Русская Стратегия

      Цитата недели: "С ужасом внимает душа грозным ударам Суда Божия над Отечеством нашим. Видимо, оставил нас Господь и предает в руки врагов наших. Все упало духом, все пришло в отчаяние. Нет сил трудиться, и даже молиться! Нет сил страдать и терпеть! Господи! Не погуби до конца. Начни спасение! Не умедли избавления." (Свщмч. Иосиф Петроградский)

Категории раздела

История [1725]
Русская Мысль [247]
Духовность и Культура [319]
Архив [841]
Курсы военного самообразования [74]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Лампада чистая любви. Загадка и тайна Пушкина

                                           Но здесь меня таинственным щитом

                                            Святое провидение осенило,

                                              Поэзия, как ангел утешитель,

                                              Спасла меня и я воскрес душой...

                                                               А.С.Пушкин

                                                      

                                           «Поэт и творец Божией милостью, Пушкин сам явился

                                            Божией милостью и благословением для Русской земли»

                                               (Митрополит Анастасий Грибановский)

     

    С чего начинается духовный путь человека? Можно смело утверждать, что он начинается с Таинства Святого Крещения. Раба Божия Александра (Пушкина) крестили в Елоховском кафедральном соборе во славу великого полководца Святого Благоверного князя Александра Невского. «Время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей» (Песн. II, 12). И вот Александр Пушкин становится не только неповторимым голосом Родины и всего мира, но и величайшим полководцем могучего русского языка! По повелению Божию он расставляет пронизанные Духом слова и ведет их на битву с темной, злобной и губительной ложью. Ведь ложно в этом мире все, что не соответствует Закону Бога и Благодати Божией, каким бы оно не представлялось добрым, общечеловечным, гуманным и необходимым.

    Позже Пушкин скажет: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них». В роду Пушкиным немало русских святых, включая Святую Равноапостольную Ольгу. Пушкин любит Русь не так, как другие – вплоть до отеческих гробов и родных пепелищ! Это очень чистая любовь и сегодня горит и сияет нам неугасимой святой лампадой. В ХХ веке Русь прошла через горнило трех революций, нескольких войн и военных конфликтов, оставив многочисленные гроба и пепелища. Они более слов свидетельствуют о святом пути всей России, о ее мужестве и мученичестве ради Христа. Значит, Пушкин духовно предвидел и это! Благодаря Богу, у нас есть Пушкин! И все, что связано с именем Пушкина свято для России.

    Сам Александр Сергеевич Пушкин так отвечает на вопрос, для чего рождается человек на земле

     

                                                 Не для житейского волнения,

                                     Не для корысти, не для битв,

                                Мы рождены для вдохновенья,

                                Для звуков сладких и молитв.                 

     

    А это и есть подлинное христианство! Не для житейской суеты и не для одного употребления материальных благ и связанных с ними хлопот и переживаний, не для, тем более, корыстолюбия и битв между собою, а для вдохновения, то есть того, что возвышает душу Свыше, для звуков сладких, небесных и вот оно окончательное святое слово – для «МОЛИТВ» рожден человек! Есть вдохновение Свыше и молитва из покаянной души, идущая на Небо, – есть все!

    Можем ли мы, подобно Пушкину, благословлять все, вплоть до своих личных врагов (известно, что Пушкин простил Дантеса, на что тот дерзко рассмеялся): «Все благо: бдения и сна/Приходит час определенный/Благословен и день забот,/Благословен и тьмы приход! («Евгений Онегин» гл. VI»)? Если нет, то мы еще далеки от Бога.

    Ведь сколько людей, будучи крещенными, так и не познали Христа Спасителя… Поэтому только любящие Бога, исполнители святого и непорочного могут считаться духовными личностями. Те же, кто не только исполняет святое, но и других ведет к Богу, можно величать гениями народа. «Слова поэта суть уже дела его» (А.С.Пушкин) Трижды благословенны пушкинские слова, раз они зажигают души, не дают впасть в уныние и противостоят малейшим проявлениям злобы! Льется в наши души животворный свет пушкинских стихов, и они воскресают к лучшей жизни. Сам Пушкин признавался: «Мои стихи, сливаясь и журча, текут ручьи любви…»

    Принято считать, что о Пушкине мы знаем все максимально возможное, во всяком случае, все его произведения, известные письма, рисунки, разговоры и даже реплики. Институт Русской литературы носит название Пушкинского Дома. Можно смело говорить о пушкинистике – то есть целой науке, до сих пор исправно изучающей жизнь, личность и творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Действительно, что касается известного А.С.Пушкина, то тут изучена почти каждая пушкинская строка, систематизированы и прокомментированы рисунки поэта Пушкина на полях его рукописей, составлены портреты его современников, детально изучена родословная поэта, изучена сама эпоха времен Пушкина, памятники Пушкину стоят по всей России и за рубежом. На всякого, кто берется писать о Пушкине, посматривают с некоторой опаской и даже подозрением, что, мол, писать, когда все уже написано специалистами и профессионалами литературы... Но вот это-то как раз и настораживает почитателей не кумира Пушкина, а Пушкинской России, и не просто России, но Ее великой души, которую и отразил гений Пушкина. К тому же в России так до сих пор и не создана «Пушкинская энциклопедия» по подобию «Лермонтовской энциклопедии», но только в духовном ключе. «Пушкин не был понят при жизни не только равнодушными к нему людьми, но и его друзьями. Признаюсь и прошу о том прощения у его памяти...», - писал П.А.Вяземский.

    Пушкин открыл миру такую Россию, о которой и сами русские только интуитивно догадывались, не умея выразить Россию в глубоких, точных и метких словах, которые, например, содержались в непревзойденных народных поговорках, пословицах и в народном эпосе. Каким надо быть интимно-душевным человеком, чтобы совершить доселе небывалое в русском языке!? Воистину мы не знаем настоящего великого Пушкина. Нам его еще разгадывать и разгадывать. И слава Богу! Ведь Божественное в человеке невозможно понять до конца. «Мы говорим о гениальности Пушкина. Он гений. Богом дан ему этот дар. Но это не значит, что его должны понять тотчас же, и его современники. Гении всегда одиноки... И эти гении – это вехи откровения Божия, которые не сразу постигаются, но постигаются спустя определенное время... Да, Александр Сергеевич был страстным человеком... Но, я думаю, что все наши гении, и среди них Пушкин, в какой-то степени давали нам пример, ощущение этого кислорода вечности, которое они находили в Святом Евангелии, в Церкви, в личном общении с Богом» (Митрополит Минский и Слуцкий Филарет). «Каждый великий народ имеет своего великого поэта, являющегося высшим выражением его творческого духа. Мы должны быть вечно благодарны Провидению, пославшему нам такого человека в лице Пушкина. По всеобъемлющей силе своего дарования, по благоухающей красоте своей поэзии, по богатству, гибкости и выразительности языка и тонкому чувству гармонии и меры, проникающему все его творчество, он стоит наравне с величайшими художниками мира» (Митрополит Анастасий Грибановский)

    Пушкин знал цену того жертвенного великого дела, которое исполнил жизнью и словом: «Неподкупный голос мой был эхом русского народа»! Это сказано без всякой гордости и похвальбы в послании «К Н.Я.Плюсковой» (фрейлине Российской Императрицы), видимо, с предшествующей просьбой сказать о себе и поэзии. Ведь Пушкин не пишет, например: «Я – голос русского народа», но пишет о себе как бы уже в прошедшем времени (не намекая ли этим на то, что его поймут в будущем?), что его голос лишь эхо народа (то есть Пушкин не писал ничего такого, что противоречит интересам и пользе народа). Но есть еще более глубокий смысл - в стихотворении «Эхо» Пушкин, указуя, что эхо на всякий звук рождает отклик, но только не на поэта: «Тебе ж нет отзыва... Таков и ты, поэт!» Одним словом, оценивать свою поэзию Пушкин полностью предоставил народу… И если сегодня народ говорит по-пушкински, то он и думает и действует по Пушкину, и народное эхо разносится по всей России и миру! Не этого ли, а именно: все расширяющегося пушкинского влияния, и испугались враги России и предприняли меры для устранения народного поэта? И еще – ответа на голос поэта нет потому, что «мы ленивы и не любопытны» к поэту, не понимаем духовной глубины и значения поэзии. Еще в Одессе Пушкин звал Александра Раевского к заутрене, «чтоб услыхать голос русского народа в ответ на христосование священника»! А гласом русского народа в ответ на пасхальное приветствие священника является «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!» Глас русского народа в отличии от голосов других народов ПАСХАЛЬНЫЙ!! И Пушкин - это эхо пасхального голоса русского народа!!!

    Нет сомнения, что пасхальный русский народ еще не сказал в поэзии последнего слова! «В «Послании восточных патриархов» (1723) говорится, что «хранитель благочестия есть тело церковное, то есть народ», и именно церковный народ велением Божием выдвигает из своих рядов святых угодников и тех, кто стремится к Святости, как церковно-народному идеалу (поэт А.Блок писал, что «гений всегда народен»). Пушкин был счастлив тем, что ему удалось стать не придворным поэтом, но выразителем народных чаяний, любви и веры народа. А что может быть выше этого? Великий Пушкин не писал, как его предшественники в поэзии, оды о Боге, но зато он творил (а слово «поэзия» с греческого языка переводится, как «творение, сотворение»!) настолько Божественно, что вправе можно сказать пушкинскими словами: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», то есть творил духовно, почему и стал олицетворением самой России в веках! Стал Пушкин эхом народным потому, что имел независимый, свободный и неподкупный характер, потому что никто и ничто на земле не могло заставить Пушкина писать против совести и свободы во Христе. Он был эхом русского народа, потому что писал верно, не уклоняясь от Правды Божией, по Которой и живет великий русский народ. Бог, Христос – вот Правда русского человека и другой ему не надо. «Весь русский народ в Православии и в его идее, - пророчески утверждает Ф.М.Достоевский, - В нем и с ним – нет ничего больше. На самом деле ничего иного и не нужно, ибо Православие – все. Православие это Церковь, а Церковь – венец здания навсегда». Конечно, такой доверчивый и простой народ легко обмануть и ввергнуть в бедствия, но лучше быть честным и добрым, чем подлецом и нехристем. Знаем ли мы Пушкина с духовной точки зрения? Ведь мало изучать гениального поэта текстуально или еще как, а главное – дух, которым написаны стихи, оставить без внимания. Знаем ли мы  к р е с т Раба Божьего Александра (Пушкина)? Вряд ли. Лишь по внешнему, к тому еще до сих пор скрываемому и плохо изученному, мы догадываемся кое о чем и изумленно останавливаемся перед тайной гения Пушкина.

    Так что загадка и тайна Пушкина остается! И, слава Богу! Потому что всеобъемлющим и неисчерпаемым Пушкин, и не только Пушкин, но и любая человеческая личность, предстает именно в христианском немеркнущем свете. Пушкин велик и таинственен благодаря тому, что в нем в невероятной и дивной степени развились его подлинно  христианские ум, душа и дух. Пушкин потому до необъяснимости раскован, свободен, ясен и весел, что он есть высший тип русского верующего в Святую Троицу человека. Можно смело сказать, что о настоящем, православном, народном Пушкине мы знаем еще очень и очень мало. Более того нравственный портрет Пушкина искажен до неузнаваемости. И немудрено, ведь в годы безбожия в России ХХ века религиозность объявлялась... «реакционностью». Но мы-то знаем другое, что не бывает нравственности и народа без Христа. Россия своим мученичеством в прошедшем веке показала верность православным  духовно-нравственным идеалам. Человек без Бога, «без Царя в голове» был  и остается худшим типом человека в народе нашем. Поэтому впору говорить о новом Пушкине ХХI века, потому что в прошедшем ХХ веке  его личность была искажена до неузнаваемости и в духовном смысле даже почти умерщвлена. И отчего же?! Случилось это не только в результате деятельности специалистов советской литературы, подгонявших образ поэта под новые безбожные идеологические требования. Говоря словами самого поэта, мы сами «ленивы и нелюбопытны», что касается наших русских гениев. Но если «прошедшее для нас не существует, - то, как говорил Пушкин, -  мы жалкий народ!» («Роман в письмах»). Если бы мы сами были не ленивы и очень любопытны в отношении своих национальных гениев, особенно в поэзии, то узнали бы гораздо больше величественного и значительного о Боге, жизни и  людях. Но откуда нам, грешным, взять энергию возбуждения на добрые дела во славу Божию, если мы отчуждены от Бога многими препятствиями: как духовными, так и материальными. Читать комментарии к гениальным пушкинским шедеврам в Интернете просто противно – такое ощущение, что война против Пушкина и не прекращалась. А ведь сам Пушкин прямо писал: «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ» («Моцарт и Сальери»). Поэтому, кто считает, что гениальные стихи совмещаются с негениальной личностью, и даже пороками, тот, мягко говоря, лукавит и клевещет. По слову того же Пушкина гений простодушен, имеет великий характер, всегда откровенный.

    Великий русский писатель Ф.М.Достоевский говорил в своей знаменитой речи «Пушкин» (8.06.1879), что художественный гений Пушкина воплотил «братство людей» и «всемирное, всечеловечески-братское единение». Но это единение не «посредством славы, меча или науки», какое можно во многом и сегодня увидеть в современном нам мире. Одним словом, это не единение экономических, социальных, культурных и иных земных, общечеловеческих сил и средств, но единение в Духе Святом.

    Пушкин – настоящий русский не от того только, что любил деревню, баню, землянику, клюкву в сахаре, варенье из зеленого крыжовника, морошку (ел ее перед самой кончиной) и энциклопедически описал русскую жизнь, но что он характером, открытой и благородной душой стал живым воплощением духовного воина-великоросса. Был такой факт, что когда Пушкина спросили о том, что он читает, его ответ бы для многих тогда в России неожиданным – «целый год я ничего не читаю, кроме Евангелия (Плетневу)». Читать Евангелие и не читать ничего другого в течении года, – это говорит православному подвижническому сердцу о многом. Много ли сегодня  из христиан вообще читает Евангелие и хранит Евангелие Правды в сердце своем? Не в этом ли и состоит охранительное значение Слова Божия для человека и России... Вот в этом весь Пушкин, как настоящий русский. Разгадка тайны человека и поэта Пушкина как раз и состоит в открытии необычного сплава внутри него по велению Божьему светского и религиозного. Религиозность Пушкина выразилась настолько естественно и органично, что многие так и не поняли, что Пушкин был в сто раз религиознее их, кто так гордился своей  набожностью и блестящими богословскими знаниями. То, что стихи Пушкина вызывают именно Божественный восторг и есть признак того, что Пушкин был в высшей степени религиозен! Конечно, христианство в нем возрастало по мере того, он разочаровывался в мире и в том, чем мир так дорожит. В каждом человеке происходит борьба земного и небесного, и, увы, очень часто небесное умаляется земным ввиду наших уступок миру. Пушкин был не таков. Он был с самого начала цельная христианская личность, возраставшая от силы в силу, и, наконец, достигнувшая Царства Небесного. В 1827-1828 годах Пушкин пишет: «Не допускать существования Бога – значит быть еще более глупым, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге»

     

                                       Как часто по брегам Тавриды

                                       Она меня во мгле ночной

                                       Водила слушать шум морской,

                                       Немолчный шепот нереиды,

                                       Глубокий, вечный хор валов,

                                       Хвалебный гимн Отцу миров.

    Продолжение следует...

    А.Н. Башкиров

    Русская Стратегия

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (25.08.2017)
    Просмотров: 133 | Теги: андрей башкиров, Русское Просвещение, русская литература, Александр Пушкин
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 635

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru