Стихи от Бога есть особая, если не высшая (!) милость к падшим и вообще грешникам, чтобы они воодушевились и стояли в Божием до конца. Истинный поэт всегда милостивец и жертвователь, как в отношении себя, так и, особенно, в отношении других. Принимающий духовные шедевры очищается в душе, подобно Таинству Святого Крещения. Пушкинская поэзия способна поддержать, утешить, исцелить и даже воскресить душу из тины повседневности и всебудничности, оторваться от земли и духовно вознестись к Небу.
Только сильная, мужественная личность решается делать добро и признается добрым гением всего народа. А.С.Пушкин в стихотворении «Труд» ясно высказывается в отношении поэтического труда. Еще раз повторимся, что многолетний труд на ниве святой словесности в святых пенатах (Святая Русь!) – это подвиг! Великий поэт чуточку приоткрывает завесу своей работы – он пишет в основном ночью или под утро в соответствующей обстановке, то есть тогда многие спят и видят сны.
«Истина – это не мысль, не слово, не отношения вещей, не закон. Истина – это Личность. Это Существо, Которое проникает во все существа и дает жизнь всему. Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь его вынести, не сгорев» (Святитель Николай Сербский (Велимирович). Истина есть Бог, изрекающая Слово любви и спасения. Поэтому значение слова настолько велико, что Само Слово-Истина предупредило – от своих слов человек либо оправдается, либо осудится. По Пушкину «поэт – друг Истины»! Если Истину не хранить и не воспевать, неистинное быстро задушит все живое и умертвит…
Слово – это самое сильное оружие. Не случайно информационные войны приобрели сегодня такой масштаб и значение, что раньше и не снилось. В этой каше добра и зла без четкого определения, что есть зло и что добро, человеку не спастись, душа его неминуемо погибнет. Духовное понимание Пушкина – дело чести. Если оно значительно утрачено за безбожный ХХ век, то следует, не откладывая, вернуться к Святой Поэзии, чтобы обрести иную – Божественную жизнь. Чистое, святое слово Александра Сергеевича Пушкина нужно нам именно сегодня в ХХI веке, чтобы очиститься им от греховной грязи и житейского многопопечения, почувствовать вкус к духовному и так спастись России и всем живущим на земле.
Русский поэт Пушкин был и есть наше солнце, прежде всего святое, духовное. Недуховное не обладает даром излучать, светить и не угасать веками. Пушкин будет славен, пока «жив будет хоть один пиит». Пушкин – это всемирно-исторический светоч. Пушкин – явление русского Православного духа, который и сегодня «дышит, где хочет». Имя Пушкин стало духовным, народным паролем: скажи просто «Пушкин» и предстанет сразу вся Русь – и патриарх Пимен, и Татьяна Ларина, и няня Арина, и Михайловское, и царь Салтан, и 33 богатыря во главе с Черномором, и богатырь Руслан с неразлучной Людмилой, и «кот ученый», и золотая рыбка, и Петр Великий, и Пугачев, и Борис Годунов, и многое, многое чудесное, дивное, мудрое, превышающее наши силы и разум, вся Русь, в которую «можно только верить» (Ф.Тютчев). Предивен Пушкин, всему давший зачин, на все отвечающий великим словом и вобравший все лучшее из культур народов мира в одну свою гениальную русскую душу. Он светит всему миру своей всеотзывчивой, пламенеющей душой. Пушкин стал родным для всех, потому что не только изобразил все главные проявления жизни в стихах и прозе, но он жил, любя, и «носил в себе силу любящего всеединяющего духа» (Ф.Достоевский). Так оно и есть! Ведь если Пушкин носил внутри себя Слово или Божий Глагол, чтобы «жечь сердца людей», то он Поэт-богоносец. Ибо вмещающий Слово Божие и исполнивший Его делом и есть носитель Света, но никак не тьмы. Поэтому имя Пушкин и веселое, и солнечное, и доброе, и светлое, и теплое до необычайности, и фонтанирующее неизбывной энергией Божественного всеизволения, и вливающее успокоение в наши измученные грехом души. Ведь если у нас есть Пушкин, то что же и унывать, и предаваться многопечалию о нас и о России! Пушкин столько воплотил для славы России, сколько не сделали за долгое время целые поколения людей, направлявших все старание к осуществлению земных, а не небесных целей. Советская литература отказала Пушкину в христианстве, и даже слова Государя Николая I к умирающему поэту - «умри христианином» переиначила на свой лад, дескать, жил вольнодумцем, так хоть умри, вспомнив о Боге... Вообще все это, конечно, иначе, как кощунством не назовешь. Негоже и в постсоветское время выставлять Пушкина христианином лишь в самом конце жизни и едва ли не на смертном одре или неким объединителем всего лучшего в человечестве. Такое умаление общепризнанного народного гения никому не делает чести. Судить Пушкина на всякий манер, кому как выгодно, - это не христианский путь. Святой преподобный Иоанн Лествичник прямо говорит: «Судить ближнего – это бесстыдное похищение Божия достоинства». Пушкин по учению нашей Вселенской Святой Соборной Апостольской Православной Церкви во Христа облекся, когда был крещен. После этого происходило постепенное возрастание раба Божия Александра в меру возраста Христова. Поэт многими скорбями достиг такой высоты духа, которую Гоголь, лично знавший А.С.Пушкина, назвал «явлением чрезвычайным»! А еще Гоголь восклицал, что А.С.Пушкин воздвиг новое здание чисто русской поэзии и прозы. Хотя сам Пушкин, явно скромничая, писал, что он лишь «ударил об наковальню русского языка, и вышел стих и все стали писать хорошо». Вот он настоящий Пушкинский Дом, из которого вышли и которому «тайную свободу» пели все последующие поколения русских писателей и поэтов! Пушкинский дом можно представить из многих прекрасных комнат, на которых, как в Пушкинском Лицее написаны имена русских коренных творцов слова. Что великого и всемирного написал бы наш Пушкин, не находясь на духовных позициях, а лишь в силу одного мастерства и врожденной интуиции? Не эта ли высота духа испугала врагов России, и они решились прибегнуть к устранению Пушкина, чтобы его влияние на все стороны русской жизни прекратилось, как можно раньше... Теперь людьми Пушкин возведен на такую рукотворную высоту, что сам Пушкин ей вряд ли был бы рад, потому что он ратовал за «нерукотворную», вечную память, то есть поэт радел о духовном, чтобы мы не претыкались на одном и том же, тем более, на земной славе, но стали бы, как он, разносторонними всечеловеками или «богочеловеками», но не «человекобогами» (термины Достоевского), чтобы вечная Слава Божия торжествовала и на земле, и на Небе. Поэтому Пушкин нужен сегодня России, как никогда ранее.
Гоголь замечательно сказал о Пушкине, давно дав следующее разъяснение: «В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка, в нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенная русская... Все уравновешено, сжато, сосредоточено, как в русском человеке, который немногоглаголив на передачу ощущения, но хранит и совокупляет его долго в себе». Это говорит великий Гоголь о великом Пушкине, которого лично знал, видел и слышал. Велик и общепризнан авторитет Гоголя, но современным врагам России и Святой Русской Поэзии все нипочем. Они никак не уймутся в поношении всего православного, чистого и святого. А еще Гоголь сказал, что Пушкин – «это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет»! Немудрено, что до сих пор мы не понимаем всеобъемлющего, то есть духовного Пушкина. Пушкин для нас засиял во всей своей красоте и стал более понятен после того, как Православная Россия в ХХ веке взошла на уготованную Ей ее многочисленными врагами Святую Голгофу. В вольных и невольных страданиях русский народ прибегал к светоносному имени Пушкина, видя в нем защитника и поборника Правды от Бога. Только Пушкин, в отличии от многих из нас, взошел на свою голгофу вполне добровольно с полным осознанием того, что жить ему больше не дадут… После Пушкина быстрые расправы с Ангелами Русской Поэзии стали обычным делом – это и Лермонтов, и Есенин, и Клюев, и Рубцов, и многие другие мученики-поэты.
Первое, что приходит на ум при славном имени Пушкина – это замечательное во всех отношениях стихотворение, написанное им в 14 лет, - «Воспоминания в Царском Селе». Это, безусловно, программное, эпическое произведение, в котором совсем юное дарование выступило в роли пророческой и народной. Нас до сих пор убеждают, что век Пушкина был золотым для России. В смысле развития нового поэтического творчества это так. Но сам Пушкин писал, что в историческом плане золотая пора России прошла: «Промчались навсегда те времена златые…» «Счастливая Россия», «цветущая под кровом тишины», не вернется назад – впереди тяжелые для русской души и сердца времена. И поэт не ошибся! Его трагическая гибель на подстроенной дуэли тому подтверждение. Затем погибнет и Лермонтов… «Громкозвучные лиры» великих русских поэтов должны были умолкнуть в преддверии грядущих революционных событий. Конечно, не враги Православной России, а Сам Господь отнимает у Отечества в цветущем возрасте Своих посланников, чтобы мы осознали реальность зла и его влияние на наши души, чтобы мы научились ценить свое гениальное, отечественное, чтобы мы, ужаснувшись своим грехам, принялись за трудное, но славное дело спасения. Если мы не будем исправлять свою жизнь, то у нас отнимется и то малое, что было…
Далеко не случайно, что Пушкин начинает воспоминания в Царскосельском саду. Сад есть образ Эдема. Поэт сразу показывает себя тончайшим лириком и, более того, провидцем: как когда-то первые люди были изгнаны из рая за преступление заповеди Божией, так над нынешним миром, в том числе Россией, нависли новые опасности – «Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес…» Природа нужна Пушкину для выражения самых сильных духовных чувств. Новый век России унаследовал не покой и мир, но «брани новые и ужасы военны». В 14 лет Пушкин настолько внутренне органичен и религиозен, что это чувствуется по всему складу стихотворения. Так мыслить и высказываться может только мудрец! Гений Пушкина не прибегает к прямому богословию – ему достаточно лишь подчеркнуть: «Страдать – есть смертного удел» Это тоже самое, о чем гласит Святое Евангелие: «Многими скорбями нам надлежит войти в Царство Небесное». Мир лежит во зле человеческих грехов и обуреваем сатанинской злобной гордыней, поэтому уделом любящего человека в нем всегда будут скорбь и гонения. Но только так можно определить, кто любит по-настоящему Бога, а кто, любя мир, как совокупность неуправляемых страстей и зол, вольно или невольно уходит от Бога.
Андрей Башкиров
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |