Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4799]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [888]
Архив [1659]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Забытые были Великой войны. Вступление в строй дредноута «Императрица Екатерина II»

    ПРИОБРЕСТИ КНИГУ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ:

    http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15578/

    В конце октября 1915 г., вступив в строй Черноморского флота, «Имп. Екатерина II» увеличила силы его втрое против турецкого. Но это не могло прекратить набеги немецких крейсеров на русское побережье. Большое преимущество в ходе обеспечивало им их «корсарство». Максимальная скорость русского дредноута была 23 узла, то есть на 4-6 узлов меньше скорости неприятельских крейсеров. Только случайно они могли быть настигнуты русскими дредноутами, либо в случае небрежности с их стороны в наблюдении за морем, либо в случае аварии в машинах. Английский флот, несмотря на огромное численное превосходство и с большим напряжением своих сил, не мог поймать немецких корсаров в Средиземном море, а также абсолютно запретить им бомбардировать свои берега в Англии и ее колониях. Черноморский флот тем более не мог своими двумя дредноутами обезвредить немецкие крейсера. И все же «Гебен» и «Бреслау» в течение октября, ноября и декабря 1915 года в море не показались. В течение 1915 года в «Гебен» был атакован русскими подводными лодками три раза, а «Бреслау» — два раза, и безрезультатно. В сентябре появились в Черном море первые немецкие подводные лодки «UB 7» и «UB 8». До конца года, то есть за четыре месяца, они потопили один пароход, двух заставили выброситься на берег и уничтожили десять парусников. Немецким подводным лодкам не удалось остановить русское транспортное движение. Девять их атак на русские военные корабли были безрезультатны; несмотря на то, что русские военные корабли находились все время в море и во всех направлениях Черного моря и поэтому являлись постоянной целью.

    Русские подводные лодки, находясь по 14-21 день в крейсировании, не встречали неприятельских военных судов.

     

    1916 год. Сражение линейного корабля «Императрица Екатерина II» с «Гебеном». Заключение

    В ночь на 8 ноября 1916 года, дредноут «Императрица Екатерина II» с эскортом из двух миноносцев крейсировали в районе Эрегли. Оба миноносца ночью были отправлены командиром «Екатерины» в дозор и в случае встречи с неприятельскими транспортами со снабжением для турецкой армии им было приказано уничтожать их. Перед рассветом миноносцы обнаружили «Гебена», шедшего между их курсом и берегом.

    Предупредив командира «Императрицы Екатерины II» и искусно маневрируя, они навели погнавшегося за ними «Гебена» на русский дредноут, который полным ходом спешил им навстречу. На курсе «SE» с «Екатерины» вскоре увидели миноносцы и гнавшегося за ними «Гебена». На дистанции в 18.500 метров открыли огонь и первый же залп лег близко от «Гебена». Он сейчас же меняет курс, в 9 час. 45 мин. ложится на правый галс и уходит на «SW», уклоняясь от боя. «Императрица Екатерина II» гонится за ним во все свои 23 узла, не прекращая огня. Возможно, что «Гебен» получил повреждения от первого же залпа и поэтому обратился в бегство. У «Екатерины» же это было ее боевое крещение. Произошли мелкие аварии в башнях, что помешало интенсивности огня.

    Бой длился с 9 час. 45 мин. до 10 час. 13 мин., то есть всего 28 минут, на самом полном ходу, на дистанциях от 20.000 до 22.500 метров. Самая малая дистанция после первого залпа была 19.750 метров. Аварии в башнях дали «Гебену» возможность уйти после первого залпа на 1.250 метров.

    «Императрица Екатерина II» выпустила 90 снарядов 305-мм., стреляя на носовых курсах, то есть почти одной башней. Стрельба «Гебена» была плоха, снаряды ложились очень разбросанно. Ни одного снаряда не упало поблизости «Екатерины». В 10 час. 15 мин. уходивший полным ходом «Гебен» был уже вне досягаемости орудий русского дредноута.

    4 июля 1916 года «Гебен» и «Бреслау» показались еще раз у берегов Кавказа. Они обстреляли Туапсе и потопили два торговых парохода и несколько парусников.

    Со вступлением в строй второго дредноута в октябре 1915 года Черноморский флот насчитывал действующими: 9 новых миноносцев-нефтяников, 6 новых подводных лодок: «Морж», «Нерпа», «Тюлень», «Кашалот», «Кит» и «Нарвал» водоизмещением надвод. 460 тн., подвод. 550 тн., с ходом в надвод. положении в 15 узлов, в подвод. — 11,5 узл., с 9 минными тюбами и с районом действий в надвод. — 1.000 морских миль 15 узлов и 2.000 миль 11 узлов, в подвод. 55 м. миль 6 узлов и 30 м. миль — 9 узлов. Подводный заградитель «Краб» — 500 700 тн. 16 8 узлов с нагрузкой в 60 донных мин и 2 тюба Уайтхеда. Все эти суда, как надводные, так и подводные, были построены в Николаеве и Херсоне (миноносцы).

