Аникина О.Л.
Современное есениноведение способствует раскрытию страниц жизни поэта в полном объеме, уделяя особое внимание выявлению малоизученных моментов в его биографии.
К ним относится трехлетнее пребывание С. Есенина в Спас- Кле-пиковской второклассной школе с 1909 по 1912 г. Почему именно это учебное заведение было выбрано родителями мальчика, ведь в Рязанской губернии начала XX века существовала возможность получить специальное образование только во второклассных школах, которые находились под эгидой Православной Церкви и были доступны для выходцев из крестьянской среды. Таковых насчитывалось 12 по одной в каждом уезде, среди них одна женская.
Материальное благополучие семьи Есениных, благодаря заработкам Александра Никитича в московской мясной лавке, позволяло выделить средства на обучение сына, который отличался хорошими способностями и стремлением к учебе. Несомненно, за советом родители обратились к константиновскому священник}' Ивану-Яковлевичу Смирнову, который был не только духовным пастырем села, но и участником съездов духовенства по народному образованию, прекрасно знал состояние дел в школах епархии. Кроме того, он был лично знаком и дружен с заведующим Спас-Клепиковской школы о. Василием Динариевым, под руководством которого учебный процесс был поставлен на должную высоту и учащиеся получали хорошие и прочные знания. В решении вопроса, который определил дальнейший жизненный путь юноши, принял участие и крестный отец С. Есенина о. Дмитрий Орлов, который некоторое время преподавал во второклассной школе и мог рассказать о состоянии дел и дать необходимые рекомендации для подготовки к экзаменам. Хотя село Спас-Клепики находилось на значительном расстоянии от Константинова, но наличие общежития и умеренная плата (3 рубля в месяц) способствовали принятию окончательного решения в пользу этого учебного заведения.
В 1909 году, к моменту появления во второклассной школе Сергея Есенина, в ней сложился коллектив преподавателей, который состоял из заведующего школой и трех зрителей, которые славились заслуженным авторитетом в деле воспитания и образования сельской молодежи. Деятельность Спас-Клепиковской школы не была обделена вниманием Епархиального училищного совета, регулярно проводились инспекторские проверки, на страницах «Рязанских епархиальных ведомостей» появлялись статьи, рассказывающие о разных сторонах школьной жизни.
Первое сообщение появилось на страницах издания в 1896 году, оно гласило:
«Журнальным определением Училищного при Святейшем Синоде Совета от 9/31 июля сего года за № 257, утвержденным г. Обер-прокурором Святейшего Синода, постановлено учредить второклассные учительские церковно- приходские школы: муже кия в селах: Горках, Егорьевского уезда, Перьях, Касимовского уезда, Старой Рязани, Спасского уезда, Просечье, Раненбургского уезда, Спас-Клепиках, Рязанского уезда и Струпне, Зарайского уезда, и женскую в с. Пустотине Ряжскаго уезда. В поименованных школах с наступающего 1896/7 учебнаго года имеют быть открыты учебные занятия»'.
Это был новый тип образовательного учреждения, деятельность которого требовала разъяснений и уточнений для учителей, священнослужителей, родителей и будущих учеников. Через некоторое время оно появилось:
«Так как школа второклассная имеет главною своею целью приготовлять недорогих учителей для школ грамоты (начальные школы), то в ней должна быть устроена образцовая школа грамоты, где ученики второклассной школы наглядно будут обучаться дидактическим приемам под руководством учителя образцовой школы грамоты.
При устройстве здания второклассной школы нужно иметь следующее: в школе должны быть устроены три классных помещения: одно - для учеников перваго и второго годов обучения в школе (т.е. 1 -го и2-го отделений), приспособленное приблизительно на 40 учеников; второе - для учеников одного отделения, обучающихся третий год, приспособленное на 20 человек; третье - для учеников образцовой школы грамоты, приспособленное на количество не менее 60 чел.
В программу школ второклассных входит обучение детей ремеслу. Выбор ремесла должен обусловливаться местными условиями края, где существует известная второклассная школа.
При школе полагается общежитие для учеников, поэтому необходимы: спальня, столовая и кухня».2
Постепенно новые учебные заведения завоевывали авторитет среди населения, и родители с охотой стали посылать своих детей на учебу. Получив образование, молодые люди не только пополняли ряды сельской интеллигенции, но и стремились получить высшее образование.
В течение учебного года инспектор посещал школу, проверял знания учеников, работу учителей, выявлял нужды в учебниках и оборудовании, помогал в решении хозяйственных вопросов.
«Епархиальные ведомости» регулярно информировали читателей о работе школ и тех мероприятиях, которые там проходили. Вот что было опубликовано в 1898 году:
«Спас-Ктепиковская второклассная церковно-приходская школа, Рязанского уезда, помещается в собственном каменном двухэтажном здании длиною в 30 аршин, шириною в 20 арш. с 46 окнами: каждое окно имеет в высоту 2 аршина. В том же здании помещается женская одноклассная церковно-приходская школа. Здание это, стоимость которого определяется свыше 8000 руб., и десятина земли, на которой выстроено здание, пожертвованы Духовному Ведомству рязанским купцом Андреем Петровичем, попечителем школы. В настоящее время при школе производятся работы по устройству бани для учеников, живущих в школьном общежитии, кладовой для хранекия пищевых продуктов, погреба, сарая для дров и училищнаго инвентаря, колодезя. Ограды вокруг училищной усадьбы и отдельное помещение для мастерской. На производство перечисленных работ; согласно ходатайству Епархиального Учиг:ищнаго Совета, журнальным определением Синодального Училищнаго Совета от 18/30 июля текущаго года за № 484 отпущено единовременно из кредита по п. 8 ст. 3 сметы Свят. Синода 1897 г. 2098 р.
Заведующим и законоучителем школы состоит священник Василий Динариев, много и с успехом потрудившийся в деле открытия в селе Спас-Клепиках второклассной школы, учителями - окончившие курс Рязанской духовной семинарии В. Житов, А. Чельцов и А. Орлов. Всех учащихся в Спас-Клепиковской школе в минувшем учебном году было 74 мальчика...
С 26 декабря по 2 марта в школьном помещении устроены были учащими 6 народных чтений, иллюстрированных световыми картинками. Предметом чтений были главнейшие события новозаветной истории. Световыми картинами иллюстрировались или самые евангельские события, или места Св. Земли, где происходили эти события. В антрактах чтений церковно-школьный хор, под опытным руководством учителя пения В. Житова, прекрасно исполнил духовные песнопения...
Нужно отметить, что, кроме хорового пения, и общее пение в Спас-Клепиковской школе поставлено прекрасно, особенно хорошо поют все ученики стихиры с коновархом».3
Народные чтения привлекали массу народа; на каждое чтение собирались до 1500 чел.; приходили из деревень за 6-8 верст: родные учеников приезжали на чтения целыми семьями: фонарь (с керосиновым источником света) часто отказывался действовать по причине духоты: во время чтения по нескольку раз приходилось открывать окна.
1 января попечителем школы А.П. Поповым для учеников Спас-Клепиковской школы была устроена елка. Вечер открылся пением патриотического марша «Москва». Программа вечера состояла из чтения и пения. Ученики декламировали избранные стихотворения и читали коротенькие беллетристические рассказы. «Пели то хором, то всем составом учащихся: «Что ты спишь, мужичок»; песнь
Лихача Кудрявича; «Ворон к ворону летит»; народную песнь «Во лузях», актовую песнь Главача «Ангел» и др. В конце вечера женою попечителя школы были розданы детям подарки. Детский вечер, полный искреннего, чистого веселья закончился пением народ-наго гимна: «Боже, Царя храни».
Много добрых слов можно сказать об устроителе и первом руководителе школы священнике Василии Афанасьевиче Динариеве, который много сделал для народного образования в Спас-Клепиковской волости, сумел открыть три церковно-приходских школы, занимался миссионерской деятельностью. Окончил он земной путь в 1910 году, был оплакан не только родными, но и жителями села, которые искренне скорбели о своем духовном пастыре. В «Рязанских епархиальных ведомостях» был опубликован некролог, в нем было сказано:
«Покойный был один из выдающихся личностей сельского духовенства Рязанской епархии. Неожиданная и безвременная смерть лишила не только прихожан доброго и ревностного пастыря, но и духовенство - благоразумного сослуживца, советника и полезнаго епархиального деятеля.
Вся жизнь почившего, прослужившаго в этом приходе 44 года, протекала в непрерывных трудах и заботах: в воспитательном руководительстве в школах и церковном строительстве.
Свои пастырские обязанности он исполнял всегда честно, с особенным усердием и благодушием; никто и никогда не слышал от него слова жалобы на тягость этого служения. Он был пастырь, а не наемник, и пастырь строгий, но без гордости и жестокости.
С большим вниманием почивший относился к совершению богослужения в храме. Своею выразительною дикцею, которой владел покойный; глубокою искренностью и благолепием он придавал богослужению особенное торжество и производил сильное впечатление на молящихся.
Не менее приснопамятны были труды почившаго о. Протоиерея по обучению детей в начальных и второклассной школах. Несколько поколений прихожан были свидетелями его тяжелого труда в школах, им же основанных и благоусторенных.
В домашней жизни о. Протоиерей был прекрасным семьянином, примерный и нежнолюбимый и любящий отец, воспитавший детей своих в страхе Божием.
<.. .> В разное время, по назначению своего начальства и избранию съездов духовенства, исполнял многие служебные должности. Так, с 1880 г. в течение 11 лет он состоял помощником благочинного по 5 Рязанскому округу, а в 1891 году был утвержден в должности благочинного по тому же округу. Не раз был назначаем следователем по более важным тяжебным делам .духовенства и состоял 8 лет депутатом общеепархиальных съездов. В течение 8 лет с 1889 по 1897 г, проходил должность окружного миссионера.
За отлично усердное и ревностное проповедование слова Божия и исполнение своих пастырских обязанностей в 1873 г. был награжден набедренником; в 1879 г. скуфьею; в 1882 г. камилавкаю; в 1898 наперсным крестом, в 1891 году сопричислен к ордену св. Анны 3 степени; в 1898 г. удостоен Библии от Св. Синода; и в 1904 году был возведен в сан Протоиерея. Так окончил дни земного странствования этот редкостный отец, образцовый священник, добрый пастырь, благожелательный и отзывчивый на все доброе человек...».
В течение 20 лет преподаватели Спас-Клепиковской второклассной учительской школы обучали и воспитывали в православном духе сельскую молодежь, многие из воспитанников стали учителями. В своей деятельности они продолжили лучшие традиции русской интеллигенции, которые не смогли уничтожить ни время, ни исторические катаклизмы.
Примечания
- «Рязанские епархиальные ведомости», 1896 г. С. 191-195.
- «Рязанские епархиальные ведомости», 1898 г. С. 768-770.
- «Рязанские епархиальные ведомости». 1910 г. С. 191-195.
https://www.museum-esenin.ru/specialistam/izdaniya/publikacii-sotrudnikov-gmz-s.a.-esenina-2013-god/11