Завтра, даст Бог, мы с вами услышим за Божественной литургией повествование святого евангелиста Иоанна. Повествование о том, как Господь наш Иисус Христос даровал слепорожденному человеку двойное прозрение: и телесное, от телесной слепоты, и духовное, от духовной слепоты и неведения. Евангелие это говорит о том, что Господь, проходя, увидел слепорожденного. Откуда Он шел? Из храма. А там, в храме, перед этим, озлобленные враги хотели побить Его камнями. По Евангелию Матфея, Марка и Луки не совсем ясно, почему такая страшная злоба. Прямо таки сатанинской ненавистью возненавидели нашего Господа Его враги – книжники и фарисеи и саддукеи. По Евангелию от Иоанна это нетрудно понять, потому что как раз перед этим повествованием об исцелении слепорожденного, говорится о том, как Господь беседовал с ними и как они в конце концов говорили Ему: «не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и... бес в Тебе?» (Ин.8:48). Но Господь в этой беседе беспощадно их обличил в том настроении, которое ими владело, и со Своей стороны, когда они хвастливо и заносчиво сказали, что «наш Отец – Бог», то Господь им сказал: «Если бы Бог был ваш Отец, вы совсем действовали бы не так, как вы это делаете, а ваш отец – диавол!» (Ин.8:41, 42, 44). Прямо сказал им это Господь.
По славянски: «вы отца [вашего] диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити» , т.е. действуете так, как он сам действует. После этой беседы, в конце которой Он прямо им сказал Кто Он, собственно, по существу, они хотели побить Его камнями. Он им сказал такие слова: «Авраам ваш отец рад бы был, если видел бы Мой день: и видел и возрадовался» . Недоумевающие враги Его спросили: "Тебе и пятидесяти лет нет, – и Ты видел Авраама?» . Последовал ответ Спасителя, исполненный Божественного величия: «аминь, аминь глаголю вам: прежде даже Авраам... бысть, Аз есмь» (Ин.8:56–58) т.е. прежде, чем не был (прошедшее время) Авраам, Аз есмь, Я есть. Господь Своей Божественной Природой в прошлом, как и в будущем, находится так же, как в настоящем. Как говорил о. Иоанн Кронштадтский: «Господь в одном акте Божественного созерцания созерцает всю жизнь, все века и всех людей». Когда они поняли, что Он сказал о Себе, они схватили камни, чтобы побить Его, но Он прошел мимо них. Когда вышел, проходя, увидел этого слепца.
Когда вы внимательно читаете это повествование, то сразу видите, как слепец постепенно прозревал. Враги Спасителя все больше и больше своей злобой ослепляют себя, а бывший слепец прозревает. Когда его первый раз спросили, как он получил исцеление, он на это ответил только: «Человек, нарицаемый Иисус – (имя Которого Иисус) – сказал, чтобы я положил брение на очи и умылся в Силоамской купели, что я и сделал, и вижу» (Ин.9:11). Когда спросили его: кто Он и где Он, он сказал: «не знаю» (Ин.9:12). Но потом, когда враги старались его сделать противником Исцелителя, получилось наоборот: чем дальше они пытались уверить его в том, что его исцелил грешный человек, тем яснее пред ним сияет истина. После того, как он просто назвал Его Имя, он сказал: «это пророк !» (Ин.9:17). Когда они снова и снова к нему приставали перекрестными вопросами, он, сам того, может быть, не зная, нанес им ужасный удар моральный, с их точки зрения оскорбление! Они его снова спрашивают, а он им говорит: «Сказал я уже, вы что не слышали? Почему вы снова хотите слышать? Или и вы хотите быть Его учениками?» Они гневно говорят: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что... Моисею говорил Бог, а Этот откуда – мы не знаем» (Ин.9:27–29). Вот тут бывший слепец их и обличил, он говорит: «о сем бо дивно есть, яко... не весте, откуд а есть, и отверзе ми очи» (Ин.9:30), т.е. вот это-то и удивительно, что Он отверз мои очи, а вы не знаете, откуда Он! Вы же (подразумевается) духовные вожди народа, кому же знать, как не вам? Если вы не знаете, откуда Человек, Который творит такие поразительные чудеса, то куда же вы годитесь, как духовные вожди народа? И дальше им читает лекцию: «А мы знаем, что грешников Бог не послушает , а кто волю Его творит, кто чтит Его, того Он послушает . От века не было случая, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Этот не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9:31–33). Возражать было нечего, и они прибегли к ругательству – это все, что оставалось в их распоряжении, они говорят: «во грехах ты весь родился и тебе ли нас учить ? И выгнали его вон» (Ин.9:34).
Господь, после этого, встретя его, говорит, чтобы ободрить его. Как не был силен духом этот бывший слепец, но ему, конечно, скорбно было – изгнание из синагоги было очень тяжелым наказанием у иудеев. Господь, чтобы ободрить его, встречая его, говорит: "ты вер и шь ли в Сына Божия?» (Ин.9:35). Ответ слепца явно показывает, что вера созрела, но только еще не увидела своего объекта перед собой. Он говорит: "и кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (Ин.9:36). Господь, Который простой сердцем женщине-самарянке прямо сказал, что Он – Мессия, так же и этому слепцу прямо говорит. Тот говорит: «Кто Он, Господи? Этот Сын Божий?» – «и видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин.9:37) – сказал ему Спаситель – Он есть! И вот из всей души бывшего слепца восторженно вырвался возглас: «верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9:38). Вот, как Господь Иисус Христос, повторяю, даровал двойное зрение этому слепцу: и физическое и духовное. Но злые враги Христовы не унимаются и задали Спасителю вопрос: «Что же и мы слепы?» (Ин.9:40). Получили они очередной хороший урок. Господь им на это ответил: «если бы вы были слепы, то греха бы не имели!» (Ин.9:41). Тот кто не видит, тот не виноват, неведение не есть грех. Мы с вами знаем, что и Церковь, в покаянных молитвах, твердо отмечает грехи вольные, сознательные от несознательных и невольных. «Если бы вы были слепы, то не имели бы такого греха , – говорит Господь, – но так как вы сами говорите, что вы видите, то грех ваш остается на вас» .
Это – страшные слова, братия, страшные, потому что безмерно велик Тот, Кто их сказал! Ведь Господь Иисус Христос есть Один, Кто может простить грех и не простить – помиловать и осудить. И Он прямо говорит, что грех их останется на них. Это Евангелие, конечно, и нам с вами урок, потому что недаром мы с вами не так давно в Великом посту молились: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения!» Значит, мы их не видим как следует, раз просим, чтобы нам их видеть, зреть. Значит и у нас не хватает духовного зрения. Потому и надо всегда, особенно в этот день, когда мы вспоминаем как Господь исцелил человека и открыл ему духовные очи, молиться, чтобы Он и наши ослепленные очи просветил светом познания Своего. Аминь. |