Отличительной чертой набожности Тютчева является искреннее, сердечное христианство, воспринятое не как официальная религия или учение, но как Святая Правда. Поэтому и тютчевские стихи обрели силу такого всесовершенного духа, что при чтении их не оставляет мысль – они небесные посланцы, своего рода духовное откровение, до Тютчева лишь отчасти угадывавшееся, а после него действующее в силе. Настоящая религиозность и христианство и есть не нечто механически усвоенное человеком, но сокровенная жизнь в Боге. Позицию поэта Тютчева в христанстве можно отчасти понять из его письма к родителям, в котором он замечает: «То же можно сказать и о другом обстоятельстве, свойственном этой стране (речь идет об Италии – прим. авт.) Это, наряду с легкостью нравов, крайняя набожность, господствующая здесь, особливо среди женщин. Так, во время Рождественского поста, который только что закончился, церкви были переполнены, весь город походил на монастырь. Ни театральных представлений, ни балов, ни концертов. В виде единственного развлечения проповедь по утрам. Зато женщины, я говорю о принадлежащих к самому высшему обществу, бывали там во множестве. И какая проповедь! Что за строгость, что за суровость, что за нетерпимость! Вечером, правда, никто уж больше о ней и не помышлял. (25.12.1837 г. Турин). Тютчеву претит показная набожность западного христианства, проявляющая себя не только в фарисейском проведении поста, но в том, что по своей сути христианству должны претить строгость, суровость и нетерпимость. К сожалению некоторые черты такого с позволения сказать христианства стали проявляться и в церковной жизни России того времени. Примером того, каким должно быть истинное отношение человека и общества к Христу, служит стихотворение Тютчева «При посылке Нового Завета»:
Не легкий жребий, не отрадный,
Был вынут для тебя судьбой,
И рано с жизнью беспощадной
Вступила ты в неравный бой.
Ты билась с мужеством немногих,
И в этом роковом бою
Из испытаний самых строгих
Всю душу вынесла свою.
Нет, жизнь тебя не победила.
И ты в отчаянной борьбе
Ни разу, друг, не изменила
Ни правде сердца, ни себе.
Но скудны все земные силы:
Рассвирепеет жизни зло —
И нам, как на краю могилы,
Вдруг станет страшно тяжело.
Вот в эти-то часы с любовью
О книге сей ты вспомяни —
И всей душой, как к изголовью,
К ней припади и отдохни
Без силы Спасительного Евангелия мы – игрушки в стихиях зла и падшего мира. Без Евангелия мы так ничего и не поймем и во всем заплутаем со своими «правдами-кривдами». Евангелие – это Божие, а без Бога мы – сироты, обреченные на заклание силам зла. «Вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64, 6). Так что стихотворение Тютчева «На посылку Нового Завета» - это самое настоящее апостольское благовестие о том, чтобы человек не уставал припадать к Источнику Жизни – Христу и только в Христе находил утешение, успокоение и спасение. Евангелие невозможно и бессмысленно анализировать, как и ангелоподобные стихи. Все Божественное вырастает из духа и действует непреодолимо. Кто может сказать, как именно слагается в утробе матери младенец? Так и с высокодуховными шедеврами: они есть, но как и откуда они взялись, в точности не скажет не один самый блестящий сециалист литературы. Стихи-шедевры и зримы, и незримы, свободны и вместе с тем имеют свои причины, как и последствия. Сам Тютчев относился к своему поэтическому дару весьма снисходительно. Он-то лучше других осознавал, что если кто и бог в стихах, то это не одна заслуга стихотворца, но призвание Божие служить силой пламенного слова Евангелию. Тютчев мог бы словами святого Пророка Исайи утверждать: «Господь – сила моя, и ПЕНИЕ МОЕ – ГОСПОДЬ; и Он был мне во спасение» (Ис. 12, 2). А кто такое служение афиширует или выпячивает перед другими?.. На особую важность высокодуховного поэтического или прозаического слова указывал еще Святой Апостол Павел, Наставник Вселенной, когда просил прислать ему книги в заточенье: «Грядый принеси, и книги, паче же кожаныя» (2 Тим. 4; 13). А мы, не читая книг и даже Святого Евангелия, мним о себе, что правильно или «хорошо» живем… Путь настоящего творчества – от частного к общезначимому, от мирского к высокодуховному, от видимого к невидимому, от внешнего к внутреннему, одним словом, от земного несовершенного к небесному всесовершенству.
Кто остановит или изменит из малейшего, сказанного Господом в Евангелии? Вот Спаситель изрекает: «Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» (Лк, 21; 6). И это относилось не только к историческому Иерусалиму с храмом, но ко всей земле, ко всему небожию, тленному.
«Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я. И это время близко: не ходите вослед их» (Лк. 21, 8). Это предостережение Христа для тех, кто готов видеть во всем, носящим имя «православный» и «христианин», то, чего на самом деле нет. Уста лукавнующих лицемеров говорят о Боге, а сердца исполнены враждой к Нему. Это и есть дикость в овечьей шкуре. Быть надо осторожными и с теми, кто живет в неверии, уповая на одни дела, и с теми, кто выставляет себя верующим, а дел веры не имеет.
«Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде: но не тотчас конец» (Лк. 21, 9). Что такое мир, как не арена всемирной борьбы, как писал Тютчев, «кретинов с идиотами», но это еще прелюдия к апокалипсису.
«Восстанет народ на народ, царство на царство; будут большие землятресения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба» (Лк. 21, 10-11). Возмездие за всеобщее отступление от Христа, за нераскаянность постигнет землю и живущих на ней, как тать: «Внезапно Судия придет и коегождо деяния обнажатся». Но Божие возмездие совершалось и во времена Тютчева, иначе бы он в 13-летнем возрасте (!) не писал, как самый настоящий духовный мудрец и муж:
Возвышенный твой сан, льстецы твои и злато
От смерти не спасут! Ужель ты не видал,
Сколь часто гром огнекрылатый
Разит чело высоких скал?..
И ты еще дерзнул своей рукою жадной
Отъять насущный хлеб у вдов и у сирот;
Изгнать из родины семейство безотрадно!..
Слепец! Стезя богатств к погибели ведет!..
Разверзлась пред тобой подземная обитель!
О жертва тартара! о жертва евменид,
Блеск пышности твоей, грабитель!
Богинь сих грозных не пленит!..
Там вечно будешь зреть секиру изощренну,
На тонком волоске висящу над главой;
Покроет плоть твою, всю в язвах изможденну,
Не ткани пурпурны – червей кипящий рой!..
Возложишь не на одр растерзанные члены,
Где б неге льстил твоей приятный мягкий пух,
Но нет – на жупел раскаленный, –
И вечный вопль пронзит твой слух!
Но что? сей страшный сонм! сии кровавы тени
С улыбкой злобною, они к тебе спешат!..
Они прияли смерть от варварских гонений!
От них и ожидай за варварство наград!
Страдай, томись, злодей, ты жертва адской мести! –
Твой гроб забвенный здесь покрыла мурава! –
И навсегда со гласом лести
Умолкла о тебе молва!
Теперь сравните это стихотворение даже еще не юноши с тем, что писали в России в ХХ веке великовозрастные дяди и тети, и вы сразу почувствуете, чем отличается духовный стих от всякого иного, пусть даже небездарного. Тем более, что стихотворение Тютчева -подростка почти в один один совпадает с известной евангельской притчой Христа о безымянном богаче и нищем Лазаре. Но какова на самом деле тогда подлинная религиозность поэта Тютчева, если он с таких раннх лет не только задумывался о добре и зле, но и сумел очень живо и мудро донести евангельские настроения до других. Лжезнамения обманут тех, кто захочет ими обмануться, то есть нераскаянных грешников и маловеров. Мы же должны обращаться, в том числе, и к Русской Поэзии за разъяснением вопросов веры и неверия.
«Прежде всего возложат на вас руки и будут гнать вас за имя Мое» (Лк. 21, 12). Вот признак того, кто является в мире истинным христианином! Он будет пребывать не в довольстве, славе и роскоши, и даже в спокойствии, но его будут ненавидеть и гнать, если он посмеет идти путем Христа и будет учиться у Него Кротости и смирению. «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир», - вещает Господь. Но если Небесный Адам без греха – Христос победил мир и саму смерть, то шествуя за Ним и мы того же достигнем, хоть и не без прискорбностей и искушений, – Царства Небесного. Смотрите, сколько иные люди прилагают сил, чтобы достигнуть тленного на земле и услышать одобрения от других. Но это все пройдет, а одобрение Божие не пройдет никогда. Первые здесь, там станут последними, и все потому, что не ведали, что творят не во славу Божию, а в свое прославление или ради своих кумиров.
Злу совершенно безразлично, кто тот или иной, для него личность – ничто, лишь бы человек не крестился, не верил, и не спасся. Но стоит личности совершенно добровольно прибегнуть к помощи Христа и святых, как и поднимается брань против него. Вот ответ тем, кто силится рассуждать, что, мол, живут же без веры внешне неплохо и даже «получше» верующих. Да, пока живут так потому, что они никому не нужны – «ни Богу свечка, ни черту кочерга». Возмездием за отступничество от Любви Божие является то, что отступникам предоставляются возможность угождать себе и творить грех, как им хочется, и они погибают как духовно, так и телесно. Тютчев по праву замечает в письме: «А любопытно было бы знать, какого отчета от нас потребуют, и может быть очень скоро, за все эти неудачи, за все эти провалы, в коих мы повинны? - Да, притча о нерадивом рабе, зарывшем свой талант, словно бы для нас писана» (Тютчевой Е. Ф., 22 сентября 1871г., Петербург).
Весьма интересно, поучительно и назидательно сравнение тютчевского послания «При посылке Нового Завета» с «Надписью на Новый Завет» Святой страстотерпицы Александры Федоровны Романовой.
НАДПИСЬ НА НОВЫЙ ЗАВЕТ
Пусть эта Книга Правды постоянно
Тебя сопровождает неустанно
В твоем пути.
Пускай тебе послужит утешеньем
В твои такие горькие мгновенья,
Что трудно их перенести.
Любовь в ней дышит неземная,
Тепло на землю посылая,
Где зло царит.
Пусть и мир радость бесконечные,
И приближенье жизни вечной
Она тебе дарит
Совершенно в тютчевском духе мученица Царица пишет: «Библия, как грудь матери, к которой можно прильнуть в минуту боли и отчаяния». Нам же отрадно, что поэт Тютчев и его дети были непосредственно связаны с Царским Домом Романовых, так что все они вместе представляют как бы единую Русскую Семью, достойно прошедшую через все скорби и страдания.
«Но и волос с головы вашей не упадет; терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 18-19). Вот путь, указанный Евангелием! Лукавые рабы собственной злобы показывают нам, что течение вслед Христу – дело обеременительное и не суть важное. Заставить жить человека по своей надуманной своевольной и гордой правде или поклониться правде другого человека или сообщества людей – вот задача духов злобы поднебесных. И они добиваются своего, раз, к примеру, Англия с 29 марта 2014 года узаконила гомосексуальные отношения, так называемые «однополые союзы». Мы же приведем результаты исследования, проведенного в 2014 году британским Библейским Обществом. Оно показало, что огромное число детей в Британии никогда не читало самых известных библейских повествований. Цифры указывают, что число детей, регулярно читающих или слушающих библейские повествования, сократилось за последние 20-30 лет вдвое. Об это пишет Thе Telegraph. Прошли лишь считанные месяцы с тех пор, как опрос ComRes, проведенный по заказу Christian Institute показал, что молодые британцы считают, что Дед Мороз упоминается в Библии. «Когда один из 10 работников государственного сектора, включая социальных работников и учителей, считают, что Санта-Клаус является частью библейского повествования о Рождестве, то что уж тут говорить о наших детях?» — сказал тогда глава института. Сегодня результаты исследования Библейского Общества говорят о том, что «восхитительные и увлекательные библейские истории могут быть утеряны для будущих поколений, если люди чего-нибудь не предпримут», - уверен лавный исполнительный директор британского Библейского Общества Джеймс Кэтфорд. По сообщению The Telegraph «архиепископ Кентерберийский и архиепископ Йоркский осуждают африканские антигомосексуальные законы, призывая англиканские церкви «проявить любовь Христову» к однополым парам»… Комментарии излишни. Таковы нравы нынешнего цивилизационного мира. Не к таким ли горе-цивилизаторам обращено гневное слово Божие «Князья Содомские, народ Гоморский!» (Ис. 1, 10). Достойны ли люди нечестивцы мира и безопасности? Нет, конечно, ибо Господь говорит: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 19). Бог никого не неволит к исполненю Своих спасительных заповедей. Заповеди как раз для того и даны Богом, чтобы люди охранялись от зла и достигали посредством их исполнения добра. Но все взявшие меч неправды, от меча и погибнут. Эти слова святого благоверного князя Александра Невского издавна известны на Святой Руси.
Так что, восприняв Крещение, исполняя крещенские обеты, утверждаясь в Слове Божием, христианин становится самым настоящим богатырем духа, какие всегда были и есть в почете на Руси. Любым воинам неминуемо противостоит супротивная рать. В нашем случае это мир похоти, наша немощная плоть и дьявол. Враг очень серьезный и конец сражения неизвестен. Поэтому Ф. И. Тютчев и пишет в «Рассвете» об опрлчении святого воинства Христова против всего его врагов видимых и невидимых:
Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
…………………………………….
Вставай, мужайся, ополчися!
……………………………….
В доспехи веры грудь одень,
И с Богом, исполин державный!..
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный! |