Тема «Репрессии против крестьянства в Вожегодском районе» заинтересовала меня давно. Очень уж часто старожилы рассказывают о своих лишениях с горечью и обидой на советскую власть. Так кто же такие кулаки?
Кулаки — принятое при советской власти обозначение зажиточных крестьян (часто не занимавшихся лично физическим трудом и имевших, таким образом, по мнению их односельчан или государства, нечистый, нетрудовой доход, что отразилось на негативной окраске данного термина), 1) в узком смысле: крестьян, занимавшихся перекупкой, ростовщичеством и т.п.; 2) в широком смысле: всех зажиточных крестьян, особенно использовавших батраков, как наёмную рабочую силу. Часто слово кулак в нашем сознании, это тот который наживается на труде другого человека. Давай те задумаемся, а так ли это?
С термином кулак неразрывно связано и другое слово – раскулачивание. Раскулачивание - политика массового преследования крестьян, по признаку имущественного положения проводившаяся большевиками в период с 1930 года по 1954 год. Целью политики раскулачивания было ликвидация деревенской буржуазии, для дальнейшего обеспечения коллективного хозяйства материальной базой. Все имущество раскулаченных хозяйств переходило во владение колхозу. В начале коллективизации, кулаками считали только тех, кто использовал в своем хозяйстве наемную рабочую силу, но к 1932 году кулаками уже считали семьи имевших в хозяйстве корову или домашнюю птицу. По определению старожилов богатых людей было не так уж и много в районе. Они отличались тем, что имели добротные дома, больше скота, занимались каким – либо ремеслом, которое приносило хороший доход. На мужчин и мальчиков давали наделы земли. На женский пол землю не давали. Женщины выходили замуж и уходили в семью мужа. Чем больше мужчин было в семье, тем больше земли, которую можно было засеять и получить доход.
«Богачи» работали с « утра до ночи» наравне с нанимаемыми работниками. Вот как рассказывает один из наших земляков о раскулачивании: «В деревне Задорожье жил зажиточный трудяга Григорий Александрович Соколов. Он имел 10 коров, три лошади, гумно, мельницу. Хозяин справлялся своими силами, а в жниву и сенокос нанимал бедняков, использовал «помочь», платил зерном. Нанимались работники по устному и письменному договору или хозяева договаривались к осени отдать определенное количество ржи, ячменя, сена. Решили его на колхозном собрании раскулачить, утром хозяева ушли на сенокос, а когда вернулись обратно, дом уже был раскатан. Хозяевам оставили одну лишь зимовку».
И это был еще не худший вариант, потому, что часто раскулаченных хозяев, могли вывести за околицу деревни и расстрелять или отправить на север (большинство жителей вспоминает о Печоре), оттуда практически никто не возвращался. Горька участь и тех, кто оставался в деревне: «Нашу семью раскулачили, было много скотины, все забрали. Дети лежали на шубнице из-под них выдернули, сапоги с ног стащили, серьги из ушей сняли, самовар унесли. В доме не осталось ни куска хлеба. Мать ходила с котомкой по деревням и собирала куски, чтобы прокормить детей».
Экспроприация запасов зерна у кулаков и середняков именовалась «временными чрезвычайными мерами». Однако насильственное изъятие хлеба и иных запасов отбивало у зажиточных крестьян всяческую охоту к расширению посевов, что позже лишало трудоустроенности батраков и бедняков. Механизм раскулачивания остановил развитие индивидуальных хозяйств и ставил под вопрос саму перспективу их существования.
Вскоре временные чрезвычайные меры превратились в линию «ликвидации кулачества, как класса». Старожилы отмечают, что всегда приходили директивы о том, сколько нужно раскулачить человек в деревне. Просто напросто, руководство района получало «свыше» норму в процентах, примерно 6-8%, которую нужно было раскулачить. А, бедняки, которые чем-то не угождали, назывались «подкулачниками». « К нам приезжал человек в черной кожанке, мы его очень боялись. Он всегда в руках держал наган, любил им козырять и все время его показывал и тряс перед лицом колхозников. Требовал, чтобы назвали кулаков. У нас отец был справедливый, не мог молчать. Выступил и сказал, что у нас кулаков нет, а те, кто работают все время, те и живут хорошо. Наемные рабочие помогают по договоренности».
Часто экспроприация запасов продовольствия была форменным грабежом. Вот как вспоминает одна из жительниц района: «Мать воспитывала пятерых детей, отец рано умер. Вся надежда была на коровушку – поилицу и кормилицу. Пришли корову забрали, зарезали и три дня пили и гуляли. Мать плакала в голос, жаловаться было не на кого. А всего у нас и богатства то было это одежда. Мать была от богатых родителей».
По разному люди выходили из сложившейся ситуации. Чтобы хоть как то выйти из разряда богачей и середняков умные хозяева делили свое хозяйство «Нас в доме жило 21 человек, трое братьев с семьями, каждому выделили скотинку, кому амбар, кому дом, кому лошадь». «Мы с сестрой каждый вечер носили в узелке одежду, прятали у соседей». Одна из жительниц вспоминает историю, что их дом выкупали несколько раз. «Приходили, объявляли, что если не заплатим выкуп, то в 24 часа заберут. Помог деньгами родственник из д. Митрофановская, он делал гармошки и имел хороший доход. В семье все продали, последнюю подушку из-за головы выдернули. Вещи, зерно прятали у знакомых, закапывали в землю, много пропало». Многие люди, зная, что за ними придут, продавали имущество и уезжали в город или в Сибирь». «Мой дед сам свел лошадь и отдал в колхоз, говорил, что все равно заберут. А так хоть сами живы останемся».
Коллективизация проходила одновременно с раскулачиванием. Эти два процесса были взаимосвязаны: крепкие кулацкие хозяйства становились хорошей материальной базой для коллективных хозяйств. Они становились основой создаваемых колхозов.
Политика раскулачивания лишила деревню предприимчивого населения, тех крестьян, которые могли быть независимыми. Повальное раскулачивание разоряло деревни. В результате в 1932-1933 годах в стране разразился небывалый голод. Еще одним результатом коллективизации стало безразличие колхозников к обобществленному имуществу и к результатам своего труда. У них пропал стимул к плодотворному труду.
зав. по исследовательской работе Кабанова М.Г. |