Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4732]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [850]
Архив [1656]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 12
Пользователей: 2
Elena17, bugsol33

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Максим Канич. Забытый геноцид. (Чечня: 1990-2005) Часть 4.
    У пробравшихся в Европу возникают трудности совершенно иного толка: по свидетельству самих же чеченцев у эмиграционных служб прорезается дар ясновидения. «Сдающиеся под чеченцев» выходцы из Закавказья (дагестанцы, грузины, азербайджанцы, армяне) гораздо легче получают статус беженцев. Выходцы из Ирака и Афганистана получают убежище и вовсе легко, а «гонимых» чеченцев «депортируют в наручниках», а в некоторых странах даже структуры ООН (!) «нарушают все права» чеченцев [134].
     
    Боюсь, что похожие трудности возникли у участников побоища в австрийском лагере беженцев. У армян, записавшихся чеченцами, которые не полезли в драку с полоборота, проблем, естественно, не возникло.
     
    Дело не в длинных руках русских ксенофобов и вредных стереотипах (в Европе Чечню знают больше по рассказам правозащитников об ужасах «русских застенков»), скорей можно говорить о стабильном антагонизме тейпов, несущих антисистему абречества, и современного общества. Это противостояние не устранимо до окончательного крушения чеченских пережитков родового строя. До этого любая борьба с антисистемой и чеченской ксенофобией не имеет надежды на успех.
     
    Да-да, многие представители чеченского общества явно не готовы принять от нас лекарство перемен. Нас просто ненавидят. Мечтают убивать, уничтожать, словно стремясь отчистить ландшафт от всего чуждого. Ученый скажет: «Антисистема стремится скомпенсировать чуждые влияния, фактически изжить себя». А нам грешным, обремененным бытом людям просто страшно бок о бок жить с теми, кто нас и за людей-то не считает.
     
    Стоит ли: рисковать ради чужой свободы, посылая армию на окраины страны? Может просто, огородить Чечню, как огромную резервацию, забором, опутать колючей проволокой и уйти, потушив за собой свет? Пусть живут, как хотят: без нас.
     
    Или – скажет кто-то – еще проще: одним движением, как крошки со стола, как пальцем свечу. Прочь всех, виновных и невиновных: по-сталински, в Якутию, в Магадан – или еще дальше за пределы страны. Пусть американцы целуются с ими же выкормленной антисистемой. Не примет Запад, всучим Африке, пусть гуманизирует, как знает. Заселим опустевшие земли казаками, чтобы Самашки снова стали станицей Самашкинской. Может, так только и можно в нашем жестоком мире?
     
    Только почему-то любое античеченское насилие бьет в первую очередь вовсе не по врагам России. В Краснодаре губернатор Ткачев задумал под выборы извести чеченских студентов: репрессиям для начала подвергли 6 человек, все они «учатся в юридическом институте, поступали по направлению МВД ЧР как участники антитеррористической операции» [135]. (То есть это участники нашей группировки в Чечне, отличившиеся в боях). Под каток же почему-то не попал никто из тех, кто находится в Краснодаре полулегально, с неясными целями. Они каким-то образом поднаторели уходить в тень, а под ударом чаще всего – наши друзья. Как отличить?
     
    Чеченский народ состоит не из одних басаевых и дудаевых. Он дал России богатейшую литературу: Бадуев, Мусаев, Хамидов, Арсанов, Сулаев и еще десятки имен. Можно вспомнить выдающихся певцов Магомаева и Умарову, и выдающихся общественных деятелей Шерипова и Завгаева. А еще множество людей не столь известных, а просто – добрых и порядочных, с которыми русский народ сводила судьба. Нельзя же всех их – одним росчерком пера? Под один гребень?
     
    Коллективная вина, особенно после жесточайшей войны, – не путь к взаимопониманию, тем более что не чеченцы пустили страну под откос, разрезали на ломти, погрузили в пучину анархии ради лучшего мира. Отсюда уже производные: девочки с поясами из смерти, кровь, заложники в концертных залах.
     
    Только вот бомбежки, «превентивные артобстрелы», зачистки и ненависть, – по обе стороны фронта, – все из того же корня. Нашего: русского, чеченского, казахского, якутского. Нашей общей вины, нашей беды, нашей войны. Никуда нам от нее не деться. Ведь даже преодолев – такое не позабыть.
     

    – 5 –
     
    Больше всего я не хотел бы, чтобы этот текст был воспринят как проповедь нетерпимости и ненависти. Но как обойтись без них, как пережить эту тяжелейшую эпоху разобщенности и войны? Остановить геноцид, но и не превратиться самим в палачей худших, чем те, кого мы осуждаем.
     
    Чечня – не колония (Бог миловал – обходилась Русь без них), а часть России, за которую мы несем ответственность. Не перед собой и миром – так перед потомками, которым жить с памятью о наших делах – добрых и злых.
     
    Дело Дмитриенко далеко не первый, но самый понятный для нас, русских, звонок. Предупреждение о том, что антисистема, как холера, может передаваться от народа к народу. Что насилие порождает насилие, а ненависть – ненависть, а оно в свою очередь новое, как спираль индукции (только в отличие от физики – бесконечная).
     
    ...Не один ведь я пишу и думаю об этом. Вот, например, это письмо пришло в Воронежскую общину русских беженцев несколько лет назад. Оно от бывшего жителя Чечни, русского, живущего в настоящее время вне России. Кто он – не знаю, может быть, он один из тех, о ком шла речь на этих страницах. Представляется, что ему и подводить итог рассказанному: лучше, по-моему, не суметь.
     
    «...Сначала, когда началось все в Чечне – когда стали вести приходить, кого из друзей средь бела дня на глазах у детей зарезали, чью жену и как изнасиловали – хотелось проклясть их ВСЕХ. ВСЕХ И НАВСЕГДА. Без жалости ли? Нет. Ведь и к бешеной собаке жалость – существо-то живое. Но стрелять бешеную собаку – НАДО. И... И как же все не просто... Первый раз приехал в Россию после отъезда уже в 1995 году. (Нет, не в Россию – в Россиянию, а я такой страны, честно говоря, и не знал, и знать не особо желаю, огрызок того, что выстроили настоящие россияне без различия национальностей – Багратионы и Лефорты, Барклаи де Толли и Растрелли, не говоря уж о русских государях, в которых русской крови порой и осьмушки не набиралось, но разве же в том дело!)
    Приехал – а дело как раз было в разгар Буденновска. Щеки горели, когда видел премьера великой (некогда великой!) страны, в прямом эфире блеявшего в телефонную трубку: "Конечно, Шамиль! Все будет сделано, Шамиль! Как и договорились, Шамиль!"
     
    (Тоже момент немалого психологического значения. Кого прикажете ненавидеть больше – Шамиля ли, который зверь по определению и иной функции не имеет, или все-таки этого денежного мешка с повадками хамовитого директора местного заводика, но в кресле премьера, пресмыкающегося перед тем гадом, которого он обязан был без разговоров раздавить?)
     
    Потом уж кое-что и брат двоюродный рассказал, и сестра (грозненцы). СТРАШНЫЕ вещи рассказали, и я сейчас не о чеченских зверствах только. (О них-то что говорить – боюсь, что всей ужасающей правды мы и не узнаем, и воскрешать не захотим. Порой невозможно даже подумать, что к одному и тому же биологическому виду мы принадлежим.)
     
    Но была страшная правда и по другому, скажем так, департаменту. Вадим рассказал, что командиры дивизий по всей стране В ОЧЕРЕДЬ становились, чтобы в Чечне повоевать.
     
    Патриотизм? Черта лысого. Во-первых, какой же смысл сменять уже "привоевавшихся" ребят на свежих, необстрелянных и неопытных? Все оказалось гораздо проще. Ну-ка, на сколько мог средний комдив (и его окружение) поднавороваться за славные годы перестройки-перестрелки, дерьмократизации и либерастии? Избави Бог бросать камень в каждого генерала, но многие наворовались на очень и очень многие тысячи (и я не о рублях). А Чечня?
     
    Да ведь золотая возможность списать! Под боевые-то действия списать черта с рогами можно! Все, что уже разворовано и вложено в особняки, вывезено и смачно проедено! А солдатики?
     
    Э, да что солдатики. Еще ведь матери нарожают...
     
    А потом приехал уже этим летом. Снова с братом двоюродным встретился, с сестрой. А до того - с семьей по телефону говорил, не раз и не два. В Чикаго они. Муж ингуш, жена - чеченка. С моей сестрой двоюродной и ее матерью (теткой моей) МЕСЯЦЫ вместе в подвале просидели, на улице Стахановцев, что напротив стадиона "Динамо". Делясь последним. Порой будучи уверены, что все, что этот вот день – последний, и прощаясь друг с другом, и проживая еще и этот день...
     
    Давить ВСЕХ! Но... А если среди этих "всех" и эти двое? Пусть всего лишь двое – но ведь ЛЮДИ!
     
    Грешен я. Грешен я перед вами, чеченцы и ингуши. Грешен потому, что считал и считаю вас ХУДШИМ, что создал Господь Бог на нашем с вами (видите, я и поделиться не прочь) Кавказе. Именно нашем с вами – хотя Грозный свой, крепость нашу Грозную, моими (не вашими!) предками выстроенную, я уж за собой – и за СВОИМИ – оставлю. Грешен потому, что если способны найтись ДВА праведника среди ваших (а думаю, что и больше, чем два – кого-то ведь и еще спасали, с кем-то спасались вместе), то уже нельзя вас ВСЕХ.
    А разделить-то, распознать-то - КАК?
    Вот ведь штука какая - не на годы, а на десятилетия. Если не на века....
     
    Все непросто. Брата бабушки моей, дядю Федю (так уж его все в семье звали, он мальчишка был, практически ровесник матери моей) чечены (НЕ чеченцы!) убили в 30-е годы. Шофером был, зерно на элеватор возил. Что ж, надо было зерно грабануть. Ну отчего же нет, грабани, сделай милость. Да нет, ведь еще и шофера-русака убить надо. Ну что ж, убей, пожалуй, коли уж так невмоготу. Да нет, надо бы его перед тем помучить. И помучили. Обе руки отрубили, а потом ЖИВОГО на костре сожгли.
     
    Порой – будь моя воля – ВЕСЬ ядерный арсенал с небес бы на вас спустил, чтобы и следа от вас не осталось на этой планете. А те двое, что с моими сестрой и теткой в подвале, до последнего?
     
    Вот ИМИ вы и спасетесь. Если ума – а главное, ДУШИ – на это хватит. Бог вам судья. Называйте вы Его как хотите, молитесь, как научены, но помните одно – судья он СТРОГИЙ.
     
    То, что вы убивали моих (а я и о друзьях, и о родных, и о зеленых необстрелянных солдатиках, и о дяде Феде) – что ж, они вам чужие. Но то, что вы сделали с собственными детьми и внуками, превратив их в опьяневших от крови зверей – это вы как (и на каком ином свете) искупать собираетесь?
     
    Как хотелось бы вас проклянуть... Как хотелось бы проснуться в один прекрасный день – и вдруг узнать, что и НЕ БЫЛО вас вовсе на этой нашей Земле... А вот те ДВОЕ не позволяют....
     
    Если все-таки удастся поймать в зеркале хотя бы подобие чего-то человеческого в еще не окончательно пожелтевших глазах, ОСТАНОВИТЕСЬ. Покайтесь – нет, не перед нами, нам спешить некуда, у нас (в отличие от вас) ВЕКА. Перед детьми своими. Перед предками. Перед собой. Перед соседями своими и учителями, коллегами бывшими и армейскими сослуживцами. Не будет настоящий русский вам грех ваш поминать и поминать. Спросите любого (убиенного отца Анатолия, впрочем, уже не спросите) православного человека: как оно, это покаяние перед другим, происходит? Долго ль каяться, долго ль прощения просить? Да нет. Все просто.
     

    – Прости меня, брат.
    – Бог простит. И я прощаю».
     
     
     

    Комментарии
    1 «Известия», 16 августа 2005. | в текст
    2 Ю. Кондратьев «Грозный: несколько дней». Приводится по авторской рукописи. | в текст
    3 Л. Гумилев «Этногенез и биосфера земли». Москва: «АСТ», 2002. С. 518. | в текст
    4 D. Stannard «American Holocaust: The Conquest of the New World». «Oxford University Press», 1993. | в текст
    5 «Оксфордская иллюстрированная энциклопедия». М: «Ифна-М – Весь мир», 2000. Т. 4, С. 82. | в текст
    6 «Союз можно было сохранить. Белая книга», под общей редакцией А. Вебера. М.: «Апрель-85», 1995. С. 11. | в текст
    7 М. Юсупов «Этнодемографическая характеристика Чечни» | в текст
    8 А. Каламбет «Чечня предвоенная» // «Дуэль», 9 июня 1998. | в текст
    9 Приводя свидетельства людей, чьи имена мы не можем назвать по тем или иным причинам, мы будем пользоваться цифро-буквенной нумерацией. Аn – для тех, чьи показания задокументированны, Вn – для прочих свидетелей. | в текст
    10 А. Михайлов «Чеченское колесо. Генерал ФСБ свидетельствует». М.: «Совершенно секретно», 2002. С. 28. | в текст
    11 «Белая книга. Чечня, 1991-1995: факты, документы свидетельства». Москва: Центр общественных связей ФСБ РФ, 1995. Часть 2, С. 6. (Далее – Белая Книга). | в текст
    12 И. Сухов «Бегство из России в Россию» // «Время Новостей», 1 июня 2004. | в текст
    13 Белая Книга. Ч. 2, с. 6. | в текст
    14 «Голос Чечено-Ингушетии», 5 декабря 1991. | в текст
    15 «Голос Чеченской республики», 15 января 1993. | в текст
    16 «Не уезжайте, русские! Нам нужны рабы!» // Чечня.ru, 25 августа 2000. По материалам допросов проведенных прокуратурой РФ в январе 1995-го. | в текст
    17 А. Шаповалов «Голодная смерть или бандитская пуля» // «Независимая Газета», 21 января 2003. | в текст
    18 Белая Книга. Ч. 2, с. 6. | в текст
    19 Белая Книга. Ч. 1, с. 16. | в текст
    20 Ср. со свидетельством Дудиной: «…ехала в Кpаснодаp в 1993 г., поезд был остановлен, вошли вооруженные чеченцы и забирали деньги и ценности. В тамбуре изнасиловали и выкинули из вагона (уже на полном ходу) молодую девушку». («Не уезжайте, русские!..»). | в текст
    21 А. Михайлов Указ. Соч., С. 28 | в текст
    22 Ю. Кондратьев «Грозный…». У нас есть данные о нескольких акциях сопротивления со стороны казаков северных районов Чечни, однако значительного резонанса они не получили. | в текст
    23 Д. Тихонов «Проблемы в Чечне были всегда…» [интервью с А. И. Ивановым] // «Литературная Газета», 12-18 февраля 2003. | в текст
    24 Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него // «Международный акты о правах человека. Сборник документов», М.: Институт Государства и Права, 1998. | в текст
    25 «Известия», 28 января 2005. | в текст
    26 А. Шаповалов «Голодная смерть или бандитская пуля» // «Независимая Газета», 21 января 2003. | в текст
    27 М. Юсупов «Этнодемографическая характеристика Чечни». | в текст
    28 «Независимая Газета», 24 апреля 1998. По свидетельству Ю. Кондратьева верен, по крайней мере, порядок. | в текст
    29 «Коммерсантъ», 17 апреля 2003. | в текст
    30 А. Абакумов «Чеченская диаспора должна платить за геноцид в отношении славянского населения в Грозном, на р. Сунже и Среднем Тереке» // «Экономическая газета», №21, 1998. | в текст
    31 И. Шовхалов «В своей стране я словно...» // «Дош», №1, 2003. С. 21. | в текст
    32 Д. Соколов-Митрич «Забытый геноцид» // «Известия», 28 января 2005. | в текст
    33 И. Шовхалов «В своей стране я словно...». С. 22. | в текст
    34 «DiRECT!», 23 Juin 2000. | в текст
    35 «Спецназ России», №2, февраль 2002. | в текст
    36 И. Сухов «Бегство из России...». | в текст
    37 В. Янченков «Изгои на родной земле» // «Труд-7», 17 февраля 2000. | в текст
    38 «Республика», 25 апреля 1995. | в текст
    39 L. Monod «Le Role de l’OSCE en Tchetchenie». Edition d’«Institut Universitaire des Hautes Etudes Internationales», 2000-2001. P. 12. | в текст
    40 E. Schneider «Moskau Entschluss zum Tschetschenien-Krieg» // «Aussenpolitik», №2, 1995. S. 162. | в текст
    41 «Голос Чеченской республики», 14 августа 1995. | в текст
    42 «Труд-7», 12 марта 1999. | в текст
    43 А. Пушкин Избранные Сочинения. Москва: «Художественная Литература», 1978. Т. II, С. 613. | в текст
    44 Белая Книга. Ч. 1, с. 18. | в текст
    45 В. Янченков «Изгои…». | в текст
    46 А. Шаповалов «Голодная смерть или бандитская пуля» // «Независимая Газета», 21 января 2003. | в текст
    47 «Зеркало Недели», 27 декабря 1997. | в текст
    48 О. Орлов, А. Костинский «Справка о положении в Курском районе Ставропольского края» // Электронный Архив Центра «Мемориал», 8 апреля 1999. | в текст
    49 «Ал-Аман», 17 сентября 1999. Цит. В. Бобровников «Абреки и государство» // «Вестник Евразии», №1(8), 2000. С. 38. | в текст
    50 «Российская Газета», 6 января 2000. | в текст
    51 «Коммерсантъ», 3 марта 2001. | в текст
    52 «Российская Газета», 6 января 2000. | в текст
    53 «Сегодня», 19 января 2000. | в текст
    54 ИА Lenta.ru, 18 апреля 2001. | в текст
    55 ИА News.ru, 20 марта 2003. | в текст
    56 ИА News.ru, 23 марта 2003. | в текст
    57 «Россiя», 30 июля 2003. | в текст
    58 В. Потто «Кавказская война». Ставрополь: «Кавказский Край», 1994. Т. 2, с. 66. | в текст
    59 В. Дегоев «Имам Шамиль: пророк, властитель, воин». М.: «Русская панорама», 2001. С. 26. | в текст
    60 Цит. А. Михайлов «Чеченское колесо». С. 255-256. | в текст
    61 В. Потто «Кавказская война», Т. 2, с. 70-75. | в текст
    62 А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». М.: «ИНКОМ НВ», 1991. Т. 3, с. 270. | в текст
    63 Например, О. Осетинский «Если бы я был Бен Ладеном…» // «Известия», 2 октября 2002. | в текст
    64 Цитаты выверены по: «Коран». Перевод и комментарии И. Крачковского. М., 1990. Смысл сохранен везде, хотя в частностях незначительных для нашего исследования разные переводы расходятся. | в текст
    65 А. Вацуев «Был ли у нас геноцид русских?» //«Голос Чеченской республики», 14 августа 1995. | в текст
    66 ИА Lenta.ru, 13 августа 2005. | в текст
    67 «Новая Газета», 27 июня 2005. | в текст
    68 ИА Regnum, 27 июня 2005. Выделение наше. | в текст
    69 Л. Гумилев «Этногенез и биосфера земли». С. 483, 492. | в текст
    70 В. Сербский «Судебная психопатология». Выпуск второй: «Клиническая психиатрия». М., 1900. С. 237-238. | в текст
    71 Л. Гумилев «Этногенез и биосфера земли». С. 494. | в текст
    72 В. Потто «Кавказская война». Т. 2, с. 63. | в текст
    73 В. Потто «Кавказская война», Т. 2, с. 60. | в текст
    74 А. Шнайдер «Этнография народов Кавказа» . | в текст
    75 Большая Советская Энциклопедия. М., 1958. Т. 51, с. 308. | в текст
    76 «Чеченцы» // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (CD-диск), Москва, 2002. | в текст
    77 См. В. Потто «Кавказская война». Т. 2, с.65. | в текст
    78 В. Дегоев «Имам Шамиль…». С. 23. | в текст
    79 Цит. О. Рапов «Русская церковь в IX веке – первой трети XII века. Принятие христианства». М.: «Высшая школа», 1988. С. 148. | в текст
    80 В. Потто «Кавказская война», Т. 2, с. 68. | в текст
    81 См. В. Потто «Кавказская война». Т. 2, с.65. | в текст
    82 В. Бобровников «Абреки и государство» // «Вестник Евразии», №1(8), 2000. С. 35. | в текст
    83 А. Ермолов «Записки А. П. Ермолова 1798-1826». М.: «Высшая школа», 1991. С. 285. | в текст
    84 Оригинал хранится в Архивно-правовом департаменте МИД РФ. Опубликован «Православный голос Кубани», №5 (113), июнь 2000. | в текст
    85 А. Ермолов «Записки», с. 308. Курсив наш. | в текст
    86 Цит. В. Дегоев «Имам Шамиль...». С. 107. | в текст
    87 М. Лермонтов Собрание Сочинений. М.: «Правда», 1988. Т. 1, с. 205. По мнению И. Чистовой описание сражения исторически достоверно (там же, с. 689). | в текст
    88 Например, В. Дегоев «Имам Шамиль...». | в текст
    89 А. Завгаев «Пора говорить о народе с народом, а не от его имени» // «Независимая Газета», 29 августа 2002. | в текст
    90 Г. Ткачев «Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области». Владикавказ, 1911. | в текст
    91 В. Бобровников «Абреки и государство». С. 36. | в текст
    92 И. Сталин Сочинения: в 13 томах. М., 1947. Т. 4, с. 400. | в текст
    93 Российский Государственный Военный Архив. Фонд 320, Опись 1, Дело 18, Лист 40. | в текст
    94 Н. Бугай «Л. Берия - И. Сталину: "Согласно Вашему указанию ..."», Москва: «АИРО-ХХ», 1995. | в текст
    95 В. Гнеушков, А. Попутько «В степях Ставрополья» // «Венок Славы», М., 1980. Т. 8, с. 278. | в текст
    96 О. А. Ржевский Выступление на конференции «Проблемы историографии Второй Мировой войны и внешней политики СССР: к 66-летию советско-германского договора о ненападении и 60-летию окончания Второй мировой войны», 16 сентября 2005. | в текст
    97 О. Матвеев «Русский бунт в Грозном» // «Независимая газета», 31 марта 2001. | в текст
    98 М. Мамакаев «Чеченский тейп (род) в период его разложения». Грозный, 1973. С. 79. | в текст
    99 «...старейшины сидели на лавочках и улыбались: "Пусть русских побольше уезжает"» («Известия», 28 января 2005). | в текст
    100 Д. Жуков «Ермолов, Грибоедов, чеченцы…» // «Завтра», 9 января 2001. | в текст
    101 А. Солженицын Указ. соч.. Т. 3, с. 272. | в текст
    102 «Счастливый билет Малика Сайдулаева» [интервью] // Аналитический центр «Намакон» | в текст
    103 ИА «Кавказский Узел», 21 января 2004. | в текст
    104 ИА «Утро», 23 октября 2004. | в текст
    105 А. Савельев «Преступления режима Дудаева-Масхадова» // Библиотека партии «Родина» | в текст
    106 «Известия», 16 августа 2005. С. 3. | в текст
    107 Х. Боков «Мы – вайнахи». М.: «Славянский диалог», 2000. С. 81. | в текст
    108 Д. Якушев «Чечня и Чеченцы. Социально-этнографический очерк» // «Коммунист», 28 октября 2002. Компьютерная распечатка. С. 2. | в текст
    109 М. Ростовский, В. Богомолова, И. Ринаева, М. Хайрулин, О. Горбатов, А. Юров, М. Мартова, Н. Шипицына «Москва чеченская» // «Московский Комсомолец», 1 ноября 2002. | в текст
    110 «Московская правда», 20 ноября 2002. | в текст
    111 А. Караулов «Момент Истины» // «ТВЦ», 16 марта 2002, 20:00. | в текст
    112 Д. Якушев «Чечня и Чеченцы». С. 4-5. | в текст
    113 Выходцы из Бороздиновской равно намериваются селиться компактно, по культурно-языковому признаку. С. Магомедов Дневник // ЭАЦМ, 5 августа 2005. | в текст
    114 Д. Якушев «Чечня и Чеченцы». С. 2. | в текст
    115 О. Вандышева «Телеведущая Асет Вацуева: «За русского выходить замуж мне нельзя». Самая популярная чеченка России рассказала об интимных нравах своего народа» [интервью с А. А. Вацуевой] // КП, 26 июля 2005. | в текст
    116 Цит. Д. Якушев «Чечня и Чеченцы». С. 4. | в текст
    117 Из интервью О. Орлова на пресс-конференции в Национальном Институте прессы // ЭАЦМ, 28 сентября 1999. | в текст
    118 Д. Жуков «Ермолов, Грибоедов, чеченцы…» // «Завтра», 9 января 2001. | в текст
    119 КП, 27 августа 2005. | в текст
    120 «Коммерсантъ», 20 августа 2005. | в текст
    121 КП, 24 августа 2005. | в текст
    122 КП, 27 августа 2005. | в текст
    123 Е. Тюрюканова «Трудовая миграция из стран СНГ и новые практики эксплуатации труда» // «Международная миграция населения: Каир +10. Россия и современный мир». Выпуск 12. М.: «МАКС-пресс», 2004. С. 101. | в текст
    124 Д. Якушев «Чечня и Чеченцы». С. 1. | в текст
    125 Там же, с. 3. | в текст
    126 «New Europe», August 11, 2003. | в текст
    127 Опрос Фонда «Общественное мнение», 25 января 2003. | в текст
    128 С. Ганнушкина «О положении жителей Чечни в Российской Федерации: июнь 2003 г. — май 2004 г.». М.: «Правозащитный центр «МЕМОРИАЛ»», 2004. С. 49-50. | в текст
    129 Д. Якушев «Чечня и Чеченцы». С. 4. | в текст
    130 И. Шовхалов «В своей стране я словно...». С. 21. | в текст
    131 С. Ганнушкина «О положении жителей Чечни в Российской Федерации: июнь 2004 г. — июнь 2005 г.». М.: ПЦ «МЕМОРИАЛ», 2005. С. 30. | в текст
    132 См. С. Ганнушкина «О положении жителей Чечни в Российской Федерации: июнь 2003 г....». Приложение 15. | в текст
    133 Т. А. «Чеченцы в Европе» // «The Chechen Times (на русском)», 9 июня 2004. | в текст
    134 «The Chechen Times (на русском)», 16 июня 2004. | в текст
    135 С. Ганнушкина «О положении жителей Чечни в Российской Федерации: июнь 2003 г....». С. 40.
    Категория: История | Добавил: Elena17 (31.08.2016)
    Просмотров: 1009 | Теги: чеченская война
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2031

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru