Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4704]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [843]
Архив [1655]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    ПАСХА В ЛЕЖАНКЕ

    Эту и другие книги можно заказать по издательской цене в нашей лавке: http://www.golos-epohi.ru/eshop/

    19 апреля 1918 года, пройдя железную дорогу, разогнав в Горькой Балке большевиков, мы пришли в Лежанку, замкнув после двух месяцев свой путь борьбы за «русский светоч».

    Большевики из Лежанки поспешно ушли, забрав с собою несколько сот мобилизованных жителей этого села. Мы здесь еще в недоброй памяти; у жителей много страха, еще не забыт Февраль, когда мы с боем брали это большое село и когда человеческая жизнь валилась, как листья в осеннюю пору. Бабы, однако, через пару часов освоили положение и смело начали всякие военные и партикулярные разговоры.

    Заняв Лежанку без боя, мы вели себя сугубо мирно, и это очень расположило к нам женское население села.

    - Вот, не тронули их, и они никого не трогают, - резюмируют они положение. Они соглашаются, что при большевиках нет жизни, никакого нет закона и порядка; забирают скот, имущество, мужиков; заставляют всех рыть окопы, нагоняют страху и всякого туману...

    - Но и с вам страшно... - заключают они.

    Мы искренно смеемся, и от этого им становится легче. Они даже хлопают нас по плечу и тоже смеются. И страха уже нет.

    На другой день наша хозяйка откровенничает больше:

    - Они все же - свои... да как посмотрю на вас - тоже не чужие... - и улыбается. Потом, переходя на шепот, докладывает:

    - Бают, что вы и царя везете с собою...

    - Нет, царя у нас нет, - отвечаем мы, - а вот князей много, но они тоже, как солдаты, со штыками ходят, и нет у них ничего, кроме вшивой рубашки.

    Ну, да что там говорить, все равно хозяйка не поверит. Я показываю на Хованского. Хозяйка не то сердобольно, не то недоверчиво качает головой и умолкает.

    Когда же на другой день Хованский умывается, хозяйка ему сует чистый ручник.

    - Чего же ты князю? - замечаем мы. - Ты что - за старый «прижим», что ли?!

    Хозяйка, смущенная, машет рукой и уходит на двор.

    Генерал Богаевский со своей бригадой ушел на Дон: оказывается, на Дону, действительно, восстание казаков. Теперь в арьергарде мы - первая бригада. Большевики, верные себе, чтобы не дать отдыха ни своим частям, ни нам, беспокоят нас своими непрекращающимися наступлениями.

    Мы лежим в окопах на околице села и отгоняем большевиков «беспокойщиков». Накопившись, большевики повели наступление. Мы подпустили их совсем близко, но они не выдержали этого нашего зловещего молчания, залегли и начали пятиться назад.

    В это время на их левом фланге появился Черкесский конный полк, и большевицкие части побежали. Пехота обрушилась на противника фланговым огнем, и получилась всегдашняя картина, большевицкого уничтожения. Чтобы окончательно отбить у них охоту к беспокойству, наш взвод сел на повозки и погнался за бегущим противником.

    Километров за пять нас встретили довольно организованным огнем. Мы спешились и, не останавливаясь, бросились в атаку на «ура». Красные опять побежали, отстреливаясь и прячась за углы построек и плетни. В одной улочке мелькнула группа «тельняшек», одна из них повернулась и из большого «маузера» дала несколько выстрелов. Кто-то из-за плетня выстрелил под самым ухом. Мы бежали доброй рысью, забыв свои полузакрытые раны. Большевики оглядываются и временами стреляют, но страх и сознание того, что «кадеты» (так они называли добровольцев) преследуют упорно, парализуют точность огня. В результате и «маузер», и другие револьверы и пистолеты поступают на наше вооружение. Опять появляются черкесы и преследуют противника на Медвежье.

    Хутор Медвежье должен заплатить нам контрибуцию, но так как жителей нет, разверстку производим мы сами. Берем не в прок, а для пасхального стола. У всех сразу появляются хозяйственные знания и даже таланты.

    - Это тебе не на «ура» идти, - заявляет один такой хозяйственник, - здесь надо «мозгой» ворочать и надо знать, которая мука - крупчатка, а которая - мягкого помола... Для куличей употребляют мягкую.

    - И которая курица и которая утка, - добавляет другой. - Для пасхи очень годится павлин.

    Словом, птица всевозможных заглавий и роста, поросята разных величин, сметана, сливки, масло, яйца, и еще что-то, и еще - еле вмещаются в возы и быстро и осторожно упаковываются.

    - Не хватает только миндаля, изюма и ванили, - замечает длинный варшавянин-Кексгольмец.

    - Ты вот поминдальничай, так живо попадешь в лапы к «товарищу» Троцкому, - парирует финляндец Меллер.

    Наша хозяйка и две другие хозяйки нашего постоя пекут и жарят, как для настоящего Светлого Праздника, ожидаемого после семинедельного поста... Находится и краска, и мы не протестуем, когда получаются «красные яички».

    Наша хозяйка - та, что любит поговорить о напрасности «братоубийства» - из железного резерва выволакивает что-то питьевое.

    - Какая же это будет солдату Пасха без вина? - заключает она.

    Наш гвардейский взвод 3-ей роты Офицерского полка - восемнадцать человек - занимает участок у околицы хутора, шагов сто в одну и столько же в другую сторону от Медвежинского тракта. Дома крайние: когда надо, выбегаем мы из домов и занимаем свою позицию. Теперь мы на хозяйственных работах, но дежурные следят за степью, а хозяйки - за куличами, дабы вовремя вынуть их из печи.

    В субботу, незадолго до крестного хода вокруг храма, начал собираться для наступления пресловутый Медвежинский уезд.

    Стемнело. Я лежал на земле около окопчиков и, поднявши воротник шинели, дремал. В пяти шагах от меня лежал мой брат и все время наблюдал и прислушивался к движению в большевицком лагере.

    - Не спи! Не спи! Они всего в двадцати шагах и - слышишь? - ползут к нам.

    Я на мгновенье всматривался в темноту и опять дремал.

    - Идут! Бегут! - нервно крикнул брат и выстрелил в темноту.

    Загремели выстрелы по всей околице, затарахтел ротный пулемет.

    Я нервно сжал винтовку и ждал...

    - Что за атака без «ура»? - думал я. - Это не всерьез...

    Но мимо промелькнула темная фигура, хотел стрелять, но опоздал, - и скрылась в нашем тылу. Тогда, ставши на колени, я начал вглядываться в темноту.

    - Господи Боже! Теперь молиться бы, а ты тут шныряешь штыком, - подумал я.

    В это время передо мной выросла тень, и если бы я машинально не выбросил штык вперед, она бы меня задавила. Тень вскрикнула и скатилась куда-то в сторону. Я ждал других - но две-три промелькнули вне поля моего действия, и скоро все успокоилось.

    Подошел брат, стали искать заколотого, но его нигде не было.

    Утром после боя все выяснилось: перед нашим участком лежало пять или шесть человек убитых или тяжело раненых, но не видно было ни одной винтовки. Оказывается, мобилизованные жители села Лежанки оружие побросали еще раньше и шли налегке, чтобы попасть домой еще до крестного хода.

    Разговлялись утром. Черкесы-магометане несли весь этот день дозорную службу.

    Хозяйки считали нас уже почти что своими. Пасха такая же у них, как и у нас. Носят на шее крест, а главное - не шарят по комодам... Они заговорщически нам улыбались и, подмигивая своим мужикам, говорили:

    - Вернулся-таки с посева...

    Что он сеял - не было известно, а также не было важно в этот Светлый День.

    Своему мужику мы отдали его питье.

    - Так, ваше высокоблагородие... - опешил он, - тогда уж выпьемте вместе!

    Выпили вместе, а хозяйка вытерла губы и похристосовалась с каждым, перед каждым вытирая передником губы; христосуясь же с князем Хованским, вытерла губы дважды.

    Так встретили и отпраздновали мы первый день Пасхи в 1918 году. А на второй день мы выступили походом на Дон.

     

    И. Эйхенбаум

     

    Категория: История | Добавил: Elena17 (09.08.2023)
    Просмотров: 1124 | Теги: РПО им. Александра III, мемуары, белое движение, россия без большевизма, книги
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2025

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru