Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4417]
Русская Мысль [469]
Духовность и Культура [743]
Архив [1620]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Учёный, инженер, министр. К 190-летию И.А. Вышнеградского (1832–1895)

    190 лет назад, 20 декабря (ст. ст.) 1831 г., родился Иван Алексеевич Вышнеградский – ученый-математик и механик, основоположник теории автоматического регулирования, один из создателей научных основ конструирования машин, создатель русской научно-конструкторской школы машиностроения, почетный член Императорской Петербургской академии наук. Его труды «Об общей теории регуляторов» и «О регуляторах непрямого действия» послужили основой современных методов исследования устойчивости и качества регулирования автоматических систем. Он же – видный государственный деятель Российской Империи.

    Профессор механики Михайловской артиллерийской академии и Технологического института (позднее его директор), он читал курсы лекций по широкому кругу дисциплин: математике, прикладной механике, термодинамике, теории упругости, грузоподъёмным и паровым машинам. Его перу принадлежали учебники «Элементарная механика», «Курс подъемных машин», «Курс паровых машин», многие годы являвшиеся лучшими в своей области.

    По его инициативе в институте организована кафедра технологии металлов и древесины, построены лаборатории по исследованию прочности материалов, термодинамике и гидравлике, впервые введено курсовое и дипломное проектирование для студентов. Его учениками были знаменитые впоследствии учёные и инженеры-изобретатели.

    Он был не только учёным и педагогом, но и талантливым инженером-конструктором. Среди его машин: автоматический пресс для изготовления призматического пороха, подъёмные машины, пресс для испытания материалов, механический перегружатель грузов для речных портов и мн. др.

    Его сил хватало и на производственную деятельность. Он участвовал в строительстве Охтинского порохового завода, механических мастерских Петербургского арсенала, патронных, пороховых и оружейных заводов, был членом правления Водопроводного общества и ряда железных дорог, председателем правления Юго-Западных железных дорог, где проявил себя блестящим финансистом.

    В 1886 г. император Александр III назначил И.А. Вышнеградского членом Государственного совета, а в 1887 г. – министром финансов. Назначение было не случайным. Страна переживала острый кризис в экономике: небывалое падение цен на сельскохозяйственную продукцию, застой в промышленности и неблагополучное финансовое положение. Вышнеградский же, работая в правлениях акционерных обществ, не только превосходно разбирался в финансовых делах, но и хорошо знал общее состояние народного хозяйства страны. Кроме того, служа в академии, он был хорошо знаком с военным хозяйством – а военные расходы традиционно составляли самую важную статью государственного бюджета.

    Вот только краткий перечень того, что сделал Иван Алексеевич на посту министра. Он усилил протекционистскую политику, т.е. политику покровительства отечественной экономике, увеличив таможенные пошлины на ввоз из-за границы тех товаров, которые производились в России, и отдавал предпочтение ввозу не товаров, а капитала для ускорения развития русской промышленности. Он ввёл монополию государства на продажу алкоголя, оптимизировал железнодорожные тарифы, сделал их едиными для всех государственных и частных дорог, установил льготный земельный кредит, выкупил в казну убыточные частные железные дороги.

    В результате этих и других мер был ликвидирован дефицит государственного бюджета, начался быстрый рост промышленного производства, создан золотой запас в объёме свыше 500 млн. руб., рубль стал самой устойчивой валютой в мире. Финансовое состояние государства стало настолько прочным, что в 1891 году Император издал рескрипт о начале строительства Великого Сибирского рельсового пути (Транссиба), а в 1897 г., уже после смерти, Ивана Алексеевича, был введён золотой рубль.

    Среди современных деятелей левого толка находится немало критиков политики привлечения иностранного капитала в Россию – мол, промышленное строительство хотя и велось быстрыми темпами, но многие заводы-то принадлежали иностранцам! Критики, очевидно, просто не ведают о том, что ни у государства, ни у русских капиталистов того времени не было денег на такое строительство. Потому оставалось одно из двух: либо смириться с отставанием отечественной промышленности, либо брать займы у международных банков, чтобы потом на льготных условиях кредитовать русских промышленников, а это приносило бы убытки казне и усиливало зависимость государства. Не учитывают также, что принадлежавшие иностранцам заводы находились на русской земле и под русской юрисдикцией, приносили в казну доходы, давали работу инженерам и рабочим и стимулировали развитие технического образования в стране.

    Эти же критики проводят несуразную параллель с нынешней обстановкой, в которой многие стратегические отрасли экономики оказались в руках иностранцев. В силу идеологической слепоты они не видят разницы: иностранцы скупили предприятия, рудники и шахты у нуворишей, которые их приватизировали за бесценок, т.е., по существу, украли у народа. Другой вопрос: где была власть, позволившая такую скупку?

    Искренний русский патриот, готовый, по выражению его биографа, «лечь костьми для дела», И.А. Вышнеградский пробыл министром всего лишь 5 лет. За три года до смерти он ушёл в отставку по двум причинам: вследствие болезни и из-за интриг его подчинённого Витте, который потом и занял кресло министра.

    Родился Иван Алексеевич в провинциальном Вышнем Волочке, происходил из духовного сословия, сам окончил духовную семинарию в Твери, затем физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге (с серебряной медалью). Похоронен он в Александро-Невской лавре, но его могила в советское время была утрачена (вероятно, умышленно разорена) и память этого великого учёного, инженера, педагога и государственного деятеля нигде и никак не увековечена. Современные петербуржцы могли бы это сделать, установив хотя бы мемориальную доску на доме №17 по Конногвардейскому бульвару, где этот выдающийся человек жил последние годы.

    Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

    источник

    Категория: История | Добавил: Elena17 (31.12.2021)
    Просмотров: 202 | Теги: ученые, сыны отечества, даты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1924

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru