Приобрети книгу в нашем магазине: http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15562/
Как мы знакомились
Первые русские посланцы-разведчики посетили Китай еще при Иване Грозном. В 1567 году им были отправлены на Дальний Восток казачьи атаманы Петров и Яличев. Историк Н.М. Карамзин приводит их доклад Грозному обо всем виданном ими от озера Байкал до тихоокеанского берега. Царица племен Западной Монголии милостиво приняла атаманов и дала им особый пропуск в железные ворота Китайской стены. Так впервые русские проникли в царство китайского богдыхана. Столица Пекин поразила их своей роскошью и числом жителей.
В 1608 году по указу Царя Василия Шуйского отряд томских казаков отправился во владения монголов на поиски «Алтын-царя мугальского», а заодно и китайского государства. Встретив отпор недружественных ойратских племен, казаки повернули обратно. Тем не менее, в своей отписке Царю, датированной мартом 1609 года, томский воевода Волынский сообщал некоторые сведения о Китае.
Однако ослабление Московского царства в период наступившей Смуты и польской оккупации не позволили русским развить отношения с дальневосточными странами. С призванием на престол династии Романовых закончилось Смутное время. Налаживалась мирная жизнь, в том числе дальнейшее планомерное государственное освоение Сибири, начатое в конце XVI века. Оно впрочем, всегда шло большей частью самотеком: русские первопроходцы ‒ купцы, охотники, землепашцы, казаки ‒ уже в конце XVI века освоили междуречье Оби и Енисея, в первой четверти XVII столетия были построены Енисейский, Красноярский, Томский, Тобольский остроги. Вскоре русские вышли к Лене и Ангаре, заложив Илимский и Братский остроги, достигли Байкала и стали частыми гостями в Забайкалье.
В мае 1618 года по инициативе воеводы князя И.С. Куракина из Томска выехал отряд казаков из 12 человек во главе с Иваном Петлиным, владевшим несколькими языками. Им было поручено исследовать и описать путь в Китай, собрать сведения о нем и соседних странах, а также установить истоки реки Обь. В Китае Петлин должен был выяснить возможность установления дальнейших отношений.
Путь до китайской столицы занял три с половиной месяца. Выехав из Томска вместе с послами монгольского "Алтына-царя" (Алтан-хана), миссия через три недели прибыла к ставке монгольского хана у безсточного озера Усап (Убсу-Нур). Отсюда путешественники двинулись на юго-восток, прошли еще около 800 км и пересекли пустыню Гоби. Не доходя Калгана, русские впервые увидели Великую Китайскую стену, которая поразила их воображение.
«Стена ведена кирпишная, ‒ пишет Петлин, ‒ и мы сочли по рубежной стене башен со 100, а всего башням, сказывают, числа нет. И мы у китайских людей расспрашивали: для чево та стена ведена, а башни на стене стоят часто? И китайские люди нам сказали: та де стена ведена потому, что де 2 земли ‒ земля де Китайская, а другая де земля Мугальская, ино де промежу земель рубеж; а башни де потому часто стоят на стене, ‒ как де придут какие воинские люди под рубеж, и мы де на тех башнях зажигаем огни, чтобы де люди наши сходились по местам. А за рубежом земля и городы китайские. А сквозь ту стену рубежа пятеры ворота, ниски и уски, на коне наклоняся проедешь. А окроме тех ворот у рубежа на стене в Китайское государство ворот нет; изо всех государств ездят в те одны ворота...».
Иван Петлин и его товарищи проехали по большому тракту от Великой стены до столицы, изумляясь богатству и многолюдью китайских городов, а также их мощным оборонительным сооружениям. В Пекин прибыли в конце августа ‒ начале сентября. Вот что рассказал русский посланник о столице Срединной империи: «Город велик добре, каменный, бел, что снег, а стоит город на четыре углы, а кругом езду четыре дни. А по углам стоят великие и высокие башни, белы, что снег, а посередь стен стоят башни же, велики, и высоки и белы, что снег, с подзоры, с красными и лазоревыми и желтыми. А на башнях по окнам стоят пушки и по воротам пушки и ядра, и караулы по воротям человек по двадцати...». Подобно всем европейцам, изумлен был Петлин и обилием товаров в этом величайшем из городов Китая.
По традиции, китайские власти рассматривали приезд в имперскую столицу чужеземцев как изъявление покорности владыке Срединного царства и требовали от них совершения разных унизительных обрядов. В частности, придворный церемониал китайского правителя предписывал иностранным послам простереться ниц перед императорским троном и несколько раз стукнуться лбом о землю. К столь крайней форме изъявления верноподданнических чувств европейские и в том числе русские посланники были, как правило, не готовы. Но главное ‒ Иван Петлин был послан в Китай томским воеводой и не привез с собой ни царской грамоты, ни подарков от царского имени. Узнав о том, что люди из Русского государства прибыли ко двору китайского императора без верительных грамот и подарков от их Государя, чиновники императорского двора не пожелали даже разговаривать с "западными варварами".
В Пекине Петлин и его люди пробыли только четыре дня, а потом их отправили восвояси, снабдив грамотой от императора, разрешавшей русским людям впредь приходить в Китай с посольством и для торговли. Вот так скоротечно и все же дружелюбно завершилось первое русское посольство в Китай. По возвращении в Томск Петлин отправил свою "посольскую сказку" и грамоту китайского императора в Москву, но его донесения не имели сколько-нибудь серьезных последствий. Грамота десятки лет оставалась не переведенной, пока русский дипломат-полиглот Спафарий не занялся ее изучением, готовясь к своему посольству. Распространенное выражение "китайская грамота" произошло именно от этого документа, который лежал в посольском приказе и содержание которого оставалось загадкой.
Россия, занятая войнами с Польшей и Турцией, не сочла нужным спешить с установлением официальных дипломатических контактов с далеким китайским двором. Ну, а китайское правительство, верное своей изоляционистской политике, тем более не выказывало желания направить посольство в русские земли. Правители Китая имели древнее убеждение: в их процветающем государстве всякие товары имеются в изобилии, а их благоразумные подданные ни в каких новшествах не нуждаются.
Тем не менее миссия Петлина имела немалое значение, а его письменный отчет о поездке ‒ "Роспись Китайскому государству и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевным, и улусам, и великой Оби, и рекам и дорогам" ‒ стал ценнейшим, наиболее полным со времен Марко Поло описанием Китая, содержащим сведения о природе, хозяйстве, торговле, населении (его обычаях, религии), а также о сухопутном маршруте из Европы в Китай через Сибирь и Монголию. Уже в первой половине XVII века "Роспись" была переведена на европейские языки.
Следует также заметить, что установлению связей препятствовала и дальность расстояний, преодоление которых было непростым. В первой половине XVII века между Русским государством и Китаем пролегали огромные территории, заселенные кочевыми и полукочевыми народами, большинство из которых не имело устойчивых государственных образований. Одновременно с присоединением русскими Восточной Сибири и выходом их в район Амура Китай был захвачен вторгшимися в него из Юго-Восточной Маньчжурии армиями завоевателей-маньчжуров. Со второй половины XVII века районы к югу от Амура становятся зоной параллельного проникновения русских и маньчжуров. Последние и раньше совершали сюда походы, но не пытались здесь закрепиться и не стремились к хозяйственному освоению этих земель.
Встреча двух цивилизаций ‒ русской и китайской ‒ произошла в середине XVII веке в далекой Даурии. В 1649–1653 годах казаки Е. Хабарова, продвигаясь по Амуру и подчиняя местные племена, разгромили втрое превосходившее их численностью маньчжурское войско. Укрепление позиций Русского государства в Забайкалье и на Амуре вызывало недовольство маньчжурского Китая, а также северо-монгольских ханов. В 1680-х годах они предприняли военные вторжения, от которых особенно пострадали Албазин и Нерчинск (основан казаками в 1653 году). Эти военные акции имели целью вытеснить русских с территории Даурии, однако русское сопротивление расстроило захватнические намерения южных соседей. В связи с этим маньчжурские правители, откликаясь на просьбы России урегулировать русско-китайские отношения, предложили провести переговоры для заключения мира и установления границы.
27 августа 1689 года был заключен Нерчинский договор, впервые определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей (существовала на китайских землях с 1644 по 1912 год). Переговоры между русским посольством во главе с Ф.А. Головиным и представителями цинского правительства происходили у стен Нерчинского острога, который фактически был осажден вторгшейся в русские пределы маньчжурской армией. Представителям России были насильственно навязаны территориальные статьи Нерчинского договора, вынудившие русских оставить обширную территорию Албазинского воеводства (ст. 1, 2, 3). Граничная линия по Нерчинскому договору была крайне неопределенной (кроме участка по р. Аргунь), так как названия рек и гор, служивших географическими ориентирами от Амура, не были точны, не были идентичны в русском, латинском и маньчжурском экземплярах договора; размежевание земель близ побережья Охотского моря вообще откладывалось. Маньчжуры не осуществляли фактического контроля на отошедшей к ним территории. Хотя территориальные статьи Нерчинского договора были крайне неблагоприятны для Русского государства, положения об установлении свободной торговли подданных обоих государств, о правилах принятия дипломатических представителей, а также о мерах по борьбе с перебежчиками (ст. 4, 5, 6) открывали возможности к развитию мирных политических и торговых отношений России с Цинской империей.
В середине XIX веке России удалось завершить многолетнюю дипломатическую борьбу за пересмотр условий Нерчинского договора, что нашло выражение в соответствующих статьях Айгуньского договора 1858 года о присоединении к России Приамурья и Тяньцзиньского договора 1858 года об определении взаимных дружественных отношений между Россией и Китаем.
Русская духовная миссия в Пекине и Русская Маньчжурия (КВЖД)
С 20-х годов XVIII века Российская империя, единственная из европейских держав, имела постоянные торговые отношения с Китаем и свое представительство в Пекине ‒ в виде Русской Духовной миссии, открытой в 1716 году. История ее такова.
В результате взятия цинской армией русской крепости Албазин на реке Амур в 1685 году 45 казаков, захваченных в плен, поселили во Внутреннем городе столицы. Они были причислены маньчжурским императором к почётному военному сословию, которое занимало высокое положение в сословной иерархии империи Цин, и зачислены с жалованием в "русскую роту" императорской гвардии. Пленные албазинцы получили казенные квартиры, деньги на первоначальное обзаведение хозяйством, наделы пахотной земли, холостых казаков женили на китаянках. Для богослужения русским была передана во владение буддийская кумирня Гуаньдимяо (храм Бога войны), которую пленный священник Максим Леонтьев ‒ первый православный священник на китайской земле, превратил в часовню во имя святителя Николая Чудотворца.
К этому времени в России узнали о деятельности отца Максима и его усилиях сохранить веру среди албазинцев. Русское правительство обратилось к китайскому императору с просьбой об освобождении пленных или же о разрешении им построить в Пекине русскую церковь. В 1696 году отец Максим совместно с прибывшими из России священнослужителями освятил церковь во имя Святой Софии, однако её так и называли Никольской в честь иконы Николая Чудотворца.
После смерти о. Максима (в 1712 г.) в правление Петра I, откликнувшегося на просьбу казаков из Пекина, было решено открыть в китайской столице Духовную миссию. В 1714 году в Пекин был отправлен архимандрит Иларион (Лежайский) со свитой. Он вез с собой иконы, церковную утварь, богослужебные книги. В 1716 году миссия прибыла в империю Цин, её члены были торжественно приняты и зачислены на императорскую службу. Им отвели казённые квартиры около албазинской церкви и назначили ежемесячное жалованье на тех же основаниях, что и китайским подданным, поскольку православные священники обслуживали нужды русской гвардейской роты солдат цинских войск. В России православная миссия была поставлена под церковную юрисдикцию сибирских митрополитов, чья резиденция тогда находилась в Тобольске.
Именно через эту Миссию полтора века осуществлялись дипломатические контакты между русским и китайским правительствами. Такая форма взаимных отношений оказалась наиболее приемлемой для обеих сторон, так как она позволяла обходить весьма щекотливые вопросы дипломатического церемониала, затрагивающего престиж Российской и Цинской империй.
Правовые основы существования миссии в Китае (ее месторасположение, статус, состав, содержание) были определены рядом международных договоров: Кяхтинский (1727 г.) и Тяньцзиньский (1858 г.) договоры). Сроки пребывания миссии в Пекине, материальное обезпечение, способы связи с Отечеством, предметы занятий ее членов были строго регламентированы и осуществлялись на основе инструкций, разработанных Коллегией иностранных дел (с 1802 года ‒ Министерством иностранных дел) и Синодом и утвержденных Императором после их рассмотрения в Сенате (с 1810 года ‒ в Государственном Совете). Это обогатило международную и внутрироссийскую делопроизводственную практику: в состав миссии были включены как духовные, так и светские представители; на миссионерах лежали функции не только духовного, но дипломатического и научно-исследовательского характера (до 1864 года).
Миссия вела большую научную работу и положила основу российской синологии. В число светских членов миссии из России посылались студенты высших учебных заведений, которые изучали китайскую культуру, медицину, философию, историю, юриспруденцию китайского государства. Пекинская миссия дала России первых видных ученых-китаистов: Рассохин И.К. (1707‒1761), Леонтьев А.Л. (1716‒1786), Бичурин И.Я. (1777‒1853), Ковалевский О.М. (1800‒1878), Войцеховский И.П. (1793‒1850), Захаров И.И. (1814‒1885), Кафаров П.И. (1817‒1878), Васильев В.П. (1818‒1900). Их научное наследие и ныне представляет собой настоящую сокровищницу российского китаеведения и мiровой синологии.
Миссия также располагала собственными хорошо оборудованными механическими мастерскими, пекарней, мыловарней, литейной мастерской, котельной, типографией, переплетными мастерскими, метеостанцией, баней, мельницей, молочной фермой, фруктовыми садами, огородами и пасекой.
Русская Духовная миссия занимала особое положение в Китае, ни одно другое государство не имело таких привилегий. Православные миссионеры пользовалась доверием китайского правительства. Русские миссионеры состояли на государственной службе у Богдыхана, и отношение к ним определялось как к подданным императора. На миссии лежала обязанность поддерживать православную веру только среди русского населения в Китае, что не вызывало подозрений со стороны китайских властей. В силу перечисленных особенностей, православная миссия вплоть до начала ХХ века избегала гонений, предпринимавшихся китайцами против христиан.
К этому времени Англия, Франция и Германия соперничали друг с другом в хищном дележе слабого Китая, что все больше затрагивало стратегические интересы России на Дальнем востоке и его безопасность. Китай обратился к России за помощью. В марте 1898 года было подписано русско-китайское соглашение об аренде Россией у Китая Ляодунского полуострова с городами Порт-Артур и Дальний (сроком на 25 лет). Тем самым Россия и все более слабеющий Китай стали открытыми союзниками в тлеющем дальневосточном конфликте. В результате этого соглашения Китай смог заявить европейским колониальным державам, что более не допустит захвата ими новых территорий.
Для транспортного обезпечения Ляодунского полуострова Россия начала строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) как южной ветки Великого Сибирского пути, соединявшей Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. КВЖД была построена (1897–1903 гг.) по договору с Китаем, но была российской собственностью и обслуживалась русскими подданными на всем ее протяжении (это были десятки тысяч человек оседлого населения), что фактически вело к русской колонизации Маньчжурии, где возникло русское "государство в государстве". В административном центре КВЖД городе Харбине, основанном русскими в 1898 году на реке Сунгари, в 1903 году жило 16 тысяч русских подданных, составлявших высший культурно-административный слой, и 28 тысяч китайцев.
Антихристианское восстание 1900 года
Однако в мае 1900 года во время антиколониального Боксерского (Ихэтуаньского) восстания в Китае были сожжены христианские храмы и массово уничтожались крещеные китайцы. Это восстание было спровоцировано колониальной политикой западных держав, которые везде относились к туземному населению как существам низшей расы. Неудивительно, что китайцы восстали против гнета и эксплуатации европейцев, которых они называли "белыми диаволами".
Большинство отрядов повстанцев соблюдали восточные религиозно-мистические ритуалы, занимались физическими упражнениями (цюань), напоминавшими кулачный бой, за что и были прозваны европейцами "боксерами", а восстание ‒ Боксерским. Они начали убивать всех европейцев без разбора, ибо для них было ненавистным все европейское, в том числе и христианская вера, которую им несли далеко не всегда уважительно европейские миссионеры. Начались повсеместные погромы христианских храмов, ненависть "боксеров" обратилась и против Русской Духовной миссии, хотя традиционная русская политика отличалась от колониальной западноевропейской. России пришлось втупить в коалицию с западными державами для защиты христиан и подавления восстания.
С началом восстания 8/21 июня 1900 года китайская империя официально объявила войну европейским государствам. Была издана "Декларация о войне", в которой говорилось: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан». В ночь с 10/23 на 11/24 июня 1900 года в столице началась резня христиан, получившая название "Варфоломеевская ночь в Пекине".
На следующий день после того, как восставшие в их воинствующем антихристианстве были поддержаны властями Китая на официальном уровне, 9/22 июня в Приамурском военном округе Российской империи была объявлена мобилизация 12 000 солдат. Позже к ним присоединилось Уссурийское казачье войско под командованием генерал-губернатора Н. Чичагова. Он также взял под своё командование отряды русских железнодорожников строящейся Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), поскольку боксеры атаковали ее и начали осаду Харбина. Затем 1/14 июля начались даже обстрелы Благовещенска китайской артиллерией. В ответ на это русские войска пересекли границу, подавили огневые точки противника и взяли крепость Хуньчунь. В Благовещенске и Владивостоке по инициативе местных властей началось формирование отрядов добровольцев для защиты границы. 15/28 июля китайские войска вновь подвергли Благовещенск обстрелу, затем ими был атакован Хайлар. 20 июля/2 августа российские войска предприняли контрнаступление и снова пересекли российско-китайскую границу. В ходе наступления была снята осада Харбина.
Именно антихристианский характер восстания стал причиной того, что Россия вошла тогда в созданный альянс восьми держав, в котором также участвовали США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Австро-Венгрия и Италия. Войска альянса численностью в 45 тысяч вторглись в Китай в ответ на осаду и артиллерийский обстрел дипломатических миссий в посольском квартале в Пекине. 3/16 августа значительная часть города была взята под контроль коалиционными силами, посольства были освобождены из осады, однако боксеры предприняли наступление в Маньчжурии, вновь приблизившись к Благовещенску. 12/25 августа МИД Российской империи заявил, что российские войска покинут Пекин и Маньчжурию, как только там будет наведен порядок. 15/28 августа коалиционные войска взяли штурмом императорский дворец, где императорской семьи уже не было ‒ императрица Цыси бежала.
Союзные войска подавили восстание и разбили китайскую армию. 7 сентября (н.ст.) императрица, убедившись, что боксеры не в состоянии победить коалиционные войска, перешла на сторону союзных держав. Она издала указ, призывавший начать расправы с боксерами по всей стране. При этом китайским властям пришлось подписать неравноправный Заключительный протокол. Альянс восьми держав оценивается китайскими историками как вторжение в слабый Китай империалистов с целью разграбить страну. К православной России, однако, эта оценка не применима, ибо русские стремились не к экономической эксплуатации Китая, а к защите Благовещенска, КВЖД и русского Харбина, и, конечно, православных китайцев ‒ от их полного уничтожения. В октябре русские войска полностью заняли Маньчжурию. С китайским наместником там был подписан договор о восстановлении гражданского правления и выводе всех китайских войск из Маньчжурии. Началось восстановление разрушенной КВЖД.
Во время восстания северное подворье Русской миссии было также разграблено и разрушено. Вот как описывали это очевидцы:
«Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10 июня, вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом». (222 таких жертв были прославлены Русской Церковью как Китайские новомученики, память их 11 июня ст. ст.)
В том 1900 году православная церковная община в Пекине была небольшой. Она состояла всего из тысячи православных китайцев. Во время восстания была убита почти треть. Сербский свт. Николай (Велимирович) в 1930-е годы дал этому такую оценку: «Но эта потеря была благословенной. И это потеря стала приобретением. Ибо те, кто пострадали за Христа, стали сильнее на небе, чем были на земле. Они имеют великое дерзновение просить у Бога все для своих сродников и соплеменников в земной Церкви. И Бог исполняет их прошения и мольбы. Молитвам китайских мучеников можно без колебаний приписать возрастание и распространение Православной Церкви в Китае после 1900 года. Вместо одного храма сейчас в Китае есть много православных храмов. И вместо одного архимандрита ‒ начальника миссии в Пекине ‒ сегодня есть три православных архиерея на китайской земле. Есть китайцы ‒ православные священники, диаконы, катехизаторы и миссионеры. Есть и несколько церковных больниц, школ и сиротских домов. И так, благодаря крови китайских мучеников, Христова вера распространяется и укрепляется в стране желтых людей. И в Китае, как и во всех других странах, явилась истинность этих слов: "Кровь мучеников ‒ семя Церкви"».
В 1902 году начальник Духовной миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский, ум. в 1931 г.) был хиротонисан во епископа для окормления православных Китая, Монголии и Тибета. Указом Синода в 1903 году была учреждена Православная духовная миссия в Маньчжурии, она имела свои храмы на Северо-Востоке Китая.
После революции 1917 года в Маньчжурии образовалась крупная колония русской эмиграции с собственной администрацией на основе КВЖД с центром в Харбине. Другим крупным русским эмигрантским центром был Шанхай. Столичная Русская Духовная миссия также продолжила свою миссионерскую деятельность уже в лоне Русской Зарубежной Церкви. Приток белой эмиграции в Китай способствовал и росту Православия. В 1922 году были учреждены Пекинская епархия, включавшая Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее ‒ Ханькоусское) викариатства, и Харбинская епархия, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 году в составе Пекинской епархии были дополнительно учреждены Синьцзянское викариатство (позднее преобразованное в благочиние приходов в городах Кульдже, Чугучаке, Урумчи и Лоуцоугоу) и Гонконгское благочиние, включавшее в себя храмы в Гонконге, Гуанчжоу, Макао и Маниле. В тот период в Русской Маньчжурии был очень почитаем епископ Ханькоуский Иона, причисленный к лику святых в РПЦЗ в 1996 году как Чудотворец Маньчжурский.
1930-е годы были высшим пиком Православия в Китае, постепенно оказывавшего воздействие и на китайское население... Продолжим размышления о Китае святителя Николая (Велимировича, 1880‒1956), опубликованные в 1930-е годы в журнале "Мали мисионар" сербской Охридской епархии на основании сведений, собранных свт. Иоанном Шанхайским.
«Если бы не истинная вера, которую мы, как христиане, имеем, можно было бы сказать, что китайцы более цивилизованный народ, чем европейцы. По их преданию, цивилизация у них была развита уже за два тысячелетия до Рождества Христова. Их письменность датируется [по древнейшим памятникам] 1500 годом до Р.Х. За два века до рождения Господа китайская императорская библиотека содержала 2705 книг.
Раньше европейцев китайцы изобрели повозку с колесами, гончарный круг, корабельный компас и нотную запись музыки. Все эти изобретения китайцы приписывают одному своему великому правителю, который жил за 2500 тысячи лет до христианского времени.
Китайцы первые создали бумагу и книгопечатание. Они первыми начали употреблять бумажные деньги. Если в Европе начал книгопечатание Иоганн Гутенберг († 1468), то китайцы имели печатные книги на 500 лет раньше. Первый сейсмоскоп создан китайским астрономом Чанг Хенгом в 132 году по Р.Х.
Керамика у китайцев дошла до такого совершенства, как нигде в мiре. Китай еще и родина шелка. По преданию, первой китаянкой, которая начала разводить шелковичных червей и получать от них шелковую нить, была царица Схи Линг, в 2000 году до Р.Х. Она придумала и первый станок для тканья шелка. Из растений и фруктов в Европу из Китая перенесли персики, мандарины и чай.
У китайцев было много своих мудрецов, из которых наибольшими считаются Конфуций, Лао Цзы и Мен Цзы. Их мудрость не содержит никакой божественной истины, но вся относится к людской власти, управлению государством и сохранению традиций. При этом существует и обширная устная народная мудрость. Приведем здесь несколько китайских изречений.
Счастье и несчастье стоит перед воротами каждого, и от человека зависит, что он позовет внутрь.
Легче найти тысячу солдат, чем одного полководца.
В 17 лет человек ‒ как свеча на ветру.
Потерять уважение ‒ большее несчастье, чем умереть от голода.
Можно до старости учиться и остаться неучем.
Христианина охватывает скорбь, когда он понимает, что китайский народ не знает Бога и поклоняется идолам. Столь одаренный народ с такой великой культурой и великой жизненной мудростью ничего не знает о едином Живом Боге. Этот случай с китайцами совершенно убедительно доказывает, что сам по себе народ, даже с наивысшей культурой, не может дойти до познания подлинной истины, если истина не явится с неба. Все, чему можно было научиться от земли, китайцы научились отлично, но от земли не могли они научиться небесным тайнам. Их мудрецы познали почти до совершенства многие тайны природы, но не могли отдернуть завесу с неба и познать небесные тайны.
Вера китайцев состоит из магии, идолов и спиритизма. Среди различных легендарных божеств, мужских и женских, человеческих и звериных, они обожествляют и многих своих предков. Каждый китаец держит у себя в доме или во дворе фигурки своих умерших предков из дерева или камня. Перед ними он кадит и зажигает свечи (из бумаги). Китайцы верят, что дух каждого человека живет и после его смерти. Конечно, в сравнении с тупым европейским материализмом, который отрицает существование духа и души, такая вера китайцев могла бы рассматриваться правильной. Но ее правильность простирается лишь на очень небольшую часть, после которой идет заблуждение.
По их верованиям, духи умерших людей вечно живут здесь, на земле, и нет другого места вне земли, где бы они жили. Они обитают повсюду: в домах, в воздухе, в растениях и деревьях, в реках и на полях. Эти духи обычно неспокойные и злобные, поэтому их нужно непрестанно умилостивлять жертвами. Очевидно, что китайцы считают духами своих предков не что иное, как замаскированных демонов. То же самое касается и спиритизма.
Есть у китайцев различные верования, главные же: конфуцианство, даосизм и буддизм. Кроме того, в Китае живет и великое число мусульман...
Согласно преданию, первыми благую весть о Сыне Божием принесли в Китай так называемые фомисты, то есть христиане из Индии, где проповедал апостол Фома. Но проповедь фомистов не была успешной. Несколько успешнее, хотя ненамного, прошли с проповедью несториане ‒ еретики, которые, как изгнанники из Византийской империи, пошли далеко на Восток и достигли Желтого царства.
Римско-католическая Церковь позднее послала некоторых своих миссионеров в Китай, между ними и иезуитов. Самым известным их миссионером был Ксавье. Но своими междоусобными беспорядками иезуиты соблазнили китайцев, и те одних убили, а других изгнали. После римских миссионеров пришли в Китай протестантские миссионеры из Англии и Америки. Наконец появилась и православная миссия ‒ русская...».
Святитель Николай (Велимирович) написал тогда и "Молитву о китайском народе".
Всевидящий Боже, Солнце солнц, Который Своим взором обнимает все сотворенное на небе и на земле, Ты один знаешь число воинства ангельского, как и число муравьев в песке, птиц в воздухе и рыб в воде, ‒ молим Тебя, излей Свою милость на китайский народ, самый многолюдный народ Твой на земле.
Господи, Ты дал народу китайскому великую жизненную мудрость, чтобы знали они, как возделывать землю, вести торговлю, покоряться властям, почитать родителей, заботиться о своем доме и любить во всем порядок.
Но эта мудрость ведет человека только до гроба, который недалеко отстоит от всякого смертного. Недостает народу китайскому той вечной Твоей Мудрости, Господи, которая воплотилась на земле в Твоем Единородном Сыне, которая ведет душу за гробом и вводит ее в Царствие Небесное.
Творче благий, Любовь беспредельная, разве может Твоя любовь иметь границу, не распространяясь на многие миллионы Твоего великого китайского народа? Нет, нисколько! Но Ты Своим чудесным Промыслом определил время, в которое китайский народ придет и поклонится кресту Христову и примет в себя пречистую кровь Христову и силу Духа Твоего Святого.
Ускори наступление этого времени, Многомилостиве. Помоги миссионерам Креста и Воскресения в земле китайской. Отвори врата благодати Твоей для Китая вопреки грехам нашим. Дабы и земля желтых людей зазвучала песнями и восклицаниями из бесчисленных уст: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Христос воскресе из мертвых»! Троица Пресвятая, соделай так по молитвам всех апостолов и евангелистов! Да будет так. Аминь.
Молитва эта трогает православную душу...
Однако православная христианизация китайского народа была остановлена дальнейшими историческими событиями. И в наше время скорее возникает мысль о Китае в роли Гога и Магога, который осадит последний православный «стан святых и град возлюбленный» (Откр. 20). Ибо не только знания Истинного Бога, но и каких-либо нравственных сдержек от этой роли у китайцев нет. Боксерское антихристианское восстание 1900 года может оказаться прообразом последней картины Апокалипсиса...
Вот как развивались дальнейшие беды Китая.
(Использованы статьи о Китае из календаря "Святая русь", 2006-2020 гг.)
|