… Наконец, есть и третий, самый нижний этаж катакомб - Истинно Православная Церковь. Никакой прямой связи с нею у нас нет. Судить о ее жизни, о методах ее воспитательной деятельности и богослужебной практики мы можем только по тем сведениям, которые становятся известны, когда полицейским властям атеистического государства удается раскрыть какой-нибудь очаг Истинно Православной Церкви, но и то, только в тех случаях, когда об этом напишут в крупных советских газетах, попадающих за границу. Ведь известно, что даже областные газеты, не говоря уже о районных и городских, за границу не выпускают.
Изредка сведения об арестованных членах Истинно Православной Церкви попадают и в Самиздат. Так, например, в "Хронике текущих событий" от 15 октября 1972 года, которую мы уже цитировали, мы находим частичный список заключенных Владимирской тюрьмы. Эта тюрьма хуже не только обыкновенных концентрационных лагерей, но даже и лагерей строгого режима. Во Владимирскую тюрьму из лагерей строгого и особого режима заключенных переводят в качестве наказания. И вот, в списке, в котором сообщается несколько имен заключенных этой тюрьмы, которые стали известны редакции "Хроники", мы читаем:
"Бахров. Священник ИПЦ /Истинно Православная Церковь/. Ранее отбывал многолетний срок в мордовских лагерях и Владимирской тюрьме, откуда освободился в 1967 году. Вновь осужден по статье 70 часть 2-я УК РСФСР на 10 лет, из них 6 лет тюрьмы. Содержится на особом режиме с июля 1972 года".
Изданный в Москве в 1966 году "Словарь атеиста" называет ИПЦ "сектой", но это типичный обман коммунистической пропаганды, потому что в церковном смысле, конечно, это никакая не секта, а просто часть Русской Церкви, ушедшая в подполье, чтобы не подчиняться богоборческой власти. Борис Владимирович Талантов сам свидетельствовал об этом в своем заявлении на имя Генерального прокурора СССР Руденко. Не следует обращать внимания и на некоторые другие неверные термины, которыми пользуется "Словарь атеиста". Все же за дымовой завесой лживых терминов мы можем уловить контуры истины. Вот что мы читаем:
"Истинно православная церковь /ИПЦ/ - православная монархическая секта, возникшая в 1922-26 годах. Оформилась в 1927 году, когда митрополит Сергий провозгласил принцип лояльного отношения к Советской власти. Монархические элементы, объединявшиеся вокруг ленинградского митрополита Иосифа /Петровых/, или иосифляне, в 1928 году создали руководящий центр ИПЦ, объединили все группы и элементы, выступавшие против советского строя. В деревне ИПЦ имела опору среди кулачества... Она направляла в села множество монахов и монахинь, которые бродили по деревням, распространяя антисоветские слухи".
Из заметки в "Словаре атеиста" мы узнаем, что органы государственного террора выловили 613 священников и монахов ИПЦ. "Словарь атеиста" называет основные "особенности" ИПЦ: 1/ непризнание патриархии законным возглавлением Русской Церкви, 2/ признание иерархии, восходящей к патриарху Тихону, З/ сохранение во всей чистоте православных догматов, канонов и обрядности, 4/ ожидание близкого конца света, 5/ преклонение перед убиенными членами царской семьи, как перед мучениками, 6/ создание домашних, катакомбных церквей и монастырей. Далее "Словарь атеиста" пишет:
"По большим религиозным праздникам члены этих сект собираются у так называемых святых источников /озер, родников/, где проводят свою пропаганду разного рода прозорливцы, предсказатели, калики, юродивые, пользующиеся в секте особым почетом. Стремясь оградить членов секты от влияния советской действительности, руководители ее для запугивания верующих используют миф об антихристе, который якобы господствует в мире с 1917 года. Чтобы не попасть в его сети, христиане должны вести замкнутый, отшельнический образ жизни, проводить все свое свободное время в молитвах, не принимать участия в общественной жизни". Другое советское издание - изданный в 1969 году "Краткий научно- атеистический словарь" - добавляет к этой характеристике некоторые новые элементы. Согласно этому словарю ИПЦ - "монархическая группировка, использующая вероучение и культ православия для обоснования своей борьбы против Советской власти… ИПЦ всегда состояла из малочисленных, слабо связанных одна с другою групп, включающих преимущественно лиц бывшего духовного сословия, особенно монашествующие элементы. Главным в религиозной проповеди ИПЦ является утверждение, что наступает преддверие конца света и страшного суда. Советский, образ жизни приверженцы ИПЦ объявляют антихристовым, все достижения Советской власти - изобретением Сатаны... Особое место отводится в ИПЦ культу Серафима Саровского, символизирующего преданность монархизму, и культу архангела Михаила, представление о котором связывается с братом Николая 2-го - Михаилом Романовым. Считая себя прямыми преемниками патриарха Тихона и единственными блюстителями его заветов, сторонники ИПЦ отвергают действующую русскую православную церковь, отошедшую, по их утверждениям, от истинного православия... В настоящее время из сторонников ИПЦ сохранились лишь отдельные фанатики, встречающиеся в ряде мест страны".
Помимо Истинно Православной Церкви оба советских словаря сообщают также и о существовании групп, так называемых Истинно Православных Христиан. Это те же самые члены Истинно Православной Церкви, но уже потерявшие своих священников. После смерти или ареста священников они начали создавать общины из 10-15 членов, которые возглавляются "старшими братьями" или "проповедниками". Богослужение их ограничивается пением акафистов. Истинно Православные Христиане это как бы православные беспоповцы, но беспоповцы, конечно, вынужденные.
По данным обоих советских словарей группы ИПЦ и ИПХ были выловлены в Оренбургской, Ярославской и Свердловской областях. В других советских изданиях промелькнули сведения об арестах приверженцев ИПЦ и ИПХ также и в Казахстане, Узбекской ССР, в Челябинской, Пермской, Вологодской, Саратовской и других областях.
Доктор исторических наук, довольно видный советский социолог А. Клибанов в номере атеистического журнала "Наука и религия" за март 1972 года сообщает некоторые данные о раскрытых членах Истинно Православных Христиан в Мичуринском районе и др. районах Тамбовской области:
"Последователи ИПХ в настоящее время сосредоточены в Сосновском, Тамбовском, Мичуринском, Староюрьевском, Моршанском, Рассказовском и Бондарском районах области... их все еще более 400 человек".
Ясно, что речь может идти только о выявленных властями Истинно Православных Христианах. Ведь тот же Клибанов тут же дальше пишет: "Изучение ИПХ оказалось менее научно-эффективным по сравнению с другими - среда истинно православных христиан отличается замкнутостью даже по сравнению с наиболее фанатичными кругами других религиозных направлений. Сегодня численность последователей ИПХ неуклонно сокращается... Изменяется и структура их состава. Так, в Мичуринском районе в начале 1950-х годов одних функционеров ИПХ насчитывалось 83, а в настоящее время общая численность всех последователей ИПХ - 107 человек. Категория профессиональных проповедников практически исчезла, хотя некоторые рядовые верующие активно проявляют свою религиозность".
Почему именно "категория проповедников исчезла", об этом Клибанов молчит. Но догадаться об этом не трудно: сначала по деревням рыщут такие "социологи" вроде Клибанова и его помощников, втираются в доверие к лицам, на которых им указывают органы террора, собирают материал, потом этот материал частично публикуют, а частично сдают тем же органам и в конце концов все кончается арестами наиболее активных и ценных людей, в первую очередь молодых. Клибанов признается: "Если еще в 1959 году наши наблюдения позволили отметить больший по сравнению с другими религиозными организациями на Тамбовщине удельный вес среди истинно православных христиан поколения 30-40-летних, то к настоящему времени положение изменилось коренным образом. Проведенное Демьяновым исследование показало, что людей такого возраста всего 17,3 процента, а большинство членов общин - люди старше 50 лет".
Эту цифру объяснить также легко: если органы террора выявляют активных членов ИПЦ или ИПХ, они их лишают возможности вести работу, арестовывают и осуждают на заключение, в то время, как пожилых людей, особенно женщин, они чаще оставляют на воле, даже зная об их принадлежности к незарегистрированной церковной группировке.
0 том, что упомянутый нами священник Истинно Православной Церкви Бахров, повторно присужденный к длительному заключению, - лишь один пример из многих, свидетельствует заключенный писатель Александр Александрович Петров-Агатов, ныне сам переведенный из лагеря во Владимирскую тюрьму за то, что написанные им в лагере очерки под названием "Арестантские встречи" как-то очутились за пределами лагеря, попали в Самиздат, а затем появились и на страницах журнала "Грани". В этих "Арестантских встречах" Петров-Агатов упоминает о молчаливых "тихоновцах", которые в лагерях держатся вместе, в свою среду никого не принимают и даже самого Петрова-Агатова, который пытался с ними сблизиться, сначала приняли за подосланного к ним провокатора.
В "Хронике текущих событий" промелькнули сообщения о нахождении в женских лагерях Мордовии Надежды Грошевой, которая уже ранее за подпольную церковную деятельность была осуждена на 25 лет, а в 1960 году вновь получила 10 лет за создание общины Истинно Православной Церкви в Ташкенте. Были сведения и о двух ее сподвижницах, тоже осужденных на 10 лет лагерей.
В середине 60-х годов по выявлению тайных очагов истинно православных христиан работала чекистская провокаторша Алла Трубникова. Одевалась во все черное, надевала крест и примазывалась к женщинам-паломницам. Посещала молитвы в лесу, или, как упоминалось, у озер и родников. Потом доносила, и людей одного за другим вылавливали. Часть своих доносов перерабатывала в очерки и статьи, которые печатались в журналах и за которые Алла Трубникова получала дополнительные высокие гонорары.
Из ее статьи, которая 21 июля 1964 года была опубликована в "Литературной газете", мы, например, узнаем, что она сама присутствовала на допросе монаха Мины Богатырева, который при разгроме своей воинской части в начале второй мировой войны ушел в леса, а после войны до самого 1964 года оставался на нелегальном положении. Он создал целую ветвь Истинно Православной Церкви, которую называли странствующими. Проповедники, а может быть и рукоположенные священники, а во всяком случае - постриженные монахи Истинно Православных Христиан- Странствующих все находились на нелегальном положении, жили без документов, или же по подложным бумагам. В подполье к странствующим, судя по доносительскому репортажу Аллы Трубниковой, приходила молодежь. Так, бросил металлургический техникум и ушел на нелегальное положение студент из Новосибирска Александр Васильев. Среди выловленных странствующих оказалась 19-летняя монахиня Ника, - до этого исчезнувшая из седьмого класса школы Мира Низямова, ушедшая в подполье в возрасте тринадцати лет - очевидно не одна, а вместе с единомышленниками.
Как сообщает Алла Трубникова, в глубоком подземелье под домом № 183 по 18-й линии в городе Алма-Ате был устроен "схрон", тайная часовня, где истинно православные христиане простаивали на молитве по 8, по 12 часов, а под праздники - всю ночь, клали, по издевательскому замечанию Аллы Трубниковой, иногда и по 1 000 земных поклонов за сутки. Алла Трубникова признает, что в этой группе было "десятка два девиц да десяток недорослей мужского пола". Александр Васильев, ставший братом Ильей, и монахиня Ника должны были быть направлены в специальную школу, пройдя которую они стали бы вероятно неплохо подготовленными проповедниками Православия. Но "схрон" на 18-й линии был обнаружен и эта алма-атинская группа арестована. Судя по статье Аллы Трубниковой в "Литературной газете", никто из арестованных не выдал, однако, адреса тайной школы, куда должны были быть направлены брат Илья и монахиня Ника.
Одну такую школу органы террора, однако, обнаружили в поселке Тюлькуба с в Казахстане. Настоятельницей была инокиня Градислава, которой было около 30 лет. Из разных частей Сибири к ней на обучение прибыло 5 девушек в возрасте до 20 лет. По словам одной из девушек, обнаруженных в этой школе, по программе занятий это был целый университет. Главный сборник учебных материалов носил название "Универс", рукописный сборник, систематически пополняемый новыми материалами богословского и апологетического характера. Как утверждает Г. Аксельрод в "Казахстанской правде" от 8 декабря 1963 года, его основную часть в 1925 году составили скрывавшиеся в подполье "недобитые белогвардейцы", офицеры армий генерала Деникина и адмирала Колчака. Известно, что "Универс" существует сейчас и в перепечатанном на машинке виде, но за границу пока он не проник.
Нелегальные опорные точки странствующих назывались кельями, в которых находило приют по несколько человек, живших на нелегальном положении. Материально их содержали истинно православные христиане, жившие на легальном положении и именовавшиеся "благодетелями". "Кельи" одного района объединялись в "пределы", во главе которых стояли "старшие предельные". Старшим всех Истинно Православных Христиан-Странствующих был, если верить "Казахстанской правде", инок Варлаам Перевышин, а его помощником - Мина Богатырев. Сколько "пределов" чекистам удалось разгромить, из "Казахстанской правды" не видно. Там лишь говорится, что "пределы" находились в Средней Азии, в Казахстане, в Саратове, Новосибирске, Бийске, Челябинске и других городах. Известно, что в 1960 году в Новосибирске, а в 1963 году в Алма-Ате созывались "соборы" Истинно Православных Христиан-Странствующих.
Газета "Правда Востока" 6 марта 1969 года сообщила о раскрытии тайной церкви в поселке Белые Воды Чимкентской области, в доме Екатерины Михайловны Похильчук, оказавшейся монахиней.
Незадолго до этого, 27 ноября 1968 года та же ташкентская газета сообщила об аресте послушницы Пелагеи Терениной, упомянув в связи с этим, что в Ташкенте уже в 1961 году была арестована игуменья Истинно Православной Церкви Павла Горбашева с двумя послушницами Козиной и Вельской. В 1963 году было возбуждено дело против другой группы Истинно Православных Христиан. Вероятно, здесь речь идет об уже известной нам группе Надежды Грошевой.
Если бы мы имели возможность просматривать не только крупные, центральные и республиканские советские газеты, но также и областные и районные, мы бы знали гораздо больше и об обнаруженных властями группах ИПЦ или ИПХ.
Совершенно случайно в наших руках находится номер обычно не попадающей за границу газеты "Крымская правда" от 6 июня 1960 года. Из-за дыма клеветы и дезинформации мы все же можем узнать, что на территории Мазанского района Крымской области незадолго до этого была обнаружена целая община Истинно Православной Церкви. Во главе общины стоял священник Истинно Православной Церкви о. Митрофан Коваль, ранее работавший в Черкасской области и распространявший свою деятельность на всю Украину. В 1958 году он организовал переселение части своих тайных прихожан /вероятно, разбросанных по разным частям Украины/ в Ялту. Переехало около 30 человек. Однако, в начале 1960 года группа в Ялте во главе с Иваном Бойко была обнаружена и разгромлена органами террора. Затем наступила очередь и тайного очага в селе Мазанке, где во главе общины стоял живший без прописки Семен Чигидин.
Итак, судя по доходящим до нас советским газетам, мы можем создать себе впечатление о характере Истинно Православной Церкви, о твердости и стойкости наших братьев и сестер. Обнаружив и арестовав какую-нибудь группу, советские органы каждый раз изображают это как крупную, чуть ли не решающую победу. <…>
Глеб РАР, из «Слова Церкви», орган Германской Епархии, №2, декабрь 1972 г.
https://pisma08.livejournal.com/542986.html |