Любое слово важно, так как наши уста запечатлены Святым Духом. Доброе слово усиливается по мере усвоения нами добродетелей, но и злое слово тоже усиливается и крепнет из-за нашего пренебрежения и производит разрушение. Поэтому поэты от Бога всегда были, есть и будут на передовой линии духовной борьбы, как и лучшие русские иноки. Святой преподобный Иосиф Исихаст пишет: «Суетный мир! Лживый свет! Нет в тебе ничего доброго! Совершенная ложь! Совершенный обман! Ты нас обманываешь, над нами смеешься, над нами издеваешься. Показываешь нам годы, и удовольствия, и долгое здоровье, но внезапно нас настигает смерть. И все это лопается, как пузыри, рвется, как паутина. Такова, возлюбленное мое дитя, такова мирская радость!» Сравните это с лермонтовским в «Портреты»: «…Клянет он мир, где вечно сир,/Коварность, зависть и любовь,/Все бросил он как лживый сон!/Не знал он друга меж людей,/Везде один, природы сын./Так жертву средь сухих степей/Мчит бури ток сухой листок».
До сих пор не устают упрекать Лермонтова в «презрительности», «едкости», «неуживчивости» и прочих грехах. Между тем, Лермонтов принимал только один Божий мир, одно Небесное, а о земном думал меньше всего. И вот этого небесного Лермонтова мы пока еще очень мало знаем и ценим, а, значит, нам еще далеко до любви, мы пребываем в заблуждениях и грехах. Мы забываем, что подобно Лермонтову, и мы были созданы не для мира лжи и грешных людей, но для Бога, усыновления в Боге – для богоподобия. В «Посвящении» Лермонтов признается: «Передо мной блестит надменный, глупый свет с своей красивой пустотой. Ужель я для него писал? Ужели важному шуту я вдохновенье посвящал, являя сердца полноту? Ценить он только злато мог…» Далее совершенно в пророческом духе Лермонтов утверждает, что: «Мой гений сплел себе венок/В ущелинах кавказских гор». За что так любил Кавказ гениальный русский поэт? Конечно, за то, что Кавказ – это место горнее – «Одним высоким увлечен». Но надо иметь ввиду и более глубокое, духовное, а именно: русский человек и поэт Михаил Лермонтов – сын Кавказа, сын Святой Иверии, Первого Всемирного удела Пресвятой Богородицы на земле! Офицер Лермонтов защищал Кавказ, он посвятил Богородичному уделу многие свои поэтические и прозаические строки – «Он только жертвует любви». На Кавказе Лермонтов примет смерть и упокоится от трудов праведных, освободиться от земных оков и страшного мира человеческого и сатанинского зла. В этом смысле он и есть самый настоящий «герой нашего времени»! Неприятие зла – вот в чем заключается христианская любовь на деле.
Пусть не подумают, что мы беремся защищать гениального Лермонтова от его неприятелей, нет. Великий поэт в состоянии сам себя защитить правдивыми, искренними, пламенными словами, понятными каждому верующему и любящему сердцу. Наша задача очень скромная – по мере сил очистить имя Лермонтова от наслоившейся за годы безбожия в России грязи, лжи, клеветы и выразить восхищение им. Восхищение величественным, Божественным всегда помогает, особенно в духовной борьбе. Имя «ЛЕРМОНТОВ» - это непобедимая священная хоругвь! Это имя пламенеет и Царстве Небесном, потому что поэт, «видел зло и перед злом/Ты гордым не поник челом» Пел Лермонтов одну свободу от греховного и тленного, одну святую вольность, «боясь лишь Вечного Суда». «Чуждый на земле боязни» Лермонтов пел и эту песнь невозможно забыть, если в нас осталась хоть капля подлинной человечности.
Многие ли понимают, что исключительный подвиг поэта Лермонтова состоит в том, что он делом – вдохновенным словом исполнил заповедь Христа о том, что нет больше той любви, чем душу положить за ближних своих. Он грудью встал на защиту всего небесного от власти тьмы и злобы, а это и семья, и Родина, и вера, могилы предков. Он не ровнял «с земным небес живые звуки» («Слава»). «Любовь», по признанию самого поэта, «все сердце заняла», поэтому Лермонтов был так категоричен к тому земному, что было далеко от Бога. И мир лжи, конечно, ответил на эту великую любовь ненавистью и гонениями. Иначе и быть не могло. Лермонтов желает, чтоб душа во всем дошла до совершенства, чтобы «неизмеримое измерить, любви безбрежной дать предел». За такое устремление Господь и даровал Лермонтову особый поэтический язык и возможность в короткой жизни на земле исполнить свой христианский долг.
Но судьбу я и мир презираю,
Но нельзя им унизить меня,
И я хладно приход ожидаю
Кончины иль лучшего дня.
Словам моим верить не станут,
Но клянуся в нелживости их:
Кто сам был так часто обманут,
Обмануть не захочет других.
Пусть жизнь моя в бурях несется,
Я безпечен, я знаю давно,
Пока сердце в груди моей бьется,
Не увидит блаженства оно.
Одна лишь сырая могила
Успокоит того, может быть,
Чья душа слишком пылко любила,
Чтобы мог его мир полюбить
Миролюбец, прочитав эти стихи, будет в полном недоумении и, пожалуй, возмутится поэтом, не поверив его словам, и… пойдет творить для земли, забыв о Небе. Христолюбец же удивится этому лермонтовскому признанию, возрадуется и возвеселится! Кто живет одним Небесным, то и воистину радостен! Эту духовную радость от него никто не может отнять из людей и духов тьмы! «Презревший мир всегда весел» - наставляет нас святой преподобный Серафим Саровский. Вот почему мы так любим и ценим Лермонтова – он на самом-то деле всегда искренен, честен, правдив, жизнелюбив, как никто другой:
И полный чувствами живыми
Страшуся поглядеть назад.
Чтоб бытия земного звуки
Не замешались в песнь мою,
Чтоб лучшей жизни на краю
Не вспомнил я людей и муки;
Чтоб я не вспомнил этот свет,
Где носит все печать проклятья,
Где полны ядом все объятья,
Где счастья без обмана нет
Счастья и не должно быть на земле. Ведь наше Счастье – Христос на Небе и зовет нас в Свое Царство не от мира сего грешного и прелюбодейного. В духовных откровениях Лермонтова не ощущаешь никакой примеси присвоения себе роли пророка. Быть с Богом – это не достижение человека, а дар от Бога за труды смирения и кротости. Тем более, возвещать Божественное – это не способности и талант человека, но воля Божия. «Мой дом – Небеса и другого я не желаю и не хочу!» – вот жизненная позиция поэта. Всем бы так и тогда бы не исполнилось то, о чем пророчествует Лермонтов о России и не только о ней – о всем человечестве:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь - и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом
Что это, как не 1917 год с его антихристианским вождем – Лениным. Но Ленин – лишь предтеча антихриста. Лермонтов показывает духовную связь грядущей революции в России с отступлением высших кругов (так называемого «высшего света») России от Христа, предавшихся преступным и несбыточным идеям социализма и коммунизма на земле, насаждаемым не православным и давно революционизированным Западом. Все то, против чего и кого выступал Лермонтов, все эти бесы в человеческом и прочем обличье, как писал Ф.Достоевский, решили завладеть телом России, не понимая, что это тело – народ или то же что - Церковь Христова. Но Сам Господь сказал, что Он создал Церковь Свою и врата ада Ее не одолеют.
Поэтому Лермонтов, словно бы в отповедь горе-революционерам и земным реформаторам, пишет в 16 лет «Мой дом»:
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
До самых звезд он кровлей досягает,
И от одной стены к другой -
Далекий путь, который измеряет
Жилец не взором, но душой.
Есть чувство правды в сердце человека,
Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
Объемлет в краткий миг оно.
И всемогущим мой прекрасный дом
Для чувства этого построен,
И осужден страдать я долго в нем,
И в нем лишь буду я спокоен
Чувство правды в человеке – это глас совести, Божий глас. Если Божие преобладает внутри человека, то он исполняется Правды Вечности и уже не хочет ничего, что Правде Бога не соответствует. Правда, он наталкивается на сопротивление духов злобы и им подчинившихся людей, испытывая неизбежные страдания и скорби, но одновременно укрепляется и его любовь, и его решимость не отступать от Правды Божией ни за какие земные посулы.
Андрей Башкиров
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |