Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4731]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [850]
Архив [1656]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    «И у меня был край родной». КОНСЕРВАТОРИЯ

    Приобрести книгу в нашем магазине

    Заказы можно также присылать на orders@traditciya.ru

     

    И запищит она (Бог мой!):

    Приди в чертог ко мне златой!

    А. С. Пушкин

    Будучи еще студенткой четвертого курса (в 1922 году), я услыхала, что недалеко от нас, на Пушкинской улице, открывается вторая консерватория с разными классами: пения, рояля и т.д., причем учение будет бесплатное, чтобы дать возможность получить музыкальное образование способным, но малоимущим. Еще в гимназии я занималась музыкой у нашей учительницы математики Анны Николаевны Вадбольской, которая сама любила музыку и нам старалась привить любовь к классической музыке, устраивая концерты, в которых я всегда принимала участие: пела соло романсы Чайковского, Рахманинова и дуэты с Тоней Колесниковой, а иногда и трио. Участвовали в наших концертах и гимназисты. Конечно, какая-то искра любви к музыке у меня загорелась, но музыкальное образование было недостаточное. Поэтому, услыхав об открытии консерватории и о бесплатном обучении там, я немедленно пошла туда и подала заявление о зачислении меня по классу пения. После испытания я была принята по классу пения и попала к Ольге Константиновне Островской.

    У меня нашли хороший голос – меццо-сопрано, у Ольги Константиновны было очень хорошее драматическое сопрано. Она окончила Московскую консерваторию, была приглашена прямо из консерватории в оперу, но, встретив там много дрязг, бросила театр и стала камерной певицей. Когда в Харькове открылась вторая консерватория, Ольга Константиновна взяла на себя преподавание пения.

    Мне посчастливилось: разучивая ту или другую вещь, я не всегда начинала сразу правильно и хорошо ее петь; Ольга Константиновна сначала разъясняла, как надо направлять звук, а потом сама пела трудное место, я копировала ее, и выходило хорошо. Специальные уроки пения у нас были два раза в неделю. Я старалась приходить на урок раньше назначенного мне часа, чтобы застать еще моего предшественника и послушать указания Ольги Константиновны другому ученику.

    Кроме специального класса пения, у нас был два раза в неделю класс хорового пения. Мы обязаны были также проходить теорию музыки и другие теоретические предметы. Хором руководил у нас известный тогда оперный хормейстер (к сожалению, имя его я забыла). Наш хор из студентов консерватории с хорошими голосами пел хорошо и мощно, хормейстер был доволен нами, певцами.

    – На сцену бы вас! – приговаривал он довольный.

    В ту зиму в Харькове в Драматическом театре режиссером был Синельников – известный в прошлом режиссер. Он с большим вкусом и старанием готовил к постановке музыкальную комедию "Перикола", или "Птички певчие". В этой вещи должен был участвовать народ, которому положено было много петь. Синельников обратился в нашу консерваторию с просьбой дать ему студентов-певцов, чтобы они, смешавшись с народом, пели бы вместе с ним. За каждый спектакль нам хорошо платили. Многие студенты-певцы охотно согласились. Руководил хором в театре Дунаевский, впоследствии ставший композитором и награжденный властью за популярные советские песенки.

    Интересно отметить, что Синельников тонко умел проявить известную насмешку над мероприятиями, проводимыми советчиками в жизнь. Так, в сцене сбора денег церемониймейстером на свадьбу бедным Периколе и ее жениху Пиколи он, держа в одной руке блюдо для денег, а в другой – пистолет, направленный на дающего, громко произносил:

    – Добровольное пожертвование!

    В зале раздавался хохот и гром аплодисментов.

    Были и другие подобные моменты, в которых чувствовалась тонкая насмешка над современной действительностью. В сцене на площади, где был собран народ, чтобы приветствовать деспота-короля, все время ходили придворные и подбадривали народ, а мы – народ – изо всех сил пели, поднимая кружки с вином:

    – Нынешний день изволил родиться

    Вице-король, и он же сам за то,

    Что будем веселиться, заплатит нам,

    Заплатит нам!

    "Перикола" имела большой успех у публики и шла довольно часто, а мы хорошо подрабатывали. Такой заработок был и легким, и интересным. Я каждый раз приводила с собою в театр Якова, и мы охотно повторно смотрели эту пьесу.

    Всю музыкальную часть "Периколы" я хорошо запомнила наизусть и, когда нас обязывали выходить на демонстрации со знаменами, начинала подпевать:

    ...за то,

    Что будем веселиться, заплатят нам,

    Заплатят нам!

    Надо отметить, что хоть открытых выступлений в нашем окружении тогда и не было, но мы все хорошо чувствовали, кто как относится к большевистской власти: какая-либо реплика или смех по поводу реплики показывали настроение человека.

    Синельников представил "Периколу", хорошо известную и раньше, злободневной и созвучной нашей действительности.

    Каждый год, весною, в консерватории происходили открытые экзамены-концерты. Экзаменующийся должен был спеть сначала упражнение, а потом какую-либо вещь. Помню хорошо, я приготовила к экзамену "Колыбельную песнь в бурю" Чайковского, приготовила каждую нотку под одобрение Ольги Константиновны (подражая ей): и "округло", и "сочно", и "легко", как будто пела над своим ребенком, а когда вышла петь на сцену перед экзаменационной комиссией и другими учениками – слушателями, затряслись у меня ноги под коленями, и я не могла дать не только хорошего, а вообще никакого звука. Комиссия видела мое волнение и была ко мне снисходительна, сказали мне даже что-то подбадривающее и одобряющее.

    Я охотно продолжала дальше заниматься в консерватории. На уроках пела уже более сложные и трудные вещи. Чтобы выработать во мне большую уверенность и смелость, Ольга Константиновна давала мне более полные движения вещи, как, например, "Вторую песнь Леля" из "Снегурочки" ("Как по лесу лес шумит") Чайковского.

    На уроках я пела хорошо и даже с чувством, а перед концертом опять начинала волноваться. На втором весеннем экзамене я пела уже более сложную вещь и была более спокойна и уверенна внешне, а внутренне – испытывала необъяснимое беспокойство.

    Так и не удалось мне окончательно избавиться от страха перед выступлениями на концертах. Голос у меня был хороший, но однажды перед концертом у меня заболело горло (ангина), я все же собиралась не срывать концерта и выступить, тогда Яков попросил нашего соседа-доктора прийти ко мне. Он посмотрел горло и велел уложить меня в постель. Я начала было "брыкаться", мне ведь надо. А он сказал:

    – Вы ведь сами врач и должны понимать, что это такое!

    Я осталась дома, но это заболевание решило мою судьбу: профессиональной певицей я не стала.

    Консерваторию я закончила в 1926 году, но в дальнейшем пела лишь в любительских концертах. Музыку же полюбила крепко и оценила ее влияние и значение в жизни вообще.

    Много романсов и арий разучила я с Ольгой Константиновной, и каждая вещь оставила во мне свой след: в некоторых я развивала подвижность голоса, например, "Куплеты Зибеля" из оперы "Фауст" Гуно ("Расскажите вы ей, цветы мои"); в других надо было развить силу и мощь голоса – "Третья песнь Леля" из оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова ("Туча со громом сговаривалась"); в третьих же надо было четко рассказывать – "Речитатив и ария Любавы" из оперы "Садко" Римского-Корсакова.

    Если раньше, участвуя в концертах в гимназии, я была недовольна своим низким голосом, думая, что для него нет и хороших вещей, то теперь я узнала, что для меццо-сопрано имеется очень много замечательных музыкальных произведений. С удовольствием вспоминаю я годы консерватории!

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (19.05.2021)
    Просмотров: 513 | Теги: мемуары, книги, РПО им. Александра III
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2031

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru