205 лет назад родился Иван Фёдорович Александровский – художник, фотограф, педагог в гимназии, изобретатель стереоскопического фотоаппарата, изобретатель устройства для подъёма затонувших судов (мягких понтонов).
Наибольшую известность он приобрёл как создатель первой в России подводной лодки с механическим двигателем проф. С.И. Барановского, работающем на энергии сжатого воздуха. Лодка была построена в 1866 г. на Балтийском заводе в Петербурге, имела на вооружении две мины.
Она успешно прошла ходовые испытания и в 1868 г. с экипажем из 23 человек в течение 17 часов находилась под водой на глубине около 10 м. В 1866 году о ней восторженно отозвался знаменитый кораблестроитель адмирал А.А. Попов, положительное заключение выдал и Морской учёный комитет, а император Александр II, посетивший с большой свитой корабль, сказал: «Чрезвычайно умно придумано».
Подводная лодка И.Ф. Александровсого была не только первой в России, но и первым в мире подводным кораблём большого водоизмещения, а её смелые конструктивные решения впоследствии нашли широкое применение в мировом подводном кораблестроении – кормовые горизонтальные рули, продувка балласта сжатым воздухом, уравнительные цистерны, боевая рубка над прочным корпусом и др.
К сожалению, надолго было забыто его главное изобретение – самодвижущаяся подводная мина, по-современному – торпеда. Судьба этого изобретения и самого изобретателя были поистине драматическими. Законченный проект торпеды (работающей на сжатом воздухе) с горизонтальными рулями и с автоматическим управлением в 1865 году был представлен в Морское министерство, но управляющий министерством «г-н Краббе нашёл его преждевременным».
Нельзя исключить, что произошла «утечка информации», ибо через год подобная торпеда была запатентована англичанином Уайтхедом, которая для Морского министерства оказалась «своевременной» – за лицензию на производство английских торпед Россия заплатила огромные деньги. (Буржуазные реформы Александра II имели и оборотную сторону – резкий всплеск коррупции и казнокрадства в высших эшелонах власти.) Александровскому же, спустя время, было позволено строить торпеду «на собственные средства с последующим возмещением». Несмотря на все препятствия, Иван Фёдорович добился большого успеха – его торпеда ни в чём не уступала английской, а по скорости превосходила её. Но этот успех ситуации не изменил – производство торпед Уайтхеда уже было налажено.
Документы подтверждают бесспорный русский приоритет в создании торпед. Установлено также, что упомянутый управляющий морским министерством, а также заведующий минной частью на флоте, по настоянию которых была куплена торпеда Уайтхеда, умышленно не давали хода замечательному изобретению И.Ф. Александровского и сделали всё, чтобы правда о первой его торпеде была предана полному забвению. Сам же изобретатель умер в бедности, истратив все средства на свои изобретения.
Валерий Габрусенко |