Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4422]
Русская Мысль [469]
Духовность и Культура [743]
Архив [1620]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
Elena17

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Подвижник науки. Ко дню памяти моего деда – выдающегося русского инженера Ивана Ивановича Сидорина

    Подвижники науки всегда были в самом эпицентре бурлящего времени. Они работали в труднейших условиях, доказывая, что все трудности преодолимы. Герой моей книги «Крылатый металл. Русский прорыв», (М., ВИАМ, 2017, 2020) – один из них. Портрет своего деда - русского инженера Ивана Ивановича Сидорина я попыталась представить на фоне сложной, противоречивой и вместе с тем великой эпохи.

    Члены Воздухоплавательного кружка, основанного Николаем Егоровичем Жуковским в Императорском Московском техническом училище, посвятили всю свою жизнь авиации и машиностроению. Они знали, что время не ждет, и работали на пределе человеческих возможностей.

    Судьбоносный, трагический, переломный 1918 год ознаменовался созданием Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

    В 1921 году, после смерти от тифа «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского, встал вопрос о дальнейшем развитии научно-исследовательского авиационного центра и о создании в нем новых отделов. Ученый-металлург, металловед Иван Сидорин, приступив к организации в ЦАГИ отдела испытания авиационных материалов, предложил своему другу авиаконструктору Андрею Туполеву попробовать построить аэроплан из металла. Это был вызов огромным самолетам из дерева конструкции Игоря Сикорского «Русскому Витязю», «Илье Муромцу», которые в начале века потрясли весь мир, а также множеству более мелких деревянных самолетов зарубежных стран.

    Через пару лет Страна Советов поднялась в небо на отечественном «крылатом металле» кольчугалюминии, нарушив немецкую монополию на металлическое самолетостроение.

    Промежуточные этапы включали закрытие, по предложению металловеда, члена НТК УВВС РККА Сидорина, немецкой концессии «Юнкерс», которая не выполняла свои обещания по созданию металлического самолетостроения в Советском Союзе, ограничиваясь ввозом полуфабрикатов для последующей сборки самолетов советскими рабочими. Предлагая отказаться от такой иностранной помощи, молодой инженер Иван Сидорин с одобрения Кремля запустил программу импортозамещения. Ему удалось создать новый сплав алюминия во Владимирской области на стареньком меднообрабатывающем заводе, а затем провести испытание этого металла при создании аэросаней и глиссера конструкции А.Н.Туполева.

    Наконец, 21 октября 1923 года в воздух взлетел с Кадетского плаца в Лефортове первый самолет Ант-1 с деталями из кольчугалюминия. Через несколько месяцев 26 мая 1924 мая в небо России поднялся цельнометаллический АНТ-2. В 1926 году на АНТ-3, обшитом гофрированным кольчугалюминием «Волна ЦАГИ», советские летчики за три дня облетели столицы Европы. Более того, Международный суд в Гааге, отклонив иск немецкой фирмы «Юнкерс» о похищении у нее патента, признал русский гофрированный кольчугалюминий оригинальным материалом.

    В дальнейшем требовалось наладить уже серийные выпуски все новых и новых самолетов.

    Параллельно развивался учебный процесс. В 1929 году в Московском высшем техническом училище  Сидориным была создана первая в мире кафедра «Металловедения», а на следующий год выпущен первый в мире учебник по этой специальности.

    В начале 1930-х годов на основе отделов ЦАГИ возникли новые институты: Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), Гидроэнергетический НИИ (ВИГМ), Центральный ветроэнергетический институт (ЦВЭИ). Созданный в 1932 году Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ) в качестве научного руководителя возглавил Иван Иванович Сидорин.

    В 1933 году на 15-летнем юбилее ЦАГИ как зачинатель новой отрасли науки и создатель Всесоюзного института авиационных материалов он был награжден Орденом Красной Звезды и в духе времени – персональным автомобилем.

    Полагая, что советская наука должна работать на опережение, И.И.Сидорин всю жизнь искал пути и способы получения самых лучших результатов на мировом уровне. Так в 1943 году на заводе № 45 («Салют»), где Сидорин работал главным металлургом, был создан самый мощный в мире мотор для бомбардировщика дальнего радиуса действия. Предстояло обобщить новые наработки.

    В послевоенные годы кафедра «Металловедения» в МВТУ имени Н.Э. Баумана под руководством профессора Сидорина, расширив свою деятельность, переросла в кафедру «Материаловедения».

    Из воспоминаний его ученика, профессора Г.Г.Мухина:

    «Вся атмосфера, окружавшая И.И.Сидорина, была благом для сотрудников. Он, как маяк, проявлял качества интеллигента, выросшего и воспитанного на русской культуре. Общение с ним делало всех нас наследниками богатства духовной культуры, которым отличалась техническая интеллигенция России во все времена».

    В начале ХХ века главной задачей материаловедов было создание науки о металлах. Но материаловедение – всеобъемлющая наука, без которой не обойтись ни на Земле, ни под водой, ни в Космосе. И чем выше мы поднимаемся в непредсказуемые космические дали, тем всё более востребованным становится материаловедение. Всё круче затягивается спираль научно-технического прогресса, всё быстрее меняются приоритеты. Появляются всё новые и новые материалы, включая композиты. Мир переживает настоящий бум новых материалов. Материаловедение, по признанию Джорджа Кейрота, главного советника президента США Рейгана, стало главной наукой в США. При решении вопросов о финансировании в США и в Японии приоритет отдают новым материалам.

    Огромное внимание материаловедению уделялось в СССР. Многоразовая космическая система «Энергия – Буран», не имеющая аналогов в мире, не обошлась без «доспехов», созданных во Всесоюзном институте авиационных материалов.

    Преодолев тяжелейший кризис 1990-х годов, ВИАМ вышел на лидирующие позиции по созданию материалов для авиакосмической промышленности.

    Материаловедение стремительно развивается. И в этом сложном ярком необратимом процессе важно не забыть основные вехи пройденного пути.

    Действие документально-художественной повести о русском прорыве в науке и технике охватывает самые сложные периоды в развитии нашей страны. По свидетельству очевидцев, всё решал человеческий фактор.

    Автор выражает особую благодарность Всероссийскому научно-исследовательскому институту авиационных материалов за помощь в работе над этой книгой и лично академику Евгению Николаевичу Каблову, которому принадлежит идея запечатлеть время, впадающее в вечность.

    История России должна быть осмыслена и прежде всего в лицах, с интересными деталями, со свидетельствами очевидцев, с поиском архивных материалов.

    Хотелось бы произнести слова искренней благодарности хранителям музея Николая Егоровича Жуковского при ЦАГИ, музея МГТУ имени Н.Э. Баумана, где находятся бесценные реликвии, а также сотрудникам кафедры «Материаловедения». МГТУ имени Н.Э.Баумана не только дает высшее техническое образование, но и воспитывает в студентах любовь к Отечеству и к подвижникам науки.

    Отрадно отметить, что в Университете существует православная община Святой равноапостольной Марии Магдалины, которая ставит своей целью возрождение домового храма Университета, как об этом мечтали многие подвижники науки, ратуя за целостное миропонимание, присущее христианской культуре.

    Остается добавить, что книга «Крылатый металл. Русский прорыв», оказалась востребованной. На благотворительной основе ВИАМ рассылает ее школам, вузам, библиотекам, музеям и научным центрам.

    Наталья Кирилловна Сидорина, публицист, член Союза писателей России, автор книги «Крылатый металл. Русский прорыв»

    источник

    Категория: История | Добавил: Elena17 (11.03.2022)
    Просмотров: 118 | Теги: наука, даты, сыны отечества, наталья сидорина
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1930

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru