Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4866]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [908]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    История Церкви. ИОСИФЛЯНЕ – ПОСЕВ - 1972

    … Наконец, есть и третий, самый нижний этаж катакомб - Истинно Пра­вославная Церковь. Никакой прямой связи с нею у нас нет. Судить о ее жизни, о методах ее воспитательной деятельности и богослужебной практики мы можем только по тем сведениям, которые становятся известны, когда поли­цейским властям атеистического государства удается раскрыть какой-нибудь очаг Истинно Православной Церкви, но и то, только в тех случаях, когда об этом напишут в крупных советских газетах, попадающих за границу. Ведь известно, что даже областные газеты, не говоря уже о районных и город­ских, за границу не выпускают.

    Изредка сведения об арестованных членах Истинно Православной Церкви попадают и в Самиздат. Так, например, в "Хронике текущих событий" от 15 октября 1972 года, которую мы уже цитировали, мы находим частичный список заключенных Владимирской тюрьмы. Эта тюрьма хуже не только обык­новенных концентрационных лагерей, но даже и лагерей строгого режима. Во Владимирскую тюрьму из лагерей строгого и особого режима заключенных пе­реводят в качестве наказания. И вот, в списке, в котором сообщается не­сколько имен заключенных этой тюрьмы, которые стали известны редакции "Хроники", мы читаем:

    "Бахров. Священник ИПЦ /Истинно Православная Церковь/. Ранее отбывал многолетний срок в мордовских лагерях и Владимирской тюрьме, откуда освободился в 1967 году. Вновь осужден по статье 70 часть 2-я УК РСФСР на 10 лет, из них 6 лет тюрьмы. Содержится на особом режиме с июля 1972 года".

    Изданный в Москве в 1966 году "Словарь атеиста" называет ИПЦ "сек­той", но это типичный обман коммунистической пропаганды, потому что в церковном смысле, конечно, это никакая не секта, а просто часть Русской Церкви, ушедшая в подполье, чтобы не подчиняться богоборческой власти. Борис Владимирович Талантов сам свидетельствовал об этом в своем заявлении на имя Генерального прокурора СССР Руденко. Не следует обращать внимания и на некоторые другие неверные термины, которыми пользуется "Сло­варь атеиста". Все же за дымовой завесой лживых терминов мы можем уловить контуры истины. Вот что мы читаем:

    "Истинно православная церковь /ИПЦ/ - православная монархичес­кая секта, возникшая в 1922-26 годах. Оформилась в 1927 году, когда митрополит Сергий провозгласил принцип лояльного отношения к Советской власти. Монархические элементы, объединявшиеся вокруг ленинград­ского митрополита Иосифа /Петровых/, или иосифляне, в 1928 году создали руководящий центр ИПЦ, объединили все группы и элементы, выступавшие против советского строя. В деревне ИПЦ имела опору среди кулачества... Она направляла в села множество монахов и монахинь, которые бродили по деревням, распространяя антисоветские слухи".

    Из заметки в "Словаре атеиста" мы узнаем, что органы государствен­ного террора выловили 613 священников и монахов ИПЦ. "Словарь атеиста" называет основные "особенности" ИПЦ: 1/ непризнание патриархии законным возглавлением Русской Церкви, 2/ признание иерархии, восходящей к пат­риарху Тихону, З/ сохранение во всей чистоте православных догматов, ка­нонов и обрядности, 4/ ожидание близкого конца света, 5/ преклонение пе­ред убиенными членами царской семьи, как перед мучениками, 6/ создание домашних, катакомбных церквей и монастырей. Далее "Словарь атеиста" пи­шет:

    "По большим религиозным праздникам члены этих сект собираются у так называемых святых источников /озер, родников/, где проводят свою пропаганду разного рода прозорливцы, предсказатели, калики, юродивые, пользующиеся в секте особым почетом. Стремясь оградить членов секты от влияния советской действительности, руководители ее для запугива­ния верующих используют миф об антихристе, который якобы господству­ет в мире с 1917 года. Чтобы не попасть в его сети, христиане должны вести замкнутый, отшельнический образ жизни, проводить все свое сво­бодное время в молитвах, не принимать участия в общественной жизни". Другое советское издание - изданный в 1969 году "Краткий научно- атеистический словарь" - добавляет к этой характеристике некоторые новые элементы. Согласно этому словарю ИПЦ - "монархическая группировка, использующая вероучение и культ правосла­вия для обоснования своей борьбы против Советской власти…  ИПЦ все­гда состояла из малочисленных, слабо связанных одна с другою групп, включающих преимущественно лиц бывшего духовного сословия, особенно монашествующие элементы. Главным в религиозной проповеди ИПЦ являет­ся утверждение, что наступает преддверие конца света и страшного су­да. Советский, образ жизни приверженцы ИПЦ объявляют антихристовым, все достижения Советской власти - изобретением Сатаны... Особое ме­сто отводится в ИПЦ культу Серафима Саровского, символизирующего пре­данность монархизму, и культу архангела Михаила, представление о ко­тором связывается с братом Николая 2-го - Михаилом Романовым. Считая себя прямыми преемниками патриарха Тихона и единственными блюстителя­ми его заветов, сторонники ИПЦ отвергают действующую русскую право­славную церковь, отошедшую, по их утверждениям, от истинного право­славия... В настоящее время из сторонников ИПЦ сохранились лишь от­дельные фанатики, встречающиеся в ряде мест страны".

    Помимо Истинно Православной Церкви оба советских словаря сообщают также и о существовании групп, так называемых Истинно Православных Хри­стиан. Это те же самые члены Истинно Православной Церкви, но уже поте­рявшие своих священников. После смерти или ареста священников они нача­ли создавать общины из 10-15 членов, которые возглавляются "старшими братьями" или "проповедниками". Богослужение их ограничивается пением акафистов. Истинно Православные Христиане это как бы православные бес­поповцы, но беспоповцы, конечно, вынужденные.

    По данным обоих советских словарей группы ИПЦ и ИПХ были выловлены в Оренбургской, Ярославской и Свердловской областях. В других советских изданиях промелькнули сведения об арестах приверженцев ИПЦ и ИПХ также и в Казахстане, Узбекской ССР, в Челябинской, Пермской, Вологодской, Са­ратовской и других областях.

    Доктор исторических наук, довольно видный советский социолог А.  Клибанов в номере атеистического журнала "Наука и религия" за март 1972 го­да сообщает некоторые данные о раскрытых членах Истинно Православных Хри­стиан в Мичуринском районе и др. районах Тамбовской области:

    "Последователи ИПХ в настоящее время сосредоточены в Сосновском, Тамбовском, Мичуринском, Староюрьевском, Моршанском, Рассказовском и Бондарском районах области... их все еще более 400 человек".

    Ясно, что речь может идти только о выявленных властями Истинно Православных Христианах. Ведь тот же Клибанов тут же дальше пишет: "Изуче­ние ИПХ оказалось менее научно-эффективным по сравнению с другими - сре­да истинно православных христиан отличается замкнутостью даже по сравне­нию с наиболее фанатичными кругами других религиозных направлений. Сего­дня численность последователей ИПХ неуклонно сокращается... Изменяется и структура их состава. Так, в Мичуринском районе в начале 1950-х годов одних функционеров ИПХ насчитывалось 83, а в настоящее время общая чис­ленность всех последователей ИПХ - 107 человек. Категория профессиональ­ных проповедников практически исчезла, хотя некоторые рядовые верующие активно проявляют свою религиозность".

    Почему именно "категория проповедников исчезла", об этом Клибанов молчит. Но догадаться об этом не трудно: сначала по деревням рыщут такие "социологи" вроде Клибанова и его помощников, втираются в доверие к лицам, на которых им указывают органы террора, собирают материал, потом этот материал частично публикуют, а частично сдают тем же органам и в конце концов все кончается арестами наиболее активных и ценных людей, в первую очередь молодых. Клибанов признается: "Если еще в 1959 году наши наблюдения позволили отметить больший по сравнению с другими религиоз­ными организациями на Тамбовщине удельный вес среди истинно православ­ных христиан поколения 30-40-летних, то к настоящему времени положение изменилось коренным образом. Проведенное Демьяновым исследование пока­зало, что людей такого возраста всего 17,3 процента, а большинство чле­нов общин - люди старше 50 лет".

    Эту цифру объяснить также легко: если органы террора выявляют активных членов ИПЦ или ИПХ, они их лишают возможности вести работу, аре­стовывают и осуждают на заключение, в то время, как пожилых людей, осо­бенно женщин, они чаще оставляют на воле, даже зная об их принадлежности к незарегистрированной церковной группировке.

    0 том, что упомянутый нами священник Истинно Православной Церкви Бахров, повторно присужденный к длительному заключению, - лишь один при­мер из многих, свидетельствует заключенный писатель Александр Алексан­дрович Петров-Агатов, ныне сам переведенный из лагеря во Владимирскую тюрьму за то, что написанные им в лагере очерки под названием "Арестант­ские встречи" как-то очутились за пределами лагеря, попали в Самиздат, а затем появились и на страницах журнала "Грани". В этих "Арестантских встречах" Петров-Агатов упоминает о молчаливых "тихоновцах", которые в лагерях держатся вместе, в свою среду никого не принимают и даже самого Петрова-Агатова, который пытался с ними сблизиться, сначала приняли за подосланного к ним провокатора.

    В "Хронике текущих событий" промелькнули сообщения о нахождении в женских лагерях Мордовии Надежды Грошевой, которая уже ранее за подполь­ную церковную деятельность была осуждена на 25 лет, а в 1960 году вновь получила 10 лет за создание общины Истинно Православной Церкви в Ташкен­те. Были сведения и о двух ее сподвижницах, тоже осужденных на 10 лет лагерей.

    В середине 60-х годов по выявлению тайных очагов истинно православных христиан работала чекистская провокаторша Алла Трубникова. Одевалась во все черное, надевала крест и примазывалась к женщинам-паломницам. По­сещала молитвы в лесу, или, как упоминалось, у озер и родников. Потом доносила, и людей одного за другим вылавливали. Часть своих доносов пере­рабатывала в очерки и статьи, которые печатались в журналах и за которые Алла Трубникова получала дополнительные высокие гонорары.

    Из ее статьи, которая 21 июля 1964 года была опубликована в "Литературной газете", мы, например, узнаем, что она сама присутствовала на допросе монаха Мины Богатырева, который при разгроме своей воинской ча­сти в начале второй мировой войны ушел в леса, а после войны до самого 1964 года оставался на нелегальном положении. Он создал целую ветвь Ис­тинно Православной Церкви, которую называли странствующими. Проповедни­ки, а может быть и рукоположенные священники, а во всяком случае - по­стриженные монахи Истинно Православных Христиан- Странствующих все нахо­дились на нелегальном положении, жили без документов, или же по подлож­ным бумагам. В подполье к странствующим, судя по доносительскому репор­тажу Аллы Трубниковой, приходила молодежь. Так, бросил металлургический техникум и ушел на нелегальное положение студент из Новосибирска Алек­сандр Васильев. Среди выловленных странствующих оказалась 19-летняя мо­нахиня Ника, - до этого исчезнувшая из седьмого класса школы Мира Низямова, ушедшая в подполье в возрасте тринадцати лет - очевидно не одна, а вместе с единомышленниками.

    Как сообщает Алла Трубникова, в глубоком подземелье под домом № 183 по 18-й линии в городе Алма-Ате был устроен "схрон", тайная часовня, где истинно православные христиане простаивали на молитве по 8, по 12 часов, а под праздники - всю ночь, клали, по издевательскому замечанию Аллы Трубниковой, иногда и по 1 000 земных поклонов за сутки. Алла Трубнико­ва признает, что в этой группе было "десятка два девиц да десяток недо­рослей мужского пола". Александр Васильев, ставший братом Ильей, и мо­нахиня Ника должны были быть направлены в специальную школу, пройдя ко­торую они стали бы вероятно неплохо подготовленными проповедниками Пра­вославия. Но "схрон" на 18-й линии был обнаружен и эта алма-атинская группа арестована. Судя по статье Аллы Трубниковой в "Литературной га­зете", никто из арестованных не выдал, однако, адреса тайной школы, ку­да должны были быть направлены брат Илья и монахиня Ника.

    Одну такую школу органы террора, однако, обнаружили в поселке Тюлькуба с в Казахстане. Настоятельницей была инокиня Градислава, которой бы­ло около 30 лет. Из разных частей Сибири к ней на обучение прибыло 5 де­вушек в возрасте до 20 лет. По словам одной из девушек, обнаруженных в этой школе, по программе занятий это был целый университет. Главный сбор­ник учебных материалов носил название "Универс", рукописный сборник, си­стематически пополняемый новыми материалами богословского и апологети­ческого характера. Как утверждает Г. Аксельрод в "Казахстанской правде" от 8 декабря 1963 года, его основную часть в 1925 году составили скры­вавшиеся в подполье "недобитые белогвардейцы", офицеры армий генерала Де­никина и адмирала Колчака. Известно, что "Универс" существует сейчас и в перепечатанном на машинке виде, но за границу пока он не проник.

    Нелегальные опорные точки странствующих назывались кельями, в кото­рых находило приют по несколько человек, живших на нелегальном положении. Материально их содержали истинно православные христиане, жившие на легаль­ном положении и именовавшиеся "благодетелями". "Кельи" одного района объ­единялись в "пределы", во главе которых стояли "старшие предельные". Стар­шим всех Истинно Православных Христиан-Странствующих был, если верить "Ка­захстанской правде", инок Варлаам Перевышин, а его помощником - Мина Бо­гатырев. Сколько "пределов" чекистам удалось разгромить, из "Казахстан­ской правды" не видно. Там лишь говорится, что "пределы" находились в Средней Азии, в Казахстане, в Саратове, Новосибирске, Бийске, Челябинске и других городах. Известно, что в 1960 году в Новосибирске, а в 1963 го­ду в Алма-Ате созывались "соборы" Истинно Православных Христиан-Странст­вующих.

    Газета "Правда Востока" 6 марта 1969 года сообщила о раскрытии тайной церкви в поселке Белые Воды Чимкентской области, в доме Екатерины Михайловны Похильчук, оказавшейся монахиней.

    Незадолго до этого, 27 ноября 1968 года та же ташкентская газета сообщила об аресте послушницы Пелагеи Терениной, упомянув в связи с этим, что в Ташкенте уже в 1961 году была арестована игуменья Истинно Право­славной Церкви Павла Горбашева с двумя послушницами Козиной и Вельской. В 1963 году было возбуждено дело против другой группы Истинно Православ­ных Христиан. Вероятно, здесь речь идет об уже известной нам группе На­дежды Грошевой.

    Если бы мы имели возможность просматривать не только крупные, центральные и республиканские советские газеты, но также и областные и рай­онные, мы бы знали гораздо больше и об обнаруженных властями группах ИПЦ или ИПХ.

    Совершенно случайно в наших руках находится номер обычно не попадающей за границу газеты "Крымская правда" от 6 июня 1960 года. Из-за дыма клеветы и дезинформации мы все же можем узнать, что на территории Мазанского района Крымской области незадолго до этого была обнаружена целая община Истинно Православной Церкви. Во главе общины стоял священ­ник Истинно Православной Церкви о. Митрофан Коваль, ранее работавший в Черкасской области и распространявший свою деятельность на всю Украину. В 1958 году он организовал переселение части своих тайных прихожан /ве­роятно, разбросанных по разным частям Украины/ в Ялту. Переехало около 30 человек. Однако, в начале 1960 года группа в Ялте во главе с Иваном Бойко была обнаружена и разгромлена органами террора. Затем наступила очередь и тайного очага в селе Мазанке, где во главе общины стоял живший без прописки Семен Чигидин.

    Итак, судя по доходящим до нас советским газетам, мы можем создать себе впечатление о характере Истинно Православной Церкви, о твердости и стойкости наших братьев и сестер. Обнаружив и арестовав какую-нибудь груп­пу, советские органы каждый раз изображают это как крупную, чуть ли не решающую победу. <…>

    Глеб РАР, из «Слова Церкви», орган Германской Епархии, №2, декабрь 1972 г.

    https://pisma08.livejournal.com/542986.html

    Категория: История | Добавил: Elena17 (13.07.2022)
    Просмотров: 330 | Теги: Новомученики и исповедники ХХ века, церковный вопрос
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru