ПРИОБРЕСТИ КНИГУ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ:
http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15578/
Не имея быстроходных кораблей, Черноморский флот вынужден был ограничить свои операции постановкой минных полей в заливах и на путях неприятеля и также блокадой угольных районов на побережье Турции, то есть на 120 милях анатолийского побережья на восток от Босфора, с портами Зунгулдак, Козлу, Инеболи и Парфени. Зунгулдакский порт был оборудован для погрузки угля, с молом и кранами. Остальные же были открытые рейды.
Командующий флотом адмирал Эбергард за последние два месяца (ноябрь и декабрь 1914 г.) предпринял активную блокаду, насколько позволяли силы устаревших броненосцев, крейсеров и угольных миноносцев. Он был свободен в инициативе и получал от Ставки директивы только общего, главного характера. Поэтому не потребовалось много времени для организации блокады турецкого угольного района. Возвратившись из первого похода к Босфору (с 29 октября по 1 ноября) и погрузив уголь, флот пошел к турецким берегам для выполнения двух операций: 1) дивизион четырех новеньких нефтяных миноносцев типа «Дерзкий» («Дерзкий», «Гневный», «Беспокойный» и «Пронзительный».), имея на борту по 60 мин, подошел к Босфору и в ночь на 6 ноября поставил поле мин в 12 милях и на север от входа. В то время, когда миноносцы ставили мины, эскадра шла вдоль румелийского берега, охраняя их, и потом взяла курс на Зунгулдак, куда прибыла на рассвете 6 ноября. 2) В 7 час. 30 мин. броненосец «Ростислав» и крейсер «Кагул», в сопровождении шести миноносцев, по сигналу командующего отправились к Зунгулдаку уничтожить находившиеся на молу угольные склады, портовые заводы, тральщики и транспортные суда. Погода, — туман и мелкий дождь, — не особенно благоприятствовала стрельбе. Ясно был виден пожар, вспыхнувший в порту. Стрельба была прекращена в 9 час. 30 мин. «Ростислав» и «Кагул» вступили в строй эскадры, которая пошла в Севастополь. Во время бомбардировки Зунгулдака «Кагулом» и миноносцами были потоплены стоявшие на рейде два турецких парохода.
Крейсером глубокой разведки были замечены вдруг появившиеся из тумана два, а потом за ними еще один, третий, силуэта больших кораблей. Эскадра вступила в линию боевого строя, открыла огонь своей крупной артиллерии, и в то же время миноносцы пошли в атаку. Очень скоро, когда туман немного рассеялся, выяснилось, что это были турецкие военные транспорты «Митхад-Паша», «Безми Ален» и «Вихри Ахмед», шедшие с войсками и амуницией в Требизунд. Солдаты и экипажи были посажены на суда эскадры, а все три транспорта потоплены. После этого эскадра взяла курс на «N». Ей пришлось выдержать сильнейший шторм. Особенно жестоко были потрепаны угольные миноносцы типа «Ж» и «3». На их палубах лежал запас угля! 7 ноября эскадра вошла на Севастопольский рейд. В это же утро, в ответ на бомбардировку Зунгулдака, крейсер «Бреслау» обстрелял Поти в продолжение 40 минут, не причинив больших повреждений. «Гебен» в море не появлялся.
Периодические обстрелы Зунгулдака не могли прекратить окончательно транспорт угля, так как для этого потребовалась бы бесконечная блокада берегов угольного района, что в конце 1914 года еще не было возможно из-за недостатка в военных кораблях. «Гебен» своим преимуществом артиллерии и в скорости хода вынуждал Черноморский флот быть сконцентрированным в «один кулак».
