Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4866]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [908]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    МЕМУАРЫ КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ (7)

    «И ОТДЕЛИЛ БОГ СВЕТ ОТ ТЬМЫ»
    (Бытие [2])


    Причины Русской Революции относят в целом к самодержавной системе «имперского» режима, который спешат охарактеризовать как реакционный и кровавый. Если это предположение не исходит из предвзятой точки зрения, то следовало бы судить об этом иначе после более чем тридцати лет наблюдений, сопоставлений и умозаключений [3].
    Годы, предшествовавшие этой революции, все были исполнены ожесточённой борьбы, точнее это была «самооборона» имперского правительства против революционных тайных обществ, именовавших себя то «нигилистическими», то «социалистическими», – но, по сути, скрывавших под собою идеи коммунизма.
    На самом деле, вся эта борьба оказалась лишь прелюдией к той, что ведут теперь Западные Державы, подвергнувшиеся в свою очередь разрушительной пропаганде той же самой доктрины, которая развалила Царскую Россию, сравняв с землей все это славное здание, возведенное некогда гигантами – Петром Великим и Екатериной II, их гением и великими трудами.
    Тайные общества начали свою систематическую разрушительную работу уже во время правления Императоров Павла I, Александра I, Николая I и особенно, в правление Александра II, которого им удалось убить. Эта преступная деятельность усилилась при Александре III и особенно при Николае II.
    Подрывные элементы постепенно проникали не только в рабочий и буржуазный классы, но также и в высшее общество, в научные, художественные и литературные круги.
    Даже всемирно известный писатель Лев Толстой не избежал влияния тех, кто совершенно сознательно работал над свержением режима.
    Подарив русской литературе несравненные шедевры – его психологические романы, уникальные в истории литературы всемiрной, – этот великий гений отдал свой талант и свое перо на службу вредоносной религиозной доктрине, которой суждено будет впоследствии пустить ко дну его собственную страну [4].
    По распоряжению правительства Толстой был водворен в своем имении «Ясная Поляна», что являлось своего рода ссылкой, впрочем, весьма сносной.
    В связи с этим приведем случай, который лучше всего отражает истинный менталитет писателя. Находясь в вынужденном заточении в своем огромном поместье, он опубликовал «Крейцерову сонату» [5], которая была немедленно запрещена цензурой как безнравственная [6].
    Очень расстроенный, Толстой отправил жену в Петербург, чтобы добиться аудиенции у Царя, – тогда был Александр III, – и попросить отменить запрет. Аудиенция была дана, и Император принял графиню Толстую [7] самым учтивым образом, высоко оценив талант великого романиста. Видя, что атмосфера благоприятна, графиня осмелилась попросить Царя распорядиться о снятии ареста с последнего произведения ее мужа. Вот что ответил ей Александр III:
    – Прежде чем дать ответ в отношении Вашей просьбы, позвольте мне, графиня, задать вам один вопрос: читали ли ваши дети «Крейцерову сонату»?
    – Разумеется, нет, Ваше Величество, – обиженно воскликнула графиня.
    – Тогда, – заметил весьма отечески Царь, – зачем же Вам развращать чужих детей, дав им возможность прочесть эту книгу, которую Вы отказываетесь дать своим собственным?
    Смущенная и растерянная, графиня Толстая вынуждена была уйти, не получив удовлетворения [8].
    Первые годы правления Императора Николая II были осложнены началом ожесточенной гражданской войны [9] и Русско-Японской войны. Используя непопулярность этих военных действий на Дальнем Востоке как предлог, революционеры развязали грандиозное наступление. Во всех городах Империи были брошены бомбы, совершены убийства высших чиновников, а также дяди Царя, генерал–губернатора Москвы, Великого князя Сергия [10].
    Вооруженные восстания, мятежи, забастовки и саботаж следовали один за другим с впечатляющей скоростью, но в целом это террористическое движение потерпело полный провал [11].
    Порядок был восстановлен, поскольку на этот раз большинство подданных Царя остались ему верны.
    Однако в условиях, когда Дальневосточная война была для русских проиграна, необходимо было во что бы то ни стало предотвратить возможное повторение военных действий на внутреннем фронте. Для пресечения революционных провокаций была создана Дума, а аграрная реформа была предусмотрена как средство обезоруживания врага, обещавшего народу «землю и волю» [11 а]. В этой связи следует отметить, что все министры, пытавшиеся внести аграрный закон в программу правительства, были убиты еще до обнародования императорского Указа об этом законе. Назовем лишь два имени среди жертв: Плеве [12] и Столыпин [13].
    Первый был убит бомбой, когда ехал в императорский дворец [14], чтобы представить на подпись Царю аграрный закон [15], второй жертвой стал Столыпин. Этот выдающийся государственный деятель и великий патриот, останься он в живых, несомненно, сумел бы спасти Россию от клеветы революции с помощью задуманных им мудрых и благоразумных реформ.
    Но, в свой черед, он был убит прямо посреди театра Гала [16], в присутствии Царя и его семьи. За несколько дней до этого в своей публичной речи Столыпин торжественно объявил, что скоро произойдет окончательный раздел земли и что все его усилия будут сосредоточены на справедливом распределении [17].
    Очевидно, что это не было совпадением, и после всех этих убийств действие аграрного закона – важнейшего вопроса как для монархии, так и для революции – было временно приостановлено в надежде остановить наступление террористов.
    Таким образом, России предстояло еще недолгое время наслаждаться кажущимся затишьем, безмятежным небом перед бурей, поднятой царством тьмы [18].




    «ПОРАЖУ ПАСТЫРЯ И РАССЕЮТСЯ ОВЦЫ СТАДА»
    (Евангелие от Матфея, глава 26) [19]




    В Первой мiровой войне Россия заявила о себе на стороне своих западных союзников. В то время как царские армии доблестно сражались на фронте, простиравшемся от Балтийского моря до Персидского залива, революционная активность стала проявляться как никогда ярко. Проникая не только в тыл, но и в самые ряды этого огромного фронта, пропаганда внутреннего врага неизбежно должна была увенчаться успехом. Ведь его поддерживали в его усилиях не только иностранные агенты, но и все социальные слои, особенно представители аристократии и некоторые члены императорской семьи. Самые прославленные имена в российском гербовнике были в стане врагов Царя. Все они, объединившись, камень за камнем разрушали само здание монархии, и каждый нес свою долю ответственности за беспрецедентную катастрофу, в которой утонула царская империя.
    Первые беспорядки вспыхнули в столице в конце февраля 1917 года. Император в это время находился в Генеральном штабе в 250 км от Петербурга [20]. Будь он в это время в своей резиденции, вероятно, ход событий принял бы иной оборот.
    Но в окружении самого Государя подрывные элементы имели своих тайных агентов, задача которых состояла в том, чтобы любой ценой удержать Царя в Генеральном штабе, чтобы он не смог помешать развитию революции. По этой причине все новости, отправляемые Императору, были неточными.
    В результате, не осознавая всей серьезности событий, разворачивающихся в его Столице, Николай II не выехал из Генерального штаба. Последствия этого оказались катастрофическими. Хотя Императрица, находившаяся в своей обычной резиденции в Царском Селе, прекрасно понимала необходимость немедленного возвращения Царя, однако она не могла с ним связаться, так как все телефонные и телеграфные провода, связывающие дворец с Генеральным штабом, были намеренно перерезаны.
    Она сама находилась у постели своих пятерых детей, болевших корью в тяжелой форме, и не могла их оставить. Поэтому она попросила одного из адъютантов царя, генерала Линевича [21], передать Государю срочное письмо, в котором призывала его вернуться как можно скорее.
    Уже мчавшийся на всех парах на паровозе в направлении Генерального штаба генерал был арестован. Послание Царицы так и не дошло до Царя.
    Между тем в тревожной депеше, направленной Царю Думой, и не менее драматичной депеше от Великого князя Михаила, брата Николая II, Государю предлагалось безотлагательно вернуться в Петербург [22].
    В обстановке суматохи и неразберихи Генерального штаба и несмотря на протесты в его окружении, Император решил уехать [23].
    Он уже находился в своем собственном поезде на полпути к столице, когда пришло известие, что на железной дороге совершена диверсия и рельсы сняты на расстоянии нескольких километров. Цель состояла в том, чтобы во что бы то ни стало помешать Государю добраться до Петербурга, и поэтому Царю пришлось повернуть назад в направлении Генерального штаба [24]…
    Тем временем в Петербурге события набирали обороты; после кровавых столкновений на улицах между полицией и демонстрантами Дума собралась на чрезвычайное заседание и объявила о низложении Царя чтобы «спасти Россию» [25].
    Это безответственное решение не входило ни в правовую компетенцию, ни в прерогативы этой ассамблеи, которая не обладала ни полномочиями, ни статусом учредительного органа. Тем не менее, был назначен Гучков [26], депутат Думы и проданная дьяволу душа инфернального заговора по уничтожению России, который должен был передать Царю [подготовленный Думой] акт об отречении.
    Но еще до того, как Гучков прибыл в Генеральный штаб, Император уже принял по собственной инициативе бесповоротное решение об отречении от престола.
    Не найдя вокруг себя ничего, кроме предательства, трусости и духа пораженчества [27], он только что пережил самое острое, самое горькое из всех разочарований своего царствования: все его военачальники прислали ему послания с призывом отречься от престола ради спасения России [28]…
    Эти военачальники нарушили клятву верности, торжественную клятву, данную под знаменами, на Кресте и Евангелии, но в момент генерального сражения превратившуюся в клятву лжесвидетельства.
    “Клянусь перед всемогущим БОГОМ служить, охранять и защищать священную особу Императора всеми средствами, которыми я располагаю, и до последней капли моей крови” [29].
    Перед лицом этого окончательного, самого болезненного и позорного предательства, монарх, покинутый своими военачальниками, не мог больше полагаться на свою армию. Оставшись один, лицом к лицу с Богом, на руинах своей Империи, Российский Император отрекается, но Россия этим спасена не была.
    Мир остался равнодушным к этой ужасающей трагедии, последствия которой для всех стран еще не были осознаны. Это также стало началом долгого мученического пути Святой Руси, первой жертвы тех, кто пытался теми же кровавыми методами завоевать все континенты. Русские также остались равнодушными к падению своей монархии, монархии светской, которая, тем не менее, в течение веков создала Империю и вывела Россию в ранг одной из ведущих мiровых держав.




    [Нови Живот [30]: Отречение Царя принадлежит истории, и я не буду об этом говорить... Император вернулся в Царское Село как свергнутый правитель и пленник. О дне его возвращения я узнала из газеты... Царь всея Руси – пленник своего народа!.. И ни один человек в огромной, более чем стомиллионной Империи, не встал на его защиту!.. Подземные ходы и адские организации врагов России и ее династии были настолько коварны и могущественны, что падение престола не вызвало никакого сопротивления ни в одном слое русского общества...]



    «DOMINE SALVUM FAC IMPERATOREM» [31]
    («ГОСПОДИ, СПАСИ ИМПЕРАТОРА») [32]




    Чтобы представить себе, что была некогда личность Царя для русского народа, нужно погрузиться в пучину времени, в то отдаленное прошлое, когда формировались соответствующие традиции и отношение.
    С начала X века Московские Государи оказались связаны с Византийскими Императорами узами Восточной церкви, а также и кровными узами. Подобно византийским монархам, чьими преемниками они себя считали, Цари стали в глазах своего народа избранниками Божьими и защитниками православной веры. На протяжении столетий все обычаи и чины Восточной империи вводились у себя и Русскими, и в первую очередь Обряд Священной Коронации Государя, который отныне совмещал в своей Особе как мiрскую, так и духовную власть [33].
    Великолепие этого обряда и грандиозные празднества, к нему приуроченные, могли бы поразить любое воображение. К концу же XIX века Николай II оставался уже единственным Европейским Государем, который посвящал и короновал Себя Сам [34]; это происходило в Москве в древнем Успенском соборе, великолепном памятнике русско-византийского искусства. Посредством этого торжественного акта Царь становился мистическим связующим звеном между своим народом и Богом, а православная церковь признавала Российского Императора «Монархом Божией милостию» и «Верховным защитником Веры».
    Русская Церковь греческого обряда полностью сохранила в течение десяти столетий все догматы и религиозные чины, установленные Вселенскими Соборами, первоисточником которых была Восточная Церковь, старейшая из христианских церквей.
    Таким образом, восприятие Царя как священной символической фигуры, находилось вне всякой досягаемости, – до тех пор, пока разрушительная работа революции не опрокинула этот постамент, который, «падая, разбил и статую» [35].
    Так вся многовековая история, державшаяся на религиозном почитании, нравственном пиетете и преданности, оказалась залита кровавыми волнами, под которыми исчезла созданная Царями Святая Русь.


    Публикация, перевод и комментарии В.В. СЕРАФИМОВА



    Примечания

    [1] Перевод с французской машинописи из Архива колумбийского университета (США). – USA. Columbia university library. Rare Book & Manuscript Library. Helene Romanoff Papers. BAR Gen Ms Coll/Hʹelène Romanoff, sheet №. 1–3 reverse.
    [2] Быт. 1:4.
    [3] Судя по данной реплике, «Введение» написано в кон. 1940–х – нач. 1950–х гг.
    [4] Елена Сербская имеет в виду, скорее всего, т.н. нравственное христианство Л. Толстого, с его отрицанием Тайны Воскресения Христова и Церкви, которое способствовало распространению атеизма в России.
    [5] Первое издание повести вышло в Берлине: Толстой Л.Н. Крейцерова соната. Русское издание. Берлин: Библиографическое бюро в Берлине. Б. Бер, 1890.
    [6] «Крейцерова соната» (1887–1889) повествует о безнравственном браке, интимных отношениях, супружеской измене, разрушении семьи., убийстве мужем жены из ревности и оправдании его по суду. Название повести дала Соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена, посвящённая французскому скрипачу Родольфу Крейцеру.
    [7] Графиня Софья Андреевна Толстая, ур. Берс (1844 – 1919).
    [8] Доселе в литературоведении не встречалось свидетельств о подобной встрече графини С.А. Толстой и Императора Александра III в 1890 г.
    Есть сведения, что напечатать «Крейцерову сонату» было разрешено лишь после аудиенции у Императора Александра III двоюродной тёти писателя графини Александры Андреевны Толстой, (1817–1904) – девицы, камер-фрейлины Русского Императорского Двора в одном из томов Собрания сочинений графа Л.Н. Толстого (1891).
    В воспоминаниях Ивана Николаевича Захарьина (1839–1906) – статского советника, бывшего управляющего отделениями Крестьянского банка в Вильно, Ковно, Оренбурге и Ставрополе, а также прозаика и драматурга, писавшего под псевдонимом Якунин, – рассказывается о беседе Императора Александра III с графиней Александрой Толстой, знаменитой придворной дамой Alexandrine.
    Alexandrine славилась при дворе не только безупречной набожностью и склонностью к филантропии, но и незаурядным умом, литературным вкусом и независимым характером – отличительной чертой всей толстовской породы.
    В покои фрейлины для Царя имелся отдельный проход через стеклянную, висевшую в воздухе галерею, соединявшую Зимний дворец с Эрмитажем, и Государь зашел посоветоваться о возможности публикации «Крейцеровой сонаты» Толстого, запрещенной духовной цензурой.
    «Я позволила себе высказать свое мнение в утвердительном смысле и представила Государю, что вся Россия уже читала и читает ее, следовательно, разрешение только может понизить диапазон публики, которая великая охотница до запрещенного плода».
    /…/ «Крейцерова соната» была разрешена к печати – но только в составе очередного тома собрания сочинений Толстого [Сочинения графа Л.Н. Толстого. 7-е изд. В 14 т. Ч. 13: Произведения последних годов. 3-е изд. Типо-лит. И.Н. Кушнерев и К°, 1891.
    И тогда же они разговорились о необыкновенной популярности Льва Толстого в России. Шел 1891 год.
    – Скажите, кого вы находите самыми замечательными и популярными людьми в России? – спросил Александру Андреевну Государь. – Зная вашу искренность, я уверен, что вы скажете мне правду… Меня, конечно, и не думайте называть.
    – И не назову.
    – Кого же именно вы назовете?
    – Во-первых – Льва Толстого…
    – Это я ожидал. А далее?
    – Я назову еще одного человека.
    – Но кого же?
    – Отца Иоанна Кронштадтского.
    Государь рассмеялся и ответил:
    – Мне это не вспомнилось. Но я с вами согласен.
    [Цит. По: Павел Басинский. Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2013, с. 9-10].
    [9] Имеются в виду революционные события 1905-1907 гг.
    [10] Трагедия произошла 4 февраля 1905 г. в Московском Кремле. Великий князь Сергей Александрович, родной дядя Императора, около 3 часов пополудни отъехал в карете от Николаевского дворца – и при подъезде к Никольской башне был разорван «адской машиной». Ее привел в действие Иван Каляев. Сергей Александрович погиб на месте, его тело было расчленено взрывом.
    Великая княгиня Елизавета Феодоровна, вдова Сергея Александровича, навестила Ивана Каляева в тюрьме, и дала ему свое прощение.
    [11] Имеются в виду революционные события 1905–1907 гг.
    [11 а] Название тайного революционного общества, возникшего в России в 1861 г. В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли».
    [12] Плеве Вячеслав Константинович (1846–1904, Петербург), министр внутренних дел Российской Империи (1902–1904). Сенатор, статс-секретарь, действительный тайный советник, убит бомбой, брошенной в его карету эсером Егором Созоновым в Петербурге.
    [13] Столыпин Петр Аркадьевич (1862–1911, Киев), государственный деятель, министр внутренних дел, председатель Совета министров (1906–1911). Инициатор и организатор широкомасштабных социально–политических реформ, в том числе аграрной. Смертельно ранен Богровым в Киевском городском театре в присутствии Государя.
    [14] Террорист Б. Савинков вспоминает: «/…/ удалось установить, что он [Плеве], действительно, еженедельно к 12 часам дня ездит с докладом к Царю, жившему тогда в Зимнем дворце /…/ Около 12 часов дня по четвергам Плеве выезжал из своего дома и ехал по набережной Фонтанки к Неве и по набережной Невы к Зимнему дворцу». – Борис Савинков. Воспоминания террориста. Часть первая. Глава первая. Убийство Плеве (1928) http://az.lib.ru/s/sawinkow_b_w/text_0010.shtml
    [15] Эта подробность как будто не встречается в исторических исследованиях по российскому аграрному вопросу и биографиях В.К. Плеве.
    [16] То есть оперный театр. Шла опера Н.А. Римского–Корсакова по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане».
    [17] 29 мая 1911 г. был издан чрезвычайно затянувшийся принятием в Думе закон «О землеустройстве», где прописано право любого селения и отдельного домохозяина требовать выдела земли. Однако упоминаемая княгиней Еленой речь, которая должна была быть произнесена в августе 1911 г., не обнаружена. – См. сборник: Петр Аркадьевич Столыпин. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете 1906–1911. НАМ НУЖНА ВЕЛИКАЯ РОССИЯ... / Редактор–составитель, автор примечаний Ю.Г. Фельштинский М.: Молодпя гвардия, 1991.
    [18] Библейская аллюзия, перекликающаяся с эпиграфом к настоящему разделу – см. прим. 1. Под «царством тьмы» имеется в виду потусторонее царство безплотных сил мiрового зла и руководимые им земные организации: террористические и революционные.
    [19] Мф. 26:31.
    [20] Речь идет о Ставке Верховного Главнокомандующего, находившейся во Могилеве, куда Император выбыл из Царского Села 22 февраля, накануне революционных событий 27–28 февраля 1917 г.
    [21] Линевич Александр Николаевич (1882–1961, Берлин), полковник (с 1915), флигель-адъютант (с 1912). После февральской революции 1917 года вышел в отставку. В октябре-декабре 1918 года заведовал хозяйственной частью белой офицерской дружины генерала Кирпичева в Киеве, получил чин генерал-майора. Эмигрировал в Германию.
    [22] На самом деле, это было иначе.
    В телеграмме, полученной Императором 26 февраля в 17 ч от председателя Государственной думы Михаила Владимировича Родзянко (1859–1924, Белград) было следующее: «Положение серьёзное. В столице анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топливо пришли в полное расстройство. Растёт общее недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всякое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы этот час ответственности не пал на Венценосца». – История отечества в документах. 1917–1993 гг. Часть 1. 1917–1920 гг. ИЛБИ, 1994, с. 12.
    В телефонном разговоре с Нач. штаба Верховного Главнокомандующего генералом Михаилом Васильевичем Алексеевым (1857–1918) 27 февраля 1917 г в 22 ч 30 м Великий князь Михаил Александрович произнес следующее: «/…/ прошу доложить Его Императорскому Величеству, что, по моему убеждению, приезд Государя Императора в Царское Село, может быть, желательно отложить на несколько дней. Генерал-адъютант Михаил». – Пермская Голгофа Михаила II. Сборник документов о последнем периоде жизни и убийстве в г. Перми Великого Князя Михаила Александровича в 2–х томах. Т. 1. – Пермь: Пушка, 2018, с. 79.
    [23] Отъезд Императора из Ставки состоялся около полуночи на 28 февраля.
    [24] К утру 1 марта литерные поезда смогли добраться через Бологое лишь до Малой Вишеры, где они были вынуждены развернуться и отправиться обратно на Бологое, откуда лишь к вечеру 1 марта прибыли в Псков, где находился штаб Северного фронта.
    [25] На самом деле, в этот момент никакого объявления о низложении Императора не было. После получения Указа, подписанного Государем, о роспуске Государственной думы, ее члены собрались на экстренное заседание утром 27 февраля. Поздно вечером Родзянко реагирует на устранение Думы как «последнего оплота порядка» ещё одной телеграммой в Ставку с требованием отменить указ о роспуске Думы и сформировать «ответственное министерство». – Телеграфная переписка Ставки, Петрограда и командующих фронтами в феврале–марте 1917 г. https://www.dk1868.ru/telegramm/oglavlen.htm
    Великий князь Михаил Александрович в 22 ч 30 м по телефону просит передать Государю: «При теперешних условиях полагаю единственно остановить выбор на лице, облеченном доверием Вашего Императорского Величества и пользующемся уважением в широких слоях, возложив на такое лицо обязанности Председателя Совета Министров, ответственного единственно перед Вашим Императорским Величеством. Необходимо поручить ему составить кабинет по его усмотрение». – Пермская голгофа Михаила II, с. 79.
    [26] Гучков Александр Иванович (1862–1936, Париж) – председатель III Государственной думы (1910–1911), член Государственного совета, Председатель Центрального военно-промышленного комитета (1915-1917). Одну из обоснованных точек зрения на его роль в отречении Государя выражает П.В. Мультатули: «А.И. Гучков был наиболее известным и ярким участником заговора против Императора Николая II. Пожалуй, нет ни одного сколь–нибудь значимого предприятия, направленного на умаление престижа Государя, на его дискредитацию или на ослабление его власти, – за которым не стоял бы Гучков». – Мультатули П.В. Кругом измена, трусость и обман. Подлинная история отречения Императора Николая II. М.: АСТ, 2013. https://history.wikireading.ru/212756
    [27] Ср. запись в дневнике Императора в ночь на 3 марта 1917 г., после подписания акта отречения: «Кругом измена, и трусость, и обман!» – Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны. В 2–х т. Т. 1. М.: Прозаик, с. 254.
    [28] Подобные телеграммы послали (или сделали соответствующие заявления) следующие старшие военачальники:
    Командующий Кавказским фронтом Великий князь Николай Николаевич;
    Командующий Северным фронтом генерал-адъютант Н.В. Рузский;
    Командующий Западным фронтом генерал-адъютант Эверт А.Е.;
    Командующий Юго-Западным фронтом генерал-адъютант Брусилов А.А.;
    Командующий Румынским фронтом генерал от кавалерии Сахаров В.В.;
    командующий Балтийским флотом вице-адмирал Непенин А. И.
    Не участвовали в отсылке подобных телеграмм генерал–от–кавалерии граф Келлер Ф.А., вице-адмирал Колчак А.В. и нек. др.
    [29] Точный текст гражданской присяги офицера (солдата) Императорской Российской армии: «Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хощу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, своему истинному и природному Всемилостивейшему ВЕЛИКОМУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, Самодержцу Всероссийскому и законному ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Всероссийского престола Наследнику верно и нелицемерно служить не щадя живота своего до последней капли крови и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности исполнять /…/ Его Императорского Величества государства и земель Его врагов телом и кровью /…/ храброе и сильное чинить сопротивление /…/» В принятии присяги участвовало духовное лицо того вероисповедания, к которому принадлежал принимающий присягу, Христине принимали ее при святых Кресте и Евангелии, причем Крест в конце присяги целовали.
    [30] Нови живот, 1922, с. 40.
    [31] В машинописи опечатки – правильно: «Domine Salvum Fac Imperatorеm».
    [32] В прямом цитировании – это слова из латинской мессы для органа (1855) французского композитора Шарля Гуно (1818–1893), где, во изменение канонического текста, вставлены титул и имя последнего Монарха Франции (1852-1870) Наполеона III (Шарль-Луи Наполеон Бонапарт;1808–1873): Domine Salvum Fac Imperatorem Nostrum Napoleonem.
    Одновременно, может быть рассмотрена как парафраза надписи на орденском знаке св. Екатерины, который получила Елена Петровна при вступлении в состав членов Императорской фамилии: «Domine Salvum Fac Regem» – «Господи, спаси Царя [и услыши ны]» (церк.-слав.), – цитата из латинской Псалтири (Пс. 19:10). О получении ею бриллиантовой звезды св. Екатерины и орденской ленты к ней Елена Петровна пишет во II части своих Мемуаров (глава VI) – см.: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/799039.html
    [33] Княгиня Елена проявляет в вопросе о Царской власти глубокую грамотность, и, очевидно, берет на вооружение суждения историков-монархистов. Император как верховный глава и охранитель Православной Церкви, ее «внешний епископ», охраняет чистоту веры и самый институт церкви от внешних посягательств. «Высшей церковной властию в древней Церкви были римские христианские Императоры; признание за русским Императором высшей правительственной власти в Православной Церкви является историческим наследием после Императоров византийских… Верховная Самодержавная власть Русского Императора содержит в себе государственную и церковную власть» [57]; «чисто церковной власти русские Основные Законы не знают» [58]. – Суворов Н.С. Учебник церковного права. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1908, с. 191-192. Темниковский Е. Положение Императора Всероссийского в Русской Православной Церкви в связи с общим учением о церковной власти. Историко-догматический очерк. Ярославль: Типография Губернского правления, 1909, с. 79.
    [34] Император Российский в ходе Чина Священного коронования Сам возлагает на Себя большую корону Российской Империи, затем возлагает малую корону на главу своей жены – Императрицы. См.. напр.: Священное коронование русских Царей и Цариц и Чин Св. Миропомазания их при Венчании на Царство / сост. В.Н. Витевский. Казань: типо-лит. Имп. Ун-та, 1896.
    [35] Источник цитаты определить пока не удалось. Единственная ассоциация – это книга Э. Фальконе в защиту своего памятника «Медный всадник», где содержится следующая максима: «Не делают статую для постамента, а делают постамент для статуи» https://xn––––stb8d.xn––p1ai/Portfolio/101/
    Под постаментом княгиня Елена, вероятно, понимает Царское Самодержавия – под статуей Российское государство.

     

    https://sergey-v-fomin.livejournal.com/795043.html

    Категория: История | Добавил: Elena17 (17.06.2024)
    Просмотров: 191 | Теги: мемуары, императорский дом, россия без большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru