Отрывок из книги "ЗОЛОТОЙ ОКЛАД, или ЖИВЫЕ ДУШИ. Книга чудес"
Пётр Георгиевич Паламарчук (1955 - 1998) - российский писатель, историк, патриот, автор известного 4-томника «Сорок сороков. Иллюстрированная история всех московских церквей» - на страницах книги "Золотой оклад, или живые души" рассказывает о стариной "рукописи с незнакомым именем «Звезда Пресветлая»", обнаруженной им в "старообрядческом храмике бывшего села Тураево близ Мячковского кургана у Москвы-реки, откуда прежде брали белый камень на столичные стройки" . Про рукопись "было дополнительно сообщено, что это «чужое мудрование», занесенное неведомым соседом одиноко умершей крестьянки"...
Представляем страницы этой рукописи, переложенные на современный язык П.Г. Паламарчуком, с некоторыми его комментариями.
*
..."Начиналась она, правда, весьма распространенным во многих других «Наказанием ко учителем, како им учити детей грамоте и како детем учитися Божественному писанию и разумению». Затем шла «Похвала Пресвятой Богородице», составленная по образцу первого на свете Великого Акафиста; сочиненного в Византии в седьмом еще веке.
О нем многократно писал известный филолог Аверинцев, неожиданно установивший, что здесь впервые в мировой словесности появляется рифма — на несколько веков раньше, чем в западном Средневековье. Состоит он из двенадцати двойных песен — последовательно чередующихся «икосов» и «кондаков». Каждый икос содержит двенадцать же похвальных воззваний — по-гречески от первого слова называемых «хайретизмами»; по-русски оно означает «радуйся!». Вот эти-то радования, обращенные к Матери Божией, общим числом сто сорок четыре, и рифмуются между собою. Тот же историк особо отмечает, что возведенное в квадрат священное число на языке символизма означает завершенную полноту — ибо тут можно видеть количество и знаков Зодиака, и апостолов, и ворот грядущего Небесного Иерусалима, причем знаковость всего этого нарочито усугубляется тем, что дюжина с «исключительной наглядностью» помножается сама на себя. В нашем случае записан был всего один икос, читавшийся так:
«Радуйся, яко Ты девством и славою святых ангелов превыше, Радуйся, яко Ты на земли покой твориши», - и прочее.
Похвалам последовало «Предисловие к любезному читателю», в котором с образцовой для русского барокко велеречивой выспренностью разносторонне изъяснялся смысл названия сборника. Вспоминая предсказание пророка «воссияет звезда от Иакова», вслед за чем в Святой Земле должен явиться Сын Человеческий, списатель именует Богоматерь той Путеводной Звездою, Которая привлекла волхвов в Вифлеем, а также и Утреннею Звездой из видения Иоанна Богослова. Он называет Ее еще Мысленной Звездою, сияющей паче чувственных, приводя слова церковного песнопения «Радуйся, Матерь незакатной Звезды, радуйся, Звезда таинственного дня и Заря Пресветлая!»
Снова возвращая мысль к Апокалипсису, Богоматерь представляется и не одной даже Звездой, но Женою, облеченной в солнце, имеющей под ногами луну, а на главе венец из двенадцати звезд. Затем следует восклицание: «Я же, недостойный, последуя Церкви, дерзнул именовать Ее Звездою Пресветлой и книгу о Ее чудесах так назвать, следуя воспеваемой ко Пречистой хвале «Радуйся, Звезда, являющая Солнце» (это как раз из первого икоса Великого Акафиста), ради которой воссияет и сама радость: сей же Звезды, о верный читатель, да держимся».
Щадя отвычный от громозвучной славяни глаз современника, ниже по мере своих грешных сил постараюсь перелагать слова книги нынешним обиходным наречием. Впрочем, там, где попадаются слова вполне внятные и никакому переводу уже не подвластные, все-таки пусть часть подлинника остается. На приклад, такое приглашение чтущего к совместному творчеству: «Возвеличим всех красой Прекраснейшую, удобрим всех доброт Предобрейшую, похвалим всех светов разве Единого Света - в Троице славимого Бога — Всесветлую и всея твари Честнейшую, возвеличим всех горних сих Высочайшую, воспоем от всех родов Избранную и от века Приуготованную!»
Обращаясь умом к сокровенной сути Богородичного акафиста, составитель также пристально вникает в значение возведения в степень двенадцати «радований» и сообщает, что для не ведающих грамоты или находящихся в пути мудрые художники духовного делания составили упрощенный совет: сто пятьдесят раз читать самую главную песнь Богородице, в которой впервые воспеты были слова обрадования. Звучит она так: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших»…
Так вот, если малограмотным или утомленным дорожными заботами людям прочесть полторы сотни этих молитв, то в них окажется столько же - двенадцать на двенадцать - радований, сколько в акафисте, да еще шестеро, не достающих до исполнения другого, также знакового числа. Именуется это правило «венцом», сплетая который на внутренней молитве в земной своей жизни, верные христиане удостаиваются Царствия Небесного в вечных обителях Творца. «А посему, - гласило окончание предисловия, - жаждая сердцем обрести его силою Богоматерней любви, вручаю себя самого Ее молитвам в царствующем великом граде Москве в год от создания мира 7171, от Рождества же Христова 1663, месяца июля в 20 день, любви Твоей всех благ желательный во Христе брат, грешный простолюдин Никита».
Полтора века спустя преподобный Серафим Саровский, вокруг окормляемого им Дивеевского монастыря вместо обычно строемой для ограждения инокинь стены ископавший канавку, заповедал ходить вдоль по ней с чтением тех же 150 «Богородиц», утверждая, что это паломничество в духе имеет высшую цену, ибо «Матерь-то Божия все это место обошла! И кто канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут, - говорил он, - и Афон, и Иерусалим, и Киев!».
А еще после полутораста лет списателю настоящих заметок и досталась рукопись со ста пятьюдесятью чудесами от ангельского приветствия Царице Небесной...
...По странному стечению обстоятельств, ни строки во всех справочниках о «Звезде» не имелось.
Из нее же самой извлечь можно было то разве, что перед кратким изложением содержания шестнадцати глав указывалось: «Сия книга начата бысть списатися 7234 (то есть 1726) лета августа в 15 день после Успения Богоматери с белорусского языку». Однако сие не служило оконечной правдой: и водяные знаки на бумаге, и выдавленная на листах блинтом—то есть бескрасочной меткою — печать фабрики безмолвно гласили, что данное произведение есть уже отпуск со списка примерно веком моложе.
Тем не менее даром что сейчас клянут на чем свет стоит прошлое наше образование, оно, как говорится, ума не прибавляло, но расширяло кругозор и дало навыки обращения с источниками. Раскинув по свету удочки вопросов, удалось-таки довольно споро выискать одну-единственную статью, вышедшую совсем недавно во маловразумительном собирском сборнике количеством аж 1750 штук. Она поведала, во-первых, что «Звезда» состоит в числе обредчавшего сейчас крайне разряда никогда не преданных тиснению. А кроме того, рождение ее покрыто нераскрытою тайной: простолюдин Никита, вроде бы переведший ее с «белорусского» наречия, оказался никому не ведомой в истории личностью; о фамильном же его прозвании до сих времен строят догадки. Мало того, среди белорусских изданий, сейчас довольно подробно описанных, такой извод не значится. Причем его довольно бойко искали. Ин и то не вся истина: судя по тому, что действие большей части чудес (за исключением последних двух глав, посвященных России) происходит в Западной Европе - по преимуществу Испании, Португалии и Италии, - исходное произведение стали рыскать там. Ан в европейской словесности оно так и числится в нетях.
Однако по Руси это собрание ходило в тысячах списков (названная статья учитывает точно 115 засевших в книгохранилищах). Будучи совокупленным с «Новым небом» Иоанникия Галятовского и Великим Зерцалом - обширнейшим сводом разноличных легенд - в общем числе 339 чудес Богоматери с богатым украшением миниатюрами на каждом листе его поднесли царевне Софье, с явным намерением далее под ее покровом издать типографски. За падением правительницы предприятие не состоялось.
Скрытая от поверхностного ока отдельная суть нашей «Звезды» состояла в том, что все описанные в ней проявления милости Божией Матери к людям совершились уже после Ее Успения; недаром и переписчик попавшего в мои руки извода вел летосчисление своего труда именно от годовщины этого торжественно-скорбного дня. А староверов и издателей смутили скорее всего иноземный быт и обстоятельства описываемых происшествий - что навряд ли бы привело в удивление их глубоких предков, живших в древнем Киеве или даже Москве Ивана Грозного и запросто общавшихся с западными христианами.
При том следует отметить одну совершенно исключительную для «Звезды» черту: порою подходя к самой грани, разделяющей православие от католичества, она ее каким-то тоже чудесным способом умеет не пересечь.
И - чтобы далее читатель не чудился этим необычайным событием — скажем в оправдание их подлинности следующее. События жизни, ясно, не всегда остаются достоянием истории. Самые из них заметные впоследствии оттачиваются, как грубая галька морем, превращаясь в любезные и детям, и взрослым окатыши. В наиболее ясном виде это наглядно заметно на наших церквах, особенно же монастырских: роспись там поголовно посвящена чудесным событиям. Тем более, что храм сам по себе есть явленное чудо, сияющее, будто блещущий гранями алмаз, разноцветными бриллиантовыми лучами. Иконы же в нем неопустительно суть наглядное показательство созерцающим живого наличия черезъестественного состава внутри поверхностного естества.
…Почитание Богоматери в нашей стране имеет не только исторические корни — тут вживе существуют и основания более глубокие.
Когда после Вознесения Христова апостолы собрались в Иерусалиме, то стали бросать жребий, куда по обетованию Иисуса идти проповедовать Его благовестие. Божией Матери в удел досталась Иверия, то есть Грузия. Однако корабль с Нею отнесло на Афон, ставший Ее вторым уделом на земле. Третьим в лице Киева служит Русь: в одиннадцатом веке в константинопольском Влахернском храме (о нем еще не один крат будет упоминание далее) Матерь Божия явилась четырем мастерам, сказавши об этом и повелев выстроить на Руси церковь в Печерской Лавре во Своя имя.
Но внутри этого третьего удела существовал и еще особый чертог, про который молвлено было Богородительницей киевской инокине Александре во второй половине восемнадцатого века. Царица Небесная повелела ей отправиться на север и основать великую обитель, на которую будут низведены благословения всех трех уделов Ее — Иверии, Афона и Киева — кряду. Однажды во время путешествия в нижегородских пределах странница прикорнула близ деревянной церкви в селе Дивееве, отстоящем на двенадцать верст от Саровской пустыни. Явившись ей вновь, Богоматерь сказала: «Вот то самое место — это четвертый жребий Мой во вселенной», - и заповедала выстроить здесь храм в честь Ее Казанской чудотворной иконы. Впоследствии тут возник православный Троицкий монастырь.
Именно про него преподобный Серафим предрек, что там будет поставлена Казанская церковь «на диво. Подойдет антихрист-то, а она вся на воздух и поднимется, и не сможет взять ее... Канавка станет огненною стеною до неба!»
Таким вот обходным, но, быть может, наиболее верным путем выясняя суть причудливых историй «Звезды», принялся я ее изучать, перемежая усвоение глав поездками по батюшкам.
Начальная глава (в отличие от прочих, посвященная просто всяким чудотворениям)
ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ
ГЛАВА 1.
ЧУДО 1.
Один проповедник поучал множество народа молиться ко Пресвятой Владычице словами ангельского приветствия, говоря, что всякому человеку весьма полезно произносить «Радуйся, Дева обрадованная!». Тогда из толпы вышел некто, наполненный духом ереси, и начал своими собачьими устами изрекать на учителя хулу, в особенности же понося чудеса Пречистой. И тут это еретическое отродье настигла Божия кара: в него вошло такое множество диаволов, что можно было подумать, будто весь ад со своими бесами там поселился. Окаянный принялся скрежетать зубами и источать изо рта пену, раздирая ногтями тело, а лицо и очи его исказили неизреченные судороги.
Люди взмолились ко проповеднику, чтобы он помог ему своим предстательством перед Господом. Тогда тот спросил нечистую силу, одержавшую нечестивца: как она вошла в него и из-за чего? Бесы же отвечали: «Того ради, что сей дерзнул покуситься на честь Пресвятой Девы. Целый месяц хулил он Богородицу и посвященную Ей песнь радования». После многих молитв возложил учитель на шею бесноватого четки-лестовку, связал его и заклял бесов именем Божиим: да возвестят, кто из христианского рода чаще всех идет на вечное мучение в преисподнюю. Тяжко было нечистой силе вопрошание это, почему из носа одержимого брызнула кровь, и вышло ее столько, что наполнилась вся палата, а из уст потекла пена. Однако после долгого принуждения начал он говорить следующее:
«Возвещаем тебе, что более всего идет во ад вельмож и судей, простых же подначальных не так много. Имеем также изрядие купцов и взимающих налоги мытарей, которых неправедное стяжание, ложь и радости мира сего низводят и погружают к нам в пекло». Будучи еще понуждаемы отвечать, говорили, что и духовного чина немало обретается во аде, кои имели житие на земле не по духу и не по закону Божию, находились в непослушании своим начальникам-архиереям, гордились и об учении не радели.
После того вопросил их учитель опять, кого из святых они сильнее всего опасаются и которых более всего людям почитать должно? Тогда бесы, страшно убоявшись, начали скрипеть зубами и весьма устрашили стоявших рядом людей, так что некоторые лишились рассудка. Проповедник же отводил от них страх, утверждая в вере, да не убоятся прелести и страхования бесовского. И повелел бесам успокоиться, глаголя им: «Ежели не дадите о сем ответа, буду непрестанно мучить вас силою Бога нашего, покуда не подчинитесь повелениям и не исповедаете всего». Тут бесы пообещали ответить ему тайно, чтобы самим им не причинилось зла. Проповедник же усилил свою молитву ко Пресвятой Богородице, павши наземь: да устрашит бесов и повелит им вещать, - что привело нечистую силу в превеликий ужас. О, дело преславное, про которое дивно рассказывать, а зреть его было страшно - в тот час вышло из уст человека сего великое пламя, а бесы со страхом и трепетом запросили, чтобы повелел он им изыти вон. Но суетно было прошение их, ибо паки стал молиться учитель к Богородительнице: да не презрит честь и хвалу ангельского приветствия, но велит нечистым ответить - какова суть величия Ее молитвы.
Не успел он окончить, как внезапно сошли ангельские лики, посреди которых стояла Пресвятая Богородица, имеющая в руках златой жезл. Она ударила им хулителя, ставшего пристанищем бесовским, и приказала исполнить просьбу учителя. Они же начали стенать великим гласом, плачуще и рекуще: «О, противление наше и потопление, Ты и победа над нами, и разорение нам! Зачем спустилась с небес до времени мучить? Зачем разоряешь адову крепость и за грешных молишься? Знаем хорошо, что Ты крепкая Помощница и Неложный Путь верным на небо. Теперь же мы принуждены Твоею силою возвестить всем и показать явно, чем Ты нас поражаешь и тысячи язв бесам и самим князям тьмы сотворяешь. Слушайте об этом, христиане: сия молитва богородичная сильна в правде и помощница верным, она делает там, чтобы ни единый из них не попал во адовы врата, она есть солнце пресветлое лучи испускающее, темноту неправд наших разоряющее и хитроумышления растлевающее. Всякий, кто службу с молением сим к Ней приносит, не погибнет вовеки, потому что честью своей оно всех превосходит, о чем возвещаем мы вам достоверно. Многие, кто окончательно подлежал вечному осуждению и должен был быть отдан нам за свои злые деяния, когда просили Ее о заступлении при конце живота своего, освобождались из наших рук с Ее помощью. Да что долго глаголать: не Она ли хитрость нашу разорила и злокозненность истощила! Мы бы давно погубили всю Церковь вконец, - говорим теперь не по своей воле, - но ни один, провозглашающий ангельское приветствие, не будет осужден вовеки. Ибо Она верным рабам Своим милость ниспосылает, и на покаяние их обращает, и прощения у Господа Своею Богоматернею помощию сподобляет».
Учитель, услыхав эти слова, призвал людей всенародно читать «Богородицу» - и чудо великое! С каждым приветствием выходило из человека по одному бесу в виде пылающего угля. Наконец богопротивник и весь освободился от дьявольского одержания. Увидев сие, многие сомневающиеся и еретики обратились в истинную Христову веру, возглашая Пресвятой Деве молитву «Радуйся!».
ЧУДО 2.
Один епископ, превознесясь гордынею, молитву «Богородице Дево» почитал за нечто; назвал он неполезною басней и то предание, что Богородица получила благую весть в то время, когда занималась пряжей. И вот на следующую же ночь увидал сон, что вместе со множеством народа тонет в пучине вод. А другой владыка - его учитель, которому он и дерзнул изречь хульный глагол сей на ангельское приветствие, - созидает мост со ста пятьюдесятью пресветлыми вратами и, подымая людей, впускает через них к весьма прекрасному и пространному винограднику, в котором на высоком престоле сидит Царица и Владычица, воздавая каждому по его делам. Увидав это, епископ также дерзнул было приступить к Ней - но Она, напоминая его неразумие и хулу, с гневом посмотрела на него и велела не делать этого.
Очнувшись, он воздал великую честь Богоматери и прославил ангельское приветствие. Затем вновь уснул и увидал себя погибающим в некоем глубоком и непроходимом месте. Над ним возвышалась гора, откуда Пресвятая Матерь и его учитель спустили златую цепь, содержавшую от краю до края 150 звеньев. Взявшись за нее, они оба поднялись из пропасти, хваля и славя святую Богородительницу.
ЧУДО 3.
В старом Риме жила некая жена по имени Матрона, которая проводила дни в благих делах, постоянно плача о своих грехах и каясь в них. Однажды она была на исповеди у своего духовника и просила об отпущении прегрешений. Он же возложил на нее эпитимью, повелев один год каждый день читать по сто пятьдесят «Богородиц». Услышав сие, она опечалилась и сказала: «Возлюбленный отче! Я, недостойная, уже столько времени воссылаю с плачем молитвы свои ко Господу, много постясь и изнуряя тело, ношу железные вериги, остротой коих истончила свою плоть; кроме того, имею власяницу, поверх коей надеты толстые льняные одежды, ежедневно посещаю церковь - и посему эту, заповеданную тобою молитву, уже исправлять не могу. Уповаю, многогрешная, на милость Божию, ведь наши молитвы Он не презирает».
Духовник же весьма удивился, что она, сподобившись нести столь великие труды, оставила в небрежении единственно Богородичную молитву, подозревая, что на это подбил ее враг рода человеческого, и изрек исполненные Духа Святого слова: «О чадо, если бы только, приняв во уста сию прекрасную молитву, ею одной напоила ты свое сердце, то единый день исправления ее был бы ценнее тысячи чтения прочих. Разве если не хочешь восприять неизреченную славу - тогда действительно надлежит о молитве сей не радеть. Но коли будешь читать ее, невидимо сподобишься отпущения грехов. Весьма удивляюсь, что ты не повинуешься благому совету».
Она возражала: «Совет твой добр, и ничего против него не имею, но я уже и так исполняю все должное. Однако мне трудно нести еще эту тобой налагаемую ношу. Теми своими послушаниями я и спасусь вскоре на путях Господних».
Духовник, с плачем молясь Богородице о ее жестоковыйности, сказал: «Ступай, дочь, с этой поры ты не имеешь отпущения грехов». Она, горько сетуя, ушла в слезах, и в этом раскаянии имела видение ада, который искал ее поглотить; а потом представлена она была перед Судиею всех Иисусом Христом и за свое ослушание приговорена к отданию на муки бесам. Когда же стала Матрона с воплем молиться о заступлении Богородице, явилась пред нею Пречистая, взяла за правую руку и избавила от казни.
Затем Она показала ей величие сей молитвы: Матрона увидала своего духовника, исповедующего людей и научающего их читать «Радуйся!». А Богоматерь сказала ей: «Зри, насколько малое сие приношение приятнее всех тех трудов, какие ты в жизни исполнила». Изрекши это, Она предъявила ей все ее поступки и добродетели, положив их на одну чашу весов, а на другую поместила краткую ту молитву — и та все перевесила.
Царица же Небесная сказала: «Виждь, дочерь, величие ее против всех твоих тщаний: как драгоценнее толика золота целой каменной горы, так честнее оная всех прочих благодеяний». Она же восплакалась: «Увы мне, грешной, что потеряла я столько времени на околичности, нерадя о главном!»
Тогда Богородительница представила ей величие и почести людей, которые служили Ей возношением ангельского приветствия. Это было прекрасное и непостижимое человеческому уму множество обителей, посреди коих высилась великолепная палата, необыкновенно изукрашенная и исполненная таких доброт, какие смертный понять не в силах. В ней огромный собор людей воспевал благодарственную песнь Богородице, восклицая Ей со умилением «Радуйся!». И сказала на прощание Божия Матерь: «Смотри, о жена, какого воздаяния удостоились те, про кого имела ты дурной помысел!». Она же, узрев все это, вздохнула с болью и ответила: «Увы мне, грешной...».
Пришед от этого возгласа в разум, Матрона побежала к духовнику, пала в ноги и просила прощения. С тех пор она имела великую любовь к Богородице во все дни жизни своей, которые провела в Богородичной молитве и посте.
ЧУДО 4.
О двух иноках, которые уничижали ангельское приветствие, говоря, что ничего оно из себя не представляет. И того ради один умер злой смертью, а другой, будучи при смерти, покаялся и сподобился милости. (От этого чуда остался один только заголовок, причем не только в моей рукописи, но и в тех, по которым ее удалось проверить. Впрочем, ежели вдуматься, тут в четырех строках изложены кратко и внятно две судьбы: одна смерть и одно воскресение – Примеч. П. Паламарчука).
ЧУДО 5.
Некий инок в насмешку устроил себе четки-лествицу с тринадцатью звеньями-степенями, по которым нужно было прочитать полторы сотни «Богородиц». Когда же спросили его - чего ради он это сделал, он ответил, что хочет установить новый обычай. Говорил он так, желая унизить эту молитву; но вскоре же получил вразумление. Наказание было таково: он сошел с ума, причем жилы головы разорвались, и вся она оплыла кровью; близкие уже отчаялись в его судьбе.
Увидавши себя в последней беде, он обратился на покаяние и исповедался в согрешениях. И, о милосердии Пресвятой Девы, не воспомянувшей его греха, но вскоре пришедшей, исцелившей его жилы и прекратившей течение кровей! С того времени беспрестанно славил он и хвалил Богородицу словами ангельского приветствия.
ЧУДО 6.
Некая жена питала великую веру ко Пресвятой, единственно имея небрежение к молитве «Богородице Дево, радуйся» и других от этой ангельской песни отваживая. Однажды, будучи во исступлении ума, она сподобилась видения. Ей предстало множество мужей и жен, приносящих Владычице эту молитву, и на каждой «радости» из уст их исходила пресветлая звезда. Потом она узрела прекрасно устроенную книгу, в которой были начертаны златыми письменами имена всех, кто служил Богородице. Затем Та сама явилась ей и сказала: «Зачем изучаешь сие собрание записей, куда занесены возлюбленные Мои? Твое имя здесь выпущено, ибо ты сама небрегла ангельским гласом и прочих от него отучала. А посему осуждена на вечные муки; однако ради прочих твоих добрых дел избавлю тебя от них и накажу чем-то меньшим». Сказавши сие, Она сделалась невидима.
После того сия жена впала в болезнь и обратилась на покаяние; сподобившись впоследствии милости, она выздоровела. Всю оставшуюся жизнь она денно и нощно благодарила Бога и Его Матерь, в молитвах окончив наконец свои дни.
ЧУДО 7.
Некоторые люди рассказывали об одном диаконе, который в своих проповедях непрестанно уничижал перед паствою молитву «Богородице Дево». Ему много раз говорили, чтобы он прекратил эти хулы, но он проявлял в них еще большее свирепство. И вот, когда случилось ему однажды сидеть в своей диаконии с другом - внезапно поднялась великая буря с громом и молнией, убила приятеля и подожгла дом, а на нем самом опалила одежды. Уразумев, что это из-за его греха погиб человек и загорелось строение, но до его собственной смерти дело все же не дошло, он наконец одумался. Покаявшись, грешний диакон пришел в разум истины и стал всячески почитать Божию Матерь молитвою «Радуйся!».
ЧУДО 8.
В некоторой стране один человек избран был во епископы. А он всегда заповедовал своим священникам не учить народ Богородичной молитве. Многие из-за этого весьма печалились и наконец обратились со своими сетованиями к самой Владычице, дабы Она укротила его гнусный обычай. Спустя немного дней сей архиерей злою смертью испроверг душу из тела.
ГЛАВА 2.
«КАК РАДИ СВЯТОЙ МОЛИТВЫ ГОСПОДЬ БОГ НЕРОДЯЩИМ ЛОНО РАСКРЫВАЕТ И ЧАДОРОДИЕ ДАРУЕТ И ОТ СМЕРТИ НОВОРОЖДЕННЫХ ИЗБАВЛЯЕТ»
ЧУДО 1.
В одной стране царица никак не могла зачать ребенка и, много печалясь об этом, молила всемилостивого Бога о даровании чадородия. Она имела совет со своим духовником о том, какой дар принести Господу, чтобы Он дал плод чреву ее, и тот сказал ей: принеси правую веру и надежду ко Пресвятой, читая молитву «Богородице Дево». Она с радостью стала повторять ангельское приветствие, уча тому же и близких. Тогда сама Богоматерь разверзла прежде неплодные ее ложесна, и она родила сына, о котором говорили, что не было другого такого почитателя добродетелей ни в том царстве, ни в иных. А, как рассказывают, случилось все это во Французской земле.
ЧУДО 2.
Некая жена по имени Гликерия благоденствовала в Испанском государстве; но затем ее захватили в плен неверные и с большими тяготами отвели в свою страну - а она была в то время на сносях. Когда же пришло ей время родить, Гликерия весьма печалилась о том, где произвести на свет свое чадо. Одолеваемая муками, вошла она в коровий хлев и, упавши в навоз, разродилась с плачем, крича только «Богородице Дево радуйся!». О, милосердная наша Царица и Госпожа, не оставляющая никого из боящихся и служащих Ей! И тут пришла Она самолично, не гнушаясь сим местом и обстановкою, подала рабе Своей помощь, приняв на пречистые и пресветлые руки родившееся от нее чадо и очистила его. Спаситель же наш Иисус Сын Божий Сам крестил отрока.
Когда миновало несколько дней, явился ангел Господень и призвал Гликерию по обычаю совершить обряд очищения, введя в некую незнакомую церковь. Провожали ее туда с честью святые мученицы Матрона с Анной и Мария Магдалина. Пришедши во храм, она вновь увидела стоящую Богородицу и Иисуса Христа, правящего обедню, у Которого причастилась Святых Тайн Тела и Крови Самого верховного Первосвященника. И в тот же час вновь очутилась в доме своем, откуда уведена была в плен.
ЧУДО 3.
В лето 1574-е некая жена, будучи беременной, тяжко страдала из-за того, что утроба ее вспухла до чрезвычайности, и лицо сделалось уродливым, но все же никак не могла разродиться. Не имея ни от кого помощи, она решила повергнуть всю свою скорбь к стопам Богоматери, Заступницы рода христианского, и попросила испить Богородичной воды. Когда принесли ей сию воду, она выпила ее, и тотчас истекло из нее множество крови - вслед за чем она родила двух сыновей, одного живого, а другого мертвого; сама же осталась жива с помощью Пресвятой Богоматери.
ЧУДО 4.
В Испанской земле близ места, называемого Аринез, жила некая молодая жена. Она была непраздна и имела великую веру ко Пресвятой Богородице. Как пришло время рожать, была она одержима великою скорбью. Находясь уже при смерти, попросила жена церковную свечу от иконы Царицы Небесной; когда принесли ее, зажгла в своей руке и послала отнести на подсвечник к пречудному образу Богородительницы. Дивны дела Господни! Свеча эта беспрестанно горела полтора дня и не уменьшалась, покуда жена сия не родила и не узрела плод чрева своего, избавилась от угрозы смертной и удостоилась выздоровления по чудотворному милосердию Пресвятой Девы.
ЧУДО 5.
В год 1558-й одна беременная жена из знатного рода, будучи при смерти, послала слуг за духовником, чтобы он пришел поскорее и преподал ей помощь в беде. Он же, прибежав, увидал ее на пороге кончины из-за трудных родов, возложил свои четки-лестовку, по которым читал молитвы ко Пресвятой Богородице, и начал молиться Ей, да подаст жене этой вспоможение. И вскоре она получила облегчение, родив при всех ближних, которые уже отчаялись о ее спасении, сына. Повив его, она воздала хвалу Богу и Пресвятой Его Матери, с радостью и веселием повторяя ангельское приветствие - «Богородицу».
ЧУДО 6.
Некая жена, которая постоянно рожала мертвых детей, будучи вновь беременной, впала в великую скорбь, думая, что и этот ее плод выйдет на свет Божий неживым, принеся смерть не только себе, но и своей матери. Муж же ее, видя сию неутешную беду, побежал в соседний монастырь с просьбой сотворить молитву о супруге своей и их чаде, дабы хотя бы один из них остался жив. По прошению его начали песнословить «Богородицу», вознося моление к Самому Богу и Его Матери; а по окончании молитвы муж, вернувшись домой, увидал и чадо, и жену живыми. Узрев сие с удивлением, он восхвалил Христа и Царицу Небесную, говоря, что Они никогда не отвращают лица от прибегающих к Ним с верою и любовью.
ГЛАВА 3.
«КАК РАДИ БОГОРОДИЧНОЙ МОЛИТВЫ ГОСПОДЬ ВОСКРЕШАЕТ МЕРТВЫХ И ВНОВЬ ВОЗВРАЩАЕТ В ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ»
ЧУДО 1.
Некая девица по имени Варвара плыла однажды по реке; от внезапно поднявшихся волн ладья ее раскачалась, а сама она оказалась в воде на глубоком месте и потонула. Стали искать тело, наконец нашли и, вынувши из пучины, понесли в дом, который стоял близко на берегу.
Когда ее принесли, то изо рта вытекло множество жидкости, а ближние уже и не надеялись увидеть Варвару живою. Последнюю надежду они положили на Бога и Его Матерь, вознеся общую Им молитву. И вот неожиданно умершая начала вновь двигаться; восставши как бы от сна, она поведала:
«Я, многогрешная, сей только час приведена была на Суд Господень и обречена на мучения. Если б не Пресвятая Дева, погибнуть бы мне во зле - ибо Она одна стала моею заступницей, сказав бесам, в руках у которых я уже была: «Что это хотите вы сотворить сей деве и чего ради, ведь она Мне Самой служанка и содружебница тех сестер, что вечно Мне служат! Покажите, за что вы схватили ту, кому Я заступление, и зачем пугаете ее предстоящими мучениями. Что вам сотворила эта Моя раба? Ежели имеете сказать нечто, достойное вечных пыток - на Себя их приму, а ее не стращайте и более не приступайте».
Вот какую милость оказала прещедрая Защитница и Заступница Богородительница - всего лишь за то, что когда начала я тонуть, в мыслях призвала на помощь Царицу Небесную, непрестанно читая молитву «Помоги мне, о благословенная Госпоже!». И вдруг обрела вспоможение, пучина водная отступила, и я вновь получила надежду на жизнь, в которой опять обретаюсь по милости Приснодевы, с плачем-радостью поклоняясь Ей, и рассказываю вам, как все предстоящие пред Нею молятся. Ныне же давайте и мы принесем ей хвалу с благодарением за превысокое милосердие!».
С той поры многие восприняли слова эти с радостью; чудо же записали в книги и приложили подписи рук свидетелей, утвердив их печатью.
ЧУДО 2.
В лето 1478-е жил-был в одной семье малый ребенок. Он имел добрый обычай, наученный этому матерью, произносить на всякий день за обедом «Богородицу». Однажды случилось его родителям как раз на Богородичный праздник отправиться с сыном в храм по мосту через реку. Нежданно-негаданно его сбросило ветром вниз, и он утонул.
Долго искали тело и в конце концов увидали лежащим на дне, сложив крестообразно на груди руки. С плачем понесли утопленника отец и мать прямо ко Пресвятой, вопия о горе и обещая поднести в церковь за свое чадо дары - пшеницу и милостыню - ежели Она воскресит их порождение.
Не успели они еще окончить молитвы и договорить обеты, как детище уже воспряло, поднятое из смертного сна силою Пресвятой Владычицы. Воздав Ей за чудо достойную честь, они исполнили все свои клятвенные обещания, благодаря всесильную Царицу и везде прославляя Ее чудотворения.
ЧУДО 3.
В Чешской земле была одна отроковица, имевшая великую веру ко Пресвятой и всегда возглашавшая ей архангельскую молитву. И случилось так, что, играючи однажды со сверстницами близ реки, она свалилась в нее и утонула.
Обретши утопленницу, мать, ради честной ее жизни, возвела очи на небеса и жалостно возопила в голос, взывая к Богородительнице: «О пресладкая Царица, к Тебе прибегаю и глаголю: Ты ведь знаешь, как являть людям милость, если они постоянно почитают и славят пречистое Твое имя! Ты ведаешь, что дочерь моя крепкое имела на Тебя упование и по все дни возглашала молитвы. Зачем же, о Госпожа, попустила Ты умереть ей без покаяния? Призываю ныне Твое милосердие, чтобы утолить плач боли моей и вернуть мне вновь мое чадо!».
С этими и им подобными словами стала она в печали усердно приступать ко Богородице; и положила завет, что коли будет возвращена дочерь ее к жизни, ежедневно также приносить Царице Небесной песнь архангельскую. Еще не была до конца произнесена эта клятва, как посетила их милость Пречистой воскресением девицы. И с радостью вернулись они в дом свой, славя и хваля Пречистую Матерь.
ЧУДО 4.
В Галльской стране некий муж взял себе супругу по имени Матрона, питавшую большое почтение ко Богородице. И родился у них сын, которого отец с матерью нежно любили.
В один несчастливый день, играя с приятелями по-над рекою, скатился он в водный поток и ушел на дно; извлекли его на берег уже мертвого. Тогда родители с плачем взмолились к Божией Матери, воспоминая все Ее чудеса и слезно прося вернуть жизнь своему любимому чаду. Внезапно ребенок воскрес прямо у них на руках... Тогда муж с женою, начав благодарить Пресвятую, уже не переставали делать этого во все дни своего живота.
ЧУДО 5.
Некий муж боярского звания имел обычай каждую ночь воспевать Царице Небесной акафист. Когда супруга его крепко засыпала, он вставал с постели, удалялся в уединенную комнату и там совершал свою молитву. Жена же его однажды услыхала, что муж подымается с одра, и спросила: «Куда ты идешь?». Он ей все правдиво поведал, но она не уразумела толком, подумав с его слов, что он отправляется к какой-то Деве, превосходящей ее саму красотою и весьма цветущей благообразием лика, к тому же украшенной множеством добродетелей. Представилось ей тогда, что муж подвигся на грех и еженощно уходит творить прелюбодейство.
Опечалясь о том свыше меры, одержимая горем женщина в тоске перерезала себе горло ножом. Когда же муж вернулся от обычной молитвы и увидал покончившую с собою супругу, то крепко загоревал. Закрывши комнату, где осталось тело, он возвратился в свою тайную келью и, призвав на помощь всю свою веру, обратился ко Богоматери: «О пресладкая Госпожа, праведное Утешение всех опечаленных, уповающих же Жизнь и Воскресение! Приклони, о Пречистая, уши к мольбе недостойного раба. Яви, неизреченная Милость Мира, милосердие в напасти и не презри среди беды раба Своего. Пожалей, да не по вине моей вечно будет мучиться за грех предания себя смерти жена моя! Воззри на нас и не сотвори поношения, ибо по моей вине покончила с собою супруга. Ведь это о Тебе, преблаженная Мати, сказал я, что иду ко прекраснейшей на свете Жене...».
Когда он взмолился с такими речами, благословенная Дева воскресила покойницу; а чтобы сила Ее явлена была всему миру, оставила на гортани ее знак - красный рубец. Восстав, пошла боярская жена к мужу и возвестила о чуде, но обнаружила затворенную дверь и закричала во весь голос. Отозвавшись на ее крик, молодая служанка спросила: о чем беспокоится госпожа? Она отвечала: «Пойди и скажи мужу, что я стою здесь у порога и жду, пока он впустит меня внутрь, чтобы помолиться нам вместе». Рабыня тотчас исполнила приказ; муж же, услыхав ее слова, смутился разумом, помышляя: как бы не соблазниться этим и не отступить от святой молитвы. И все же, пошед, отворил двери и увидел невредимую супругу, падающую ему в ноги и просящую прощения.
Она поведала, что бесы уже тащили ее грешную душу к месту непрестанных мучений, но Пресвятая изъяла ее из их рук и вернула к жизни. С того дня они уже приносили молитвы Божией Матери вместе, прожили еще много лет и отошли ко Господу оправданными перед Ним.
ЧУДО 6.
В лето 1541-е приехал один учитель-христианин в Индию. К нему многажды приходил слушать проповеди некий индианин, которому потом случилось впасть в лютую скорбь. Находясь при смерти, он послал за проповедником, чтобы тот явился принять его исповедь.
Посланный не застал учителя дома; поискавши немалое время, он наконец его встретил, однако тот не мог уже быстро прийти к умирающему. А тем временем индианин успел скончаться.
Когда же христианин добрался до него и узнал, что он уже шесть часов как мертв, то весьма опечалился о том, что человек отошел в мир иной без покаяния. Войдя в комнату, где лежал покойник, он пал на колени с молитвою ко всемилостивому Богу о том, чтобы Господь послал ему самому отмщение за то, что оставил он обращенного без разрешения от грехов - или воскресил для исповеди. Молил он и Пресвятую Деву, чтобы заступилась за новопреставленного, призывая на помощь ангельское приветствие.
Когда окончено было прошение, мертвый стал двигаться; стоявшие вокруг одра, одержимые ужасом, тотчас разбежались. Покойник же восстал и начал рассказывать, что во время болезни решил попросить отпущения прегрешений, но не сподобился его получить из-за задержки с приходом проповедника. Когда же душа уже разлучилась с телом, подхватили ее бесы с ярыми лицами, гнусные и страшные, будто звери, и повлекли темным непроходимым путем.
Тут приступил к ним светлый ангел, повелевая отпустить свою ношу. Но они возражали, ибо не раскаявшийся в великих грехах по праву должен принадлежать именно им. Ангел же ответствовал: «На сие есть воля Господня! Суждено этой душе паки возвратиться в тело свое покаяния ради». Произнеся эти слова, он разогнал нечистых силою своего света и громогласно воскликнул: «Я послан к сему человеку от Бога воскресить его, дабы, получив отпущение, вновь уснул он сном смерти в ожидании общего восстания всех из мертвых».
Услыхав этот рассказ, учитель с радостью принял исповедание, разрешив грехи в веке настоящем и будущем; а затем очищенный покаянием ученик, павши наземь, вновь сделался мертв. Об этом чуде, славя и благодаря Пресвятую Деву за верное заступление, он рассказал затем по всему миру.
ЧУДО 7.
Один человек, украшенный благими делами, имел великое упование на Богородительницу и постоянно возглашал ей глагол архангельский «Радуйся!»; в то же время был одержим бесовскою страстью воровства. Завел он следующий обычай: когда пахал землю, то постоянно прирезал себе часть чужого надела.
Случилось ему по прошествии некоторого времени впасть в злой недуг и помереть. Тогда приняли его душу дьяволы и понесли прямо во ад. Им навстречу попалось множество ангелов, не дозволявших предать ее вечным мучениям, утверждая, что она много добра совершила в земной жизни. Имели они между собою великое прение; и наконец решили идти судиться перед самим Господом.
Ему нечистые духи представили множество свидетельств того, что человек наделал тьму прегрешений, которые называли весьма тяжкими; помимо того, утверждали они; душа покинула мир без покаяния. Ангелы же предъявили список добрых деяний и веру, оказанную ко Пресвятой Богородице, Коей она воздавала непрестанное благодарение и любовь. Услышав последний довод, бесы не смогли более противиться и все разбежались, оставивши ангелов наедине со Христом.
Тогда Высший Судия произнес приговор, повелевающий душе вновь войти в тело, дабы получить отпущение. Умерший воскрес, раздал все имение и возвратил землю соседям. Проведя оставшиеся дни на земле в покаянии и молитвах к Царице Небесной, он отошел во второй раз в вечность с миром.
ЧУДО 8.
Некий отрок был скован жестокой болезнью: все его тело отекло и от великой боли члены сокрушились - одни скорчились, другие вытянулись, бока искривились, и очи выворотились наружу. Прострадавши так долгое время и доставив родителям своим немалую скорбь, он в конце концов преставился.
Отец и мать, пав на колени у одра, где лежало тело, восплакались ко Господу и Его Матери о помощи, обещая непрестанно возносить Ей молитву ангельского приветствия. И тут внезапно сотворилось сущее чудо, на которое нельзя было и надеяться: заступлением Богородительницы уготованный гробу трехдневный покойник отверз свои очи, воззрел на мать и, вздохнувши из глубины души, возблагодарил за ее моление, обнял и попросил есть. Накормив сына, родители отправились с ним тотчас в церковь, ублажая Преблагословенную и всем возвещая о явленном Ею исцелении.
ЧУДО 9.
Историк по имени Михаил повествует, что один человек, пораженный болезнью, приложил множество сил, чтобы выздороветь. Он приводил в свой дом разных целителей, но ни одно их врачевание не имело успеха; и от хворости той он наконец преставился.
Жена же его и дети, осиротев, ни от кого из людей не могли ожидать помощи, а потому прибегли ко Пресвятой Богородице, последней надежде всех погибающих. Павши перед Ее образом там, где имел обыкновение молиться покойный, с плачем возопили они о своей беде и оставленности, клянясь во все дни впредь возглашать ангельское радование. И не успели еще окончить сего моления, как муж восстал из мертвых...
После того он прожил еще много лет, все их проводя во благих делах и непрестанно читая «Богородицу».
источник
|