Приобрести книгу в нашем магазине: http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15569/
Заказы можно также присылать на е-мэйл: orders@traditciya.ru
При проверке знаний желающего поступить в университет обычно посылают к трем профессорам - историку, физику и математику. Каждый дает свое заключение не только о знании конкретного предмета, но и о поведении, характере абитуриента. Первоклассные университеты нередко оплачивают до 2/3 стоимости обучения студента, и им не хочется тратить деньги на бездарность.
Лучшие университеты США содержат профессоров, главным образом - из средств, поступающих от богатых лиц в качестве пожертвований на конкретные научные отрасли. Поэтому такие университеты могут позволить себе иметь к примеру, на двадцать профессоров и инструкторов десять студентов. Университеты иных категорий зависимы от оплаты за обучение и здесь на одного профессора приходится нередко до 30-40 студентов. Соответственна и разница в качестве знаний.
В Манхеттенском колледже у меня было несколько интересных моментов. Так, на одном экзамене (письменном) студент достал шпаргалки и углубился в их изучение. Я отобрал шпаргалки, а студента попросил пойти погулять и после экзамена прийти ко мне на собеседование. Он не пришел, а пошел к декану жаловаться на меня. Мне пришлось объясняться. Декан вызвал в моем присутствии вновь студента и сказал ему, что проф. Федоров сделает отдельный экзамен для него. Экзамен прошел вполне благополучно, но студент был зол и сказал своим сокурсникам, что убьет меня. И вот однажды вечером в моей квартире раздался телефонный звонок. Я узнал голос студента: «Я хочу вас видеть. Можно?» «Приходите, я свободен», - ответил я. Он пришел и у нас состоялся долгий разговор. Я сказал, что он избалован, стремится использовать незаконные пути для достижения своей цели. Инженер, как и доктор, должен идти прямым путем и делать свое дело честно. Только тогда он может рассчитывать на уважение и уверенное положение в жизни. Юноша расплакался и извинился передо мной за свое поведение. Мы стали друзьями. К сожалению, он уже умер.
Другой интересный случай произошел после корейской войны. Нужно сказать, что студенты, прошедшие Вторую мировую и корейскую войны, были самые лучшие в университете - вдумчивые, стремящиеся к знаниям, добросовестные парни. Это была лучшая университетская «жатва». Я преподавал предмет «Механика жидкостей» на отделении электриков. И мой предмет должен был пройти один студент, прошедший службу в Корее. Он явился ко мне весной, две недели спустя после начала семестра. Первое, что он сказал, было: «Ваш предмет мне не нужен. Но мне нужен зачет по нему для получения степени бакалавра. Пропустите меня, пожалуйста». Я отослал беседовать его на эту тему с администрацией. Он ушел, и всю первую половину семестра я его не видел. На экзамене он появился и, конечно, получил двойку. Опять попытался меня уговорить поставить ему проходной бал «за красивые глаза». На это я ответил: «Я дал слово Совету образования штата Нью-Йорка, что буду честно исполнять свои обязанности и одинаково справедлив со всеми. Вы служили в армии, знаете, что такое присяга, дисциплина и исполнение взятых обязательств. Идите и подумайте - или вы будете учить мой предмет или сидеть в университете еще год. Решайте».
На экзамене третьей четверти семестра этот студент отвечал хорошо и последний семестровый экзамен сдал прекрасно, успешно получил диплом. После церемонии выдачи дипломов меня окружила группа студентов. Я приметил, что вблизи стояли две женщины, быть может, - мать и дочь. Когда я остался один, одна из них подошла и тронула меня за плечо: «Вы профессор Федоров?» «Да...» «Простите, я жена мистера (и она назвала фамилию студента фронтовика), а это его мать. Мы очень хотели бы знать, что вы сказали ему 15 апреля. Он очень изменился с тех пор. Он стал внимателен, стал помогать в доме...» «Ничего особенного, - ответил я. - Просто я напомнил ему, что у каждого из нас есть обязанности, которые надо выполнять вне зависимости от того, нравится нам это дело или нет».
В числе моих студентов был как-то сын главного полицмейстера города Нью-Йорка от 14 улицы до 60-й. Этот район знаменит самыми дорогими магазинами, прекрасными особняками, музеями и прочее. А окраины его известны как центры наркомании и проституции. Нередкими здесь были убийства, исчезновения девушек, громкие скандалы. Однажды после окончания трудового дня я шел к подземке, чтобы отправиться домой. Жил я приблизительно в 150 кварталах от колледжа. Когда подошел к станции, то два человека неизвестно откуда выскочили, скрутили мне руки, заткнули в рот платок и втолкнули в машину. Машина тронулась, и мы помчались по вечернему городу. Мои спутники не проронили ни слова. Постепенно я начал приходить в себя. Мои похитители были одеты в темные костюмы, по внешнему виду - ирландцы. В это же приблизительно время газета «Россия» получила предупреждение от еврейской молодежи, что ее главный редактор и иные члены редакции будут убиты, если газета не перестанет печатать материалы о советских евреях и их методах уничтожения русских в СССР. Но ничего еврейского в моих спутниках я не заметил. Потому как не пахло ни чесноком, ни солено-копченой рыбой - главной пищей Бруклинских евреев. Пока я обдумывал мое положение, машина выехала на Риверсайд роуд вдоль Гудзона и остановилась около пропускного пункта, где производится оплата за право проезда по дороге. И тут я заметил, что шофер не заплатил, а показал контролеру какую-то карточку и проехал дальше. В это время сидящий рядом со мной развязал мои руки и вытащил кляп изо рта. По-прежнему никто не проронил ни слова.
Мы проехали в центр Манхеттена и остановились напротив роскошного особняка. Мой сосед вылез из машины, открыл дверь с моей стороны и вежливо произнес: «Профессор Федоров, выходите. Нам приказано было привезти вас в этот дом. Офицер о’Коннор проводит вас». Я понял, что кто-то сыграл со мной шутку. Но кто? В дом провел полицейский и вот навстречу мне вышел... мой студент и его отец, главный полицмейстер. Они приветствовали меня, угостили прекрасным обедом, несколько извинившись за «шутку». Инициатором моего «похищения» был студент, а его отец лишь помог, дав в распоряжение своих подчиненных. Ну, а у молодежи разыгралась фантазия...
Отношение ко мне студентов было удивительно доброе. Они приходили и в одиночку, и группами, спрашивали совета. К примеру, явилась группа в пять человек, просят разрешить спор: «Наши девушки хотят выйти замуж и настаивают, чтобы свадьбы были в мае. Но мы еще не окончили колледж, нам целый год учиться. Мы не можем работать и содержать семьи. Вот и говорим девушкам, подождите, кончим колледж, проработаем года два, тогда и поженимся. У нас будет кое-какой капитал». Мой совет был: «Если девушки любят вас, то подождут, если нет, - вы скоро узнаете».
Через четыре года двое из этих пяти пришли ко мне со своими подругами на свадебное торжество. Подобных случаев было много, и молодежь часто просила моего совета по жизненно важным вопросам.
В Манхэттенском колледже студенты получили разрешение создать Общество гражданских инженеров под греческим названием «Ксой Эпсилон». Когда студенты организовались, то меня попросили быть первым почетным членом. Это, конечно, не особенно нравилось другим профессорам. Более того, я был избран руководителем-наставником этой организации. Один из профессоров поднял даже шум - почему проф. Федорова выбрали в наставники?! Когда я узнал об этом, то послал в студенческую организацию благодарность за приглашение возглавить Общество, но указал, что в силу ревнивого отношения коллег отказываюсь от этого почетного поста.
Один инженер-негр, бывший мой студент, просил меня быть крестным отцом его первенца. Но мне пришлось отказаться, так как я не католик, а православный.
Насколько хороши были отношения мои со студентами, настолько плохими они были с администрацией. Но об этом я не хочу распространяться, так как это нередкое явление в университетской среде.
В Колумбийском университете я заведовал лабораторией механики жидкостей. Главной заботой лаборатории были практические исследования и теоретическое изучение потоков воды при различных условиях. Со студентами я встречался только один день в неделю. Особенно хорошо посещали мои лекции студенты из Индии, Индонезии и Латиноамериканских стран. Так, одно время меня особенно «преследовала» семерка дружных индусов, которые ходили за мной по пятам и спрашивали абсолютно обо всем. Проф. Бахметьев посмеивался: «Как там чувствуют себя ваши козлята?» (по аналогии с известной русской сказкой про волка и семерых козлят).
В одном университете студент-ирландец предложил как-то подвезти меня к сабвею. Была дождливая погода. Во время поездки в автомобиле он сказал, что не удовлетворен своей отметкой по моему предмету и вместо тройки с минусом хочет пятерку. Он был взрослым человеком, уже служившим в корпорации и бравшим лекции, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Обычно при такой системе вечернего образования получение диплома занимает 8-10 лет. В разговоре этот студент упомянул, что он владелец собственной пивной и что может просто со мной расправиться. Я понял, что мафия может прикончить меня. Я же ответил ему, что пару раз мне умирать пришлось и еще раз попробовать не так уж страшно. Он довез меня к поезду. Больше тройки он не получил, и я остался жив.
Однажды после войны ко мне в лабораторию пришел заведующий зданием Школы инженеров и уведомил, что группа молодых людей хочет видеть меня. Это была группа русских. Один из них - Жорж Трачевский - обратился с вопросом: действительно ли я профессор Федоров? Он представился как студент Киевского политехнического института, лейтенант советской армии Трачевский. Здесь хотел бы поступить на учебу. «Это понятно. Но зачем Вы разыскиваете меня? Чем я могу быть полезен?» «Помогите нам оформить документы и посоветуйте, в какой университет лучше поступать. Нас прибыло 30 человек из Европы в США, и теперь небольшими группами мы пытаемся устроиться в этой стране». Я рекомендовал Трачевского в Школу механиков-инженеров Колумбийского университета.
Интересна жизнь этого русского человека. До войны он любил девушку и неожиданно встретил ее в Америке. Она ответила ему взаимностью, и они должны были пожениться. Но дело откладывалось, так как Жоржу (новое имя Трачевского) хотелось заработать денег для семьи. Однажды ко мне в лабораторию пришел Жорж с подбитым глазом и весьма помятый. Как выяснилось - это было результатом ревнивой сцены, когда Жорж застал у своей подруги приятеля. Я постарался наладить отношения между молодыми. Они поженились и первенца своего назвали Николаем. А я стал крестным отцом.
Студенческие организации в чем-то сродни масонским - те же таинственные посвящения новых членов, встречи, решения «тайных» проблем. Научные организации в сравнении со студенческими скучны. Сюда принимают не на основании таинственного обряда и клятвы духовной преданности, а по результатам научной работы и достижений. Принадлежность к различным группам весьма помогает при устройстве на работу, при продвижении по службе и проч. Понятно, что члены одного братства помогают друг другу.
Уровень образования в США я не назвал бы сейчас высоким ввиду того, что почти все молодые люди получают образования в колледжах, каких в США великое множество и большинство из которых дают поверхностное образование и единого образца диплом. Может, тому или иному молодому человеку полезнее было бы пойти в ремесленную школу, стать грамотным рабочим, ан нет - вот у него уже диплом психолога или еще какого гуманитария. И часто проку нет от таких специалистов ни их клиентам, ни им самим, ни американскому обществу в целом. Ситуация аналогичная в СССР.
Американские студенты - большей частью народ избалованный, так как платит за них семья, следит за ними семья, жаждущая увидеть своего чада с дипломом. Физически они развиты обычно прекрасно (в США спорт в почете), а вот умственно нередко оставляют желать лучшего. Дети, которые росли в семьях с достатком, часто не развивали свой духовный и интеллектуальный потенциал. Думать о том, кем же ему хочется стать, молодой человек в США обычно начинает в 22-24 года.
Не способствует качественному улучшению системы образования и государственная помощь - сейчас 50 % студентов могут получить приличную стипендию от государства в американских колледжах. Когда же я поступал в Колумбийский университет в 1930 году, то на всю школу в 100 слушателей была всего одна стипендия. Образование сейчас можно получить практически бесплатно - государство дает беспроцентные кредиты, которые можно возвращать после окончания учебы в течение нескольких лет. Так что двери в американские учебные заведения открыты практически для всех. Выше сказанное больше относится к студентам либеральных наук; инженерные и медицинские специальности более серьезны. |