
Борцам за отстаивание российских приоритетов в любых областях человеческой деятельности можно смело вносить в свою копилку еще один факт: именно у нас на заре авиации разрисовывание самолетов черепами приобрело наиболее широкий размах.
В этом деле российские авиаторы превзошли всех своих коллег из других стран. Ведь именно у нас во время Первой мировой войны "веселый Роджер" впервые стал эмблемой не только отдельных пилотов, но и целых авиаотрядов. И хотя по общему количеству боевых самолетов в те годы Россия сильно отставала от Англии, Франции, Германии и США, по числу машин с черепами она безусловно лидировала.
В конце 1916 года череп с костями стал отличительным знаком 19-го корпусного авиаотряда Юго-западного фронта, на базе которого весной 1917-го была сформирована первая в России боевая (истребительная) авиагруппа. На самолетах рядовых пилотов авиагруппы рули поворота красили в черный цвет, а на его фоне белой краской изображали "адамову голову". Самолеты командира группы ротмистра Козакова и его заместителя есаула Шаньгина отличались обратным порядком цветов эмблемы - черный череп на белом фоне. На снимке их истребители видны слева, в дальнем конце строя.
Один из наиболее выдающихся асов авиагруппы прапорщик Иван Смирнов свои первые победы одержал на французском истребителе "Моран-Солнье". На фотографии он справа, а слева - пленный немецкий летчик Альфред Хефт, которого Смирнов подбил и принудил к посадке на нашей территории. Всего за годы войны Смирнов одержал 10 подтвержденных воздушных побед.
Осенью 1917 года 19-й корпусной отряд возглавил поручик Борис Губер, который богато разукрасил свой самолет георгиевским вымпелом, эмблемой "инь-янь" на дисках колес и собственным именем, написанным на английский манер. Также обращает на себя внимание белая окантовка руля поворота.
А подпоручик Краузе из 8-го истребительного отряда скопировал понравившуюся ему эмблему 19-го корпусного, дополнив ее картинно развевающимися "дредами".
Прапорщик Михайлов из 22-го корпусного отряда не мог похвастать боевыми успехами, зато он отметился рекордным количеством черепов на его "Ньюпоре". Что интересно, на этой машине он летал уже после октябрьской революции в составе Красного воздушного флота, но еще до того, как официальной эмблемой РККВФ осенью 1918 года стала красная звезда.
До введения звезд многие советские авиаотряды изобретали и наносили на самолеты собственные опознавательные знаки. Самым брутальным в этом отношении выглядел 1-й Костромской авиаотряд, воевавший на Северном фронте. На крыльях его аэропланов были красные круги с вписаннами в них белыми черепами.
Когда в начале 1919 года от летчиков Костромского отряда, переименованного в 18-й разведывательный, потребовали заменить круги на звезды. Они подчинились приказу, но в центре новых опознавательных знаков еще долго продолжали рисовать привычные эмблемы.
Красвоенлет Ларичев из 34-го авиаотряда Южного фронта в 1918 году, поддавшись моде, изобразил черепа на бортах своего "Ньюпора-21", правда, художественные достоинства его рисунков сложно назвать выдающимися. Гораздо более интересны оригинальные опознавательные знаки - звезды своеобразной формы на белых кругах в широкой черной обводке. При этом "хвостовая" звезда скопирована с раннего образца красноармейской кокарды для головных уборов, включавшей в себя скрещенные молот и плуг.
Красвоенлет Карпухин из того же отряда, придумывая эмблему для своего "Ньюпора-17", проявил гораздо больше фантазии, однако этот "Ньюпор" летал недолго. После аварии, запечатленной на снимке, его списали, но сам Карпухин отделался только ушибами.
А вскоре он нанес аналогичный рисунок на борт своей новой машины - захваченного у деникинцев истребителя Сопвич "Кэмел".
Если бы кто-то решил провести конкурс на самый живописный самолет Гражданской войны, одним из претендентов на первое место наверняка стал бы "Ньюпор-24бис" красвоенлета Яна Южака из 39-го Железного (это официальное наименование) авиаотряда Восточного фронта. Его целиком покрывал четырехцветный камуфляж, состоящий из двух оттенков зеленого, светло-коричневого и черного цветов. Звезды на крыльях были нарисованы "рельефно" на белых кругах в красной окантовке. На бортах фюзеляжа Южак или кто-то по его просьбе нарисовал дразнящегося крылатого дьявола, а на руле поворота - череп с косой.
Впрочем, несмотря на столь претенциозную раскраску, ни одной воздушной победы за Южаком не числится.
Достойную конкуренцию Южаку мог составить "Ньюпор-24" командира 15-го разведотряда Южного фронта Казимира Рудзита, украшенный скелетом с косой, обвитым лентой и романтично порхающим среди стрекоз.
В заключение надо отметить, что ни одного фотоснимка белогвардейского аэроплана с черепами я не видел, а в начале 1920 годов "адамовы головы" полностью исчезли и с советских самолетов. В нынешней российской авиации эта символика тоже не встречается, в отличие, например, от США, где Jolly Roger является эмблемой эскадрильи VF-103.
Фото:
- Боевая (истребительная) авиагруппа 19-го корпусного авиаотряда Юго-западного фронта с отличительным знаком - Адамова голова, 1916г.;
- Прапорщик Иван Смирнов (справа) с пленным немецким летчиком Альфредом Хефтом, которого он подбил и принудил к посадке на нашей территории;
- Самолет командира 19-й корпусного авиаотряда поручика Бориса Губера, 1917г.;
- "Ньюпор-17" подпоручика Краузе с Адамовой головой с волосами, 8-й истребительный отряд;
- Красные круги с вписанными в них белыми черепами на крыльях самолетов, 1-й Костромской авиаотряд, Северный фронт;
- Адамова голова в центре звезды на самолетах, 18-й разведывательный отряд РККВФ, начало 1919 г.;
- Разбитый красвоенлетом Карпухиным "Ньюпор-17" с Адамовой головой, 34-й авиаотряд Южного фронта РККВФ;
- "Ньюпор-24бис" красвоенлета Яна Южака, 39-й Железный авиаотряд Восточного фронта РККВФ с сатанинской символикой;
- "Ньюпор-24" командира 15-го разведотряда Южного фронта РККВФ Казимира Рудзитас сатанинской символикой;
- "Весёлый Роджер" - эмблема эскадрильи VF-103, США.
vikond65.livejournal.com/3350.html
От редакции:
Интересно обратить внимание на замену христианской символики («Адамовой головы») на сатанинскую в авиации коммунистов-большевиков.
Символ «Адамова голова» имеет древнее происхождение. Человеческий череп служил знаком смерти и бренности бытия с античных времён.
Но значение символа изменилось с появлением Христианства. Согласно преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле, это символ грядущего воскресения мертвых и одновременно бесстрашия перед лицом смерти. Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму. В Русской Императорской армии символика «смерти-бессмертия» впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся «Смертоносным» или «Бессмертным» полком.
С 18 века в Европе смысл этого символа искажается и он начинает использоваться, как символ пиратства и разбоя - "Jolly Roge" (красная метка). Но уже на красном фоне с добавлениями в виде черной руки с абордажной саблей, а затем и без изображения черепа.
В РККВФ после 20х годов этот символ существовать не мог, так как имел однозначный религиозный оттенок, поэтому сначала использовался вместе с сатанинской символикой - летучие мыши и пентаграммы (фото 6-7), затем стал превращаться в беса - ангела смерти (фото 8-9), а затем и вовсе исчез. Впрочем, это неудивительно, поскольку открытым сатанистом был основатель коммунизма Карл Маркс
|