Зосима и Савватий
Жил когда-то на севере Руси, в месте, где сейчас стоит город Петрозаводск, человек по имени Зосима. Было это в начале XV века. Родом он был из крестьян, с детства питал интерес к Священному писанию. Родители мечтали женить его, но Зосима выбрал иной путь — вне людского мира. Поселившись неподалеку от родной деревни, он посвятил свое время посту и молитвам.
Постриг Зосима принял в Палеостровской обители, на одном из островов на севере Онежского озера. Там он познакомился с монахом по имени Герман и узнал от него о далеком острове в Белом море, как нельзя лучше подходящем для уединенного служения Господу. Герман подолгу живал там, и Зосима попросил взять его с собой.
Остров к тому моменту стоял пустой и практически никем не заселенный. В окрестных водах в изобилии водилась рыба, в густых лесах росли ягоды и грибы. Жили там лишь сам Герман да еще один монах по имени Савватий. Вдвоем они водрузили на горе крест, построили шатер да келью, так и прожили около шести лет, а затем Савватий, будучи уже в преклонном возрасте, скончался.
В следующий раз Герман вернулся на остров вместе с Зосимой. А вскоре к ним стали приезжать все новые и новые отшельники. Так постепенно и возник на острове знаменитый Соловецкий монастырь. Датой основания обители считается 1436 год.
На остров, впрочем, приплывали не только те, кто искал уединенного места, чтобы молиться Господу. Рыбаки и прочий народ, оказываясь в тех местах, норовили оскорбить монахов новой обители. Такое положение дел не устраивало Зосиму. Он отправился в Новгород просить защиты у духовных властей и новгородского правительства. Зосиму поначалу встретили неласково, однако, покидая город, он увез с собой грамоту на владение островом, а также богатую церковную утварь и право на одну из больших деревень в тех краях в качестве подарка.
Непокорная обитель
Спустя почти век обитель расцвела: русские цари и состоятельные благотворители помогали монастырю, на эти деньги были построены два новых больших храма — прежний был сооружен еще Зосимой. В один из них были перенесены мощи Савватия и Германа. Управлял в то время обителью игумен Филипп, он оказался отличным хозяйственником. Озера острова были соединены между собой каналами, часть болот была осушена, и там стало возможным выращивать кормовую траву для скота. Монахи также добывали и варили на острове соль. При Филиппе монастырь не просто смог обеспечивать себя всем необходимым, но и превратился в самый богатый промышленный центр Русского севера. Позже Филипп стал митрополитом Московским и всея Руси. Новую должность он воспринял как необходимое служение. Он не побоялся выступить против опричнины, за что и принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова.
Монастырь был не только промышленным, но и культурным центром. Здесь была собрана огромная по меркам того времени библиотека. Из стен обители вышло огромное количество подвижников и просветителей, два патриарха и шесть митрополитов. В 1668 году монахи не побоялись выступить против церковных реформ Никона, которые привели к расколу внутри Русской церкви. Примечательно, что будущий патриарх принял постриг именно в Соловецком монастыре, но позже покинул его из-за конфликта с начальником скита.
Чтобы усмирить непокорную обитель, к ее стенам были отправлены войска, а все имущество монастыря подлежало конфискации. Царские полки осаждали монастырь почти восемь лет. Одной из причин, почему его не удавалось взять так долго, было то, что сам монастырь к тому моменту превратился в хорошо вооруженный форпост — на Русский север активно претендовали шведы. Так что в монастыре имелось достаточно вооружения, а монахи могли за себя постоять. На случай шведской блокады в обители были заготовлены и припасы, однако пригодились они при осаде монастыря русскими же войсками.
Поначалу царское правительство намеревалось решить вопрос миром, и обстрел монастыря был запрещен. Но монахи, не желая смириться с нововведениями и принять новые служебные книги, стояли на своем. Войска провели несколько штурмов — и все они были отбиты. Взять монастырь удалось только в 1878 году (спустя восемь лет после начала осады): монастырь пал после предательства одного из монахов. Часть насельников погибла в бою, других казнили, остальных выслали в остроги. Осада позже получила название Соловецкого сидения.
Прежняя жизнь монастыря была подорвана, но не угасла. Былое экономическое процветание вскоре удалось восстановить. К XVII веку здесь жило около 350 монахов и примерно 700 послушников, которые, как и прежде, трудились на земле: добывали соль и зверя, разводили рыбу, выращивали овощи.
Тюрьма
Удаленное местоположение монастыря делало его привлекательным не только для монахов, ищущих тихого места, в котором можно предаться праведным делам да молитвам. Еще в XVI веке церковные и светские власти решили использовать монастырь в качестве тюрьмы.
«Много людей за это время перебывало в нем, в его мрачных казематах, а между ними людей глубоких убеждений, крепкой веры и страстной любви к истине, людей из ряда вон выдающихся и своими заблуждениями, и силой своего характера», — писал исследователь жизни Соловецкого монастыря конца XIX века Михаил Колчин. Не все ссылались сюда с целью наказания, но с целью исправления и наставления на путь истинный. Ссыльные были весьма различны как по характеру своих преступлений, так и по происхождению: бунтовщики, государственные преступники, пьяные монахи, сектанты, предатели-вельможи и бродяги.
Тюрьма просуществовала почти 300 лет и была закрыта в 1883 году. Однако при советской власти здесь снова появились заключенные: после того как в 1920 году монастырь был закрыт, сюда свозили пленных Гражданской войны и прочих осужденных. В 1923 году здесь был основан Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения, которому было передано все монастырское имущество. Лагерь просуществовал 16 лет, за это время через тюрьмы острова прошло свыше 10 тысяч заключенных — дворян, представителей духовенства, интеллигенции, крестьян и военных. В 1939 году тюрьма была закрыта, а остров передали военным. Лишь в конце 80-х началось возрождение обители. Символично, что с 1990 года и по сей день экономом монастыря является игумен по имени Зосима, а первым после восстановления наместником был назначен игумен Герман, родной брат Зосимы.
Мощи же самих основателей Соловецкой обители — Зосимы, Германа и Савватия — также вернулись в стены родной обители. После закрытия монастыря, в 1925 году, они были выставлены в Москве, в Центральном антирелигиозном музее, затем кочевали по другим музеям и хранилищам, и лишь в 1992 году в трех одинаковых раках их доставили в Соловецкий монастырь. Тогда же и было установлено общее празднование и почитание.
Елена Горбачева |