Узнав, что Требизунд стал центром снабжения и сбора турецких войск, адмирал Эбергард вышел 15 ноября с эскадрой линейных кораблей и уже в пути к нему узнал, что неприятельская эскадра находится там. 17 ноября русская эскадра подошла к Требизунду и, не обнаружив неприятельских кораблей, адмирал послал «Ростислава» и дивизион миноносцев обстрелять порт и военные объекты в нем. Затем эскадра прошла вдоль анатолийского побережья до Синопа, встретив только турецкие фелюги, на которые не стоило тратить снаряды В ночь с 17 на 18 ноября минные заградители «Бел. Кн. Ксения» и «Вел. Кн. Константин» поставили мины перед Синопом, Платана и Самсуном. Эта операция совершалась в глубокой темноте и была очень рискованной, так как минными заградителями были пассажирские пароходы с максимальной скоростью в 12 узлов, что в случае появления турецких крейсеров и миноносцев было бы гибелью для них. Операция была закончена благополучно, и эти минные поля оставались долгое время неизвестными туркам. «Вел. Кн. Ксения» и «Вел. Кн. Константин» благополучно возвратились в Севастополь, несмотря на то, что «Гебен» и «Бреслау» в это время крейсировали перед Крымом.
Адмирал Эбергард, не встретив неприятельских кораблей ни на пути из Севастополя в Требизунд, ни от Требизунда к Синопу, и пройдя со своими старыми кораблями более 600 миль, был вынужден пополнить уголь, в особенности у малых миноносцев, которые за три дня пребывания в море сожгли 3/4 своего запаса. Оставалось пройти еще 200 миль до Севастополя, когда командующему было сообщено, что неприятельский флот где-то в море!
Адмиралу Сушону, как начальствующему над турецким флотом, были уже, конечно, известны бомбардировка русскими судами Требизунда и поход эскадры Черноморского флота вдоль анатолийского побережья. Поэтому, если бы он пожелал сразиться с русской эскадрой, он должен был поджидать ее на обратном пути в Севастополь. Преимущество крейсера-дредноута «Гебена» в скорости хода и дальнобойности орудий давало немецкому адмиралу возможность атаковать русскую эскадру в самых благоприятных для него тактических условиях. Вот именно поэтому адмирал Эбергард считал встречу возможной. Но если на Черноморской эскадре считали сразиться как за счастливый случай, то со стороны немецкой знали, что бой возможен, если адмирал Сушон того пожелает! Ночью был туман и настолько густой, что временами затруднял кораблям держаться в кильватере и видеть миноносцы, которые по ночному строю шли в хвосте эскадры. Только крейсера вышли в голову эскадры, приблизительно на три мили вперед. Около 10 час. утра маленький бриз с NW начал дуть порывами и разгонять частично туман; временами эскадра проходила через густые «пробки» тумана, которые скрывали корабли один от другого. В 11 час. 30 мин. ветер установился и разогнал туман. Видимость — 4.000 метров. Но погода была сумрачной, с облачностью очень низкой и с дождем. Эскадра построилась в кильватерную колонну в следующем порядке: в авангарде, на дистанции, в зависимости от видимости, от 1.000 до 3.000 метров, вспомогательный крейсер «Алмаз»; справа от него, в 3 или 4 морских милях крейсер «Память Меркурия», а слева — крейсер «Кагул». Линейные корабли возглавлялись броненосцем «Евстафий» под флагом командующего флотом адмирала Эбергарда, а ему в кильватерной колонне шли «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон» (несший брейд-вымпел начальника бригады линейных кораблей), «Три Святителя» и «Ростислав». Крейсера держались на дистанции предельной видимости сигнализации прожекторами. В полдень эскадра находилась на юго-восток от мыса Сарыч, в 20 милях от него, курс N 45 W (350°).
В 12 час. 10 мин. с «Алмаза» были замечены в тумане, приблизительно в 5.000 метрах впереди его и слева по носу, силуэты неприятельских кораблей. «Гебен» шел малым ходом, курс NE, а «Бреслау» шел на левом его траверзе, параллельным курсом.
«Алмаз» сейчас же сигнализировал: «Вижу неприятеля!» и развернувшись, пошел полным ходом к эскадре, давая ей сигналы прожектором.
Пять минут спустя на эскадре была пробита боевая тревога. Крейсера «Кагул» и «Память Меркурия» вступили в кильватер броненосцам. Линейный корабль «Евстафий» обнаружил «Гебена» слева и немного дальше его — «Бреслау». Адмирал Эбергард поднимает сигнал: «Склониться влево на 8 четвертей, дать полный ход!». Этот маневр нужен был, чтобы помешать неприятелю уйти и тем принудить его к бою.
Перед этой эволюцией линейные корабли держались интервала в 600 метров. Но вследствие поворота и увеличения скорости хода дистанция между ними увеличилась, и линия кильватерного строя сильно удлинилась. Миноносцам было приказано выйти на траверз линейных кораблей, и они вступили в кильватерном строе на левом траверзе «Евстафия», в 300 метрах от него. В этот момент горизонт на «NW» был закрыт туманом и скрывал неприятельские крейсера. Ветер повернул на SW и понес дым русской эскадры в сторону неприятеля, затрудняя видимость для дальномеров и наводчикам.
В 12 час. 18 мин дистанция с «Евстафия» до «Гебена» 7.000 метров. «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон» уже вступили на новый курс, но «Три Святителя» и «Ростислав» еще не начинали эволюции и были едва видны. По уже выработанному правилу концентрированной стрельбы с трех линейных кораблей первым должен был открыть огонь средний из них, то есть «Иоанн Златоуст». Адмирал Эбергард, видя, что он не стреляет, решил, что «Иоанн Златоуст», который был сзади «Евстафия» на 1.000 метров, не видит неприятеля и решил несмотря на правило открыть огонь первым (с «Евстафия»). Это решение адмирала делает ему большую честь, так как он использовал благоприятный момент, когда дистанция была невелика и цель достаточно видна.
В 12 час. 21 мин. «Евстафий» посылает первый залп из двух башен и сразу же накрывает «Гебена». Простым глазом были видны разрывы снарядов на середине крейсера. 50 секунд спустя ответил «Гебен». Этот первый залп упал между линейными кораблями и миноносцами, в 200 метрах от последних. Один из снарядов, зацепив среднюю трубу «Евстафия», разорвался и осколками перебил антенну радио, служившую для управления стрельбой всех трех броненосцев. Вот почему «Евстафий» не смог быстро передать на «Златоуст» дистанцию на «Гебен» (7.000). Из-за тумана на «Златоусте» взяли дистанцию слишком большую (12.000), и его залп лег перелетом. «Гебен» сосредоточил свой огонь на «Евстафий». Второй его залп дал недолет, а третий накрывает. Четыре 280-мм. снаряда попадают в казематы №№ 150 и 200: четыре офицера и 20 матросов были убиты на месте, а один офицер и 19 матросов умерли от ранений. Пятый снаряд, попавший в каземат № 200, не разорвался и не причинил никакого вреда. Несмотря на эти потери «Евстафий» продолжает свою стрельбу, метко и регулярно.
Что касается двух линейных кораблей, то «Пантелеймон» совсем не стрелял из башен, так как их наводчики не видели цели из-за тумана, «Три Святителя», следовавший за ним, давал залпы в моменты видимости «Гебена», а из орудий в 150-мм. регулярно обстреливал «Бреслау». Шедший последним «Ростислав» не видел «Гебена» и стрелял по «Бреслау». Бой длился 14 минут, курс 260°, предельная скорость «Евстафия» — 14 узлов. «Гебен», получив повреждения как от крупных, так и от более мелких орудий русских «стариков», прервал сражение, повернул в 12 час. 5 мин. направо и полным ходом скрылся в тумане.
Адмирал Эбергард, в надежде, что «Гебен» вернется, шел тем же курсом еще 15 минут. В 12 час. 37 мин. эскадра повернула «вдруг» на 25° вправо, чтобы избежать столкновения с предметом, плавающим в волнах, приняв его за неприятельскую мину, но затем легла на прежний курс. Неприятель не показывался. Миноносцы, посланные в атаку, вернулись, не догнав и потеряв его в тумане. Адмирал решил идти в Севастополь. В 12 час. 50 мин. эскадра взяла курс 348° и миноносцы вступили в строй на траверзе линейных кораблей. В этом бою устаревшим броненосцам пришлось померяться силами с новым крейсером-дредноутом, вооруженным и построенным по последнему слову техники. И «старики» победили!
Успех этот явился исключительно результатом решимости адмирала Эбергарда, а также инициативы командиров и дисциплины в ведении артиллерийского огня. Результатом боя было следующее: «Гебен» получил три снаряда в 305 мм. и 11 меньшего калибра, 12 офицеров и 103 матроса были убиты, 7 офицеров и 52 матроса ранены. Аварии на крейсере-дредноуте были более значительны, чем на броненосце «Евстафий».
Эти аварии и потери в личном составе вынудили адмирала Сушона прервать сражение. Убедившись в меткости огня старых русских броненосцев, немецкие «молодчики» «Гебен» и «Бреслау» в дальнейшем ходе войны на Черном море всегда избегали встречи с нашими «стариками». Технически отсталые, но с бодростью духа черноморцев. Георгиевские ленточки — тому порука!
Калиакрия, Фидониси, Хаджи-бей, Цериго, Занте и даже Рим, а также Синоп и Севастополь были их гордостью и традицией… Чтобы оценить меткость огня черноморцев в этом бою, достаточно вспомнить, что «Евстафием» было выпущено из башен 12 снарядов в 305 мм., «Златоустом» и «Тремя Святителями» вместе — 18, то есть всего 30 выстрелов, из которых попали в цель три, то есть 10%. По свидетельству артиллерийских офицеров всей эскадры только снаряды с «Евстафия» достигли цели, что увеличивает меткость до 25%. Перебитая радиосвязь не смутила командиров, и они в бою проявили личную инициативу. При этом густой туман очень мешал точности наводки.
После боя (18 ноября) эскадра 20 ноября уже стояла на Севастопольском рейде и вела угольную погрузку. Этим воспользовался турецкий крейсер «Гамидие» и утром этого дня в течение часа обстреливал Туапсе.
2 декабря эскадра вышла в море, так как было сообщено, что опять появились неприятельские корабли. 5 декабря, никого не встретив, она возвратилась в Севастополь. 6 декабря «Бреслау» появился недалеко от Севастополя. Атакованный гидропланами, он ушел, предварительно обстреляв наших тральщиков. 10 декабря после полудня «Гебен» подошел к Батуму и с дистанции в 14.000 метров обстрелял порт. Транспорт «Березань» и несколько других мелких судов стояли на рейде, а в глубине порта находилось много цистерн с мазутом и бензином. Удачным попаданием «Гебен» мог бы причинить большие повреждения как в порту, так и в крепости. После десятиминутного обстрела «Гебен» удалился, не достигнув никакого результата. Форты отвечали, но их снаряды не долетали до цели.
Из-за отсутствия быстроходных крейсеров для разведки напряженные и упорные попытки русской эскадры поймать неприятеля Оставались безрезультатными. Может быть неприятельские крейсера, хорошо осведомленные о выходах в море русской эскадры, появлялись тогда, когда эскадра, возвратившись, стояла на рейде Севастополя?
В первой половине декабря было получено донесение, что в Турции готовится десант в Батум. 11 декабря эскадра снялась с якоря. Это был уже шестой выход всей эскадры и ее корабли, в особенности угольные миноносцы износились. Но время ремонта еще не пришло. Стало известно, что турецкий минный заградитель «Нилуфер» взорвался на минах у входа в Босфор.
Подойдя к Батуму, адмирал Эбергард отправил туда для защиты порта миноносец «Жаркий». Затем эскадра пошла к Требизунду и, продлив курс до Синопа, обстреляла наиболее важные пункты на анатолийском побережье, потопив пароход «Деренти» в 3.500 тонн, нагруженный военным материалом. Пробыв в море четыре дня и никого не встретив, адмирал Эбергард вернулся с эскадрой в Севастополь 15 декабря.
Предстояло срочно произвести две операции: 1) поставить мины у Босфора и 2) закупорить Зунгулдак потопленными транспортами, груженными камнями, во входе в порт. 20 декабря адмирал Эбергард снялся с якоря для выполнения первой операции. Минные заградители «Вел. Кн. Ксения», «Вел. Кн. Константин и «Вел. Кн. Наследник Георгий», в сопровождении 3-го дивизиона миноносцев, в ночь на 22 декабря поставили два минных заграждения у Карабуру (в трех милях от входа в Босфор), общим числом в 600 донных мин. Несмотря на большой риск встречи с неприятельскими крейсерами постановка мин была произведена точно. Минные заградители (бывшие пассажирские пароходы РОПИТ-а), вернулись в Севастополь поодиночке. Вторая операция, закупорка входа в порт Зунгулдака, окончилась неудачно из-за плохих атмосферных условий и из-за недостаточной подготовки ее. Все четыре транспорта, груженных камнями, в ночь 23 декабря разметало сильным штормом по морю у берега Анатолии. На заре весь отряд, во главе с броненосцем «Ростислав», вспомогательный крейсер «Алмаз», четыре груженых транспорта и миноносец, находился в большом «растрепанном» беспорядке. Русские радиотелеграфисты стали слышать переговоры неприятельских кораблей и среди них «Бреслау». В отряде не досчитывались транспорта «Атос» и одного миноносца. В ночь с 23 на 24 декабря, в 3 часа утра, «Ростислав» повернул с курса, чтобы собрать разбросанные бурей транспорты. Он не предупредил об этом транспорт «Олег», следовавший за ним.
На «Олеге» находился капитан 2 ранга Евдокимов, командовавший дивизионом этих транспортов. Не видя никакого сигнала с «Ростислава», он решил продолжать идти на Зунгулдак. Около 4 час. утра с «Олега» в темноте заметили силуэты двух миноносцев, быстро идущих к нему и на расстоянии в 1.000 метров открывших прожектора. Их силуэты были схожи с силуэтами миноносцев 6-го дивизиона, сопровождавших отряд в Зунгулдак. Евдокимов им крикнул в рупор: «Я — транспорт «Олег»!». В ответ раздался смех и по-русски: «Вот тебе, «Олег», получай!», и миноносцы открыли огонь. Несколько снарядов попали в «Олег». Головной миноносец пустил мину, но командир «Олега» успел дать задний ход, и мина прошла впереди транспорта. Во время этого нападения «Олег» получил несколько надводных пробоин и несколько человек из команды были убиты и ранены. Другие суда отряда ничего не знали о случившемся, будучи разбросанными в темноте штормом. Один русский миноносец этого же отряда принял в ночной темноте турецкие миноносцы за свои и вступил им в кильватер. Только через некоторое время, увидя их сигналы ратьером, он понял ошибку и скрылся полным ходом… Это и был тот миноносец, которого не досчитывались. Он вступил в строй с значительным опозданием.
Транспорт «Атос», которого сильный шторм оторвал от отряда, на рассвете 24 декабря был игрушкой волн далеко в море. Крейсер «Бреслау» его нашел и приказал сдаться. Но его командир, лейтенант Михаил Четверухин, отказался сдать в плен свой транспорт и приказал открыть кингстоны и затопить корабль. «Бреслау» дал несколько залпов по «Атосу» и взял в плен командира и команду. Через некоторое время «Бреслау» пересадил их на «Гебен», возвращавшийся в Константинополь. Лейтенант Четверухин всего за два дня до этого участвовал в постановке мин у Босфора 22 декабря и, смотря в иллюминатор каюты, в которой был пленником, сразу же увидел, что «Гебен» идет по минному полю. Раздались два сильных взрыва! Крейсер набрал большое количество воды и едва вошел в Босфор. Если бы «Гебен» не был так близко к Босфору, то весьма вероятно, что он затонул бы. Это случилось 25 декабря по новому стилю, в день праздника Рождества у немцев.
Из плена лейтенанту Четверухину удалось переслать адмиралу Эбергарду эти сведения. Операция же закупорки входа в порт Зунгулдак не удалась, так как из-за шторма пришлось затопить транспорты в море, против него, а не в самом входе в порт.
В то время как протекала операция у Зунгулдака, турецкий крейсер «Гамидие» появился в ночь на 24 декабря у Батума и открыл огонь в час ночи. Но вместо порта и батарей он сосредоточил свой огонь на пустынном месте, у устья реки Чорох. «Гамидие» искал, наверное, миноносец «Жаркий». Этот малютка миноносец оказывал большую помощь русским войскам, продвигавшимся по турецкой территории. Он помогал им не столько своей 75-мм. пушкой, столько топя турецкие парусники, подвозившие подкрепления отступавшим турецким войскам. Присутствие в море турецких крейсеров нисколько не помешало русским миноносцам действовать вдоль анатолийского побережья и к концу 1914 года они потопили сотни парусников и 12 турецких транспортов.
|