3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор» (с 1927 года — «Красин»), один из первенцев русского ледокольного флота.
Многое, известное в СССР, было не создано, а переименовано, точнее сказать — коммунисты скоммуниздили и переименовали многое созданное в ненавистной им Российской Империи.
Судно было заложено на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth and Co. Ltd. в Ньюкасле, а после того как было спущено на воду, достраивалось в Мидлсбро.
На протяжении нескольких десятилетий это судно было самым мощным арктическим ледоколом в мире. Судно сразу же было использовано для обеспечения проводки английских кораблей с военными грузами в Архангельск. Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году - ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при ее впадении в Северную Двину в Архангельске.
В соответствии с советской историографией, целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.
Интервенция была предпринята Англией - союзницей России по Антанте во все еще продолжающейся войне с Германией. Официальной целью интервенции была защита вооружения и боеприпасов, поставленных союзниками России и хранящихся в Мурманске и Архангельске от передачи их немцам. Кроме того, англичане, принимавшие самое непосредственное участие в подготовке свержения монархии в России решали многие свои задачи и вопреки советским историкам совершенно не собирались воевать с советской властью. В конце февраля 1920 года английские "интервенты" ушли, уведя с собой ледокол.
Еще в ноябре 1919 года ледокольный пароход «Соловей Будимирович» был направлен к Канину Носу с целью закупки у ненцев мяса для голодавших жителей Архангельска, но был заперт во льдах и вынесен в Карское море. Дрейф судна продолжался почти четыре месяца. На помощь был отправлен ледорез «Федор Литке», но он оказался не в состоянии пробиться сквозь льды. «Святогор» ушел в Англию.
В декабре 1921 года советское правительство предложило выкупить ледокол у Англии. К 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя Алексея Крылова и советского торгпреда в Великобритании старого большевика Леонида Красина, ледокол был выкуплен.
Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.
На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лед. За этот героический поход ледокол был награжден орденом «Трудового Красного Знамени».
Великая отечественная война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.
https://von-hoffmann.livejournal.com/2019644.html |