7 марта 1918 года в Солигаличе карательный отряд красных расправился с мирными жителями.
Вместе с глубоко почитаемыми народом солигаличскими священнослужителями и смотрителем Духовного училища — лучшими людьми городского духовного сословия — красногвардейцами были расстреляны еще 17 человек, представителей иных сословных групп населения уездного центра.
Расстрел предваряли следующие трагические события. К осени 1917 года в связи с общим кризисом в России ситуация в Солигаличе была крайне тяжелой. Привычными чертами повседневной жизни стали дороговизна, инфляция, нехватка продуктов питания, обилие вдов, сирот и инвалидов войны. Однако в целом обстановка в городе была спокойной — работали городская дума и земство, действовало Духовное училище, в семи городских храмах регулярно совершались богослужения.
7 октября (20 октября по новому стилю) в Солигалич из Петрограда прибыл большевик Василий Алексеевич Вылузгин, с целью агитации за партию большевиков перед выборами в Учредительное собрание. Вылузгина в Солигаличе хорошо знали — он был уроженцем этих мест, здесь у него проживали жена и дочь. Активная деятельность Вылузгина принесла свои плоды — в ноябре 1917 года на выборах в уезде победили именно большевики, незначительно опередив партию эсеров. Вскоре был образован Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, главой которого стал большевик Дудин.
События в стране развивались быстро, большевики повсеместно захватывали власть, и мирная позиция Солигаличского Совета, старавшегося в вопросе о власти сотрудничать со всеми партиями и сословиями, не устраивала Вылузгина. Опираясь на поддержку участников и инвалидов войны, в то время лишившихся всех льгот и представлявших собой наименее социально защищенную группу населения, умело используя их законное недовольство, Вылузгин провозгласил создание Военно-революционного комитета и в ночь на 5 (18) декабря совершил в Солигаличе настоящий военный переворот. Сторонники Вылузгина захватили комиссариат, тюрьму, общественный клуб, милицию, сместили со своих постов всех местных чиновников и создали отряд Красной гвардии. Однако городская дума не признала власти, утвердившейся насилием.
31 декабря (13 января 1918 года по новому стилю) Вылузгин провел уездный съезд Советов, на котором сместил Дудина и сам стал главой советской власти в уезде. При этом обстановка в городе накалялась: экспроприация собственности, обыски и аресты стали обычным явлением.
10 (23) января вышел в свет печально известный Декрет «об отделении Церкви от государства», положивший начало изъятию церковной собственности, притеснению духовенства и верующих. В те дни святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани».
Вся православная Россия откликнулась на послание своего Первосвятителя проведением многочисленных крестных ходов. В воскресенье 11 (24) февраля прошли крестные ходы в Костроме и уездных городах губернии; в Солигаличе шествие было особенно многолюдным. Возглавлял крестный ход настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иосиф Смирнов; с хоругвями и иконами шли ученики Духовного училища вместе со своим смотрителем Иоанном Перебаскиным; в крестном ходе принимали участие и уже немощный старец священник Владимир Ильинский, и семидесятилетний диакон Иоанн Касторский. Молитвенным пением и колокольным звоном православный народ выражал свое несогласие с произволом новой власти, обращался к Богу и Его Пречистой Матери с горячей молитвой о прекращении беззаконий и умягчении злых сердец.
вторник, 13 (26) февраля, Вылузгин назначил «реквизицию хлебных излишков» в Богородице-Феодоровском монастыре близ Солигалича. Эта обитель пользовалась в народе необыкновенной любовью: там находился благоговейно чтимый горожанами список с всероссийской святыни — чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, Небесной покровительницы Костромского края. Все верующие солигаличане понимали, чем на деле закончится намеченная Вылузгиным «реквизиция», и были полны решимости защитить святую обитель от разграбления.
Накануне вечером на заседании городской думы выступил монастырский священник Василий Ильинский, сын отца Владимира. Было принято решение спасти обитель от погрома, и вскоре у ее стен стали собираться люди. Здесь их встречал иерей Василий, получивший благословение своего старца-отца духовно возглавить защиту монастыря. Прибывшие на место представители Совета были вынуждены отступиться от своего намерения.
После молебна, отслуженного в монастырском храме, огромная процессия верующих направилась в город; по дороге к ней присоединялись все новые и новые участники. Местный отряд Красной гвардии не смог остановить это стихийное народное выступление. Множество людей окружило здание исполкома Совета, требуя прекратить террор и насилие. Вылузгин вышел на балкон и пытался убедить народ разойтись, но его речь не возымела действия. Тогда богоотступник, окончательно выведенный из душевного равновесия, выхватил из-за пояса револьвер и открыл огонь по собравшимся людям, убив при этом одного человека. Разгневанный народ ворвался в здание; члены исполкома скрылись, а сам Вылузгин, получивший ранение, был арестован и доставлен в больницу. Утром следующего дня неизвестные, проникнув в больницу, убили ненавистного людям уездного диктатора, и законная власть на солигаличской земле была восстановлена. Однако продержалась она всего неделю: из Вологды в Солигалич по вызову большевиков был немедленно отправлен кавалерийский отряд из 150 человек, в официальных документах того времени уже именовавшийся «карательным».
Восстановление большевистской власти в Солигаличе совершилось с беспощадной жестокостью: на гибель своего соратника красногвардейцы 22 февраля (7 марта) 1918 года ответили массовым расстрелом местных жителей. Среди казненных по приговору «военно-революционного суда» были самые достойные представители солигаличан: настоятель собора протоиерей Иосиф Смирнов и смотритель Духовного училища Иоанн Перебаскин, старец-иерей Владимир Ильинский и уважаемый всеми диакон Иоанн Касторский, городской голова М.М. Алексеев, начальник почтово-телеграфной конторы Д.В. Кременецкий, секретарь уездной земской управы М.А. Воскресенский, воинский начальник штабс-капитан А.Н. Иванский, врач Виноградов, возглавивший Совет после гибели Вылузгина. Среди расстрелянных была и 19-летняя телеграфистка Анна Капустина. Каждый из жертв большевистского террора получил от Христа Спасителя мученический венец в меру своего подвига.
Солигаличские страдальцы — священномученики протоиерей Иосиф, иерей Владимир, диакон Иоанн и мученик Иоанн — встретили свой последний час мужественно, достойно имени христианина, так, как некогда шли на смерть бесчисленные сонмы мучеников первых веков истории Церкви. Их смирение можно уподобить смирению Самого Божественного Страдальца, Который «как овца, веден был … на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис. 53, 7).
За месяц до трагических событий, совершившихся в Солигаличе в 1918 году, Поместный Собор Русской Православной Церкви обращался ко всероссийской пастве: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь… Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь Святая. Иди на свою Голгофу. С тобою Крест Святой, оружие непобедимое…»
Почитание Солигаличских страдальцев никогда не прекращалось на Костромской земле. Место их погребения близ городской церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла было увенчано крестом, уничтоженным по распоряжению властей в 30-х годах (восстановлен 28 июня 1996 года); но память о подвиге жертв неправедного суда богоборческой власти хранилась в сердцах верующих, выражаясь и в благоговейном молитвенном поминовении. Изменение отношений между Церковью и государством послужило началом открытому почитанию новомучеников: в печати появились статьи, правдиво повествующие о трагических событиях 1918 года; многочисленные обращения духовенства, монашествующих и мирян побуждали священноначалие рассмотреть вопрос о причислении убиенных за исповедание веры Христовой к лику святых. «Невозможно восстановить полнокровную жизнь Церкви, не прославив тех, кто в годы гонений своим мученичеством засвидетельствовал верность Христу, не воздав должное их страдальческому подвигу», — писал в своем обращении один из священников Костромской епархии.
Источник: http://soligalich.prihod.ru/2011/06/01/zhitie-novomuchenikov-soligalichskix/
Найдено здесь: https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_412295 |