Санкт-Петербург. Железнодорожная станция «Воздухоплавательный парк». Рядом оживленная трасса – большегрузные машины, легкие автомобили, рейсовые автобусы… Редко кто, оказавшись в этом месте, замечает трехэтажное здание строгой классической архитектуры. Дом расположен за бетонным забором, на западной стороне нынешнего Витебского проспекта. Ничто, кроме названия железнодорожной станции, сегодня не говорит о том, что именно здесь, на бывшем Волковом поле, был заложен краеугольный камень Военного Воздушного Флота России, а трехэтажное строение с массивным аттиком – главное здание некогда знаменитой Офицерской воздухоплавательной школы, где учились первые российские пилоты…
На здании бывшей Офицерской воздухоплавательной школы (нынешний адрес Санкт-Петербург, улица Парковая, дом 5-9) установлена мемориальная доска, где говорится о том, что здесь, на территории бывшего Волкова поля, в 1885 г. впервые формировалась Кадровая команда военных воздухоплавателей, преобразованная в 1890 г. в Учебный Воздухоплавательный парк, ставший центром военного воздухоплавания страны. Основателем и начальником Парка с 1885 по 1917 г.г. был А.М. Кованько.
Кто же он, Александр Матвеевич Кованько, чьими трудами было создано уникальное учебное заведение ВВС России?
Из полтавских казаков
В некоторых справочных изданиях советского времени биография А.М. Кованько приведена в сильно сокращенном виде, с искажениями и ошибками, которые, увы, переходят и в современные публикации. Наиболее распространенной ошибкой является неверная дата рождения – 17 (29) марта 1856 года, тогда как Александр Матвеевич родился 4 марта (ст.ст.) 1856 года, что подтверждается документами, хранящимися в архивах и в семье его петербургских потомков. Саша Кованько появился на свет в Литейной части Санкт-Петербурга, в Эртелевом переулке (ныне улица Чехова). Был вторым ребенком в патриархальной православной семье. Его отец – небогатый служилый дворянин, горный инженер Матвей Иванович Кованько, мать – добродетельная супруга Матвея Ивановича Софья Александровна. В Послужном списке М.И. Кованько, хранящемся в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА), говорится о том, что инженер Кованько «по Высочайшему повелению, изъяснимому в Приказе по Корпусу Горных Инженеров 1854 г. за № 12 командирован за границу на два года для осмотра и изучения горнозаводских производств, где и находился по февраль месяц 1856 года». В то время Матвей Иванович и познакомился с Софьей Александровной, немкой по национальности. В 1855 году, еще за границей, у супругов родилась дочь Мария. Вторым ребенком стал Саша – будущий военный воздухоплаватель…
Кованько – фамилия потомственных полтавских казаков. В «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи» включен герб рода Кованько. В описании говорится: « В червленом щите три опрокинутых с золотыми рукоятьми меча, упирающихся соединенными остриями в золотой полумесяц. Между рукоятьми две серебряные о шести лучах звезды, а под полумесяцем третья таковая же звезда. Нашлемник: пять страусовых перьев, из коих среднее – серебряное, второе и третье – червленые, а крайние – золотые. Намет: справа – червленый с серебром, слева – червленый с золотом. Щитодержатели: два запорожца в одеянии и вооружении XVII столетия». Среди представителей фамилии Кованько – инженеры, педагоги, ученые, предприниматели, военные. В Санкт-Петербурге и сейчас проживает Елизавета Евгеньевна Сергеева, правнучка Матвея Ивановича и внучка Александра Матвеевича. Она – врач-педиатр, нынешний хранитель семейного архива. Благодаря помощи Елизаветы Евгеньевны было подготовлено немало публикаций, посвященных петербургскому Воздухоплавательному парку и Александру Матвеевичу Кованько.
Но вернемся в 19-й век. Горный инженер Матвей Иванович Кованько скончался 45 лет от роду. Судя по документам ЦГИА, Матвей Иванович служил благородно и самоотверженно. Ему приходилось постоянно ездить из столицы на рудники Восточной Сибири, совершать практические осмотры, а также сопровождать караваны с драгоценными металлами. В горном производстве он занимал ответственные должности, имел Высочайшие награды. Был чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Такой напряженный труд и подорвал здоровье Матвея Ивановича. Софья Александровна осталась одна с девятью детьми. Благодаря помощи родственников, в первую очередь – родных братьев Матвея Ивановича, все дети получили хорошее воспитание и образование, в том числе и Александр.
Он владел несколькими иностранными языками, сочинял стихи, играл на рояле, писал маслом, резал по дереву. В Государственном Эрмитаже находится коллекция из нескольких сотен колокольчиков, собранная Александром Матвеевичем Кованько. Сохранились его расчеты устройства скрипки.
По окончании гимназии (в ЦГИА есть документы, говорящие о том, что Александр Кованько учился – 5-й и 6-й класс — в 1-й классической гимназии Санкт-Петербурга, однако в списке выпускников этого учебного заведения его нет, видимо, аттестат он получал в другой гимназии) Александр Кованько поступает в Николаевское инженерное училище, которое окончил в 1878 году, а затем – в Офицерский класс Технического Гальванического училища.
«Комиссия по применению воздухоплавания…»
В мае 1878 года подпоручик Кованько в составе понтонного батальона несет войсковую службу на территории Турции, таким образом, в победе русских войск в той великой Освободительной Балканской войне есть вклад и молодого офицера Кованько.
Уже позже Александр Матвеевич заведовал Учебной гальванической командой Лейб-гвардии Саперного батальона, преподавал саперное дело.
…Несмотря на все достижения России конца ХIX века – как в науке, так и на театрах военных действий – в определенных областях военного искусства мы пока отставали от европейских государств. Вот почему 27 октября (ст.ст.) 1884 года военный министр генерал П. С. Ванновский издает Указ о создании специальной «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям», таким образом, подчеркнув, что Россия далее не желает отставать от той же Франции в деле освоения воздушного пространства, в том числе и в военное время.
Первые испытания привязного аэростата в зоологическом саду Санкт-Петербурга проводила военная воздухоплавательная комиссия под руководством генерала Э.И. Тотлебена. Летом 1870 года аэростат был переведен в Усть-Ижорский саперный батальон, где вновь проводились испытания этого аппарата. Было принято решение о том, что аэростаты могут и должны быть применены в военных целях… Тем не менее средства на испытания выделялись с трудом. Через несколько лет началась очередная русско-турецкая война, которая продемонстрировала и проблемы русской армии, в том числе – недостаточную техническую оснащенность…
Военное воздухоплавание – именно этот, еще не виданный в русской армии род войск, и призван был создавать двадцативосьмилетний Александр Матвеевич Кованько. К тому времени он уже имел свыше десятка изобретений, отмеченных наградами Русского технического общества, опыт преподавательской работы, знал иностранные языки.
На Волково поле
Итак, в Санкт-Петербурге началось формирование команды военных воздухоплавателей, ее возглавлял Александр Кованько. Команда была расквартирована зимой 1885 года на Волковом поле, на южной окраине города.
В кадровой команде проводились опыты по боевому применению аэростатов: сигнализация с воздушных шаров посредством разноцветных лампочек, освещение местности с аэростата прожектором, участие в маневрах войск, розыск затонувших судов, ночное фотографирование…18 мая (ст.ст.) 1886 года Кованько впервые с аэростата, на высоте 800 метров, осуществил фотографирование Петербурга. Был получен замечательный снимок Стрелки Васильевского острова, обошедший страницы многих научных и популярных изданий. Так началась военная практическая русская аэрофотография.
Сам Кованько много летает. Без его участия в те годы не проходил практически ни один военный полет аэростата в России. Были, к сожалению, аварии. Александр Матвеевич четырежды тонул – в Ладожском озере и в Финском заливе, однако это ничуть не ослабило его огромного интереса к воздухоплаванию. Этот интерес он умел передавать и другим – и маститым ученым мужам, и молодым воспитанникам. Известен полет на воздушном шаре Д.И. Менделеева 7 августа (ст.ст.) 1887 года для наблюдения солнечного затмения. ( Знаменитый ученый долго ждал такой возможности, и вот Русское техническое общество сообщает Дмитрию Ивановичу, что в Твери будет снаряжен военный воздушный шар.) Управлять воздушным аппаратом должен был поручик Кованько. Но в этот момент выяснилось, что утренний дождь намочил аэростат, и тот не может поднять в воздух двух человек. А до солнечного затмения оставались считанные минуты! Зрители видели, что Менделеев что-то сказал поручику, и тот вылез из корзины, вкратце объяснив профессору, как управлять аэростатом. После этого шар отвязали, и он начал подниматься. Менделеев выкинул из корзины табурет, на котором предполагалось сидеть, и начал руками выбрасывать отсыревший балласт из песка… Это было рискованное путешествие, благополучно, к счастью, закончившееся. Так молодой поручик Кованько стал учителем воздухоплавания для великого ученого…
В русско-японской войне Кованько принимает участие как командир первого Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона. Тогда к применению аэростатов в войне было еще довольно скептическое отношение, тем не менее именно аэростаты принесли большую пользу в сражениях под Мукденом и при обороне Порт-Артура. По окончания войны Кованько был произведен в генерал-майоры. Опыт боевого использования военных аэростатов позволил русскому командованию принять решение о формировании второго воздухоплавательного батальона.
Еще раньше, в 1894 году, А.М. Кованько представил в Императорское русское техническое общество свой проект аэроплана и оригинального винта (пропеллера) к нему. В 1906 году Александр Матвеевич ставил перед Главным инженерным управлением Военного ведомства вопрос о создании при Учебном Воздухоплавательном парке аэродинамической лаборатории. Он даже приобрел в эту лабораторию машину для испытания воздушных винтов. В 1908 году генерал Кованько направляется в командировку за границу – досконально изучать аэропланное дело. Вернувшись в Россию, Александр Матвеевич уже был твердо уверен в том, что в родной стране нужно самим создавать авиацию. «Нельзя нам идти в хвосте иностранцев, нельзя зависеть от иностранных заводов. Мы сами должны научиться строить аэропланы и моторы и уметь управлять ими, – писал генерал. – Воздушный флот нужен России не только как средство сообщения…Нам нужны опытные мастера, предприимчивость и верфи, где все воздухоплавательное можно было бы делать дома, русскими руками, из русских материалов и по возможности русской системы».
Учебный Воздухоплавательный парк становился крупнейшим центром отечественного воздухоплавания. Так, в 1908 году жители Московской заставы увидели полет первого военного русского дирижабля «Учебный». Автором проекта дирижабля был талантливый военный инженер, штабс-капитан Афанасий Иванович Шабский. Позже на отечественных заводах были построены дирижабли «Кречет», «Лебедь», «Голубь», «Ястреб», «Альбатрос», «Кобчик»……
Именно тогда начиналась и новая эра в покорении неба – все более и более умы и сердца завоевывают аппараты тяжелее воздуха. По проекту генерала Кованько на базе Учебного Воздухоплавательного парка в 1910 году была создана Офицерская воздухоплавательная школа. В 1911 году начинает действовать Корпусной аэродром (западнее Волкова поля), тогда в ОВШ появляется авиационный отдел. Среди первых доблестных авиаторов – выпускники ОВШ – Г.Г. Горшков, Е.В. Руднев, Н.Н. Данилевский, П.Н. Нестеров, Е.Н. Крутень, И.У. Павлов, А.А. Ширинкин, М.А. Бабушкин и десятки других. Все они стали гордостью русской авиации, героями Первой мировой войны.
Александр Матвеевич умел зажигать молодые сердца и создал династию авиаторов – летчиками стали оба его сына, Александр и Андрей, и оба зятя (мужья дочерей Веры и Надежды) – Роберт (в крещении Антоний) Нижевский и Михаил Ивков.
У генерала Кованько была прекрасная семья. В 1887 году он обвенчался с Елизаветой Поповой – дочерью русского адмирала Андрея Александровича Попова, создателя первого русского броненосца «Петр Великий». У Александра Матвеевича и Елизаветы Андреевны было семеро детей: Вера, Александр, Надежда, Андрей, Елизавета, Александра и Варвара. Все дети жили в Воздухоплавательном парке, в Офицерском доме. Жизнь каждого из них была яркой и драматичной и заслуживает отдельного описания. Главным же для каждого было – православное воспитание, воспитание преданности православному Отечеству, любовь отца и матери.
«Во славу нашего Государя,
во славу нашей Родины – России…»
Перед началом Первой мировой войны генерал-лейтенант Кованько передал Государю-Императору Николаю II докладную записку, в которой обосновал необходимость комплексной реформы Воздушного флота с учетом конкретных стратегических целей, производственных, организационных и технических возможностей.
К тому моменту Александр Матвеевич Кованько был кавалером многих боевых орденов, за участие в русско-японской войне награжден золотым Георгиевским оружием «За храбрость». Он совершил более 60 полетов на воздушных шарах и более 20 на управляемых аэростатах, чем подавал постоянный пример офицерам и нижним чинам.
Одним из ярких документов, свидетельствующих о христолюбивой, благородной натуре Александра Матвеевича Кованько, является приказ № 231 по Учебному воздухоплавательному парку, изданный в связи с началом русско-японской войны. Документ, к счастью, дошел до наших дней – Варвара Александровна, младшая дочь генерала, его сохранила, как и прочие воспоминания, документы, вещи, фотографии.
Этот военный приказ, по нашему мнению, может служить образцом для всех современных командиров.
Выписка из приказа № 231
по Учебному Воздухоплавательному Парку по строевой части 18 августа (ст.ст.) 1904 года, п.3
«Высочайшим приказом я назначен Командиром Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона и отправляюсь на Дальний Восток в действующую армию. Наступило время поработать на войне с шарами, к чему мы так долго подготовлялись в мирное время. Даст Бог, и нам удастся принести пользу русским войскам во славу нашего Государя, во славу нашей Родины – России!
Расставаясь с родным мне парком, я земно кланяюсь всем остающимся здесь сотрудникам и друзьям, которые всей своей службой и усердной и честной работой показали себя чисто русскими людьми и достойными деятелями нашей родной семьи.
Благодарю за любовь и ласку господ офицеров парка и всех нижних чинов. Дай же, Боже, и всем остающимся здесь потрудиться дружно и в будущем, как трудились эти двадцать лет, которые я провел среди доблестных воздухоплавателей Учебного Воздухоплавательного Парка. Прошу не забывать в будущем Вашего старого командира, от всей души и сердца любящего всех Вас».
… Александр Матвеевич Кованько скончался в день Воскресения Христова – после святого причастия, 20 апреля 1919 года, в Одессе, в военном госпитале. К тому времени здоровье Александра Матвеевича было сильно подорвано – сказались частые полеты на воздушных шарах. К сожалению, потомки генерала Кованько не имеют материальной возможности навещать могилу своего знаменитого деда и прадеда… Нет возможности и часто приходить и в Воздухоплавательный парк, часть которого с весны 2006 г. заняло коммерческое предприятие ( здания проданы за 33 миллиона рублей, а земля отдана в аренду на 10 лет), а оставшаяся территория находится в резерве Вооруженных Сил России..
Именно поэтому так важна установка мемориальной доски на фасаде дома на нынешней улице Чехова, 6, где родился Александр Матвеевич Кованько, имя которого, к сожалению, сегодня знает даже далеко не каждый летчик. Необходимо сохранить и мемориальный военный городок Воздухоплавательного парка, который, увы, постепенно разрушается, хотя некоторые здания еще можно с успехом реставрировать. Эти здания были построены под руководством Александра Матвеевича, и, судя по сохранившимся фотографиям, вся эта своеобразная «воздухоплавательная усадьба» содержалась в идеальном порядке. Чего, увы, не скажешь о нынешней «воздухоплавательной» территории.
…В нынешнем году исполнилось 160 лет со дня рождения русского генерала воздухоплавания – Александра Матвеевича Кованько. В Санкт-Петербурге живет не один десяток неравнодушных людей, которые хорошо знают историю Воздухоплавательного парка и чтят память своего земляка – благочестивого и смелого генерала Кованько.
В 2009 году, 8 октября, на месте разрушенной большевиками церкви во имя Пророка Божия Илии (этот первый храм русских авиаторов храм был сооружен на территории Учебного Воздухоплавательного парка в 1899 году, Александр Матвеевич Кованько, будучи в Парке, непременно принимал участие в литургии, служил алтарником) радениями патриотической общественности Санкт-Петербурга (особо надо упомянуть Илью Васильевича Попова и Юрия Михайловича Лозыченко) был установлен и освящен поклонный крест. В течение нескольких лет 2 августа, в Ильин день, возле креста проводятся молебны, где поминают первых русских военных воздухоплавателей…
Но усилий краеведов-энтузиастов явно не хватает для того, чтобы достучаться до военных властей и сохранить мемориальный городок на Волковом поле. То удивительное место, откуда русский военный аэронавт Александр Матвеевич Кованько и его доблестные сослуживцы поднимались в небо на воздушном шаре – во благо Отечества, во славу России. |