Нас развращают – давайте не
развратимся. В. Распутин.
Один способ порабощения народа - завоевание земной сферы его бытия, другой - временное повреждение здравомыслия части его и растление духа, превращение многих людей в управляемую и безликую толпу человекоподобных. Это и пытаются постепенно осуществить в России под девизом демократии, свободы слова и защиты прав человека. Сегодня здесь совершается крупномасштабный эксперимент по расщеплению человеческой личности, и прежде всего - среди молодежи.
В горестное время склоняю перед тобою колени, мой родной великий русский народ. Горжусь тобою; за каждой страницей твоей славной истории прозреваю достойные деяния и светлый образ твой.
И говорю: выше голову, русский человек, оглянись на века творческой истории родного своего народа, на великие духовные сокровища, созданные твоими предками, вспомни высокие их подвиги во имя истины, добра и красоты, вспомни ратные победы, одержанные в борьбе с корыстолюбцами, с зараженными себялюбием человеконенавистниками. Посмотри ввысь и поклонись до земли Богу-Отцу и Сыну и Святому Духу, святым мученикам и ратаям Русской земли, поклонись и, делая честно и мужественно твое трудное дело спасения Отчизны, дерзай в ратном деле защиты Отечества.
Ибо все мы сейчас участники незримого сражения за право называться народом и жить своею жизнью на своей земле, многажды политой кровью вседостойных благодарности наших предков.
Не о той битве веду речь, где льется кровь, свистят пули и падают замертво живые. О другой битве - на которую смотрим и не видим, на битву с полчищами растлителей духа, святотатцев и словоблудников, мздоимцев и подлых торгашей, готовых продать национальное первородство и родную землю за комфорт и дешевый блеск упаковки заграничного товара; веду речь - о сражении с армией очернителей и лжецов, против бесстыдного искажения нашего прошлого, наших национальных традиций и поругания святынь.
Мы в ратном походе. Не сегодня и не вчера началась эта война. Тысячи привычных уже свидетельств о грязных замыслах наших врагов притупляют нашу бдительность. - Полноте! - кричат радетели духовного растления. - Какая война? Какие враги? Россия входит в мировую цивилизацию. Все идет нормально.
Посмотрим однако, что это за «норма». Вот только один документ. Как в капле воды, отразились в нем давние, сегодня осуществляемые замыслы «врагов рода человеческого», в нем было сказано бесстыдно, нагло: «Мы должны испортить русский язык, преодолеть Пушкина, объявить мертвым русский быт, словом заслонить Русь от современности и русский народ от русского общества, свести на нет русскую оригинальность».
Вдумаемся в этот четко обозначенный план уничтожения народа. Попытаемся осознать сатанинскую глубину намеченных здесь черных замыслов... Язык (по-церковнославянски) - народ;
язык (jez - yk по-польски) - восходит к тому слову, что и уз в слове уз - ы, уз - ел, с-в-лз-ь, со-юз. Итак, первое намерение наших врагов - нарушить (испортить) связи духовные и зримые, материализованные, великого целого, что зовется народом. Разве не добились недруги наши великих успехов в этом черном деле?
Народ расчленен. Миллионы русских, наших соотечественников, оказались за границей. Подвергается неслыханному поруганию великое достояние народное - наш язык и самое родное, близкое сердцу нашему слово - русский, означающее не только национальность, но - исторически сложившийся образ мыслей русского народа, создавшего великую мировую многонациональную цивилизацию.
Недруги народа знают, что делают. Допуская в печать нецензурные слова, внедряют в массовое сознание вирус духовного распада. Вирус этот неизбежно будет разрушать границы между культурными представлениями и понятиями. Как только «черное слово» становится в ряд с остальными словами нашей речи, как равноправное, возникает, даже помимо сознания, словесная неразборчивость, а вслед за ней - неизбежная склонность к нравственному безразличию и смешению добра и зла.
Не случайно в краеугольном сочинении эпохи формирования русской нации - Домострое сказано: «А если во время дела какого раздается слово праздное или непристойное, или с ропотом, или со смехом, или с кощунством, или скверные и блудливые речи, - от такого дела Божья милость отступит...». Да, отступает Божья милость от народа, если поганит он похабным сквернословием данный ему Богом великий язык свой.
Смотрите же, как преуспели наши «радетели»! Это они, «слуги народа», «начальнички», выходя «говорить с народом», переходят «для демократизма» на непечатную речь, внушая мысль, что она «народная». Успешна была эта духовная диверсия! Ведь низкое экологическое состояние живого языка - влечет за собою всестороннее падение состояния общества, потерю духовности и культуры: путь к ним лежит через слово и утраченные у-слов-ности. Не осознавая или не ощущая духовную сторону слова (не только в идеологическом, но и в мистическом смысле), - не спастись народу!..
Другой удар наносят сии «радетели» по нашему духовному сокровищу: язык засоряется чужестранными словами, теряя ясность и трезвость понятий; так затемняется подлинный смысл речений. Но воистину: для чего, как не для обмана, внедряется в жизнь нашу чужеродное. Говорят: деидеологизация (но идея - это мысль}. Скажем по-русски, и станет ясно: обессмыслившие. Провозглашают: «деполитизация армии», но политика - сосредоточенное выражение и защита интересов. Что же такое армия, если она не защищает никаких интересов? Произносят: «сексуальные меньшинства», оставляя в стороне русское слово: извращенцы, раскрывающее истинное содержание и смысл названного. Указывают: атеист, скрывая русское слово: безбожник. Упоминают о мафиози и мафиозных структурах вместо того, чтобы по-русски сказать: уголовник или: шайка уголовников.
Преступление против родного языка достигает апогея в нашей школе: русские дети, как правило не любят русский язык. Сделано все, чтобы превратить важнейший школьный предмет в груду скучных правил, «орфограмм», свести его смысл к овладению формальным правописанием. Дошло до того, что нередко преподавание родного языка вызывает скуку и страх.
Как это делается? Живую речь заменяют схемами, загромождают память таблицами и идиотическими абстрактными чертежами (слово - кубик, слово - черточка и т. п.), изолируют изучение языка от его истории, от этимологии, т. е. от путей истинно-глубинного осознания слова; изучают его не на текстах родной нам русской классики, а на худосочных примерах, придуманных составителями учебников или заимствованных из иных авторов, не всегда владеющих подлинно русской речью...
Учебник родного языка у нас, как правило, одна из самых скучных, самых безликих школьных книг (об исключениях не говорю!). Даже там, где добиваются успехов в овладении грамотой, ученики зачастую не приобретают главного - любви к родному слову, честного и благоговейного к нему отношения, осознания его, как великого Божьего дара, как сокровенного средоточия мысленного, практического и духовного опыта русского народа...
Только слепой не видит, как сегодня «преодолевают Пушкина». На книжных прилавках, оккупированных третьесортной иностранной беллетристикой, литературой на грани секса и порнографии, на грани детектива и проповеди насилия и убийств, на грани апологии удачи и проповеди разнузданной беспринципности - редко встретишь наших классиков, светочей русской культуры, истинных художников русского слова.
В школе отечественную классику стремятся преподносить в отрывках, вне контуров ее великой истории.
В новом «стандарте образования» (см. «Литература в школе», № 5, 1993) даже не упоминаются необходимейшие для становления национального самосознания классики: наш историк и литератор Карамзин, чьим именем назвал Белинский целый период русской литературы, Жуковский, давший «русской поэзии душу и сердце» (В. Белинский) и открывший нам мир отечественного и западного романтизма, Крылов, создавший вместе с Пушкиным наш язык и охвативший всю Россию в своих удивительных баснях, Кольцов, народный из народных замечательный поэт наш, «писатель будущего» (Л. Толстой) Лесков, самый хрестоматийный некогда поэт А. Майков и многие другие.
Пушкинская лирика, «Евгений Онегин», а затем «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Мертвые души» Н. Гоголя, «Обломов» И. Гончарова, романы Л. Толстого и Ф. Достоевского, драматургия А. Чехова, «На дне» М. Горького - все это не должны будут теперь знать русские дети, окончившие обязательный девятиклассный курс школы. Поэтому «стандарт» этот можно рассматривать как запланированное для русских движение к постепенной деградации культурного потенциала. Будем ли покорно терпеть и это издевательство над нашим образованием, а значит - над будущим России? И сколько еще абсурдных прожектов будем обсуждать и пересматривать, прежде чем вновь обратимся к достижениям нашей дореволюционной школы и лучшему опыту - советской, основанному на этих достижениях?
Русский быт объявили «мертвым». Иностранные рекламы, машины, фирмы, фильмы, чужие мелодии и ритмы, вульгарные и абсолютно чуждые русскому складу западные манеры, ожвачивание умственно пассивной части населения и все чаще замечаемое бесстыдно наглое, стадное поведение обездуховленной и лишенной социальных ориентиров и примеров нравственного поведения молодежи - все это уже факты нашей действительности и большая победа наших «радетелей». Большая, но не окончательная. Наши духовные потери велики, но лучших из нас никогда не совратят, и больше того - лучшие соберутся миром и станут на пути чужебесного непотребства.
Здесь скажу я: да здравствует русская провинция! Продержится она - спасемся. Дай Бог ей разумной силы и корневой крепости. И вновь вспоминается «Домострой»: «Не ищи богатства; благо - государь есть, души и телу добро...».
Нет страшнее потери, чем потеря народной памяти.
Который раз расправляются наши «начальнички» с неугодной им русской историей. Все чаще встречаемся мы на практике с «критической» бездоказательной и злопыхательской оценкой и переоценкой фактов, с почти злорадным отрицанием прошлых исторических представлений. Новые же - не отличаются ни объективностью, ни пристойностью. Равнодушие или усмешка по поводу великих событий и деяний своих предков - сегодня нередкое явление. Это прежде всего следствие психополитического воздействия современных средств массовой информации, которые, оказавшись в руках радетелей духовного растления, стали поистине орудием Сатаны.
Так ли должно изучать историю в школе? «Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, - писал И. А. Ильин, - что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы... Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания... Историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание...». Вот так мыслил истинный ученый и сын России. Вот - достойный путь нашей школы.
Слова С. С. Юшкевиче, приведенные в письме А. В. Амфитеатрова - М. Горькому от 8.VI.1910// Литературное наследство. Т. 95. Горький и русская журналистика начала XX в. Неизданная переписка. М. «Наука». 1986. С. 203.
Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993. С. 239, 240.
|