    Это позволяло беспрерывно блокировать турецкое побережье и постоянно патрулировать у Босфора подводным лодкам.

    Встречи с неприятельскими судами стали чрезвычайно редки.

    В середине лета 1916 года адмирал Эбергард был заменен адмиралом Колчаком. План операций на Черном море, выработанный адмиралом Эбергардом: блокирование турецкого угольного района, Босфора и овладение Черным морем был уже почти выполнен. Адмиралом Эбергардом был очищен восток Черного моря, адмирал Колчак принялся за его запад. Он блокировал турецкий флот в Босфоре. Всего перед Босфором было поставлено более 5.000 мин. С августа 1916 года и весь 1917 год «Гебен» и «Бреслау» больше не появлялись в Черном море. С начала 1917 года, несмотря на революцию, русский флот был полным хозяином в Черном море до самого Брест-Литовского мира в марте 1918 года.

    Черное море было в центре русского фронта. На него одновременно опирались левое крыло русской армии в Европе и правое крыло Кавказской армии в Малой Азии. Черноморскому Императорскому флоту пришлось охранять 3.000 километров фронта. Как с начала войны, когда с появлением в Босфоре «Гебена» и «Бреслау», он тактически был слабее флота противника, так и до момента, когда он стал в три раза сильней германо-турецкого и болгарского флотов, он свободно плавал в море, блокируя неприятельские берега и осуществляя большие воинские перевозки.

    Императорский Черноморский флот и Кавказская армия к 1917 году бесспорно были победителями Турции. Флот господствовал на море, а Кавказская армия держала большую часть турецкой территории.

     

    Судьба крейсера-дредноута «Гебен» и крейсера «Бреслау»

    В нью-йоркской газете (европейского выпуска) «Herald Tribune» от 17 августа 1965 года турецким министерством финансов было дано следующее объявление:

    ««Yawuz» («Гебен») — броненосный крейсер тоннажа приблизительно в 22.350 тонн (пустым), оцененный в 25.199.170 турецких лир (около 28 миллионов долларов), будет продаваться с торгов 30 сентября 1965 года в 4 часа дня».

    В ноябрьском номере морского журнала «U. S. Naval Institute Proceeding» 1966 года американский консул в Константинополе V. Lansing Collins в статье «Последний крейсер-дредноут» рассказывает о судьбе «Гебена» после окончания 1-й Великой войны:

    20 января 1918 года в 5 час. 55 мин. утра «Гебен» в сопровождении «Бреслау» вышел из Дарданелл в Эгейское море для действий против неприятельских судов и военных пунктов. Согласно записям в его вахтенном журнале, он потопил два английских монитора «Raglad» и «N 28», но атакованный подводными лодками, миноносцами и аэропланами и несколько раз подорвавшись на минах, был вынужден вернуться в Дарданеллы, где сел на мель у банки Nagara.

    22 января его удалось снять с мели, и он стал на якорь против дворца Долма-Бахчи. «Бреслау» погиб на минных заграждениях 9 декабря 1918 года.

    После заключения перемирия «Гебен» — «Yawuz» под конвоем двух английских миноносцев был отведен в Исмид, где простоял на «мертвом» якоре несколько лет. В 1926 году он был отправлен для ремонта в St. Nazaire, после чего в 1929 году вернулся в Турцию. В 1954 году он был исключен из списков турецкого флота.

    За последние годы он выполнил ряд дипломатических миссий. Ему была оказана честь в торжественной обстановке перевезти тело Ататурка (Кемаль-Паши) из Истамбула в Ямит под эскортом турецкого флота, английского дредноута «Malaya» и военных судов французского, греческого и румынского флотов. Вахтенный журнал его закончен 14 октября 1954 года записью: «Сел на мель».

    Купить «Гебена» никто не пожелал, и в настоящее время он стоит на «мертвом» якоре напротив дворца Долма-Бахчи как музей.

     

    ***

    Приход «Гебена» в Дарданеллы окончательно закрепил германо-турецкий союз. Он вынудил Турцию на войну, разорвал связь России с союзниками и имел неисчислимые последствия. Американский посол в Турции Morgenthau, переживший на месте все фазы событий, в своих «Morgenthau Mémoires» (Payot et Cié, Edit.) утверждает, что вход германских крейсеров в Дарданеллы имел следствием то, что «война длилась столько лет, ибо это было событие решающее, которое отделило Россию от ее союзников и которое менее чем в год повлекло ее поражение и разрушение».

    Людендорф в «Мои воспоминания о войне 1914-18 гг. «пишет, что «выступление Турции позволило Германии продолжить войну на два лишних года».

    Над всем 1915 годом, великим отступлением русской армии, лишенной материальной помощи союзников вследствие закрытия Дарданелл, над кровавыми боями в Закавказье, над изолированным положением России и ее конечным поражением витает мрачная тень крейсера-дредноута «Гебен».

     

    Г. фон Гельмерсен

     

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (28.06.2023)
    Просмотров: 159 | Теги: мемуары, книги, россия без большевизма, Первая мировая война, РПО им. Александра III
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2047

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru