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15578/
Много написано воспоминаний о мирной, казарменной жизни полков русской армии, одна лишняя маленькая подробность добавляет общую, уже известную картину и иногда даже исправляет ее, а время уходят и уходят последние свидетели славной эпохи Императорской России. Ко всему, уже написанному хочу добавить еще немного и, вспоминая, еще раз пережить это чудное далекое прошлое.
В мирное время у нас в полку был прекрасный подбор молодых солдат. Это были, главным образом, уроженцы черноземной полосы России, все они были высокого роста, красивые, чернобровые и, как писал генерал Геруа, с немного плутовской физиономией. В большинстве это были сыновья зажиточных крестьян, почти все грамотные, и их, после их узкой деревенской жизни, конечно интересовала другая жизнь, им представившаяся. У меня в памяти встают фамилии правофланговых первого взвода. В Царские дни, когда они были в парадной форме, никто не сказал бы, что еще год назад они были простыми крестьянами.
Вспоминая нашу казарменную жизнь, могу сказать с уверенностью, что за все мое краткое пребывание в полку в мирное время (1911-1914 гг.), в роте не было ни одной кражи, ни драки, ни пьянства, ни даже ругани. Все жили и служили дружно и, если иногда доносились крепкие словечки, то без них русский человек не поймет многого, что ему иногда вдалбливали часами его учителя.
Служба молодого офицера в роте, в первые годы его пребывания в полку, не позволяла ему полностью войти в ротную жизнь. Два раза в неделю он был в наряде и таким образом пропускал четыре служебных дня. Кроме того, вечерние лекции, которые поручались также молодым офицерам и читались ими по очереди в разных ротах, отнимали много времени на подготовку к ним. Некоторые солдаты, слушатели этих лекций, интересовались жизнью не только в России, но и в других странах, о которых они и понятия не имели, и это часто заставляло лектора выходить из рамок положенной темы, отвечая на задаваемые вопросы.
Про наших друзей денщиков уже много написано. Можно лишь добавить, что они были несколько болтливы и на любопытные вопросы своих ротных земляков рассказывали часто про своего «барина» много лишнего. Я узнал уже в эмиграции от нашего вольноопределяющегося, что мой денщик подробно рассказывал, какие фотографии и с какими надписями стояли у меня на письменном столе. Интересно отметить, что в своих рассказах говорили они в таком духе, что у слушателей создавалось впечатление, что он, денщик, являлся как бы совладельцем квартиры и всего имущества. Например, говорили, что «у нас в гостиной висит такое зеркало, что видна вся фигура…», что «вчерась у нас были гости - ротный с женой и вольные…» Когда наступало время чинить сапоги, говорилось: «Наши сапоги требуют новую латку» и т. п. В его глазах это поднимало как бы его престиж и достоинство.
По субботам занятия в ротах и командах заканчивались к 12 часам дня и днем помещения тщательно чистились, проветривались, подметались и особое внимание обращалось на ротные образа, которые имелись во всех ротах, командах и учебных покоях. Эти образа были вделаны в деревянные киоты и перед ними совершались ежедневные утренние и вечерние молитвы. В день ротного праздника, а также на Пасху и Рождество, перед иконой возжигались свечи и сама она украшалась бумажными украшениями и гирляндами. По субботам же днем роты ходили по очереди в баню, причем никого не приходилось к этому принуждать, так как русский солдат любил чистоту и держал себя в ней. Вечером, по желанию, шли в наш храм, помещавшийся совершенно рядом с казарменными постройками и, приходя в храм, становились шеренгами.
По воскресным и праздничным дням побудка была на час позже и после утреннего чая желающие также шли к обедне. Около десяти утра дежурный фельдфебель выходил на двор 1-го батальона и зычным голосом командовал «Католики, выходи строиться на двор 1-го батальона». По этой команде от каждой роты выходило по четыре человека, часто и не католики (последние не особенно охотно отправлялись на длинную мессу в костел), а чисто православные, которые за какие-нибудь провинности получали от своих дядек или отделенных командиров, не имевших, по уставу, права налагать взыскания, в виде наказания приказ идти в ближайшее воскресенье католиком в костел, находившийся на 1-й роте Измайловского полка. Команда шла строем под начальством назначенного приказом по полку офицера, которому вменялось в обязанность наблюдать, чтобы «католики» во время церковной службы находились бы в костеле, а не бродили по улицам в поисках своих земляков.
После обеда в воскресенье старослужащие, то есть те, кто принял присягу, имел полковой значок и был знаком с правилами отдания чести, имели право идти со двора. Для однообразия формы одежды комендантское управление через полковую канцелярию ежедневно указывало, как должен быть одет нижний чин, уходящий со двора. Таким образом весь гарнизон Петербурга был одет одинаково. Большинство солдат шло в соседние полки, где искали своих земляков, с которыми отводили душу, ведя бесконечные беседы о деревенской жизни и прочем.
Все уходящие со двора являлись на осмотр своему фельдфебелю и снабжались особыми увольнительными билетами. Зимняя форма - мундир, поверх которого одевалась шинель, перетянутая кожаным поясом, на котором висел тесак. Цвет пояса в гвардейской пехоте был белый в трех первых батальонах и черный в четвертых, и в полках Егерском и Финляндском. С наступлением теплой погоды шинель одевалась внакидку и была застегнута на вороте и на первой пуговице. Летом - рубаха защитного цвета и тесак на поясе. При морозе в пять градусов и ниже полагалось одевать наушники, а свыше десяти градусов - башлык, завязанный по особой форме вокруг шеи. На голове - бескозырка, с околышем цвета полка и черной тульей. Летом бескозырка защитного цвета. В Царские дни, а также на Пасху и на Новый Год, - одевалась парадная форма, то есть мундир с лацканом цвета полка и на голове кивер.
Все отпускные имели подтянутый вид и обязаны были строго соблюдать все правила чинопочитания, то есть отдавать честь не только офицерам, но и друг другу, подчеркивая этим свою принадлежность к одной военной семье. Особам Императорского Дома, всем генералам и адмиралам, штаб-офицерам своего полка, своего полка, своему ротному командиру, солдаты обязаны были отдавать честь становясь во фронт. Также и знаменам, штандартам и похоронным процессиям, если их сопровождала воинская часть.
При отъезде в отпуск, на побывку в деревню, всем уезжающим давалась полная парадная форма, дабы они имели возможность щегольнуть своей формой перед родными и знакомыми.
Было запрещено курить на улице, класть руки в карманы, гулять под руку с дамами, посещать рестораны, ездить внутри конки или трамвая и прочее. Все нижние чины имели скидку на проезд в трамваях и пользовались сильно удешевленными билетами в Народном Доме Императора Николая II. Молодых солдат водили строем показывать достопримечательности Петербурга.
В самих казармах, по праздникам, тоже толпилось много военного люда и дневальным, стоящим у ворот казарм, вменялось в обязанность не впускать в казармы «вольных» и в случае появления таковых он вызывал дежурного фельдфебеля и последний уже решал вопрос, пропустить ли «вольного» к земляку или нет. И тут дневальному на помощь приходил его внутренний такт, помогавший отличить мирного посетителя от какого-либо революционера. Следует добавить, что пронос в казармы спиртных напитков карался очень строго и, надо отдать справедливость, что появление солдата в нетрезвом виде было большим исключением, чему, конечно, способствовало правило, запрещающее продавать воинским чинам спиртные напитки, а также и суровые наказания, доходившие до месяца ареста.
За мое трехлетнее пребывание в полку в мирное время я не помню случая самовольной отлучки или побега с военной службы. Со всей этой ложью на русского солдата мы познакомились уже здесь заграницей, когда революционеры писали и продолжают писать пасквили как на офицеров, так и на солдат.
В. Каменский
|