В июне – июле полным ходом шла подготовка к созыву Земского Собора. Согласно Положению о Земском Соборе и Указу Приамурского Временного правительства №149 от 6.06.1922 г. в заседаниях Собора должны были принять участие: Временное Приамурское правительство, представители от духовенства, армии, флота, гражданских ведомств, несоциалистических организаций, горожан-домовладельцев, сельского населения, городских самоуправлений, земств, торгово-промышленного сословия, казачьего населения и казачьих войсковых правительств , Православных приходов, общества ревнителей Православия, Комитета Монархических организаций Дальнего Востока, старообрядческого духовенства, старообрядческой общины, высших учебных заведений, от русского населения полосы отчуждения КВЖД и от поселковых управлений. Таким образом, сохранялся древний принцип избрания членов Земского Собора – сословность, представительство от групп населения, в противоположность парламентской партийности.
Интересы политической борьбы должны были уступить место работе по возрождению Русской Государственности. Не могли принимать участие в заседаниях только коммунисты и социалисты – интернационалисты.
Собор торжественно открылся 10/23 июля 1922 года. Вот как описывает это событие очевидец:
«К трем часам дня перед открытым входом в Кафедральный Собор был сооружен помост, покрытый ковром, и поставлен аналой с Крестом и Евангелием. Вскоре начали прибывать со всех сторон крестные ходы с иконами, хоругвями и духовенством всех местных церквей. Прибывающие с пением крестные ходы размещались вокруг помоста и по сторонам вдоль дорожки, ведущей в Собор. К месту молебствования прибыли председатель и члены Временного Приамурского правительства, управляющие ведомствами, члены Земского Собора, войска, резервы милиции, морские стрелки, два оркестра музыки: военный оркестр 3-го корпуса каппелевской армии и военно-морского флота. Публика собралась в садике вокруг Собора и расположилась по обоим тротуарам Светланской улицы. Около четырех часов раздался благовест и начался торжественный молебен, совершенный епископом Михаилом в сослужении с прочим духовенством. После молебна соединенный крестный ход направился по Светланской улице к зданию Общедоступного театра, украшенному национальными флагами. Впереди шествия несли запрестольные кресты, местные иконы из церквей и икону Владимирской Божией Матери, окруженные развевающимися хоругвями. Затем следовало духовенство во главе с епископом, в полном облачении, в сопровождении певчих. За духовенством – председатель правительства, его члены, начальствующие лица, члены Земского Собора, публика и войска. Оркестры во время шествия непрерывно исполняли «Коль славен..." На Светланской перед зданием Общедоступного театра шествие остановилось, и был совершен краткий молебен с провозглашением многолетия Земскому Собору. Во время молебна соборный хор певчих исполнил кантату «Тебе, Бога хвалим». После молебна священник о. Нежинцев, член Земского Собора, обратился к присутствующим с речью, разъясняющей историческое значение Земского Собора на Руси, настоящую разруху и гибель русского народа на родной земле, призывая всех к проникновению принципами Православия и к вере в то, что Земской Собор призван указать путь к Святой Москве, древней собирательнице и устроительнице русского государства. На радость всем день выдался ясным и солнечным, благодаря чему торжество открытия проходило стройно и представляло живописную картину. Местные кинематографисты поспешили снять своими аппаратами многие моменты молебствий и крестных ходов. Около здания Общедоступного театра собралось большое скопление народа. Вход в здание – по билетам, для публики открыты боковые входы. Внутри здание великолепно декорировано: сцена, где заседает правительство и председатели комиссий по созыву Земского Собора и владивостокского комитета несоциалистических организаций, украшена иконописной живописью, в середине – икона Спасителя. Арка сцены задрапирована под цвет горностаевой мантии. Наверху арки двуглавый орел, внизу которого вместо скипетра и державы – флаги: морской и военный. Ниже орла – круг, в котором изображен крест с сиянием и внизу надпись: «Сим победиши». Над кругом надпись золотыми буквами: «Возрождение России». По бокам сцены поставлены две кафедры: одна имеет эмблему орла, другая – скипетра. С левой и правой сторон – ложи. С левой – для иностранных представителей, с правой – для членов совета управляющих ведомствами. Ложи задрапированы русскими национальными и военными флагами, теми же флагами декорировано все помещение... Приблизительно около 5 часов 10 минут соборным протоиереем О.Муравьевым совершено окропление помещения Святой водой. Члены Земского Собора занимают свои места... В 5 часов 20 минут председатель правительства С.Д.Меркулов звонит и объявляет заседание Земского Собора открытым». («Уссурийский Край», № 133. 25 июля 1922 г.)." [2]
На первом же заседании единогласно почетным председателем Собора был избран Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Тихон . Рабочим председателем Собора был избран профессор Харбинского юридического факультета Никандр Миролюбов.
Из духовенства в состав Собора входили: архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мефодий, епископ Петропавловский и Камчатский Нестор, епископ Владивостокский и Приморский Михаил, епископ Казанский Филарет, старообрядческий епископ, Главный священник Армии и Флота, Старший Военный Старообрядческий священник и Главный Мулла армии. Благословение прислал также епископ Читинский и Забайкальский Мелетий .
Кульминацией всей деятельности Земского Собора стало принятие на заседании 21 июля/3 августа 3 основных тезисов:
«1. Приамурский Земский Собор признает, что права на осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых. (207 голосов «за» и 23 «против»)
2.В связи с этим Земский Собор считает необходимым и соответствующим желанию населения возглавления национальной государственности Приамурья Верховным правителем из членов семьи Романовых, династией для сего указанным. (175 голосов «за» и 55 «против»)
3.По сим соображениям Земский Собор считает необходимым доложить о вышеизложенном Ея Императорскому Высочеству Государыне Императрице Марии Федоровне и Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу, высказывает свое пожелание, чтобы правительство вступило в переговоры с династией Дома Романовых на предмет приглашения одного из членов династии на пост Верховного Правителя». [2]
Эти решения стали историческими для Белого движения. «С марта 1917 до июля 1922 гг. вопрос о форме правления в России откладывался до решения Учредительного Собрания. Поэтому все белые правительства и сам Верховный Правитель России адмирал А.В. Колчак стояли на позициях «непредрешения», считая главной задачей борьбу с большевизмом и прекращение междоусобной войны. «В стане белых» нередко возникали конфликты между отдельными политическими лидерами и военными, на почве взаимных подозрений в стремлении к захвату власти. После этого решения идеология Белого движения получала прочную основу, на которой можно было приступить к построению новой политической системы». [5]
Но прибытие во Владивосток представителя Династии в тех условиях не представлялось возможным. Само положение Приамурья было очень шатким. Налицо был финансовый, военный и политический кризис. В таком состоянии Приамурское государственное образование и его Армия не представляли никакой реальной силы и существовали лишь при поддержке Японии. Нужен был сильный местные правитель, для возглавления Приамурья и изыскания возможностей для продолжения Белой борьбы.
Земский Собор приступил к обсуждению возможных лидеров государства. Для избрания была выбрана фигура Н. Л. Гондати, бывшего Приамурского генерал-губернатора. Ген. Дитерихс заявил, что он с войсками поддерживает эту кандидатуру. Но Н.Л. Гондати не соглашается. После нового обсуждения 24июля/6 августа почти единогласно (213 голосов против 19) избирается генерал-лейтенант М.К. Дитерихс. 26 июля/8 августа состоялась передача власти Временным Приамурским правительством вновь избранному Правителю Приамурского Государственного образования. Председатель правительства после общей молитвы зачитывает указ №192 о передаче власти:
«На условиях, указанных в сем Указе, Верховную власть принял. 8 августа 1922 года. Правитель Приамурского Государственного Образования генерал-лейтенант Михаил Дитерихс." [2]
Председатель Собора профессор Н.И. Миролюбов огласил Грамоту Земского Собора на имя Правителя Края:
«Приамурский Земский Собор на своем заседании 6 августа/24 июля 1922 года избрал вас Правителем Приамурского Государственного образования. Запечатлев и удостоверив сие настоящей грамотой, Приамурский Земский Собор призывает вас к восприятию власти и возглавлению русского национального движения, а равно и к водительству русскими ратными силами Дальнего Востока.
Призывая на вас благословение Божие, Земля Дальнего Русского Края объединяется вокруг вас, как своего Водителя и Вождя, с пламенным желанием вернуть Русскому народу свободу и собрать воедино бредущих разно в смутную годину русских людей под высокую руку Православного Царя.
Да восстановится Святая Русь в ее прежнем величии и славе!" [2]
По зачтению этой Грамоты с обращениями к Правителю выступили представители различных групп, представленных на соборе. Особым колоритом отличалось обращение к нему Председателя Собора Миролюбова:
«Ваше избрание есть избрание Провидения Божия. Это Перст Божий, указующий пути деятельности не только отдельного человека, но и каждого народа. Труден, но и славен путь Вашего Правительства, труден, потому что Россия находится на дне той пучины, куда ввергли ее враги Русского народа. Но я верю, и вместе со мной верит Земский Собор, что Вы своею деятельностью постараетесь, при помощи лучших русских людей, вызволить наш Русский народ из этой пучины. Пять лет наша Родина страдает под игом изуверов, повергших во прах наши Русские Идеалы. Русский народ под влиянием демагогии, утомленный Великой Войной, не мог понять своих вождей. Пошел за людьми, кои прикинулись вождями. Это были волки в овечьей шкуре, и спустя пять лет, испытав на себе последствия так называемого «земного рая», Русский народ осознал, с какого истинного пути сведен он извергами народа и та анархия, которая царит теперь там, вдали от нас, должна быть в корне уничтожена. Закон и порядок должны быть поставлены во главу угла, а не дикая
революционная «совесть». Мы надеемся, что Вы – именно тот Вождь, который возглавит Русский народ, поставит его на правильный национальный путь и доведет его до того конца, когда русский народ возглавит единый Державный Хозяин Земли Русской, который возвратит России ее Великодержавное значение. Труден и многострадален будет Ваш путь, но славен в конце. Да будет же над Вами благословение Божие. Да здравствует доблестный Вождь Михаил Константинович! Да здравствует Великий Русский народ! Бог Вам в помощь!" [2].
Эта речь была встречена криками «Ура!" и покрыта аплодисментами.
Затем Правитель и весь Земский Собор во главе с духовенством проследовали крестным ходом в Кафедральный Собор для выслушивания присяги Верховного Правления. Снова, как и при открытии Собора, улицы были полны народом. На площади были вновь выстроены воинские части, а город был украшен флагами. После торжественного молебна генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс принял в присутствии членов Земского Собора и народа следующую присягу:
«Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом Господним в том, что принимаемое мною по воле и избранию Приамурского Земского Собора возглавление на правах Верховной власти Приамурского Государственного Образования со званием Правителя – приемлю и сим возлагаю на себя на время смуты и нестроения народного с единою мыслию о благе и пользе всего населения Приамурского Края и сохранения его как достояния Российской Державы.
Отнюдь не преследуя никаких личных выгод, я обязуюсь свято выполнять пожелание Земского Собора, им высказанное, и приложить по совести всю силу разумения моего и самую жизнь мою на высокое и ответственное служение Родине нашей – России, блюдя законы ея и, следуя ее историческим исконным заветам, возвещенным Земским Собором, памятуя, что я во всем том, что учиню по долгу Правителя, должен буду дать ответ перед Русским Царем и Русскою Землею. Во удостоверение сей моей клятвы я перед алтарем Божиим и в присутствии Земского Собора целю Слова и Крест Спасителя моего. Аминь». [2]
После этого вся процессия вновь возвратилась в здание театра, где заседания Собора продолжились. Михаил Константинович обратился к членам Земского Собора и к гражданам Приамурского Государственного Образования уже как Правитель, призвав их принять его Указ №1 «с молчаливым серьезным сосредоточением». Указом №1 Правитель постановил Приамурскому Государственному образованию именоваться впредь Приамурским Земским Краем, а Армии – Приамурской Земской Ратью. Также он постановил Земскому Собору избрать из своей среды Земскую Думу «на основании расчета, при сем объявляемого».
«Тысячу лет росла, ширилась и крепла Великая Русь, осуществляя смысл государственного единения в святом символе религиозно-нравственной идеологии народа: в Вере, Государе и Земле. И всегда, когда этот величественный завет нашей истории, освященный Христовой Верой, твердо, верно и сознательно исповедывался всем народом земли Русской, Русь была могучей и единой в служении своему религиозному, историческому, мировому предназначению быть Россией Христа.
Но бывали в нашем бытии годы великих соблазнов и искушений сойти с истинных национальных путей… Народ впадал в грех против Богом данной ему идеологии, и тогда постигали землю Русскую великие смуты, разорения, моры и глады с пленением различными иноверцами и иноплеменниками. И только с искренним покаянием в отступничестве, с горячим порывом массы к возвращению снова на путь исторических, святых начал своего единения, в дружно, тесном, беззаветном и самоотверженном служении своей Родине, и только ей, народ обретал прощение греха и возвращал Святую Русь к прежним величию и славе. А вместе с возрождением земли возрождалось и благоденствие и мир самого народа под скипетром его наследственно-преемственного Державного Вождя – Помазанника, в значении коего для русской монархической идеологии тесно объединяются Верховная Власть от Бога с народом всея земли. По грехам нашим против Помазанника Божьего, мученически убиенного советской властью Императора Николая II со всею Семьею, ужасная смута постигла народ русский, и Святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству от безбожных воров и грабителей, руководимых изуверами. Пять лет народ земли, разметанной гневом Божиим, несет наказание за свой грех, несет тяжелый, не заслуженный крест за безумное попрание святого исторического завета, за уклонения от исповедания чистоты веры православной и от святыни Единой Державной власти. Здесь, на краю земли русской, в Приамурье, вложил Господь в сердца всех людей, собравшихся на Земский Собор, едину мысль и едину веру: России Великой не быть без Государя, не быть без преемственно-наследственного Помазанника Божьего. И перед собравшимися здесь, в маленьком, но сильным верой и национальным духом Приамурском объединении последними людьми земли Русской стоит задача направить все служение свое к уготованию пути Ему – нашему будущему Боговидцу. Скрепим, соединим в одну силу оставшиеся нам святые заветы – Веру и Землю, отдадим им беззаветно свою жизнь и достояние; в горячей молитве, в очищенных от земных слабостей сердцах, вымолим милость Всемогущего Творца, освободим святую нашу Родину от хищных интернациональных лап зверя и уготовим поле будущему Собору «всея земли». Он завершит наше служение Родине, и Господь, простив своему народу, увенчает родную землю своим избранником – Державным Помазанником.[…] Вас же, всех людей зарубежной, советской, угнетенной земли Русской, всех, кто верит в Бога, и опознал уже истинное лицо советской власти, зову к нам, зову с нами ко Христу. Мы бедны в земле, но с нами Бог!" (Указ №1 М.К. Дитерихса, «Вестник Приамурского Земского Края, №1, 2 сентября 1922 года) [2]
Этот указ стал не просто административным актом новой власти, но и Манифестом непокоренной Православной России.
Указ№2 Дитерихс огласил на заседании 9 августа. В нем он изложил программу своих действий на ближайшее будущее, а также построение власти в Приамурском Земском Крае.
Основание области, ее база – Приморская область. В состав Правительства должен войти коллегиальный орган – Приамурский Поместный Совет. Он состоял из четырех помощников Правителя по местному управлению Приамурским Краем в составе председателя на правах министра внутренних дел генерала В.А. Бабушкина, владивостокского городского Головы, председателя областной земской Управы и атамана Уссурийского казачьего войска. Для руководства общими делами образован Совет Внешних Дел из управляющих ведомствами: торгово-промышленным, иностранных дел и путей сообщения во главе с председателем Приамурской Земской Думы В.П. Разумовым, который назначался также заместителем Правителя по гражданскому управлению Приамурским Краем. Также для управления казачьим сословием был учрежден и 3ий коллегиальный орган – Правление казачьих Войск Сибири под председательством атамана Уральского казачьего войска генерал-лейтенанта В.С. Толстова.
Председатель Правления казачьих войск генерал-лейтенант В.С. Толстов и атаман Уссурийского казачьего войска генерал-майор Ю.А. Савицкий наряду с управляющими ведомствами иностранных дел и путей сообщения, владивостокским городским Головой, председателем городской земской управы, главным земским контролером и и.о. начальника канцелярии Правителя по своему служебному положению вошли в Земскую Думу, совещательный орган при Правителе, в который, кроме того, вошли 321 человек по выбору Собора и пять человек по назначению Правителя, среди которых были князь А.А. Крапоткин и рабочий от Уссурийской железной дороги.
Рядом с Правителем как совершенно равноправный орган стал Церковный Собор. Генерал Дитерихс придавал ему огромное значение, желая привести в жизнь принцип симфонии властей: государственной Ии духовной, а также ратуя за восстановление принципа «Вера и Земля», под знаменем которого освобождали Русскую землю войска Минина и Пожарского.
Партии коммунистов и социалистов-интернационалистов Правитель объявлял согласно Указу №2, нелегальными и всех лиц, принадлежащих к сим партиям или разделяющих их идеи,– подлежащими высылке вместе с их семьями за пределы Приамурского Земского Края, на территорию Советской России.
28 июля/10 августа в 2 часа дня состоялось последнее заседание Приамурского Земского Собора. Бывшему Временному Приамурскому Правительству была вручена благодарственная Грамота Земского Собора. Затем единогласно принята резолюция об объединении армии (разделившейся в ходе т.н. «недоворота»). Избрана делегация в составе епископа Камчатского Нестора, председателя Собора Миролюбова Н.И. и С.Д. Меркулова для поездки в Западную Европу. Другая делегация в составе владивостокского городского Головы В.Толока и атамана Уссурийского казачьего войска Ю.А. Савицкого отправлена в Японию.
После этого Председатель Собора объявил Земский Собор закрытым.
Члены Земского Собора во главе с Правителем направились мимо расставленных шпалерами войск к Кафедральному Собору. После совершения епископом Камчатским Нестором торжественного молебствия при огромном стечении народа, обошли ряды войск, окропленных Владыкой Нестором святой водой. Затем одна из икон Божией Матери Державная была вручена от Земского Собора Правителю, а другая – войскам.
В то же время на Морской улице в доме № 27 состоялось молебствие магометан по случаю закрытия Собора.
По окончании обоих молебствий состоялся парад войск Владивостокского гарнизона и флота. Так закончился последний пока в русской истории Земской Собор, проходивший с 10/23 июля по 28 июля / 10 августа 1922 года во Владивостоке.
http://zem-rat.narod.ru/ssilki.html |