В последние годы русский читатель с радостью открывает для себя произведения Л.А. Тихомирова. Одна за другой выходят из печати книги отечественного мыслителя: "Монархическая государственность", "Критика демократии", впервые опубликованы "Религиозно-философские основы истории". Недавно в составе сборника его статей (непереиздававшихся после революции) "Христианство и политика" также впервые опубликована его эсхатологическая фантазия "В последние дни", написанная в 1919-20 гг. незадолго до смерти. Несомненно, Тихомиров, как крупнейший исследователь монархической государственности, является русским идеологом ХХ века. С этим достоинством он соединяет качества глубоко церковного человека, чутко понимающего духовный смысл исторических процессов. Поэтому его размышления и прозрения представляют особый интерес.
К теме эсхатологии Л.А.Тихомиров впервые обратился еще до революции. В 1907 г. отдельной брошюрой вышла его работа "Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира". В его фундаментальном труде "Религиозно-философские основы истории" (1918 г.) эта тема находит дальнейшее развитие. Автор старается строго держаться церковного учения, выдвигая собственные гипотезы только там, где это учение не говорит ничего определенного. В следующем 1919 году он пишет в совершенно нетипичном для него жанре - детективно-фантастический роман на эсхатологическую тему. Видимо, новая, более живая, форма изложения была выбрана для того, чтобы подчеркнуть некоторые моменты эсхатологии, оставляя их в качестве частного мнения. Его эсхатологические прозрения перекликаются отчасти с таковыми у В. Соловьева в его "Повести об антихристе", а форма романа напоминает "Камо грядеши" Г. Сенкевича.
В то время, как многие его современники отождествляли царство антихриста с большевицким режимом и даже выдвигали гипотезу "коллективного антихриста", имея в виду красных главарей, Тихомиров в своем романе описывает явно не советскую действительность периода красного террора. Не отрицая антихристова духовного смысла революции, он, один из немногих тогда, понимал, что атеистический режим - это еще не конец мировой истории. В "Религиозно-философских основах" он указал следующие за атеизмом ступени падения человечества в бездну: человекобожие и сатанобожие. Антихрист будет не просто врагом всякой религии, а возглавителем новой религии, объединяющей все прежние культы, далеко отошедшие от своих основ. Пришествие антихриста произойдет в обстановке не атеизма, а "нового религиозного сознания", ложной религиозности и ложной духовности. Это прозрение является очень точным, и справедливость его мы можем оценить теперь, в самом конце ХХ века.
Действительно, атеизм, в том числе и государственно-принудительный, своими гонениями на христианскую религию играл лишь подготовительную роль. Разрушая целостное христианское самосознание, атеизм подталкивал бывшие христианские народы к восприятию нового религиозного сознания, в сущности своей совершенно антихристианского.
Важной опорой царства зверя будет широкое распространение темной духовности, массовое общение людей с миром демоническим. Во главе волхвов будет стоять "другой зверь"- лжепророк, живо изображенный Тихомировым. "Симфония" зверя-антихриста, как властителя мира сего с другим зверем - лжепророком, как возглавителем оккультного мира, будет основой темного царства. Организованные действия оккультных сил Тихомиров показывает в виде особых "психических батарей" или "оркестров", составленных лжепророком из экстрасенсов, гипнотизеров и других психически одаренных людей, совместно и согласно взаимодействующих с бесовскими силами. При таком синэргизме антихристовы силы достигают наибольшего результата своего владычества, поэтому они стараются привлечь в свои "оркестры" как можно больше людей, особенно сильных, умных, волевых.
Интересна мысль автора, что истинные христиане своей иной духовной настроенностью, своею молитвою к Богу будут вносить диссонанс в этот "психический оркестр", само существование христиан, даже на катакомбном положении, будет главной причиной расстройства планов антихриста, а потому и будет вызывать ненависть и гонение на верных с его стороны.
В полном согласии с учением Церкви Л.Тихомиров подчеркивает, что антихрист будет личностью, а не коллективом. Коллективно только подготавливается его пришествие. Этим занята мiровая система зла, или закулиса, которая проводит огромную работу по объединению человечества на антихристианских началах в религиозном, экономическом и политическом отношении. Тихомиров представлял себе мiр времен антихриста в виде конфедерации с Верховным Советом из десяти правителей. Для нас, в конце ХХ века очертания нового мiрового порядка видны гораздо яснее. И тем не менее, очевидно, что ни Бильдербергский клуб, ни Трехсторонняя комиссия, ни какой другой коллектив "сионских мудрецов", являясь сам по себе важнейшим элементом антихристовой системы, самого антихриста полностью не заменит. Для этого требуется именно личность, причем личность не просто блестящего политика, выдающегося технократа, признанного светила экономики или юриспруденции из Гарварда или Оксфорда. Требуется личность притягательная для миллионов, вызывающая восхищение и поклонение. Такой привлекательности, очевидно, не могут обеспечить только рекламные потуги средств массовой информации, способные на короткое время "раскручивать" и полные ничтожества. Требуются привлекательные качества самого злодейственного гения, оправдывающие его претензии быть мiровым лидером.
Главной задачей антихриста будет отвлечение людей от Христа на поклонение себе. Добиться этого может только личность, имеющая сверхчеловеческие способности и претендующая на человекобожеское достоинство. Обещая максимально обустроить земное благосостояние человечества, антихрист будет стремиться к добровольному признанию его как можно большим числом людей, чтобы поистине "прельстить, аще возможно, и избранных".
В романе показано, что репрессии мiрового правителя против христиан и других инакомыслящих начинаются со второй половины его царствования, после проповеди пророков Еноха и Илии. С этого же времени вводится и печать зверя, организуется принудительное поклонение образу его со смертной казнью за неисполнение. А до этого времени человекобог пользуется главным образом методами прельщения.
Л.Тихомиров указывает на монархический характер власти антихриста. Это связано с сатанинской имитацией христианской монархии. Сам сатана ничего своего создать не может, он может только разрушать, искажать или подделывать Божие творение. Это относится и к государственному строительству. Как христианский монарх является выразителем нравственного идеала, носителем особой харизмы, получаемой в таинстве помазания на царство, - так и антихрист будет имитировать выразителя нравственности, носителя харизмы, будет претендовать на сакральный характер своей власти. Монархия (как учит Л.Тихомиров в своих трудах) имеет характер верховной власти, не допускающей разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Безусловно, и антихрист не будет "демократом" - ставленником и выразителем воли народа. Он придаст своей власти характер верховный, т.е. монархический и даже явится, по Тихомирову, восстановителем исторических форм государственности и религии, разрушенных на предыдущем этапе богоборческими революциями и коммунистическим правлением. (Ныне мы видим, что дело движется именно в этом направлении). Десять царей, имеющих одни мысли со зверем и предающих ему свою власть, образуя Верховный Совет при антихристе, изображаются в романе тоже как монархи. Так ли это будет, или нет, главное, что отличает истинную монархию от ложной - это ее духовная сущность. Истинный монарх - это слуга Божий, а не сослужитель "зверя". Это следует особенно напомнить некоторым нашим монархистам, увлеченным только внешней формой монархии и не вникающим в ее духовное содержание.
При этом подобно тому, как христианский монарх пребывает в симфонии с Христовой Церковью, так и антихрист будет пребывать в симфонии с падшей церковью-блудницей, называемой в романе "Универсальной церковью", и возглавляемой отступниками-иерархами из разных конфессий. Прозрение Тихомирова о церкви-блуднице, входящей в состав царства "зверя", как его важная часть, является для нас знаменательным. В начале века, когда экуменическое движение только начиналось и еще не приобрело зловещих современных очертаний, аналогов этой церкви-блудницы не имелось. Теперь же мы видим, насколько справедливым оказалось предсказание нашего русского мыслителя. Он отмечает у лидеров падшей церкви характерные черты: устремленность к земному преуспеянию, безпринципность и личную порочность. Такие деятели легко находят общий язык с подобными себе из других конфессий, а также с самим антихристом. Будучи в душе людьми, неверующими ни во что, они не интересуются вероисповедными вопросами и готовы сойтись на любом вероопределении. Их сотрудничество с антихристом и его служителями делает безсмысленным формально ненарушаемое ими правоверие. По своему поведению и сущности это люди двойные ("оборотни", по выражению прот. Льва Лебедева).
В своей книге "Религиозно-философские основы истории" Л.Тихомиров подробно разбирает встречавшиеся в истории Церкви тайные общества и их представителей. Из прошлого он прозирает и в будущее. Все тайные общества, внедрявшиеся в Церковь (особенно на Западе), действовали примерно по одной схеме. Существовала многоуровневая система посвящений, причем мiровоззрение и образ поведения посвященных принципиально отличался от того, что они внушали профанам. Так например, у тамплиеров одни и те же посвященные лица носили обличие служителей церкви, но тайно покланялись сатане; днем служили мессу католическую, а ночью - мессу черную. На Востоке подобное известно о сектах павликиан, богомилов, жидовствующих, проникавших временами в Церковь.
По таким историческим примерам создает Тихомиров образ церкви-блудницы будущего. Ее лидеры, объединенные в "коллегию кардиналов", возглавляются лже-пророком в сане папы. Все они верные сатанисты, сильно продвинутые в черной магии. "Кардиналы" представляют различные бывшие христианские конфессии, которые они объединили на основе "нового религиозного сознания". Главным средством привлечения к себе людей для служителей "Универсальной церкви" является узаконивание всякого греха, потворство всякой похоти. Не брезгуют эти лжепастыри и сыскной службой, выявляя истинных христиан и предавая их в руки полиции антихриста. Церковь-блудница в изображении Тихомирова имеет большие материальные средства и даже собственные войска. Служа сатане непосредственно, она, по ходу действия, начинает тяготиться зависимостью от антихриста. Комплекс папоцезаризма, оказывается, способен разрушить не только истинную симфонию христианского государя с патриархом, но и лживую симфонию антихриста с церковью-блудницей. "Коллегия кардиналов" вступает в конфликт с антихристом и его подручными -десятью царями. Конфликт этот заканчивается расправой над городом - столицей "Универсальной церкви" (в Апокалипсисе этот город именуется Вавилон, в представлении Тихомирова, это будет Рим). Так автор "разворачивает" символическую картину Откровения в более конкретное земное предвидение, нигде не отступая от прямых слов Священного текста.
Для нас важнее то, что все составные части церкви-блудницы уже сейчас у нас перед глазами: и экуменические организации, и сотрудничество официального православия со строителями "нового мирового порядка", и новое, апостасийное религиозное сознание, овладевшее массами, и новые многочисленные кадры лжепастырей. Недостает, похоже, весьма немногого - самого всемирного возглавителя "экуменической коллегии".
Интересно описание Л. Тихомировым антихристовой коалиции. Коалиция эта, победившая своих врагов и приведшая к власти своего ставленника, раздирается междуусобной борьбой. Это и неизбежно для системы, построенной на лжи, на групповом и личном эгоизме. Церковь-блудница вступает в конфликт с антихристом из-за претензий на примат духовной власти. Мiровое еврейство, из своей среды приведшее к власти "зверя", также становится им недовольным, когда он выходит из-под контроля и пытается играть слишком самостоятельную роль. В самой еврейской среде идут споры: понимать ли Мошиаха как личность, или как весь еврейский народ. Некоторая часть еврейства (в соответствии с пророчеством) обращается при этом ко Христу. Наконец, антихрист проникается ревностью и соперничеством к самому сатане. Л.Тихомиров справедливо отмечает, что в силу небывалой мании величия антихрист является тяжелейшим шизофреником, коему место только в сумасшедшем доме. В таком состоянии "зверь" совершенно теряет чувство реальности и, почти истребив истинное богопочитание на земле, вступает в безумную борьбу с Самим Богом, пытаясь "штурмовать Небеса" с помощью своих "психических батарей". Это и приводит его к окончательной погибели в геенне огненной.
Тихомиров подчеркивает, что хотя "зверь" будет обольщать людей земным благосостоянием и изобилием, время его правления будет сопровождаться множеством стихийных бедствий, неурожаем, голодом, эпидемиями. Обо всем этом прямо говорится в Апокалипсисе. При этом огромное большинство людей, страдая от этих бедствий, будет видеть виновников бед в пророках Божиих - проповедниках покаяния, а не в антихристе и не в своем безбожии. Настроением подавляющей массы людей последнего времени станет активное и озлобленное богоборчество, состояние невменяемости, подобное состоянию самого антихриста.
Однако и в это время будут совершаться отдельные обращения людей ко Христу. Л.Тихомиров живо описывает переход на сторону гонимых христиан нескольких человек из антихристовой гвардии. Это происходит до введения печати и поклонения "иконе звериной". Ушедшие от антихриста первоначально были обольщены его ласкательством, но потом увидели его страшную жестокость в расправе над христианами, его коварство и двуличие, - и ужаснулись, кому они служат. Психологически верное наблюдение, и из истории мы знаем, что многие сбитые с толку большевицкой пропагандой, столкнувшись с ложью и насилием режима, прозревали и становились в ряды борцов против этого режима. Подобное может быть и при антихристе, с одной существенной оговоркой, отмеченной в Апокалипсисе. Обращение ко Христу уже невозможно для тех, кто принял печать "зверя" и поклонился образу его. Эти действия производят в душе человека необратимые роковые изменения, запечатлевают его во вражде к Богу, и именно поэтому они и вводятся антихристом.
Особый интерес представляет описание борьбы христиан против тирании "зверя", которой автор посвящает много страниц, написанных в детективном жанре. Конечно, Тихомиров не мог предвидеть современного развития технических, организационных и морально-психических средств тайной полиции режима. Он имел дело с беззубой и безсильной царской полицией, мы же теперь имеем некоторое представление о деятельности современных спецслужб - вещи и близко несопоставимые. Но главный интерес для нас заключается в самой возможности сопротивления режиму антихриста. По Л.Тихомирову христиане до самого второго пришествия Христова ведут со "зверем" активную вооруженную борьбу: поднимают восстание в столице, после его неудачи переходят к партизанской войне, неоднократно освобождают своих захваченных собратий и даже предпринимают покушение на самого человекобога. По накалу борьбы даже земная победа "зверя" все никак не становится окончательною; он чувствует, что есть люди, которые его не признают и не боятся и готовы бороться с ним до конца. Это вселяет в зверя тайный страх, тщетно скрываемый за крупномасштабным террором. Можно ли согласиться с этими представлениями автора или их следует отнести к фантазии, внушенной его боевой революционной молодостью?
Думается, основная идея Тихомирова, что антихристову злу должно противопоставить активное христианское сопротивление, является правильной. Конечно, формы этого сопротивления должны сообразовываться с наличными силами и возможностями участников, с обстоятельствами места и времени.
Л.Тихомиров наблюдал предреволюционные годы царской России и много писал на эту тему в своих статьях этого времени. Революционное зло развивалось при полной пассивности проеденной либерализмом бюрократии. Даже лучшие люди (напр. К. Победоносцев) пытались противопоставить революции одно охранительство, одно административное запрещение. Это был уход в глухую оборону, которая, отдавая всю инициативу в руки противника, рано или поздно обречена на поражение. Вместо пассивного охранительства требовалась активная контрреволюция, организация всех общественных сил, способных противодействовать революции. В области религиозной к этому же склонялся свт. Феофан Затворник, который считал, что проповеди безбожия должно противопоставить пламенную проповедь веры ("проповедники сами должны гореть"). Идею активной контрреволюции постоянно отстаивал и сам Тихомиров.
К сожалению, все инициативы лучших русских людей того времени сорвала бюрократия, имевшая в своих руках реальные рычаги власти. Люди бюрократии боялись борьбы, не верили в победу. В лучшем случае они были способны на охранительную оборону, в худшем - на периодические уступки врагу, только разогревавшие его аппетит, что и довело Россию в конечном счете до катастрофы. В области чисто церковной уклонение от борьбы с ересью, политика компромиссов с ложью тоже никогда не приводила ни к чему доброму.
Борьбу с антихристом у Л.Тихомирова ведут христианские отряды из разных национальностей и даже разных конфессий, своего рода "интернациональные бригады". Возникает вопрос, почему идеолог русской национальной государственности ничего не говорит о факторе национально-государственной борьбы с антихристом? Известно, что антихристов мiропорядок ликвидирует нации и национальные государства, а потому казалось бы, должен встретить отпор в первую очередь со стороны национально-государственных сил хотя бы в некоторых странах. Ничего не говорит Тихомиров и о роли России в этой последней борьбе. Как понимать это молчание нашего мыслителя?
Видимо, следует учесть, что Тихомиров пишет о самых последних днях мiровой истории, когда некоторые государства, а, возможно, и целые народы исчезнут, будучи уничтожены третьей мiровой войной. Эту опустошительную войну предсказывали многие русские подвижники ХХ века. Кроме того, самый национализм и патриотизм у бывших христианских народов в течение ХХ в быстро эволюционировал в сторону языческую. Уже про многих своих современников Тихомиров отмечал в ряде писем и статей (приводимых, кстати, в том же сборнике "Христианство и политика"), что они "антисемиты, но не православные, абсолютисты, но не монархисты". Это отмечали и другие церковные люди того времени, например, архиеп. Никон Вологодский и С. Нилус. Многие борцы с революцией того времени, особенно националисты, сами в значительной степени отступили от Церкви, не имели целостного православного мировоззрения, идеалы национальные ставили выше религиозных. За этим непременно должно было последовать лишение помощи Божией, чем и объясняется поражение нашего "правого движения".
В дальнейшем русское национальное сознание испытало сильнейшее влияние со стороны национал-большевизма и языческого по своей сути фашизма. Это еще далее отвело патриотов от исторических церковно-православных корней. В настоящее время мы видим в нашем национальном движении величайший идейный хаос и разброд от "православного сталинизма" до открытого антихристианского язычества. Способны ли эти ветхие мехи вместить новое вино истинного православия? Официальная церковь МП не требует от деятелей национального движения отказа от коммунистических и языческих заблуждений. Неофициальная православная церковь в России слишком слаба и раздроблена, чтобы влиять на это движение. Поэтому без особого могущественного воздействия Божия ждать от нашего национального движения серьезного противодействия грядущему антихристу не приходится.
Подобное можно сказать и о сербском национализме, большинство представителей которого видят главных врагов в своих соседях, а не в новом мiровом порядке. Такие националисты считают своей главной задачей продолжение многовековых балканских "разборок", вплоть до кровавых этнических чисток, а не объединение всех сил на сопротивление антихристову мiроустройству. Отметим, что весьма критически относился к национализму балканских народов старший товарищ и единомышленник Тихомирова - К. Леонтьев, считавший эти национальные движения "орудием всемiрной революции".
Эсхатологические размышления Л.Тихомирова являются весьма ценными для осмысления истории ХХ в и современности. Они задают верную систему духовных координат: Христос - антихрист, в которой только и можно оценить сущность исторических явлений. Всякие другие системы отсчета, политические, идеологические, отмеряющие свои стремления от иных духовных реалий, неизбежно оказываются ложными. Понимание антихристовой сущности многих явлений современной жизни побуждает к противостоянию им. Роман Тихомирова еще раз напоминает нам, что с диаволом и его служителями невозможно договориться или сторговаться, ибо отец лжи и человекоубийца искони использует любое перемирие для своего укрепления, а затем обманет и нарушит любые договоры. Мир с ним уже чреват изменой Господу, потому и земная Церковь Христова называется воинствующей, ибо противостоит диаволу и его служителям.
Последний выбор человечества сводится к одному вопросу: со Христом ты или со "зверем?" И не стяжавшие живой личной связи со Христом неизбежно окажутся в рядах Его противника. Это убедительно показывает нам автор книги.
Ярко изображена в романе истинная Церковь последнего времени - Филадельфийская - Церковь действительно верных Христу, ничего не предпочитающих своему союзу с Ним. Ее пастыри заняты налаживанием катакомбной жизни, устройством тайных скитов и убежищ. Здесь взору Тихомирова приоткрылись будущие страницы жизни гонимой церкви в России. В жизнеописаниях новомучеников и исповедников Российских находят свое реальное воплощение образы святых будущего, которые изобразил автор.
Видим ли мы такую церковь сейчас, в нашей жизни, когда еще (или уже) нет открытого кровавого гонения? Нынешнее православие, противостоящее официальному отступническому, слабо и раздроблено. Но также несомненны признаки оживления и возрастания, так что по особой милости Божией в последние дни истинная Церковь может стать тем, чем должна быть - истинной воительницей и прибежищем спасения для духовных борцов.
Завершается роман картиной Второго Пришествия Христова, уничтожением антихристова царства, торжеством Божественной правды. Надежда на последнюю и окончательную победу Христа всегда должна вдохновлять истинных христиан на сопротивление злу, на противодействие мiру сему и диаволу.
Антон Тускарев |