Ровно 95 лет назад в столице прошёл «исторический» II Всесоюзный съезд Союза безбожников, на котором он был переименован в Союз воинствующих безбожников. Смена названия ознаменовала собой резкий поворот антирелигиозной политики большевиков – от атеистической пропаганды власть перешла к уничтожению храмов и священнослужителей.
«Рабочие массы должны раздавить главного классового врага, выступающего под религиозной оболочкой, – советская пресса цитировала главного безбожника Страны Советов Емельяна Ярославского (настоящее имя – Миней Губельман). – Пора наконец покончить с активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, шаманов, колдунов и прочих паразитов, притаившихся на теле СССР, а на деле являющихся махровой контрреволюцией, ещё не попавшей в Соловки...»
Призыв был услышан.
* * *
Съезд безбожников готовился в очень сложной обстановке: в стране бушевал продовольственный кризис, крупные города голодали.
Из сводок ОГПУ в ЦК ВКП(б): «Острые перебои в снабжении хлебом ощущались в ряде крупных промышленных районов – Баку, Ижевск, Ярославль, Северный Кавказ. В Ярославле уменьшены нормы: для детей до 3-летнего возраста (до 160 г в день), для кооперированных кустарей с 500 до 300 г и для служащих и их семей с 600 до 300 г; нетрудовое население снимается со снабжения…
Продовольственное положение в сельских местностях ряда губерний Центра (Калужская, Ярославская, Тверская, Иваново-Вознесенская, Рязанская, Тульская, Владимирская и др.) продолжает оставаться напряжённым».
Из-за трудностей с продовольствием в стране вспыхивали голодные бунты.
Из сводок ОГПУ в ЦК ВКП(б): «Наиболее заметное недовольство отмечено среди рабочих текстильных фабрик (Москва, Ленинград, Иваново-Вознесенской губ. и др.). Причины недовольства: снижение зарплаты (от 5 до 20%) вследствие падения выработки, главным образом у рабочих, переведенных на уплотнённую работу…
В мае месяце в ряде районов создались затруднения в снабжении молоком, мясом и овощами (особенно картофелем). Затруднения на мясном и овощном рынке (Саратов, Хабаровск, Нижний, Москва, Ростов-на-Дону, Шахтинский округ, Пенза и др.), а также небольшое снижение хлебных норм для отдельных групп потребителей создали почву для некоторого ухудшения настроения отдельных групп рабочих…
Терроризируя работников соваппарата и активную бедноту, кулаки провоцируют население на оказание массового сопротивления хлебозаготовкам. За май месяц зарегистрировано по Союзу 16 массовых выступлений на почве сопротивления хлебозаготовкам.
Трактуя политику партии в деревне как “подрывающую основу развития крестьянского хозяйства”, доказывая, что в основе затруднений лежит курс партии на индустриализацию, выступая против коллективизации (“колхозы –это мужикам возврат крепостного права”, “когда стали вступать в колхозы – не стало продуктов”), кулацкие и социально чуждые элементы на предприятиях пытаются привлечь на свою сторону молодых по возрасту и производственному стажу рабочих, связанных с деревней».
Речь М.Горького на открытии II Всесоюзного Съезда Союза Воинствующих Безбожников. Фото: runivers.ru
* * *
Ответом властей стало усиление террора.
Из письма Сталина Молотову: «Мой совет:
1) дать немедля директиву органам ГПУ открыть немедля репрессии в отношении городских спекулянтов хлебных продуктов (т.е. арестовывать и высылать из хлебных районов);
2) дать немедля директиву руководящим верхушкам кооперации, Союзхлеба, ОГПУ выявлять и определять сразу всех уличённых в конкуренции хлебозаготовителей как безусловно чуждых и нэпманских элементов;
3) установить слежку за колхозами – с тем, чтобы уличённых в укрытии хлебных излишков руководителей колхозов немедля отрешать от должности и предавать суду…».
* * *
Для отвлечения внимания граждан от провальной экономической политики большевики и решили открыть «второй фронт» – устроить новую антицерковную кампанию.
Советское государство всегда боролось против Бога, но в эпоху нэпа делало это как-то несистемно.
После кампаний по изъятию церковных ценностей и осуждения патриарха Тихона всё дело антирелигиозной пропаганды было отдано в руки ОГПУ и комсомола, которые старались кто во что горазд.
Так, начиная с 1922 года комсомольцы стали проводить так называемые «комсомольские пасхи» – глумливые уличные шествия и карнавалы с участием самодеятельных актёров-«синеблузников» подчас вызывали только отвращение верующих, да и просто обычных людей, ещё не забывших, что такое мораль.
Газета «Правда» била тревогу: «Пока “живая”, “полуживая” и “тихоновская” церкви выясняют между собой отношения, сектантство (то есть количество членов различных протестантских евангелических кружков. – Авт.) выросло в пять раз».
Неоднозначную реакцию комсомольские акции вызвали в руководстве ВКП(б). Некоторые постановки вызвали даже критику со стороны Отдела народного просвещения Москвы. К примеру, в «Бюллетене народного образования» комсомольцев призывали «быть очень чутким к психологии верующих, дабы не допустить обратных результатов».
* * *
Из дневников протоиерея Михаила Елабужского: «После обеда у меня учитель Антуганов и студент Касаткин с просьбой принять участие в устраиваемом ими завтра диспуте на тему: “Был ли Христос?”. Гарантирована приличность диспута и равноправность сторон. На прошлое воскресенье Касаткин читал доклад о сотворении мира. Я ответил им, что на святках мне как верующему неприлично выступать на диспутах, когда мы особливо славим Христа, принесшего на землю мир и в человецех благоволение. А затем, принимая во внимание крещенский наш ход, могу принять участие в диспуте не ранее конца месяца по новому стилю. Сказал им и о том, что устраивать таковой диспут на самом празднике – значит иметь целью сколько возможно противодействовать таковому празднику, и рассчитывать на содействие духовенства этой затее – наивно. Просил ещё заранее, примерно за неделю, сообщать, во имя равноправия сторон, тему диспута, дабы мы могли приготовить точные, буквальные нужные справки и, из уважения к публике, не ограничиваться барабанными фразами…
Вечером накануне Рождества Антуганов пред спектаклем держал речь против религии. Публике очень надоел, задерживая спектакль; и его неоднократно просили прекратить речь, но он упорно продолжал. Говорил он кощунство-похабно, так что даже товарищи замечали ему, что он оскорбляет религиозное чувство верующих. Но он едва ли и понял замечание. Ввиду этого я через особо посланного послал ему сказать от моего имени, что, ввиду характера бывшей накануне Рождества лекции, я беру назад своё обещание публично диспутировать с ним. Антуганова, по-видимому, никто здесь не уважает, а некоторые считают его даже ненормальным...».
* * *
Ответом на самодеятельность комсомольцев и стал созыв «Союза безбожников» – организации, которая должна была выработать общую стратегию и тактику антирелигиозной пропаганды.
На 1-м Всесоюзном съезде безбожников, прошедшем в 1925 году в Москве под лозунгом «В мусорный ящик религию! Долой бога и попов всех церквей!», глава организации Емельян Ярославский так обозначил цели Союза: «Это начальный робкий опыт поставить вопрос антирелигиозной пропаганды не в общей форме, а в форме практической работы… У нас в Советском Союзе два миллиона комсомольцев и партийцев да два миллиона пионеров».
Правда, дальше общих деклараций дело так и не пошло – Союз безбожников откровенно продал бюджетные деньги, выпуская довольно посредственные агитационные газеты и журнал «Безбожник».
Более того, выяснилось, что «Безбожник» печатается в одной типографии с религиозной литературой.
Журнал «Огонёк» в 1929 году писал: «По имеющимся у нас данным, в стране издаются 16 религиозных журналов. В одной Москве выходит 8 журналов. Тиражи этих журналов немалые. “Христианин” – 15 000 экз., “Баптист” – 10 000 экз., “Голос истины” – 10 000 экз… Православные и сектантские проповедники в течение 1928 года издали в советских типографиях одной только непериодической литературы свыше миллиона экземпляров. Перечислим несколько таких изданий. “Духовные песни” – 25 000 экз., “Псалмы Сиона” – 5 000 экз., “Библейский богословский словарь” – 5 000 экз., Библия – 25 000 экз., “Календарь крестный на 1929 год” – 25 000 экз…».
И вывод: церковь надо отлучить от типографий!
* * *
На XV Съезде ВКП(б), проходившем в декабре 1927 года, деятельность «безбожников» была подвергнута критике за «ослабление антирелигиозной борьбы».
Журнал «Огонёк» кратко перечислил эти претензии: «На территории СССР имеется 50 тысяч действующих церквей, 25 тысяч сектантских общин, около 500 действующих монастырей, 350 тысяч человек белого духовенства, 500 тысяч членов церковно-приходских советов, около 6 миллионов сектантов. Всему этому противопоставляется всего 250 тысяч членов “союза безбожников”, и среди них крестьян – только 30 проц. Наша антирелигиозная литература по листажу отстаёт от литературы религиозной. Ни в театре, ни в кино, ни по радио вы не встретите увлекательной антирелигиозной агитации…».
Критике подверглось и бездействие «безбожников на местах».
«Правда» писала: «С приближением пасхальных дней в некоторых районах Тверской губернии заметно оживилась деятельность сектантов и церковников. Из Москвы в Тверь приезжают “братцы” для инструктирования сектантов… Совершенно обнаглели церковники в Городенской волости Тверской губернии. Собрание верующих, по предложению попов, решило привлечь всех школьников к исповеди. Учительницы местных школ тут же поспешили осуществить этот “наказ”. Несмотря на протесты некоторых родителей, школьники были насильно доставлены в церковь. Безбожники Твери не ведут никакой работы, и церковники действует без помех…».
* * *
Пошатнулись в партийной вертикали и позиции самого Ярославского.
Журнал «Безбожник». Фото: общественное достояние
Из письма Сталина Молотову: «Нехорошо, если Ярославский начинает руководить (уже оказывается, начал) как фактически ответственный редактор “Правды”. Это опасно и вредно для дела, так как при всех своих незаурядных качествах он слаб по части политического руководства (любит плавать по “волнам” настроений масс). Как бы не вышло на деле, что руководит “Правдой” не Ярославский, а кто-то другой вроде Зиновьева или одного из учеников Зиновьева, умеющих польстить Ярославскому… Кроме того, я решительно протестую против того, что вопреки решению Политбюро Зиновьев стал одним из постоянных сотрудников (и руководителей?) “Правды”. Нельзя ли положить конец этому безобразию? Кто виноват в этом? Не Ярославский ли?! Почему ты допускаешь этот политический разврат?».
В другом письме Сталин ещё более категоричен: «Вина ЦК состоит в том, что стоит на минуту выпустить руль из рук в отношении бюро редакционной коллегии “Правды”, забыв о том, что там, в бюро, сидит спортсмен от самокритики т. Ярославский, обладающий счастливой способностью не видеть ничего дальше собственного носа…».
* * *
Так что пришлось Ярославскому срочно «исправляться».
Ещё накануне XV Съезда ВКП(б) он опубликовал в журнале «Безбожник» предложения по активизации борьбы с церковью, которые сводились к двум направлениям: введению в школах антирелигиозных предметов и закрытию «лишних» церквей.
Собственно, дискуссии о том, каким должно быть в советской школе воспитание советских учеников (безрелигиозным или антирелигиозным), шли с 1917 года, с того самого момента, как Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». По этому декрету школа отделялась от церкви, а все церковно-приходские школы передавались в ведение государства. Соответственно, было запрещено и преподавание Закона Божия, что вызвало протесты среди населения.
В итоге была принята концепция о «безрелигиозном воспитании» советских учеников. Нарком просвещения Анатолий Луначарский даже не раз охлаждал пыл неистовых антирелигиозников, провоцировавших конфликты с учителями и родителями учеников.
«Никакого гонения на религиозных учителей или устранения их от работы нельзя допускать, за исключением тех случаев, когда учитель в свою школьную работу вносит свои религиозные предрассудки, – говорил он на открытии Первого съезда”безбожников”. – Если учитель это делает, то мы его немедленно устраняем. Но его личных религиозных воззрений мы касаться не можем, и те некоторые начатки борьбы с личными религиозными воззрениями учителей, которые были, мы пресекли, так как они привели к чрезвычайно неблагоприятным результатам. Мы имели ряд явлений, когда по устранению такого учителя с приездом нового крестьяне забирали из школ своих детей».
Тем не менее уже в 1928 году в Наркомпросе приступили к составлению новых методических пособий по антирелигиозному воспитанию в школе.
Заведующий Главным управлением социального воспитания при Наркомпросе Моисей Эпштейн писал: «Безрелигиозное воспитание – термин достаточно нейтральный, я бы сказал пацифистский. Мне представляется, что мы в нашей школьной действительности накопили уже достаточно сильный учительский советский актив, имея много общественно-чутких детских самоорганизаций, комсомол и пионердвижение, и в состоянии сейчас поставить вопрос о серьёзном наступлении на религию в школе… В тот переходный период, когда религия является одним из элементов и орудием классовой борьбы, мы не можем ставить вопроса: или антирелигиозное, или безрелигиозное воспитание в школе, а нужно говорить об антирелигиозном воспитании и вопрос о существовании Бога ставить одним из вопросов классового наступления и классовой борьбы…».
* * *
В январе 1929 года Политбюро ЦК утвердило резолюцию «О мерах по усилению антирелигиозной работы», в которой Наркомпросу предписывалось «взять более решительный курс по преодолению элементов нейтрализма школы к религии, выражающегося в т.н. безрелигиозном воспитании, поручив ему поставить серьёзнейшим образом антирелигиозную подготовку и переподготовку учителей».
Активизировали антирелигиозную кампанию уже в пасхальные дни 1929 года. В тот год Пасха праздновалась 5 мая.
В частности, в Страстную неделю в Москве состоялась демонстрация школьников с антирелигиозными лозунгами. В акции приняли участие до 30 тысяч школьников.
4 мая практически во всех школах Москвы прошли антирелигиозные вечера с привлечением учащихся и их родителей.
А в пасхальную ночь во всех районах Москвы состоялись факельные шествия безбожников. Также шествия школьников прошли в Ленинграде, Твери, Омске, Томске, Орле, Уфе, Александровске на Сахалине, Петрозаводске и других городах.
Сельский учитель Николай Скоморохов в своём дневнике писал:
«Карнавал прошёл хорошо... Собрал около 400 человек, а для села это очень много. И тут я наблюдал внутреннюю борьбу у многих детей. Когда нужно было сменять уставших нести факелы и я предлагал это свободно шедшим ребятам, многие пугливо шарахались от меня».
* * *
Из сводок ОГПУ: «Против антирелигиозного воспитания в школе выступила значительная часть родителей школьников. Они заявляли: “Без молитв и без Бога ваша школа похожа на балаган”. “В школу пошлю без креста, а придёт домой – опять крест надену”».
В школе станицы Заплавская Ростовской области попытка заведующего вести антирелигиозную работу встретила отпор населения: «Зачем вы обижаете нашего Бога; что хотите, с нас берите: обложение, налог, только не трогайте нашего Бога, – заберём детей».
В одной из московских школ группа родителей пыталась сорвать антирелигиозный вечер: «Не суйтесь не в своё дело. Не отрывайте от нас детей». В пасхальную ночь неизвестные забросали камнями участников антирелигиозного карнавала. Участникам карнавала пришлось укрыться в здании школы.
* * *
Другим направлением нового антирелигиозного курса стала кампания по закрытию «лишних» церквей.
Из сводок ОГПУ в ЦК ВКП(б): «20 мая Кимрский горсовет (Тверская губ.) без согласования с укомом и УИКом выделил комиссию для закрытия одной из церквей на основании сообщения Тверского ГИКа о том, что ходатайство верующих об оставлении церкви в их пользовании ВЦИКом отклонено. Ещё до прихода комиссии у церкви собралась толпа. Комиссия была встречена набатом. На набат сбежались жители из близлежащих деревень. Толпа до 2000 человек оказала активное сопротивление комиссии.
Отдельные граждане избивали милиционеров и проходящих мимо церкви рабочих и комсомольцев с криками: “Бейте коммунистов, рабочих, комсомольцев, бейте всех, кто с портфелями”.
I Серпуховский Уездный съезд «Безбожников». Фото: Серпуховской историко-художественный музей / russiainphoto.ru
В ночь на 21 мая верующими около церкви было установлено дежурство. Инициаторы и активные участники выступления состоят исключительно из бывших торговцев и лиц, лишённых избирательных прав. Активные участники выступления арестованы.
В Рязанской губернии в с. Девчёрка толпа крестьян в количестве 150 человек, сагитированная попом, разогнала комиссию ВИКа, прибывшую для разбора фундамента недостроенной церкви.
В с. Горлочёвка той же губернии толпа женщин (50 человек) сорвала работы по разбору колокольни, закрытой постановлением ГИК.
В с. Перехвала Козловского округа (ныне Мичуринск) к месту бывшей церкви, переделываемой под школу, явилась толпа крестьян (100 человек), потребовавшая прекращения работ и угрожавшая разгромом. После уговоров толпа разошлась.
В с. Покровские Варежки (Пензенский округ) собранная церковниками толпа в 1500 человек окружила комиссию, прибывшую для технического осмотра церкви. Толпа избила техника, председателя и члена сельсовета».
«В связи с празднованием 1 Мая и проведением антирелигиозной кампании в дни Пасхи по отдельным губерниям РСФСР зарегистрирован ряд активных выступлений церковников против общественных организаций деревни. Из 48 массовых и групповых антисоветских выступлений на религиозной почве, зарегистрированных в мае месяце, 38 падает на первые числа мая. Часть этих выступлений была обусловлена неумелыми, бестактными действиями местных общественных организаций во время антипасхальной кампании, чем не замедлили воспользоваться церковники, мобилизовавшие вокруг лозунга “защита религии от посягательств на неё безбожников” широкие массы верующих.
Эти наступательные антисоветские действия церковников, стремившихся всячески терроризировать “безбожников”, в отдельных сёлах имели явно антисоветский погромный характер».
«В с. Борки Сасовского уезда Рязанской губернии во время антирелигиозного вечера кулаки с целью срыва его подожгли здание сельсовета и распустили после этого слухи, что будто бы поджог совершён коммунистами».
«В с. Санское Спасского уезда Рязанской губернии группа верующих крестьян (в количестве 70 человек) сорвала 1 Мая демонстрацию кинокартины, проводимую местными общественными организациями, избив киномеханика и секретаря партячейки».
В Рогачёвском районе Бобруйского округа секретарь Заболотской ячейки ВКП(б) получил анонимку, в которой автор анонимки, угрожая секретарю расправой, пишет: «Ты всегда стараешься в религиозные праздники противопоставить избу-читальню церкви. Это равносильно крестьянскому бунту. Кто писал – сам узнаешь. Тише едешь – дальше будешь».
В с. Каргат Новосибирского округа была обнаружена листовка следующего содержания: «Если кто будет в клубе на Пасху, то будет плохо, будут бросать бомбы, поджигать клубы и стрелять. Будьте поосторожнее и не ходите. Идёт усиленная борьба с коммунизмом и комсомолом».
В помещении Лебедевского сельсовета Кузнецкого округа (Сибирь) обнаружена анонимка: «В с. Лебедях коммунисты обдирали, дерут с крестьян по три, по пять шкур. Крестьяне всё терпят, но скоро выйдут из терпения и устроят в Лебедях революцию, и прибьют всех коммунистов. А как отберут церковь, то тогда сожжём их или кинем бомбу, как отберут церковь, сразу начнём воевать».
На все эти донесения в Политбюро ЦК ВКП(б) вынесли единогласное решение: давить этих церковников, давить до полного истребления!